«Развитие речи дошкольников в режимных моментах. Стимуляция речи детей раннего возраста в играх и игровых ситуациях»
статья (младшая группа)

Чеботова Мария Владимировна

Речь во всем ее многообразии выступает необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

Фундамент речевого развития закладывается в дошкольном возрасте.

Поэтому так важно в период от 3 до 7лет сформировать основы речи, привить любовь к слову, познанию, общению, творчеству, развивать языковое чутье, задать предпосылки к учебным действиям. В этом возрасте этап освоения речи переходит на качественно новый уровень. Мотивом активного овладения языковыми средствами выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stimulyatsiya_rechi_detey_rannego_vozrasta.docx46.29 КБ

Предварительный просмотр:

доклад

«Развитие речи дошкольников в режимных моментах.

Стимуляция речи детей раннего возраста

в играх и игровых ситуациях»

(творческая группа)

Развитие речи дошкольников в режимных моментах

Речь во всем ее многообразии выступает необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

Фундамент речевого развития закладывается в дошкольном возрасте.

Поэтому так важно в период от 3 до 7лет сформировать основы речи, привить любовь к слову, познанию, общению, творчеству, развивать языковое чутье, задать предпосылки к учебным действиям. В этом возрасте этап освоения речи переходит на качественно новый уровень. Мотивом активного овладения языковыми средствами выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека.

           Многие педагоги и родители сталкиваются с тем, что современные дети зачастую с трудом взаимодействуют между собой. Причин тому немало:

большинство мальчиков и девочек - единственные дети в семье, привыкли к

лидерству, редко общаются со сверстниками вне стен дошкольных учреждений. Если в 80-90 годы прошлого столетия большую роль в формировании коммуникативных навыков играли дворы, в которых дети проводили много времени, играя и общаясь, то сейчас значительную часть времени дошкольники проводят у компьютера и телевизора. Высокая занятость родителей также не способствует общению с ребенком, от этого страдает его речь. А ведь речь, и ее особенности впоследствии становятся одной из ключевых характеристик личности человека: насколько развита культура речи, манеры «говорения», влияние речью на собеседников, все это демонстрирует уровень познаний человека, широту кругозора.

Проблема развития речи является одной из актуальных. Она решается не только на занятиях, но и во всех режимных моментах.

Главные задачи воспитателя в области развития речи детей дошкольного возраста:

- помочь в освоении разговорной речи родного языка;

- вызвать интерес к игре;

- подбирать такие варианты игры, где дети могут активно обогащать свой словарь.

Речевые игры в режимных моментах имеют особое значение для речевого развития ребенка. Они необходимы для снижения психических и физических нагрузок.

Во всех режимные моменты включаются дидактические игры по развитию речи, пополняющие и активизирующие словарь, формирующие правильное звукопроизношение, развивающие связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Во время утреннего приема можно поговорить о настроении ребенка, закрепить знания о семье, домашнем адресе, транспорте, работе родителей, о любимой игрушке, потренировать в произношении ласковых форм слова. И все это возможно сделать в ненавязчивом диалоге между ребенком и воспитателем.

При общении с детьми можно использовать индивидуальные беседы, игры для общения и создания настроения. Например, ребенок пришёл в детский сад нахмуренный, ни с кем не поздоровался. Предложить быть помощником в игре «Какой, какая, какое». Помощник Серёжа достаёт из конверта картинку, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.

- Белка — пушистая, рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

- Пальто — теплое, зимнее, новое, старое, длинное, короткое, красное.

- Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая, веселая, грустная.

- Мяч — резиновый, круглый, большой, синий.

Постарайтесь ежедневно 1-3 мин посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несет силу и энергию, прежде всего тому, кто сказал его, а затем и тому, в адрес кого эти

слова обращены. Важно не только произнести доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности это слово неживое.

Грубых слов не говорите,

Только добрые дарите.

Какие добрые слова мы знаем? Какие добрые слова ты говоришь папе и маме?

Утреннее приветствие.

Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

Или

«Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки)
«Доброе утро!» — маме и папе
«Доброе утро!» — останется с нами

Во время утреннего приема можно использовать пальчиковые игры.

Встреча

Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!», (соединяются мизинцы)
Два щенка: «Ав-ав!», (соединяются безымянные пальцы)
Два жеребенка: «Иго-го!», (соединяются средние пальцы)
Два тигренка: «Р-р-р!», (соединяются указательные пальцы)
Два быка: «Му!» (соединяются большие пальцы)
Смотри, какие рога. (загибаем все пальцы на руке, кроме указательного и среднего и прокручиваем руку туда-сюда)

Или

«Пальчики здороваются»

Здравствуй, Петенька!        прикасаются подушечками большой и указательный палец

Здравствуй, Анечка!           прикасаются подушечками большой и средний палец

Здравствуй, Зиночка!         прикасаются подушечками большой и безымянный палец

Здравствуй, Манечка!        прикасаются подушечками большой  палец и мизинец

Ах, и дружные ребятки,     показывают ладошку, шевелят пальчиками

Поиграем вместе в прятки. сжимают пальчики в кулачок, разжимают (несколько раз)

Такие игры, сопровождаемые чтение стихов, потешек, песенок, эффективны для развития мелкой моторики, поскольку движения пальцами, кистями рук также благотворительно влияют на развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальчиков, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек.

Подготовка к утренней гимнастике. Перед выполнением общеразвивающих упражнений с предметами (обруч ,гимнастическая палка, кубик и др.) детям предлагают «поиграть с предметом», например передавать мяч из рук в руки. В это время педагог спрашивает у детей: «Какой мяч?» (Ровный, гладкий, круглый, красивый, резиновый и т. д.)

Если детям предлагают комплекс физических упражнений без предметов, то используется разминка «Замок»:

На двери висит замок (ритмичные соединения пальцев рук в замок),

Кто открыть его бы смог?

Потянули (руки тянутся в стороны),

Покрутили (круговые движения пальцев от себя),

Постучали (основания ладоней стучат друг о друга)

И открыли (разомкнули пальцы).

Или

На зарядку становись!
Мы зарядкой заниматься
Начинаем по утрам.
Пусть болезни нас боятся,
Пусть они не ходят к нам.
Раз-два,
Шире шаг!

Во время умывания можно также применить словесные приемы.

Потешка: Мылом, мылом чисто мойся,

Ни о чём не беспокойся.

Мыло не кусается,

Просто умывается.

 - Потрогайте, его какое оно гладкое, понюхайте его, оно пахнет, душистое. А вы знаете ребята, для чего мыло нужно?

Дети: чтобы мыть руки.

Таким образом, мы можем привлечь внимание детей к гигиеническим процедурам, закрепить правила мытья рук, рассказать о чистоте.

        Во время дежурства по столовой привлечь внимание детей можно с помощью беседы к посуде, которую дети расставляют на столе. Они рассматривают её и называют форму, цвет, рисунок, материал, из которого она сделана, количество приборов на столе.

        Такие беседы способствуют расширению словарного запаса, упражняют в произношении уже знакомых слов и знакомятся с новыми.

        Сервировка стола: ознакомление с меню, объявление его детям; привлечение внимание детей к эстетическому оформлению столов, правилам приема пищи; индивидуальная работа по воспитанию культуры еды; правила этикета.

Час обеда подошел,

Сели деточки за стол!

А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот тарелочка, вот еда.

Не осталось и следа.

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед!

                                           Или

Ножками потопали:
Топ-топ-топ!
Ручками похлопали:
Хлоп-хлоп-хлоп!
Сели! Встали!
Сно-ва Се-ли!
А потом всю кашу
Съели!

Например: Дежурство по столовой.

• Дети, сегодня у нас дежурные Лиза и Ваня. Они накрывают на стол, а вы послушайте нашу беседу.

• Лиза, какую посуд ты расставляешь?

• Тарелки.

• Куда ты ставишь тарелки?

• На стол.

• Какие у тебя тарелки: глубокие или мелкие?

• Глубокие.

• Какой формы твои тарелки?

• Крупные.

• Какого цвета тарелки?

• Белые с рисунком.

• Из какого материала сделаны тарелки?

• Из фарфора.

• Сколько тарелок на одном столе?

• Две тарелки.

• Как ты их ставишь? Как с ними обращаешься?

• Ставлю осторожно.

• Почему нужно ставить их осторожно? Что с ними случается, когда они падают?

• Они бьются.

• Ваня, а что кладешь на стол ты?

• Ложки и вилки.

• С какой стороны от тарелки ты положишь эти приборы?

• Справа.

• В какой руке дети будут держать ложку?

• В правой руке.

• Скажи мне все, что можно сказать про ложку, какая она?

• Тяжелая, металлическая, блестящая и др.

• Что мы будем делать ложкой?

• Кушать (суп) и т. д.

В перерыве между занятиями или после сна можно использовать игры. Игра “Дикие и домашние животные”

Детям предлагают закончить предложения, называя детенышей: у волчицы появились (волчата, у медведицы родились (медвежата, у белки (бельчата) и т. д.

Игра “Чудесный мешочек”

С закрытыми глазами дети нащупывают предметы, вытаскивают его из мешочка и по наводящим вопросам составляют рассказ. (Из чего сделано? Где растет? Для чего применяют? Какую пользу приносят)

Физкультминутки, подвижные игры и пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика, способствуют развитию разговорной речи.

Как известно, внимание детей удерживается недолго, они устают от сидения, поэтому им нужно расслабиться.

Физминутки

Я иду, и ты идешь— раз, два, три.  (шаг на месте)

Я пою, и ты поешь — раз, два, три.    (стоя, дирижируем 2-мя руками)

Мы идем и мы поем — раз, два, три.  (шаг на месте)

Очень дружно мы живем — раз, два, три.  ( хлопаем руками)

Или

«Колобок»

Замесила бабушка ни булку, ни оладушки, (Руки сцеплены в замок, круговые движения влево - вправо.)

Доставала из печи (Руки вверх, в стороны, вниз.)

Ни пирог, ни калачи, (Повороты туловища влево - вправо, руки в стороны.)

Как поставила на стол, (Приседания.)

Он от бабушки ушел. (Прыжки.)

Кто же бегает без ног? (Хлопки в ладоши.)

Это желтый колобок!

Подготовка к прогулке дает возможность закрепить лексику, связанную со временем года, предметные и обобщающие понятия одежды и обуви, умение вежливо обращаться за помощью к детям и взрослым. Прогулки, дидактические и сюжетно – ролевые игры позволяют осуществлять работу в любом коррекционном направлении.

Так, во время одевания на прогулку нужно поговорить о том, что дети надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита и т.д.

“Собираемся на прогулку

Раз, два, три, четыре, пять,
Сбираемся гулять.
Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
И одежду доставай.
Собери носок в гармошку,
И надень его на ножку.
Ты другой носок возьми, точно так же натяни.
А теперь скорей вставай
И штанишки надевай.
Посмотри, на улице
Стало холодать.
Пришло время кофту
Детям надевать.
Туши – тутуши,
Где твои уши?
Уши в шапке,
Не достанут лапки.
Чтобы уши не болели,
Быстро шапки все надели.

На прогулке можно предложить игру “Найди себе пару”. Взрослый делить детей на две команды. Первая получает картинки с изображением одного животного, а вторая – нескольких. Ребёнок из первой команды говорит: “У меня кошка”. Ребенок из другой команды: “У меня кошки”. Эти дети становятся рядом.

Ещё на прогулке можно предложить игры, где предлагается пофантазировать на такие темы, как: “Если бы я был волшебником...”, “Если бы я стал невидимым...”, “Если весна не наступит никогда...”, “Что было бы, если бы я умел летать?”

Игра “Узнай, как кого зовут?”  Ведущий ребенок выбирает для себя партнера, но имя при этом не говорит и составляет свой описательный рассказ: “Это девочка (мальчик, волосы (темные, светлые, во что одет (перечислить названия предметов одежды и их цвет)”.

Мы знаем, как дети любят загадки, с каким восторгом они стараются их разгадать. Поэтому в игры включается множество загадок. Совсем не важно, что некоторые из них дети самостоятельно не отгадывают. Ведь главное в загадках то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого – или что-нибудь, формируют быструю реакцию на слово.

Во время пробуждения хорошим примером станет проговаривание.

Тихо-тихо, колокольчик позвени,
Всех мальчишек и девчонок разбуди.
Все проснулись, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Солнце уже не спит давно,
Смотрит к нам оно в окно.
Хорошо вам отдыхать,
Но пора уже вставать.

Очень увлекают детей ситуации типа “Научи своего друга тому, что умеешь сам”. Побуждаем детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству. Дети делятся опытом, помогаем им войти в роль “учителя”, т.е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к ошибкам и трудностям сверстников. Также дети участвуют в играх-имитациях: смены эмоциональных и физических состояний, имитаций состояний природы и т.д.

Очень детям нравятся игры с «тайнами». «Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы ее открыть, нужно сказать слово-пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м]. Только нужно, чтобы все назвали пароль правильно». И дети изо всех сил стараются придумывать нужное слово. Но здесь необходимо учитывать один момент: если воспитатель заметит, что кто-то из детей в силу каких-то причин не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь этому ребенку и, желательно, чтобы помощь исходила от детей.

Больше говорите, шутите, поощряйте любую речевую активность ребенка, и скоро вы получите самого интересного для себя собеседника!

В заключении хочу отметить, продуманное и хорошо организованное время детей в детском учреждении имеет большое значение в режиме дня. Вся работа по развитию речи должна быть подчинена главной задаче – подготовке к успешному обучению в школе и успех в этой работе может быть, достигнут только при тесном контакте педагогов, родителей. 

Стимуляция речи детей раннего возраста

в играх и игровых ситуациях

Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей и направлений. Неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и многогранна, и развивать ее необходимо с первых лет жизни. Язык и речь — это как «узел», в котором сплетены различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Дошкольный возраст - период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

В настоящее время перед педагогами, особенно работающими детьми раннего возраста, остро  стоит вопрос — как помочь малышу научиться общаться с окружающими и выражать свое стремление к общению, поскольку очень  много детей  приходят в дошкольные организации не говорящими  в силу различных обстоятельств.

 Мы все прекрасно знаем, что игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, который используется взрослым в целях воспитания детей, обучения их различным действия с предметами, способам и средствам общения. Значительно опыт накапливается ребенком игре. Из своего игрового опыт он черпает представления, которые связывает со словом. Игра - сильнейший стимул для проявления самодеятельности в области языка; она должна быть, в первую очередь, использована в интересах развития речи.

Поэтому работая  с группой детей раннего и младшего возраста, использую  в виде конспектов занятий, направленных на речевую стимуляцию через игры и игровые ситуации. Например.

«Мишка»

Цель: стимуляция речевого общения у детей раннего возраста через игровые ситуации.

Задачи:

- формировать умение находить знакомый предмет на картинке среди четырех знакомых картинок, понимать и выполнять элементарные инструкции, обусловленные ситуацией;

- развивать четкое произношение звука [э], умение дифференцировать по звучанию на слух тихие и громкие звуки; пассивный и активный словарный запас, произвольный выдох, слуховое и зрительное внимание, мелкую и общую моторику;

- воспитывать эмоционально-положительное отношение к занятию, повышать коммуникативные навыки, желание сотрудничать со взрослым.

Оборудование: игрушка мишка, предметные картинки с изображением мишки, куклы, собачки, кошки, перышки (по количеству детей), колокольчик,  ширма.

Ход НОД

- Топ-топ-топ, топ-топ-топ, это кто же к нам идет? (Из-за ширмы появляется мишка.)

-Дети, кто же к нам пришел? Как топает мишка? (Воспитатель побуждает к ответу каждого ребенка.)

Формирование правильного звукопроизношения. Звук [э]

- Мишка умеет петь песенку.

Мишка ротик открывает,

Мишка песню напевает: «Э-э-э!»

Шире ротик открывай

И мишутке подпевай: «Э-э-э!»

(Дети произносят звукоподражание сначала хором, затем воспитатель побуждает произнести звук каждого ребенка. Следя за четкостью произнесения.)

Игра «Подуем на перышко»

(направленная на развитие произвольного выдоха)

-   Мишка что-то принес нам.

                Мишка шел, шел, шел,

                Мишка перышки нашел.

               Что делать с перышками, мишка не знает. Сейчас вы подуете на перышки, и они полетят.

Игра «Найди мишку»

(направленная на развитие словаря, зрительного внимания)

- Еще мишка принес картинки. Он не знает, где его картинка. Найдите мишке его картинку.

Педагог помещает на доску 4 картинки с изображением мишки, куклы, собачки, кошки и поощряет называние картинок детьми доступными им средствами. Дети подходят к доске, выбирают нужную. Остальные картинки воспитатель убирает.

- Кто нарисован на картинке?

(Дети произносят слово или звукоподражание, педагог побуждает к ответу каждого ребенка.)

-  Вот, мишка, твоя картинка.

(Педагог показывает картинку мишке. Тот благодарит детей.)

Физкультминутка «Мишка косолапый»

Воспитатель показывает, как «идет» мишка.

- Выходите, детки, с мишкой погулять!

Мишка косолапый по лесу идет,

            Шишки собирает и в карман кладет.

            Вдруг одна из шишек прямо мишке в лоб.

            Мишка рассердился и ногою топ.

(Дети имитируют движения мишки, произносят звукоподражание)

Пальчиковая игра «Мишка идет»

(на развитие мелкой моторики)

- А сейчас пальчики покажут, как идет мишка.

(Дети «идут» пальчиками по стол желательно средним и указательным ведущей руки, прижимая подушечки пальцев к столу, произнося «топ- топ—топ». Воспитатель произносит «Топ-топ, топ-топ, это мишка наш идет.)

Игра с колокольчиком «Тихо — громко»

(на развитие слухового восприятия)

 - Ой, что это звенит? Мишка принес нам колокольчик! Как звенит колокольчик?

( динь-динь)

 - Колокольчик умеет звенеть громко и тихо. Мишка хочет поиграть с вами. Он спрячется за ширму и будет звенеть колокольчиком. Когда колокольчик будет звенеть громко, вы будете показывать свои руки, а когда тихо — спрячете руки за спину.

- Молодцы. Мишке очень понравилось играть с вами. А вам понравилось играть с мишкой?

- Во что больше вам понравилось играть с мишкой?

- А сейчас мишке пора домой. Помашем ему рукой, скажем: «До свидания. Приходи к нам еще».

«Овощи»

Цель: стимуляция речевой деятельности через игровые ситуации.

Задачи:

- обогащать представление об овощах;

- словарь за счет прилагательных, обозначающих качество овощей;

- формировать умение различать овощи на ощупь; использовать в речи обобщающее слово «овощи»;

- грамматическую структуру речи;

- рассматривать сюжетную картинку, отвечать на вопросы по ней;

- совершенствовать умение раскатывать пластилин между ладонями:

- развивать зрительную память, зрительное внимание, общую моторику и чувство ритма;

- координацию движений в соответствии с речью воспитателя;

- воспитывать желание включаться в деятельность;

- совершенствовать коммуникативные умения.

Оборудование: корзинка с овощами (капуста, лук, перец, помидор, морковь, картофель), полотенце, картинки с изображением овощей и Петрушки, пластилин зеленого цвета и доски для лепки, картина для рассматривания «Собираем урожай овощей».

Ход НОД

Педагог вносит корзину, где лежат овощи. Затем показывает по очереди каждому ребенку овощ.

- Что это? Какого цвета? Какой формы?

После воспитатель подводит детей к выводу.

- Картошка, лук, морковь, помидор, капуста, перец — это.... Овощи.        Где растут овощи?

Дидактическая игра «Узнай на ощупь»

                                 (на развитие тактильных ощущений)

 - Я сейчас спрячу овощи под полотенце, а вы попытайтесь, не гладя, найти тот овощ, который я назову.

Воспитатель называет овощ, ребенок рукой под полотенцем пытается нащупать и достать названное.

Дидактическая игра «Чего не хватает?»

(на развитие зрительного восприятия)

Воспитатель показывает детям несколько овощей, потом закрыть глаза и убирает один. Дети должны угадать, что убрали.

Артикуляционная гимнастика

(на развитие артикуляционного аппарата)

- Мы забор обойдем    (Дети выполняют упражнение «Заборчик -  вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы».)

- В огород придем. Лопату возьмем (Дети выполняют упражнение «Лопата - Улыбнись и приоткрой рот. Положи широкий язык на нижнюю губу»)

- И копать пойдем.

 

Рассматривание картины «Собираем урожай овощей»

(на активизацию словарного запаса)

Воспитатель показывает картинку.

- Кто нарисован на картине? Что несет мама? Какого цвета огурцы? А какой они формы? Что делает Мальчик?  Какие овощи собрала девочка? Какого цвета помидоры? Какой они формы? Какие еще овощи выросли на грядке? Какая морковь? Какая капуста?

Дети отвечают.

Физкультминутка

(на развитие общей моторики)

Мы пришли на огород. (Дети идут по кругу, взявшись за руки, поочередно протягивают руки вперед, то ставят на пояс.)

Что же там у нас растет? Есть капуста и лучок, (Дети имитируют движения «собирают овощи».)

Свекла есть и чесночок

Мы корзиночки возьмем,

Урожай наш соберем!

Дидактическая игра «Поможем собрать овощи»

- Посмотрите,  картинке нарисован Петрушка. Он держит корзинку, хочет пойти

в огород и собрать там овощи. Давайте ему поможем. (Дети находят картинки с овощами.)

Лепка «Огурцы»

(на развитие мелкой моторики)

- Давайте приготовим салат из огурцов, но для этого нам надо их слепить.

(Дети раскатывают пластилин между ладонями.)

- Вот наше занятие и подошло к концу. Что лежало в корзинке?

Какие овощи вы запомнили? Чем мы занимались? Что вам понравилось?

Литература:

  1. Алексеева М.М. , Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. М., 1999.
  2. Бондаренко А. К, Матусик А. К.,  Воспитание детей в игре. М., 1996.
  3. Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи /Под ред.. Б. Ф. Сергеева. М., 2004.
  4. Мухана В. С. , Детская психология. М., 1999.
  5. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. М., 1995.
  6. Скажи по-другому: Речевые игры. упражнения, ситуации. сценарии Под

О.С. Ушаковой. Самара, 1994.

7.Тихеева В. И. Развитие речи детей. М., 1990.

8. Швайко Г. С. Игры и упражнения для развития речи / Под рел. В.В.Гербовой.

1991.

9.Панова Н. А., Дементьева О. И. Развитие речи дошкольников в режимных моментах / Воспитатель №2/2016.

10.Саянкина М. А., Стимуляция речи детей раннего возраста в играх и игровых ситуациях / Воспитатель №10/ 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал с использованием инновационной технологии по формированию гендерной принадлежности у детей раннего возраста в процессе игровой ситуации «В гости едет кукла Маша».

Методический материал с использованием инновационной технологии по формированию гендерной принадлежности у детей раннего возраста в процессе игровой ситуации «В гости едет кукла маша»...

Развитие речи и рекомендации по ее коррекции у детей раннего возраста

Рекомендации по коррекции речи у детей раннего возраста...

Практическое развитие речи через игры с водой и самомассаж детей раннего возраста

Развитие ребёнка раннего возраста происходит через практическую деятельность. Для того, чтобы ребёнок познавал свойства предметов, нужно ввести их в его развивающую среду, развивать тактильные чу...

Развитие речи дошкольников в режимных моментах. Стимуляция речи детей раннего возраста в играх и игровых ситуациях

Речь во всем ее многообразии выступает необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации...

Консультация для родителей по развитию речи дошкольников "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш-Не получит...