Формирование творческих речевых способностей дошкольников
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Методические рекомендации по формированию творческой речевой среды развития дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование творческих речевых  способностей

старших дошкольников

     Для формирования  творческих способностей необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию потенциала личности ребенка дошкольника. Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, а так же высший психический процесс - воображение.

    Дошкольный возраст- период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются все психические процессы (восприятие, мышление, воображение), становятся произвольными внимание, память, формируется связная речь. Полноценное владение русским языком в дошкольном возрасте благотворно отражается на интеллектуальном, нравственно- этическом, художественно-эстетическом

развитии детей. В тоже время ученые отмечают, что ближе к 5-му году жизни у детей наблюдается интерес к словесному творчеству (придумывание сказок, стихов, небылиц). Еще ранее (к 2- 3 годам) - интерес к звучащему слову, что получило название феномена «словотворчества» (по К.И. Чуковскому).

Но, если этот феномен проходит к 6-7 годам, благодаря расширению детского кругозора, социальному опыту ребенка, при котором потребности «словотворить « отпадает за ненужностью, то сформированность речи, подкрепленная интересом к литературным и народным произведениям, дает возможность ребенку, подключив бурную фантазию, попытаться придумать свое «произведение», похожее на сказку, рассказ или стихотворение.

           Работа по формированию словесного творчества осуществляется на основе развития художественного воображения ребенка, его коммуникативных способностей и развития всех сторон его речи (лексической, грамматической, фонетической).

      Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

       Пословицы обогащают словарь детей, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

           Дети очень любят игры со словом. Использование педагогами разных методов и приемов работы с детьми, прежде всего игр со словами, действительно обогатит словарный запас каждого дошкольника, поможет ему практически овладеть навыками грамматически правильной речи, а также принятыми в языке законами сочетания слов.  

           Игры проводятся воспитателем на основе знакомства дошкольников с постепенным усложнением заданий и с учетом возраста и индивидуальных особенностей развития каждого ребенка. Наилучших результатов в непростом деле формирования у ребенка лексико-грамматических представлений удается достичь тогда, когда взрослый проявляет заинтересованность, доброжелательное внимание к дошкольнику, восторженно и эмоционально поощряет его даже за самую маленькую удачу и старание.

          Совместное творчество детей и взрослых позволяют увеличить активный словарь детей, повысить интерес к словотворчеству, речь детей становится образной, грамотной, дети используют разные части речи и виды предложений.

           Использование игровых ситуаций позволяют повысить интерес к словесным играм.   Сюрприз: появилась в группе волшебная вещь (волшебная книга, волшебный карандаш, письмо, чудо – дерево, волшебный цветок, волшебный башмачок и др.) в котором помещалось задание для детей. Например:

Игры со словами.

Восстанови сказку.

Цель: развитие логического мышления, фонематического слуха, сосредоточенности.

    Взрослый говорит о том, что, хотел бы прочесть сказку, но в книге исчезли почти все буквы, и ему придется рассказывать сказку, произнося лишь ту часть, которая осталась. Дети должны угадать ее название. Например:

         По… де… ре… Вы… ре… бо… - пре… . Ста… де… ре… тя… . Тя… - потя… вы… не мо… . По… де… ба… . ба… за де…, де… за ре… . Тя… - потя…, вы… не мо… . и т.д.

         Жи… - бы… де… и ба… . И бы… у ни… Ку… Ря… . Сне… Ку… яй… не про…, а зо… . и т.д.

Разноцветные слова.

 Цель: способствовать обогащению словарного запаса, расширению цветового восприятия, развивать образное мышление.

        Взрослый объясняет, что в русском языке есть много слов, обозначающих цвета. Одни из них связаны с минералами, другие – с плодами, третьи – с цветами. Детям дается тема и они должны назвать как можно больше цветов, соответствующих данной теме.

Минералы: рубиновый, бирюзовый, изумрудный.

Продукты: молочный, кремовый, салатный, кофейный.

Металлы: золотой, серебристый, стальной.

Плоды: лимонный, вишневый, малиновый.

Сказки из разноцветных слов

Цель: развивать творческое воображение, фантазию, речь.

        Взрослый предлагает детям самим сочинить сказку, используя какой-либо из цветов. Например, Синяя сказка: «Синий, синий конь… »

Цепочки ассоциаций

Цель: развивает ассоциативное мышление, расширяет словарный запас.

        Игра проводится в кругу. Взрослый называет какое-либо слово и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово? Что может получиться: мед ● пчела ● боль ● врач ● красный крест ● флаг ● страна ● Россия и т.д.

Антонимы в сказках и словах

Цель: обогащает словарный запас, закрепляет знания об антонимах, учит концентрировать внимание.

      Взрослый предлагает по названию – антониму угадать настоящее название сказки.

«Зеленый платочек», «Мышь в лаптях», «Рассказ о простой курочке», «Один из Молоково», «Знайка в лунной деревне».

Сочини пословицу

Цель: учит стоить логически завершенное предложение, объясняя смысл высказываний.

  Взрослый предлагает детям, соединив начало и окончание разных пословиц, составить новую, с новым содержанием.

 - Любишь кататься – имей сто друзей.

Общее слово

Цель: учит чувствовать красивое слово, сочинять, знакомит с частями речи, развивает слуховую память, учит произносить трудные звуковые сочетания.

      Ведущий произносит первый слог, а остальные участники игры прибавляют по букве, чтобы получилось слово красиво звучащее, которого никто не слышал. После этого каждый дает свою версию значения слова.  Ирюлемес – 13 месяц года. Ливефуравия – весенний дождь в тропиках.

Слово-сказка

Цель: развитие образного мышления, творческого воображения, речи.

    Взрослый пишет на доске слово, с помощью которого нужно сочинить сказку. Слово пишется вертикально и расшифровывается детьми.

Ц – царевна

В – весна

Е – ель

Т – тепло

О – ожерелье

К – красавица

 На основе шести слов нужно сочинить сказку.

Эти игры помогут детям подружиться со словом, научиться сочинять, рассказывать, разыскивать интересные и необычные слова и превращать их в игру. В них можно играть и в кругу семьи, и на занятиях, и во время праздников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация занятий по формированию коммуникативно-речевых способностей детей раннего дошкольного возраста с нарушениями зрения

В статье представлен опыт работы и методические рекомендации организации занятий (игровых сенсов) по формированию коммуникативно-речевых способностей детей раннего возраста с нарушениями зрения....

Формирование речевых способностей дошкольников средствами интеграции образовательных областей

Для успешного освоения программы обучения в школе выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и строить небольшой рассказ на определенную тем...

Развитие творческой одаренности и формирование социально-коммуникативных способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности.

Развитие творческой одаренности и формирование социально-коммуникативных способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности....

Формирование познавательно-речевых способностей дошкольников

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая...

Консультация в рамках рабочей группы по театрализованной деятельности на тему: "Развитие творческих художественно- речевых способностей дошкольников"

Овладение языком – важнейшая задача дошкольного образования. Актуальность ее особенно велика в наше время, когда отмечается повсеместное падение культуры. Надо начинать эту работу как можно рань...

Эффективные игровые приёмы развития творческих речевых способностей детей в подготовительной к школе группе

В данной методической разработке перечислены наиболее эффективные игровые приёмы из опыта работы для развития речевых способностей детей подготовительной группы; подробно описаны речевые игры, которые...

Развитие творческой одаренности и формирование социально-коммуникативных способностей дошкольников посредствам театрализованной деятельности.

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры.Театр - неисчерпаемый источник развития чувств п...