Путешествие в осенний лес
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Полянина Марина Ивановна

конспект занятия по развитию речи и освоению грамоте в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_atestacii.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема открытого занятия «Путешествие в осенней лес»

Образовательные цели. Обогащение знаний о диких животных, их повадках, местах обитания и образе жизни. Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные»; введение понятий «хищник», «грызун», «всеядный», «шатун». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -ат, -ят, употребление предложно-падежных конструкций; закреплять правильное произношение звуков в речи.

Развивающие цели. Развитие зрительного внимания и памяти, творческого воображения. Формирование связной диалогической  речи;

Воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Развитие творческих способностей — умения передавать в движении, речи, мимики характер животного. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Специально подготовленная обстановка (лес, оборудование), листья деревьев,  картина с изображением диких животных, игрушки-звери, следы животных.

Предварительная работа. Рассматривание игрушек диких животных, сюжетных картинок с изображением диких животных и их детёнышей, чтение художественных произведений: Г.Снегирёва, М. Пришвина, В.Бианки, рассказывание русских народных сказок о животных. Игры-драматизации с участием детей «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Находчивый заяц» и т.д. Дидактический игры «Кто, где живёт?», «У кого кто?»,.

Ход занятия

  1. Звучит музыка, дети входят в зал.

Воспитатель: Дети, посмотрите какая красота вокруг. Скажите, куда мы с вами пришли? (В осенний  лес). Ребята я слышу звуки музыки, а вы слышите? Давайте закроем глазки и послушаем музыку.

В:- Какая звучала музыка?

Дети: Нежная, красивая, спокойная.

В: А что вы себе представили под звуки  этой  музыки?

Дети: Падают  листья,  шумят деревья, где-то пролетела птичка и т. д.

В:- Дети я вижу красивую поляну. Она вся  усыпана листьями. Ой, кокой красивый лист. Даша от какого дерева этот лист. (Этот лист от клена.) Лера а у тебя от какого дерева лист.

Ответы детей. Дети давайте подуем и наши листья украсят елку.

В: Если долго гулять в осеннем лесу, то можно  и замерзнуть, давайте мы погреемся.

2. Речь с движениями: «Мы пришли в осенний лес».

Мы пришли в осенний лес!

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа березка стоит,

Слева елка на нас глядит.

В воздухе листья кружатся

И тихо на землю ложатся.

Вот  и зайка проскакал-

От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет,

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас!

Не найдет тогда он нас!

В: Вот мы и в осеннем лесу.

В :Мы пришли посмотреть , что происходит в  лесу, познакомится с его обитателями. Кто живет в лесу?

 Дети:  В лесу живут дикие животные.

В: Назовите  диких животных. (Лиса, медведь, волк, кабан, лось. и т.д)

3. Игра на развитие зрительного восприятия «Звери спрятались в лесу».

Дети: – Я вижу волка.

- Я вижу ежа.

- Я вижу зайца.

- Я вижу лося.

- Я вижу белку.

- Я вижу медведя.

В ходе рассматривания картины, задается заранее неверный вопрос.

Дети должны увидеть мою ошибку и аргументировано объяснить, почему я ошиблась. (Дети, а я вижу слона).

В- Молодцы ребята! Всех зверей нашли на картине.

В:- Ну что ребятки, куда мы с вами пойдем? Ой, смотрите! На земле необычные следы.

Дети:- Это же следы животных.

В:- А давайте рассмотрим,  чьи это следы?

Дети:- Это следы волчьи, это лисьи, беличьи, заячьи, а это медвежьи.

В:- Ребята,  а давайте мы пойдем по этим следам и посмотри, куда они нас приведут. Как вы думаете это чьи следы?

Дети: – Это следы лисьи.

В:-  Как вы догадались?

Дети:- У лисы следы похожи на следы маленькой собачки.

В: – Ребята, на самом деле легко ли найти лисьи следы?

Лисьи следы увидеть нелегко, потому – что лиса хвостом следы заметает.

А что вы знаете о лисе?

Дети: – Лиса – хищница. В основном лиса охотится на мышей, сусликов, реже на зайцев. Лиса хитро ловит ежей. Она катит ежа к воде, он расправляет в воде свои колючки и плывет к берегу. Тут – то лиса его и поджидает.

Лиса живет в норе, весной у лисы появляются лисята.

В: – Чьи это следы?

Дети: – Это беличьи следы. У нее острые коготки,

В: -Что вы знаете про белку?

Дети: – Белка – грызун. Она питается орехами, ягодами, грибами, шишками. У белки острые коготки. Это помогает ей быстро забираться на дерево. Пушистый хвост служит белке парашютом. Белка живет в дупле, утепляет свое гнездо пухом. Летом белка рыжая, а зимой серая. Белка запасливая хозяйка. Она заготавливает на зиму орехи, сушит грибы на ветках деревьев. Весной у белки появляются бельчата.

В: – Чьи это следы?

Дети:- Это волчьи следы, они похожи на следы большой собаки. Волки живут стаями и идут «след в след».

В: Что вы знаете о волке?

Дети: – Волк – хищный зверь. Волки живут стаей. Стая – это волчья семья. Охотятся волки почти всегда за больными слабыми животными. Охотятся волки ночью. Живут волки в логове, чтобы вырастить волчат, волчата появляются весной.

В: – Это чьи следы?

Дети: – Это следы медведя.

В: – А что мы знаем о медведе?

Дети: – Медведь – всеядное животное. Он,  любит, есть мед, ягоды, рыбу, муравьев, корешки, но может напасть и на человека. Медведь с виду неуклюжий, но легко лазает по деревьям и быстро бегает. Медведь строит себе берлогу из веточек, поваленных деревьев, мха. Зимой у медведицы появляются медвежата. Если с осени  медведь мало накопил жира, то просыпается зимой и ходит по лесу голодный. За это медведя прозвали шатуном.

В: - Это чьи следы?

Дети: – Это заячьи следы. Когда заяц бежит, он задние ноги выбрасывает вперед, а передние – назад, заяц, будто сам себя обгоняет.

В: – Что вы знаете о зайце?

Дети: – Заяц – грызун. Питается заяц травой, листьями, корой кустарников, грибами, корешками. Зимой грызет кору деревьев. Заяц зимой – белый, а летом – серый. Это помогает ему прятаться от хищников. Еще от врагов зайца спасают длинные, быстрые лапы. Заяц в гору бежит бегом, а с горы кувырком. Живет заяц летом под кустиком, а зимой выкапывает норку в снегу. Весной у зайчихи появляются зайчата.

В: Назовите детенышей диких животных.

Дети:  У лисы появляются лисята,  у зайца - зайчата,  у волка - волчата, у медведя - медвежата, у лося - лосята, у белки - бельчата.

4.Физминутка «Звериная зарядка».

Раз – присядка, два – прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза) 

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть

(движение бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)

Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)

А кому зарядки мало – начинает все сначала.

5.Д\и «Эхо».

В: Ребята, я что- то слышу.  

Аааа(громко)__________ааааа(тихо).

В:  Что - это эхо. Давайте поиграем в эхо. Я буду громким голосом произносить звуки, а вы тихим голосом их повторять.

Ааааа (громко).

Дети: Ааааа (тихо).

В: Ауууу (громко).

Дети: Аууу (тихо).

Воспитатель: Я произнесу слово тихим голосом, а вы повторите громким голосом.

Воспитатель: Что мы с вами произносим?

Дети: Звуки.

В: Какие вы уже знаете звуки?

Дети: Гласные.

В: Почему они так называются?

Дети: Их можно петь, при произношении они не встречают препятствия, ниточка тянется.

В: Какое вы произносите слово?

Дети: АУ.

6.Дифференциация картинок.

В:  Кроме животных, что мы можем увидеть или найти еще в лесу.

Дети: Грибы.

В:Какие есть грибы.

Дети: Съедобные и несъедобные.

В: Давайте поищем грибы в лесу. Вот и корзиночки.

В первую корзинку - картинки, названия которых начинаются со звука [А], во вторую корзинку - картинки, названия которых начинаются со звука [У] и в третью - картинки, названия которых начинаются со звука [о]

На обратной стороне изображений грибов - картинки. Каждый ребенок берет гриб, называет картинку, определяет 1-й звук и кладет в соответствующую корзинку.

Вы все молодцы, хорошо занимались.

В: Ребята, пора в детский сад возвращаться. Вокруг себя повернись и в детском саду окажись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник в средних группах "Путешествие в осенний лес"

"Путешествие в осенний лес" праздник в средних группах...

Интегрированная образовательная деятельность на тему"Путешествие в осенний лес" в рамках тематической недели "Осени прощальные мотивы"

Интегрированная образовательная деятельность на тему «Путешествие в осенний лес» в рамках тематической недели «Осени прощальные мотивы».Программное содержание:1. Здоровье. Сохранять и укреплять физиче...

Сценарий осеннего праздника для второй младшей группы "Путешествие в осенний лес"

Сценарий осеннего развлечения разработан для младших дошкольников с учётом возрастных особенностей детей....

Сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес" (разновозрастная группа)

Сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес" (разновозрастная группа)...

Осенний праздник для детей 2 младшей группы "Осеннее путешествие в осенний лес"

Сценарий раскрывает встречу детей с Осенью. В доступной форме дети знакомятся с осенним временем  года. В прцессе праздника дети просматривают кукольный спектакль. Цель праздника: воспитывать ком...