Главные вкладки

    Консультация для воспитателей Развитие связной речи при формировании историко-географических представлений у дошкольников
    статья по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Королёва Людмила Васильевна

    Консультация для воспитателей МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» Ленинского района города Саратова Королевой Л.В.

     

    Эта тема затрагивает широкий спектр материала, включая в себя все региональные программы: «Юный эколог» С.Н.Николаевой, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» М.Д. Маханевой, О.Л.Князевой, историю и творчество народов Поволжья. Начинать эту работу следует с написания перспективного плана, включающего в себя следующие направления: развитие общих познавательных способностей: наблюдать, описывать, сопоставлять, находить причины и следствия событий, классифицировать свидетельства историко-географического характера в хронологическом и функциональном порядке; происходит приобщение детей к прошлому и настоящему своей культуры и явлениям других культур; воспитывается чувство любви к своей Родине; развивается осознание детьми принадлежности к своему народу, уважительное и доброжелательное отношение к людям другой национальности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultaciya_dlya_vospitateley.docx15.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие связной речи при формировании историко-географических представлений у дошкольников

    Консультация для воспитателей МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» Ленинского района города Саратова Королевой Л.В.

    Эта тема затрагивает широкий спектр материала, включая в себя все региональные программы: «Юный эколог» С.Н.Николаевой, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» М.Д. Маханевой, О.Л.Князевой, историю и творчество народов Поволжья. Начинать эту работу следует с написания перспективного плана, включающего в себя следующие направления: развитие общих познавательных способностей: наблюдать, описывать, сопоставлять, находить причины и следствия событий, классифицировать свидетельства историко-географического характера в хронологическом и функциональном порядке; происходит приобщение детей к прошлому и настоящему своей культуры и явлениям других культур; воспитывается чувство любви к своей Родине; развивается осознание детьми принадлежности к своему народу, уважительное и доброжелательное отношение к людям другой национальности.

    Развитие связной речи подразумевает работу на занятиях по развитию речи, предметному окружению, по экологии, на занятиях по изодеятельности. Нужно подобрать художественную литературу, картины, предметы обихода, художественных промыслов. На занятиях по экологии знакомим детей с климатическими зонами России, ближнего и дальнего зарубежья. Изучая животных и растительный мир знакомим детей с экосистемами.

     Нужно подобрать занятия по составлению рассказов по картине, игрушке, серии картин с развивающимся сюжетом, составление рассказов из личного опыта, продолжение рассказа, начатого воспитателем и другие.

     Я советую следующие темы занятий, которые проводила в своей группе. «История возникновения родного города», «Москва-столица России», «Страна, в которой мы живем. Природа России» , «Как возникла Россия», «День Защитника Отечества», «Знакомство с жизнью народов Севера», «Культура и традиции русского народа», «Встреча с прекрасным (художественные музеи родного города)», «Мы все-жители планеты Земля», «Архитектура родного города» и многие-многие другие.  Эту работу нужно также продолжать и в повседневной жизни:  в играх, в кружковой работе, в развлечениях и праздниках. 

    Можно в утренний отрезок времени рассмотреть с детьми иллюстрации о природе России, где дети должны составить описательный рассказ; рассмотреть предметы народно-прикладного искусства; побеседовать о русских народных сказках; о названиях улиц родного города; побеседовать о таланте русского народа -  народных играх; побеседовать о городах России, о разных зданиях в них ; побеседовать о национальных традициях русского народа – хлебосольстве; Многие темы занятий и бесед мы брали в книге Н.В.Алешиной «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью».

    Нужно развивать диалогическую и монологическую речь детей, уметь строить предложения в грамматически правильной форме.

     Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Национальные культуры составляют основу культуры человечества. Приобщая ребенка к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа, мы вводим детей в мир общечеловеческих ценностей. В детском саду национально-региональный компонент пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся с национальной культурой, искусством, детской художественной литературой. Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды деятельности детей: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную и другие.

     Знакомство с национальными традициями, обычаями, культурой гораздо эффективнее проводится через ознакомление с краеведческим материалом. Трудности в ознакомлении с бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому изучение истории нужно начинать с уголка национальной культуры. В каждой группе нашего детского сада созданы мини уголки, где собраны подлинные предметы быта наших предков и народов Поволжья. Именно здесь дети впервые увидели национальные костюмы, старинную посуду, предметы быта, украшения. Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом.

     В национальном уголке для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края, определенному народу, его национальным традициям. В своей работе нужно широко использовать произведения народно-прикладного искусства. Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. На занятиях по рисованию и аппликации дети оформляют народным орнаментом свои работы. На все эти занятия должны приходить куклы в национальных костюмах. Это вызывает у детей интерес и повышает их активность. Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказ воспитателя помогают дошкольникам понять и полюбить народное искусство. Анализируя и сравнивая произведения устного народного творчества разных народов, дети узнают, что они одинаково оценивают моральные качества человека, воспитывают доброту, честность, правдивость, смелость, отвагу, любовь к Родине, трудолюбие; бичуют трусость, ложь, жадность, лень.

     В работе с детьми на занятиях и в кружковой работе, и в свободной деятельности нужно широко использовать неповторимый игровой фольклор, так как радость движения в них сочетается с духовным обогащением детей. Ведь испокон веков в играх отражается образ жизни людей,  их быт, национальные устои, представления народа о честности, смелости, мужестве, т.к. народная игра содержит в себе информацию о традициях многих народов. Участие детей в народных играх позволяет им через игровое общение усвоить культуру народа, обогатить словарный запас.

     Работая над этим вопросом мы осуществляем патриотическое воспитание подрастающего поколения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей « Развитие связной речи у младших дошкольников через организацию познавательной деятельности»

    Одним из средств познавательно – речевого развития дошкольников является игра – специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность....

    Консультация для воспитателей "Развитие связной речи у детей с нормальным речевым развитием и при общем недоразвитии речи"

    Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи и воспитателей массовых групп....

    Интегрированная игра по развитию связной речи и формированию элементарных математических представлений "Давайте дружить!"

    Рецензия к конспекту интегрированной игры по развитию связной речи и  формированию элементарных математических представлений «Давайте дружить» Среди детей дошкольного и младшего школьного во...

    Консультация для воспитателей « Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»

    « Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»...

    Конспект НОД по развитию связной речи и формированию лексико - грамматических представлений в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (тема "Одежда")

    Данный конспект НОД предназначен для детей подготовительной группы с ТНР по лексической теме "Одежда". Деятельность включает в себя игровые упражнения, используется принцип интеграции образовательных ...

    Консультация для воспитателей «Развитие связной речи дошкольников».

    Консультация для воспитателей на тему "Развитие связной речи дошкольника".Презентация включает в себя:- целевая аудитория;- форма взаимодействия ДОУ и семьи в контексте ФГОС;- актуально...

    Консультация для воспитателей. "Развитие связной речи у дошкольников среднего возраста".

    Консультация может быть интересна не только воспитателям, но и родителям....