Картотека наблюдений в природе для детей старшего дошкольного возраста
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Зонова Александра Викторовна

Картотека наблюдений в природе для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека наблюдений в природе для детей старшего дошкольного возраста.

Сентябрь

Наблюдения за явлениями неживой природы.

Отметить сокращение длительности светового дня и высоту стояния солнца при помощи условной мерки. Познакомить с термометром. Наблюдать за небом: небо-это воздух, который окружает землю, им дышат люди, животные, растения. Воздух можно услышать и увидеть.

Наблюдение за растительным миром.

Наблюдать красоту осенних листьев на деревьях, отметить деревья, начинающие желтеть первыми. Уточнить, что деревья начинают желтеть с верхушки, т.к. она больше подвержена холодному ветру. Отметить состояние цветника: большинство растений закончили свой рост и начинают увядать; вспомнить, какими они были летом. Собрать семена, пересадить для уголка природы в группе.

Наблюдение за животным миром

Наблюдать за шмелями отметить, что жизнь насекомых замирает ,почти вся шмелиная семья вымирает за исключением молодых шмелей, Они перезимуют в земле, а весной совьют новое гнездо. Наблюдать за сбором птиц в стаи и отлетом их на юг.

Труд людей в природе

Рассказать о сборе урожая в садах и огородах, заготовками на зиму. Познакомить с весенними полевыми работами, объяснить необходимость вспашки земли(сохранение влаги, уничтожение сорняков).Рассказать о посеве озимых культур, об их зимовке под снегом.

Октябрь

Наблюдения за явлениями неживой природы.

Солнце: появляется все реже и реже, и в полдень поднимется не высоко, чаше его затягивают тучи, небо серо- голубое, идет холодный, мелкий , продолжительный дождь.

Наблюдение за растительным миром.

Деревья: в парке выглядят неприветливо, под ногами сыро, листья прилипают к обуви. Хорошо видны не опавшие плоды и семена.

Загадка «Какие деревья одеваются первыми, раздеваются последние» (тополь, сирень)

Игры с листьями и плодами.

Труд взрослых: на прогулках обращать внимание на заботу взрослых о растениях.

Познакомить с инвентарем садовника.

Наблюдение за живым миром.

В октябре остаются водоплавающие птицы. Спросить у детей знают ли они, куда прячутся насекомые, ужи, рыбы, когда вода и воздух становятся холодными. Что делают дикие животные, когда готовятся к зиме.

Ноябрь

Наблюдение за явлением неживой природы.

Небо: Низкое, серое, пасмурное.

Ветер: Резкий, порывистый, сильный.

Повторить стороны света.

Восход солнца - восток, заход - запад.

Наблюдение за растительным миром.

Деревья замедляю сокодвижение, как бы "засыпают " готовы к зиме и холодам.

Оставшиеся листья продержатся до первых морозов.

Наблюдение за животным миром.

Массовый отлет водоплавающих птиц.

Гуси, утки, уже улетели, последними улетают на юг лебеди.

Приметы: " Лебеди летят, на хвосте снег несут". Насекомых не видно, спрятались в землю, листья, кору.

Природа готова встречать зиму!

Декабрь

Наблюдения за явлениями неживой природы»

Зимой дни ещё короче. Солнце светит непродолжительное время, не поднимается высоко в небосводе.

Дети рассматривают снежинки, сравнивают между собой (похожи на звездочки).

Отметить различные свойства снега (холодный, пластичный, липкий и др.)

В мороз снег сильно скрепит.

Показать различные формы осадков (изморозь, хлопья, иней и др.).

Объяснить понятия метель, наносы, сугробы, вьюга.

Чтение стихотворения Е. Трутневой «Первый снег».

Наблюдение за растительным миром.

Учить детей распознавать деревья по характерным особенностям (почкам, веткам, коре). Кора деревьев (пробковый слой), защита от замерзания.

Чтение рассказа Н. Павловой «Зимняя пирушка».

Любование деревьями и кустарниками в зимнем наряде. Объяснить, что деревья живые, но находятся в состоянии покоя, им нужно бережное отношение, подсыпать под ствол снега.

Под снегом отыскать зеленую траву (снег как одеяло согревает её), помогает пережить холодную зиму.

Наблюдение за животным миром.

Наблюдая за птицами задать вопросы, какие птицы прилетели? В какое время дня - вороны, синицы, воробьи...?

Почему птиц надо кормить два раза?

Какие птицы садятся, сразу, какие подождав?

Какой корм предпочитают разные птицы?

Поведение птиц у кормушки?

Январь

Наблюдения заявлениями неживой природы.

Солнце. Продолжать наблюдение за изменением пути солнца, за тенью от столба в полдень.

Дни стали длиннее, а погода холоднее.

Познакомить с пословицей « Солнце на лето, зима на мороз», «Мороз не велик, да стоять не велит».

Снег.Красив зимний пейзаж. Прочитать стих А.С. Пушкина «Идет волшебница зима». Какой снег, отметить. Рассматривание картин. Загадывание загадок.

Рассмотрение узоров на окнах

Чтение сказки «Мороз Иванович»

Наблюдение за растительным миром.

Деревья. Срезать веточку, поставить в теплую воду. Обращать внимание на красоту деревьев в любую погоду. Приучать высказывать свои впечатления.

Наблюдение за животным миром.

Наблюдение за птицами.

Чтение Есенина «Поет зима, аукает».

Прочитать рассказы о птицах.

Дикие животные. Рассказать о жизни диких животных. Прочитать рассказы «Ночевка зайца», «Зайцы» Толстого.

Февраль

Деятельность детей на участке.

1. Наблюдение состояния погоды из окна.

2.Во время прогулки наблюдать цвет неба , появления солнца.

3.Уточнить знания о зимних явлениях природы.

Вспомнить строки А.С. Пушкина "Буря мглою небо кроет".

4. Использовать народные пословицы, приметы, учить понимать смысл. (Февраль солнце на лето поворачивает; В феврале два друга - метель да вьюга).

5.Обратить внимание на сосульки, загадать загадки.

6.Наблюдение за трудом взрослых.

7.Труд на участке.

Деятельность детей в уголке природы.

1.Посадка лука и овса.

Занятия по ознакомлению с природой.

1. Экскурсия в парк.

2.Рассматривание веток деревьев .

3. Беседа о зимующих птицах с использованием картин.

Март

Деятельность на участке.

1.Ежедневно обходить участок с детьми, показывать пробуждение природы. Отметить, что день становится длиннее, а ночь короче, солнце греет ярче и сильнее, лед и снег тают.

2.Пословицы:

- Как зиме не злиться, а весне покориться.

-Февраль селен метель, а март капелью.

3. Наблюдать с детьми за таяньем снега, образованием сосулек и капелью, появлением первых весенних проталин. Показать, где быстрее таит снег. Спросить, почему утром лужи замерзают, а днем тают.

4.Привлекать детей к посильному труду, разметать лужи.

5.Наблюдение за трудом дворника.

6.Нйти на участке пробившуюся травку.

7.Наблюдение за деревьями и кустарниками. Рассмотреть почки.

8. Обратить внимание на появление первых насекомых, изменение в поведении птиц.

Деятельность в уголке природы.

1.Продолжать знакомить с растениями уголка природы.

2.Подготовить инвентарь к пересадке растений.

3.В конце марта посеять бархатцы, душистый горошек.

4.Беседа о первых птицах.

Апрель

Наблюдение за явлениями неживой природы.

Солнце. Отметить, как ослепительно сияет солнце.

Ветер с юга дует теплый.

Почва. Отметить, какое место на участке быстро просыхает; где глиняная или песчаная почва, на солнечной или теневой стороне.

Отметить, что в почве есть воздух, и вода.

Наблюдение за растительным миром.

Деревья. Продолжается сокодвижение (на примере березки показать выделение сока). Рассказать, что питательные вещества поднимаются из почвы по стволу к почкам, листьям, цветкам. Какая польза от деревьев. Полюбоваться березкой, тополем, кленом.

Цветы. Обратить внимание на разнообразие цветов, их красоту. Посадка семян.

Наблюдение за животным миром.

Насекомые. Наблюдение за появлением жуков, божьих коровок. Животные просыпаются от спячки.

Май

Наблюдение за явлениями неживой природы

Солнце: Спросить, когда оно греет сильнее: утром, днем или вечером. Поверить, дотрагиваясь до металлических предметов.

Гроза: Наблюдение, как природа меняется перед грозой. Чтение стихотворения Тютчева "Весенняя гроза".

Наблюдение за растительным миром.

Прогулка в парк. Рассмотреть с детьми цветы, рассказать, что все посаженные людьми цветы- культурные, а те которые растут сами - дикорастущие. Наблюдение за цветением березы, липы: рассмотреть сережки, цветы.

Приметы: Ай, ай, месяц май и тепел, и холоден.

Май холодный год хлебородный.

Наблюдение за животным миром.

Насекомые: Обратить внимание на большое количество комаров, мух.

Наблюдение за птицами.

Чтение рассказов Бианки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека наблюдений за деревьями для детей старшего дошкольного возраста.

Картотека наблюдений за деревьями для детей старшего дошкольного возраста....

Картотека наблюдений в природе для детей старшего дошкольного возраста.

Картотека наблюдений в природе для детейстаршего дошкольного возраста....

Картотека наблюдений в природе для детей старшего дошкольного возраста.

Картотека наблюдений в природе для детейстаршего дошкольного возраста....

Наблюдения в природе для детей старшего дошкольного возраста

Наблюдения в природе для детей старшего дошкольного возраста...

НАБЛЮДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ В УСЛОВИЯХ ДОО

Наблюдения за сезонными изменениями в природе, проводимые воспитанниками ДОО самостоятельно под руководством педагога, позволяют выполнить многие  пункты Федерального государственного...

Технологическая карта занятия «Наблюдение за деревьями. Труд в природе» для детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время необходимо воспитывать бережное отношение к деревьям, как живому объекту, и к окружающей среде, в общем, на что нацелено данное занятие и предоставляемый материал....