Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4 - 5 лет
методическая разработка (развитие речи, младшая группа) по теме

Потийчук Марина Александровна

Центр " Учимся говорить "
  Развитие речи ребёнка - многогранный и сложноорганизованный процесс . В нём " рука об руку " идут восприятие , внимание , память, мышление  , зрительно - моторная координация . И какая из перечисленных составляющих интеллектуального развития является первоочерёдной и наиболее важной , определить невозможно .Все они идут рядом , опираясь друг на друга в развития речи  , время от времени уступая первенство друг другу.
   В настоящее время увеличивается число детей с нарушениями развития речи . При этом чаще всего такой диагноз уже достаточно достоверно ставят детям 4-5 - летнего возраста.
   Общее недоразвитие речи - системное нарушение , характеризующиеся нарушениями звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического восприятия , звуконаполняемости слов,  грамматического строя речи.
  Во многом успешность речевого развития ребенка зависит не только от коррекционной работы логопеда но, и от оборудования предметно - пространственной развивающей среды в групповом помещении созданного воспитателем.
    Центр " Учимся говорить ":
   1.Стелаж или этажерка для пособий.
   2.Набор игрушек и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях , уточнения произношения гласных и наиболее легких согласных звуков.
   3.Нобор игрушек для проведения артикуляционной и мимической гимнастики.
   4.Предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам ( не более двух тем одновременно ).
   5.Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания.
   6.Игры из серии " Умница" ( "Контуры ", "Что есть что ", " Кто есть кто " ).
   7.Игры из серии " Учись , играя " ( " Кто в домике живет ? " ).
   8.Лото " Парные картинки " , " Игрушки " ,"  Магазин ".
   9.Домино " Мир сказок " , " Дикие и домашних животные ".
  10.Игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи ( " Цветок и бабочка ", "Чего не стало ? ", "Разноцветные машины "(различение форм ед. и мн. числа существительных др.).
   11.Фланелиграф.
   И конечно развивать  такие центры как : "  Здравствуй , книжка ", " Играем в театр ", " Мы познаём мир ", " Маленькие конструкторы ", " Мы играем ", " Моторного развития ".
   Использование данного оборудования и пособия в работе воспитателя  насытить занятия общеразвивающим материалом, "психологизировать " их благодаря подбору заданий не только по развитию речи ,но и для развития восприятия (слухового и зрительного) , внимания (способность к концентрации , распределению и переключению ), памяти (оперативной речевой и образной ),мышления  (формирования и развития операций анализа , синтеза , сравнения , обобщения, классификации ,конкретизации и абстракци и).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение устного народного творчества в развитии речи и познавательных способностей дошкольника.

Материал обращает внимание родителей и педагогов на актуальность духовно-нравственного воспитания в наши дни, роль устного народного творчества в развитии речи и познавательных способностей ребёнка....

Выступление на педагогическом совете на тему " Формирование связной речи и познавательных способностей дошкольников".

Выступление  на педагогическом совете на тему " Формирование связной речи и познавательных способностей дошкольников ".Одной из важнейших задач воспитания в детском саду является...

Проект "Игра в друдлы, как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с общим недоразвитием речи".

В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, обладающей коммуникативными способностями, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях де...

«Использование камушков МАРБЛС в работе над развитием мелкой моторики, развитием речи и познавательных способностей детей»

Дошкольное детство - это наиболее благоприятный период для развития речи детей. Развитие речи это длительный и сложный, но необходимый процесс, ведь речевое развитие это отдельная область в ФГОС. Это ...

Развитие речи и познавательных способностей старших дошкольников.

Развитие интеллекта ребенка – многогранный и сложноорганизованный процесс. В нем «рука об руку» идут восприятие, внимание, память, мышление, речь, зрительно-моторная координация.Речь...

Мастер - класс «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с общим недоразвитием речи»

МАСТЕР-КЛАСС«Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с общим недоразвитием речи»...