Главные вкладки

    Консультация для воспитателей « Развитие связной речи у младших дошкольников через организацию познавательной деятельности»
    статья по развитию речи (младшая группа) по теме

    Исаева Оксана Анатольевна

    Одним из средств познавательно – речевого развития дошкольников является игра – специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razv_rechi_isaeva.doc33 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

    « Развитие связной речи у младших дошкольников через организацию познавательной деятельности»

    Сообщение на районном методическом объединении воспитателей  Лямбирского муниципального района.

                                                                                                       

                                                                            Подготовила:

                                                                            воспитатель            

                                                                            Исаева О.А.

               

    Лямбирь 2012

     

          Большое внимание воспитателя в работе с детьми уделяется развитию связной речи детей, во многом зависящей от успешности работы по ознакомлению с окружающим. Занятия с детьми проводится в форме свободной непринужденной познавательной деятельности взрослого с детьми, где взрослый-партнер учитывает детские интересы и поддерживает инициативу каждого, а ребенок воспринимается как полноправный субъект взаимодействия.

           Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.
          Воспитатель помогает ребенку достичь коммуникативной компетентности к концу дошкольного возраста посредством решения задач по развитию  разных сторон речи во всех возрастных группах: «Развитие связной речи», «Развитие словаря», «Освоение грамматически правильной речи», «Освоение звуковой культуры речи», «Подготовка к обучению грамоте».

             Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие дошкольников мы выделили следующие составляющие:

    речь педагога дошкольного учреждения  

    формирование представлений об окружающей жизни

    развитие любознательности

    сенсорное воспитание

    игра                                                                              

          Кроме того, важно научить детей внимательно слушать. Развитию слухового восприятия и внимания способствуют игры: «Угадай по голосу: кто позвал?», «Поручение», «Эхо», «Телефон» и др.

     Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, систематизации. Ребенок должен получить четкие

     представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.), о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т.д.).

             Одним из средств познавательно – речевого развития дошкольников является игра – специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами.

            Отдельные виды игр по – разному воздействуют на познавательно – речевое развитие детей: сюжетно – ролевые расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения; игры – драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь; строительно – конструктивные развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях. Игра будет активно воздействовать на познавательно – речевое развитие ребенка, если воспитатель обогащает ее содержание, правильно организует.

            Особенно важное место в познавательно – речевом  воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует (например, названия и внешний вид растений, предметов, необходимых для труда, содержание литературных произведений и т.п.). Решая умственную задачу в игре, малыш упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлении по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов. В определении их по отдельным признакам. Например, в играх «Что изменилось?», «Чего не стало?» ребенок должен запомнить ряд предметов или их расположение, а затем восстановить в памяти эту картину и определить, какие изменения произошли. В играх «Найди предмет такой же формы», «Подбери по цвету», «Кому что нужно для работы» необходимо сгруппировать предметы по общим признакам. В играх «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Угадай по голосу» дети определяют по предмет по одному из признаков.

     В соответствии с требованиями СанПиНов, все занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения (интегрированные познавательные занятия, занятия познавательно-речевого блока) проводятся в первую половину дня со вторника по четверг дни наиболее высокой работоспособности детей. Для профилактики утомления эти занятия чередуются с музыкальными, физкультурными занятиями. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательной и познавательно-исследовательской деятельности, дети расширяют свои представления о мире, начинают овладевать основополагающими формами познания о себе, предметах быта, социальном окружении, о явлениях общественной жизни.

             Таким образом, дидактические игры способствуют закреплению и уточнению знаний по познавательно – речевому развитию.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей Развитие связной речи при формировании историко-географических представлений у дошкольников

    Консультация для воспитателей МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» Ленинского района города Саратова Королевой Л.В. Эта тема затрагивает широкий спектр материала, включая в себя все реги...

    Консультация для воспитателей "Развитие связной речи через театрализованную деятельность"

    «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работник...

    Развитие связной речи детей с ОНР через организацию образовательной работы по русским народным сказкам

    Представлена  система работы по развитию связной речи детей с ОНР через организацию образовательной работы по русским народным сказкам. Русские народные сказки, вводят детей в круг необыкно...

    Консультация для воспитателей « Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»

    « Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»...

    Консультация для воспитателей «Развитие связной речи дошкольников».

    Консультация для воспитателей на тему "Развитие связной речи дошкольника".Презентация включает в себя:- целевая аудитория;- форма взаимодействия ДОУ и семьи в контексте ФГОС;- актуально...

    Развитие связной речи дошкольников через организацию познавательной деятельности.

    В статье  рассматривается вопрос взаимосвязи познавательно-исследовательской деятельности детей и развития связной речи в воспитании дошкольника, указаны эффективные формы обучения, обосновываютс...