«В гости к Снежной Королеве»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Батуро Людмила Алексеевна

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми  в старшей группе с использованием развивающих игр   и мнемотехники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми «В гости к Снежной Королеве» в старшей группе с использованием развивающих игр   и мнемотехники.

Составила: воспитатель Батуро Л.А. ГБДОУ детский сад комбинированного вида № 79 Приморского района Санкт-Петербурга.

Тема недели: «Зима. Новый год».

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,  «Социализация»,  «Познание», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура».

Задачи:

«Познание»:

  1. Закрепить и расширить знания детей: о признаках зимы, зимних забавах, празднике Новый год.
  2. Учить собирать из разрезных деталей развивающей игры-головоломки «Волшебный круг» форму круга.
  3. Развивать пространственное мышление, внимание, моторику рук.

«Коммуникация»:

  1. Развивать связную речь, упражняя детей в составлении рассказа о зиме, соблюдая логическую последовательность, используя мнемотаблицу.
  2. Активизировать словарный запас за счет слов: вьюга, снегири, озимь, зимовье, ледокол.
  3. Учить выделять из текста однокоренные (родственные) слова.
  4. Упражнять в подборе признаков, закреплять употребление качественных прилагательных.
  5. Упражнять в умении отгадывания загадок.
  6. Развивать силу голоса и речевое дыхание.

«Физическая культура»:

  1. Способствовать развитию координации движений, равномерному распределению нагрузки на разные группы мышц, снятию мышечного напряжения.

«Чтение художественной литературы»:

  1. Воспитывать любовь и интерес к красоте поэтического слова.

«Социализация»:

  1. Воспитывать желание работать в коллективе, внимательно слушать ответы сверстников, помогать друг другу в совместной деятельности.

Методы и приемы:

Практические: физкультминутка «Вьюга», игра-имитация «Лыжник», игра-головоломка «Волшебный круг».

Наглядные:  книга Г.Х.Андерсена «Снежная Королева», мнемотаблица к рассказу «Зима», письмо от Снежной Королевы, портрет Снежной Королевы, плоскостное изображение ели и шишек для игры «Словесный сад».

Словесные: загадки о зиме, беседа о зимних месяцах, празднике Новый год, стихотворения о зиме,  игра «Словесный сад».

Материалы и оборудование: мнемотаблица, фланелеграф, письмо и портрет Снежной королевы, четыре плоскостных изображений елей на фланелеграфе, изображение шишек, на которых напечатаны родственные слова по тексту стихотворений к игре «Словесный сад», детали к игре-головоломке «Волшебный круг», аудиозапись с голосом Снежной Королевы, ларец с новогодними игрушками.

Предварительная работа: чтение сказки Г.Х. Андерсена «Снежная Королева», рассматривание иллюстраций к сказке, рассматривание предметных картинок по теме «Зима», «Новый год», «Зимние забавы», беседа о  признаках зимы, зимних месяцах, праздновании Нового года.

Формы организации совместной деятельности.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутка «Вьюга»: создать условия для снятия мышечного напряжения. Игра-имитация «Лыжник»: развивать координацию движений.

Игровая

Развивающая игра «Волшебный круг»: развивать навыки совместной работы. Словесная игра «Словесный сад»: развивать внимание, память.

Продуктивная

Развивающая игра «Волшебный круг»: учить собирать из деталей заданный предмет.

Познавательно-исследовательская

Развивающая игра «Волшебный круг»: развивать пространственное мышление, внимание.

Коммуникативная

Игра «Словесный сад»: учить находить в тексте родственные слова.

Рассказ по мнемотаблице о зиме: развивать связную речь детей.

Загадки о зиме и лыжах: учить разгадывать загадки.

Восприятие художественной литературы

Стихотворения о зиме: воспитывать любовь к поэзии.

                                                           

 Логика образовательной деятельности

№ п/п

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемый результат

1.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома.

Зовут меня…

Дети внимательно слушают и отгадывают загадку.

Сформирована мотивация учебной деятельности.

2.

Воспитатель показывает детям мнемотаблицу «Зима» с помощью, которой предлагает составить рассказ о зиме.

Два-три ребенка  составляют рассказы.

Закреплено умение  читать мнемотаблицу и составлять рассказы на заданную тему.

3.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Вьюги».

Воспитатель зачитывает стихотворение и предлагает детям повторить стихотворение и  выполнять движения по тексту.

Воет вьюга: У-у-у,

Завертеть я вас могу,

Замести в большой сугроб,

Хоп-хоп-хоп, хоп-хоп-хоп.

Вас от дома уведу,

В чисто поле приведу,

А потом улягусь спать

В свою снежную кровать.

Дети слушают внимательно воспитателя, затем проговаривая текст, выполняют движения.

Созданы условия для  снятия мышечного напряжения.

4.

Воспитатель в ходе общения с детьми задает им вопросы о зимних месяцах, празднике Новый год.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Закреплены знания детей по лексической теме.

5.

Воспитатель, используя игровой прием, вносит письмо от Снежной Королевы. И предлагает детям вспомнить героиню одноименной сказки и подобрать слова, которыми можно охарактеризовать Снежную Королеву.

Дети называют прилагательные, которые характерны для описания Снежной Королевы (злая, сердитая, холодная, ледяная).

Вызван интерес к дальнейшей деятельности.

6.

Воспитатель достает из конверта портрет Снежной Королевы и предлагает подобрать слова, характерные для описания героини, изображенной на портрете.

Дети внимательно рассматривают портрет и подбирают подходящие слова (добрая, ласковая, веселая, красивая).

Закреплены умения подбирать слова для описания персонажа, изображенного на картинке.

7.

Воспитатель зачитывает письмо от Снежной Королевы и предлагает отправиться в снежное царство. Воспитатель загадывает детям загадку о предмете, на котором они отправятся в путешествие:

Две новые, кленовые

Подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги

И по большим снегам беги.

Дети отгадывают загадку (лыжи).

Сформировано умение отгадывать загадку.

8.

Воспитатель предлагает детям, имитируя движения лыжника отправиться в путь.

Дети под счет воспитателя выполняют движения.

Сформировано умение координации движений.

9.

Воспитатель предлагает детям отдохнуть и под спокойную мелодию читает стихи о зиме:

«Под голубыми небесам великолепными коврами,

Блестя  на солнце, снег лежит…»

«Тихо падают снежинки,

Легкий ветер гонит их.

То построит в хороводы,

То, как в вальсе закружит.»

«Рисует узоры на окнах мороз,

Но только лишь белою краской.

Вот дивные птицы,

Вот чудо-цветок,

Вот замок прекрасный, как в сказке».

Дети, приняв удобное положение, закрывают глаза и слушают стихи.

Вызван интерес к прослушиванию стихотворений. Созданы условия для снятия мышечного напряжения.

10.

Воспитатель предлагает детям продолжить лыжную прогулку и по ходу движения обращает внимание детей на необыкновенные деревья.

«Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово, слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.»

Дети выполняют движения лыжника.

Созданы условия для смены деятельности, вызван интерес к дальнейшей деятельности.

11.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что плоды (шишки) с деревьев осыпались, и предлагает с помощью стихотворений-подсказок назвать слова-родственники и вернуть все плоды на место.

Снегурочка в лесу жила,

Снежки готовила с утра.

Снежинки в хоровод звала

И в гости снегирей ждала,

Чтобы в заснеженном лесу

Увидеть зореньку красу.

Зимушка-зима принесла морозы,

Зимние забавы и сосульки-слезы,

Для зверей – зимовье

И под снегом – озимь,

Зимнюю одежду людям,

Чтоб не мерзли.

Летом мороз в морозилке живет.

Там он морозного утречка ждет.

Чтоб не растаять, мороженое ест.

А на закуску лед, ягоды есть.

Колет лед ледокол.

Через лед он прошел.

Не страшны ему и льдины,

Он их носом вмиг раздвинет.

Путь ледовый он проложит,

Кораблям пройти поможет.

Дети, слушая стихотворения, называют родственные слова и вешают на деревья.

Сформировано умение находить в тексте родственные слова.

12.

Воспитатель предлагает продолжить лыжную прогулку. Далее звучит аудиозапись с голосом Снежной Королевы, на которой она просит помочь детей собрать волшебное зеркало, которое разбилось.

На столе лежат «осколки» разбитого зеркала в виде деталей игры-головоломки «Волшебный круг».

Дети совместно находят детали и собирают зеркало.

Вызван интерес к заданию. Сформировано умение составлять из деталей заданную фигуру. Созданы условия работать совместно, договариваться.

13.

Звучит аудиозапись: «Молодцы, дети! За ваши старания, за помощь дарю вам драгоценный ларец, а что в нем вы сами увидите. А теперь – до свидания! Счастливого вам обратного пути!

Дети открывают ларец, оставленный для них Снежной Королевой, в ларце – елочные игрушки.

Созданы условия для радостно-эмоционального настроения от полученного результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новогодний праздник "В гостях у Снежной королевы"

Новогодний праздник для старшего дошкольного возраста с веселыми играми, хороводами, сказочными первонажами....

Досуг для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у Снежной королевы"

Литературный досуг для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у Снежной королевы"  Задачи: развитие речевого общения и навыков совместной деятельности; создать атмосферу эмоциональног...

В гостях у Снежной Королевы

Тематический день в детскм саду...

конспект путешествия В гости к снежной королеве математика подготовительная группа

Исполльзование занимательного материала с математическим содержанием:палочки Кюизенера,карточки с цифрами и набором знаков «больше», «меньше», «равно»карточки со знаками-символами, блоки Дьенеша,игра ...

В гостях у Снежной королевы. Новогоднее театрализованное представление.

Этот утренник - результат огромной работы. Это продуктивная деятельность проекта "Сказка о Снежной королеве" . Воспитатель с детьми знакомились со сказкой: читали, беседовали, просматривали мультфильм...

Инновационная прогулка для детей среднего и старшего дошкольного возраста «В гостях у Снежной Королевы»

Инновационная прогулка, сочетающая в себе такие элементы организованной образовательной деятельности как «Здоровье», «Коммуникация», «Чтение прогулке предшествует работа со сказкой...

Физкультурный досуг « В гости к Снежной королеве» .

Цель: совершенствовать двигательные способности детей, укреплять здоровье....