"Развитие воображения через наблюдения в природе у детей младшего дошкольного возраста".
статья по развитию речи (младшая группа) по теме

Сатлыкова Гульмира Зиннуровна

 

Воображение - это способность к перекомбинированию и созданию новых образов.

Воображение у детей развито сильнее, чем у взрослого человека, но на самом деле это не так, так как у детей ещё нет собственного опыта и очень мало знаний. Мощный шаг в развитии воображения совершается в связи с усвоением речи. Задержки в речевом развитии всегда ведут к недоразвитию воображения ребёнка. Следовательно, чтобы воспитать творческую личность, нужно обогатить его память знаниями. На основе знаний развивать речь, мышление и воображение.

Я подхожу к решению этой проблемы через наблюдения в природе, занимаюсь ею с детьми своей группы, начиная с раннего возраста. При наблюдениях я опираюсь на любознательность детей. С наблюдениями в природе тесно связана исследовательская деятельность.

Маленькие дети очень близки к природе, им интересно всё, вкус и запах снега, качество песка, цвет травы, свойство грязи, то есть дети видели, слышали и распознавали все, что попадалось им на глаза, под руку, на язык.

Для развития воображения очень часто использовала приём сравнения. Например: листочки в луже сравнивали с разноцветными корабликами, снежинки со звёздочками, цветами. На что похож шум дождя, скрип снега, о чём поёт ручеёк и т. д. То есть любое явление природы должно ассоциироваться с чем то, вызывать какие-то определённые воспоминания, наводить на мысли.

Наблюдали за облаками. При этом я использовала собственные описательные рассказы: «вот плывёт облачко, оно белое, пушистое, как вата, как пух, такое лёгкое, его гонит ветерок и плывёт оно далеко- далеко. Помашите ему ручкой, до свидания облачко!»

Таким образом, развивалась наблюдательность и обогащалась речь детей.

Чтобы активизировать воображение использовала вопросы: «Куда плывёт облачко? На что оно похоже?»

Вначале дети затруднялись с ответом, и я сама говорила им свои видения. Очень скоро детям понравилась эта игра, и они активно стали включатся в неё. Они стали сочинять рассказы об облачках, о том, что с ним произойдёт дальше. Это говорит уже о высокой степени развития воображения.

Как итог работы провела выставку рисунков «На что похожи облака?» Дети представили разные варианты. Здесь были: облако - корабль, облако - девочка, облако - цветок, встреча облаков, облако - лошадка и т. д.

Во время наблюдений давала знания о внешнем виде, повадках, привычках, способах питания, местах обитания. И дети делились своими знаниями, своим личным опытом. Использовала при наблюдениях сказки, рассказы, загадки. Предлагала детям составлять описательные загадки и сама отгадывала их. Чем больше дети знали, тем интереснее становились их загадки.

Вниманию детей предлагала небылицы, предлагала найти несоответствие. Например: «Я встала рано утром, солнце стояло очень высоко, петухи ещё спали. Я поужинала и пошла на работу в детский сад. Навстречу мне попалась собака и сказала «мяу».

Лучшим подтверждением развитого воображения стали небылицы сочинённые самими детьми. Я старалась творчески подойти и помочь детям узнать больше о природе, полюбить её. И как следствие стало развиваться воображение.

Очень помогает в накоплении опыта и развития интеллекта чтение художественных произведений о природе. Я использовала русские народные сказки о животных, которые так любимы детьми, драматизировала их с помощью фигурок настольного театра, пальчикового театра, кукол би-ба-бо. Устраивала игры драматизации по мотивам этих сказок, то есть дети, уже имели возможность проявить творчество, воображение, а не действовать по шаблону.

Воспитывая детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением нашей действительности.
Знакомясь на прогулках, в беседах с воспитателями с окружающей жизнью, ребёнок затем отражает воспринятое в своих рисунках, играх, и в процессе этой творческой переработки накопленного опыта формируется воображение.
Необходимо помнить, что воображение дошкольника развивается в деятельности: в игре, в рисовании, в занятиях по родному языку. Поэтому организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развития воображения.
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация . Развитие мелкой моторики через нетрадиционные средства рисования у детей младшего дошкольного возраста

Актуальность проблемы. Развитие мелкой моторики, тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического созревания ребенка. Учеными установле...

Картотека наблюдений в природе для детей старшего дошкольного возраста

Картотека наблюдений в природе для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека наблюдений в природе для детей старшего дошкольного возраста.

Картотека наблюдений в природе для детейстаршего дошкольного возраста....

Развитие воображения через наблюдения в природе

Развитие воображения через наблюдения в природе...

Картотека наблюдений в природе для детей старшего дошкольного возраста.

Картотека наблюдений в природе для детейстаршего дошкольного возраста....

Наблюдения в природе для детей старшего дошкольного возраста

Наблюдения в природе для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека наблюдений за природой. Тема "Осень". Младший дошкольный возраст.

Маленькие исследователи не устают познавать мир везде и всегда Прогулка даёт массу ноых знаний, эмоций и впечатлений. Предлагаю Вашему вниманию картотеку наблюдений за природой на тему: "Осень&qu...