Развитие речи и познавательных способностей старших дошкольников.
статья по логопедии (подготовительная группа)

Гилева Ольга Петровна

Развитие интеллекта ребенка – многогранный и сложноорганизованный процесс. В нем «рука об руку» идут восприятие, внимание, память, мышление, речь, зрительно-моторная координация.

Речь. Для любой деятельности человека необходимо не только понимать слова родного языка, но и употреблять их в речи (расширение и активизация словарного запаса);нужно уметь складывать слова- «кирпичики» в предложения согласно законам родного языка; изменять по числам, падежам, родам (развитие грамматического строя речи); нужно уметь спрашивать, отвечать, рассказывать (развитие связной речи).

Восприятие. Является «зеркалом», отражающим действительность в нашем сознании. В основе восприятия лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предметов.

Внимание. Невозможно себе представить, что какая-либо задача может быть решена, если человек не умеет сосредотачиваться на работе, распределять внимание между несколькими видами деятельности, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Память. Можно назвать «шкатулкой», в которой сохраняется наше прошлое для нашего будущего. Любая деятельность человека основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти хотя бы несколько секунд. Память позволяет сохранять, перерабатывать и воспроизводить полученную нами информацию.

Мышление.«Профессор» нашего сознания. Нет ни одного примера сознательной деятельности человека, в которой не участвовали бы анализ или синтез, классификация или систематизация, сравнение или абстрагирование информации.

Зрительно-моторная координация. Позволяет человеку выполнить действия с предметами (в том числе рисование или письмо) согласно своему замыслу или стоящей перед ним задаче. Вы бы не смогли ответить на поставленный вопрос. Просто ответа на него нет!

Старший дошкольный возраст, по мнению современных психологов, физиологов, логопедов, педагогов, является наиболее благоприятным для активного развития речи и познавательных способностей. В этом возрасте активно развиваются все психические процессы, которые лежат в основе успешного усвоения ребенком учебной программы в будущем.

В настоящее время растет число детей с нарушениями развития речи. У ребенка с нарушением речи ограничен словарный запас. Наблюдается недостаток слов-признаков, слов-обобщений. Бедность словаря приводит к частым заменам одних слов другими.  Это заметно при выполнении заданий, связанных со словообразованием и словоизменением. В речи дети пользуются простыми нераспространенными предложениями, наблюдаются аграмматизмы.

Во многом успешность речевого развития ребенка зависит от зрелости высших психических функций. Некоторые особенности или недоразвитие аналитико-синтетической функции мышления затрудняют для ребенка сравнение своей несовершенной речи с речью старших. Недостаточность анализа и синтеза отрицательно сказывается на развитии речи в целом. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. Целенаправленное развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_rabotnikov_obrazovaniya.docx16.36 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

 Развитие интеллекта ребенка – многогранный и сложноорганизованный процесс. В нем «рука об руку» идут восприятие, внимание, память, мышление, речь, зрительно-моторная координация.

Речь. Для любой деятельности человека необходимо не только понимать слова родного языка, но и употреблять их в речи (расширение и активизация словарного запаса);нужно уметь складывать слова- «кирпичики» в предложения согласно законам родного языка; изменять по числам, падежам, родам (развитие грамматического строя речи); нужно уметь спрашивать, отвечать, рассказывать (развитие связной речи).

Восприятие. Является «зеркалом», отражающим действительность в нашем сознании. В основе восприятия лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предметов.

Внимание. Невозможно себе представить, что какая-либо задача может быть решена, если человек не умеет сосредотачиваться на работе, распределять внимание между несколькими видами деятельности, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Память. Можно назвать «шкатулкой», в которой сохраняется наше прошлое для нашего будущего. Любая деятельность человека основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти хотя бы несколько секунд. Память позволяет сохранять, перерабатывать и воспроизводить полученную нами информацию.

Мышление.«Профессор» нашего сознания. Нет ни одного примера сознательной деятельности человека, в которой не участвовали бы анализ или синтез, классификация или систематизация, сравнение или абстрагирование информации.

Зрительно-моторная координация. Позволяет человеку выполнить действия с предметами (в том числе рисование или письмо) согласно своему замыслу или стоящей перед ним задаче. Вы бы не смогли ответить на поставленный вопрос. Просто ответа на него нет!

Старший дошкольный возраст, по мнению современных психологов, физиологов, логопедов, педагогов, является наиболее благоприятным для активного развития речи и познавательных способностей. В этом возрасте активно развиваются все психические процессы, которые лежат в основе успешного усвоения ребенком учебной программы в будущем.

В настоящее время растет число детей с нарушениями развития речи. У ребенка с нарушением речи ограничен словарный запас. Наблюдается недостаток слов-признаков, слов-обобщений. Бедность словаря приводит к частым заменам одних слов другими.  Это заметно при выполнении заданий, связанных со словообразованием и словоизменением. В речи дети пользуются простыми нераспространенными предложениями, наблюдаются аграмматизмы.

Во многом успешность речевого развития ребенка зависит от зрелости высших психических функций. Некоторые особенности или недоразвитие аналитико-синтетической функции мышления затрудняют для ребенка сравнение своей несовершенной речи с речью старших. Недостаточность анализа и синтеза отрицательно сказывается на развитии речи в целом. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. Целенаправленное развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития.

Предлагаю некоторые упражнения на развитие всех психических функций у ребенка.

Тема: Зима.

Веселая зарядка для пальчиков.

(Указательный и средний пальцы скользят по столу, повторяя движения ног лыжника)

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной поры!

«Назови ласково».

Снег – снежок, лед -…., зима-….., елка - ….., санки- ….., палки- ……

«Собери предложение». 

Миша, друзьями, в, хоккей, с, играет.

Санках, дети, катятся, с, весело, на , горки.

Метель, улице, метет, на.

Дворе, во, залили, каток, большой.

«Хитрые вопросы».

Оттепель сменилась морозом. Что было вначале, что потом?

Чего больше снегопадов или снежинок?

Чего меньше – зим или месяцев?

«Сосчитай до пяти».

Одна теплая варежка – две теплые варежки, три………;

Одно зимнее утро –

Один холодный нос -  

Одна меховая шапка –

Один снежный ком –

Одно зимнее пальто-

«Объясни словечко».

Горнолыжник, заморозки, безветрие, ледоруб.

«Подбери признак».

Снег – белый, колючий,…..

Зима –

Мороз-

Шуба –

Лыжи-

«Скажи наоборот».

Темное утро - светлое утро.

Старые санки –

Холодный ветер-

Пасмурный день –

Зимний месяц-

Большой сугроб –

Длинные лыжи –

«Отгадай загадки».

По снегу катите – я подрасту,

На костре согреете – я пропаду (Снежный ком).

Все лето стояли, зимы ожидали.

Дождались зимы – помчались с горы (Санки).

Две полоски на снегу оставляют на бегу.

Я лечу от них стрелой, а они опять за мной (Лыжи).

Литература:

С.И. Карпова, В.В.Мамаева. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет.- СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей старших дошкольников в процессе макетирования

Данный материал поможет воспитателям организовать совместно с детьми работу по созданию макетов, как естественно - научного содержания, так и игровых....

Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4 - 5 лет

Центр " Учимся говорить "  Развитие речи ребёнка - многогранный и сложноорганизованный процесс . В нём " рука об руку " идут восприятие , внимание , память, мышление  , зрительно - моторная ...

Развитие познавательных способностей старших дошкольников через исследовательскую деятельность

В статье показана роль исследовательской деятельности в развитии познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста. Использование различных форм исследовательской деятельности в работе с детьми...

Значение устного народного творчества в развитии речи и познавательных способностей дошкольника.

Материал обращает внимание родителей и педагогов на актуальность духовно-нравственного воспитания в наши дни, роль устного народного творчества в развитии речи и познавательных способностей ребёнка....

Программа по дополнительному образованию культурологической и экологической направленности «Сияние Севера» для детей 5-7 лет как способ развития познавательных способностей старших дошкольников.

Статья освещает совместную работу эколога и психолога по развитию познавательных способностей старших дошкольников на культурологическом материале, с экологической направленностью....

Практико-значимый проект. «Система экскурсий на реку для развития речи и познавательных способностей детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста»

Наши воспитанники имеют нарушения слуха и круглосуточно находятся на территории детского сада, поэтому у них недостаточные, неполные знания и представления об окружающем мире. Вследствие этого не все ...

Прототипирование как средство развития исследовательских и познавательных способностей старших дошкольников

Мастер класс по представлению опыта работы по развитию исследовательских и познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через использование технологии "Прототипирование"...