Игры на обогащение словаря
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Захарова Олеся Сергеевна

Данный материал составлен для  педагогов дошкольного образования по преодолению общего недоразвития речи детей 5 -7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_razvitie_leksiki.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Игры, направленные  на формирование лексического компонента  речи детей старшего дошкольного возраста

1. «Договори слово»
- Высокий, тонкий, пятнистый…
- Лохматый, косолапый…
- Голодный, серый, злой…
- Маленькая, быстрая, проворная…
- Хищный, сильный, полосатый…
- Яркое, теплое…
- Серый, колючий…

2. «Третий лишний»

Друг, печаль, враг.
Высокий,
большой, низкий.
Ночь,
сутки, день.
Длинный,
 большой, короткий.
Радость,
 радостный, печаль.
Большой
, низкий, маленький.
Поднимать, опускать,
брать.
Белый,
длинный, чёрный.
Давать,
продавать, брать.
Тяжёлый,
длинный, лёгкий.
Покупать, продавать,
отдавать.
Короткий,
маленький, длинный.
Говорить,
идти, молчать.
Хороший,
светлый, плохой.

3. Закончи предложение…
Слон большой, а комар…
Камень тяжелый, а пушинка..
Золушка добрая, а мачеха…
Зимой погода холодная, а летом…
Сахар сладкий, а горчица…
Дерево высокое, а куст…
Дедушка старый, а внук…
Суп горячий, а компот…
Лев смелый, а заяц…
Молоко жидкое, а сметана…
Река широкая, а ручеек…
Днем светло, а ночью…
Заяц скачет быстро, а черепаха ползет…

4. Объясни, чем отличаются слова, придумай предложения с этими словами.
Шить – вязать.
Класть – ставить.
Строить – чинить.
Бросить – поймать.
Мыть – стирать.
Чистить подметать.
Нести – везти.
Лежать – спать.
Рисовать – раскрашивать.

5. «Назови детёнышей животных»

Домашние

Кошка -  (котёнок), Собака – (щенок), Корова – (телёнок), Лошадь – жеребёнок, Коза – (козлёнок), Овца – (ягнёнок), Свинья – (поросёнок), Мышка – (мышонок), гусь – (гусёнок), курица – (цыплёнок), Крыса – (крысёнок), Утка – (утёнок), Индюк  - (индюшонок) и так далее.

Дикие

Белка  - (бельчонок), Лось – лосёнок, Олень – (оленёнок), Лягушка – (лягушонок), Медведь – (медведица), Ежиха – (ежата), Волк – (волчонок), Лиса - (лисёнок), Верблюд – (верблюжонок), Лев – (Львёнок), Тигр – (тигрёнок), Заяц – (зайчонок)…..

6. «Кто  что делает?»

Змея, пловец, повар, почтальон, учительница, лягушка, продавец, девочка, лошадь, самолёт, пароход, тигр, воспитательница, врач, кошка, автомобиль, солнце, ластик, холод, собака, воробей, шофёр, мальчик, снег, прачка, козёл, ворона, самолёт….

7. «Кто как голос подаёт?»

Поросёнок, лягушка, утка, ворона, лошадь, мышка, гусь, корова, волк, петух, курица, индюк, собака, воробей, мышь, тигр, кукушка, осёл, жук, коза, ёжик…

8. «Назови одним словом»

свитер, платье, юбка, сарафан - …………….. (одежда)

сапоги, туфли, тапки, валенки  …….. …………. (обувь)

блюдце, сковорода, ложка, тарелка  ……………………. (посуда)

шкаф, кресло, стул, тумбочка  ……………………… (мебель)

помидор, морковь, репа, капуста …………………… (овощи)

яблоко, персик, груша, лимон ………………….. (фрукты)

голубь, утка, воробей , ворона …………………. (птицы)

автобус, электричка, трамвай, самолёт ……………………….. (транспорт)

линейка, тетрадь, карандаш, ластик …………………….. (школьные принадлежности)

клубника, смородина, черника, голубика ……………… (ягоды)

сосна, ясень, берёза, рябина ……………………… (деревья)

подосиновик, подберёзовик, опята, волнушки….. …………… (грибы)

корова, лошадь, свинья, кошка ………………….. (домашние животные)

кабан, лось, заяц, медведь ………………………… (дикие звери)

шапка, кепка, панама, шляпа  ……………………… (головные уборы)

весна, лето, осень, зима …………………….. (времена года)……

9. «Для чего нам нужен этот предмет?» (объяснение)

Холодильник, сковорода, метла, иголка, магнитофон, кресло, кровать, ложка,  светильник, вода, нож, дом, фонари на улице, двери, веник, шкаф, валенки…

10. «Назови части предметов»

Чайник: донышко, носик, крышка, ручка.

Стул: спинка, ножки, сиденье.

Диван, человек, грузовая машина…

Составила: учитель – логопед

Новикова О.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Речевые игры, способствующие обогащению словаря, формированию грамматического строя речи и развитию связной речи».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №951        ГОРОДА МОСКВЫ, СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ №2 «Солнышко» Консультация для воспитателей:«Речевые и...

Статья "Дидактическая игра - средство обогащения словаря младших дошкольников"

Игра — ведущий и наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенк...

Игры для обогащения словаря. Часть 1.

Игры для обогащения словаря. Часть1....

Игры для обогащения словаря. Часть2.

Игры для обогащения словаря. Часть2....

Игры для обогащения словаря

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре....

Дидактические игры на обогащение словаря и развитие связной речи

Дидактические игры на обогащение словаря и развитие связной речи...

Дидактическая игра - средство обогащения словаря младшего дошкольника

 Игра —  ведущий и наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и...