Главные вкладки

    Картотека наблюдений за деревьями для детей старшего дошкольного возраста.
    статья на тему

    Сергунина Ольга Юрьевна

    Картотека наблюдений за деревьями для детей старшего дошкольного возраста.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Воспитатель: Сергунина О.Ю.

    Рассматривание березы.

    Цель: продолжать знакомить с характерными особенностями берёзы, по которым её можно выделить среди других деревьев.

    Ход наблюдения

    Стало вдруг светлее вдвое,

    Двор как в солнечных лучах –

    Это платье золотое

    У березы на плечах.

    Утром мы во двор идём –

    Листья сыплются дождём,

    Под ногами шелестят

    И летят… летят… летят…

    Воспитатель обращает внимание детей на березы, растущие на участке. Отмечает первые приметы осени – пожелтели листья на березах и почти уже облетели. Дети вспоминают, какого цвета были листья у березы летом. Теперь же преобладает ярко-желтый цвет листьев. И на этом золотом фоне резче выделяются стволы деревьев. Наши предки называли сентябрь – листопадник. Как вы думаете, почему сентябрю дали такое название? Воспитатель предлагает детям полюбоваться красотой березы. Обнять, погладить и сказать: «Расти, милая березонька, радуй добрых людей».

    Народные приметы: Листья у березы начинают желтеть с верхушки – ждите ранней зимы, а если снизу – поздней.

    Воспитатель загадывает детям загадку:

    Стоит Алена — платок зеленый,

    Тонкий стан, зеленый сарафан. (Береза).

    Воспитатель предлагает ответить детям на вопросы.

    ♦ Как нам узнать березу среди других деревьев?

    ♦ Какого цвета ствол у березы?

    ♦ Какие части березы вы еще знаете?

    ♦ Какого цвета ветки? ♦ Зачем корень дереву?

    ♦ Какого цвета на ней листья?

    ♦ Каких листьев больше зеленых или желтых?

    ♦ Есть ли листья под деревом, на земле? Какого они цвета?

    ♦ Где листьев больше на дереве или под ним?

    Дидактическая игра

    «Родственные слова»

    Цель: развивать у детей понятие родственных слов. Упражнять в словообразовании.

    Береза. Березонька, березка, березовый, подберезовик.

    Клен. Кленовый, кленок и т. д.

    Исследовательская деятельность

    Рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет).

    Трудовая деятельность

    Собрать листья березы для гербария. Цель: формировать умения трудиться сообща. Воспитывать стремление к труду.

    Подвижные игры

    «Море волнуется».

    Цель: развивать координации движений, воображения.

    «К названному дереву беги».

    Цель: тренировать в быстром нахождение названного дерева, развивать бег, ловкость.

    Индивидуальная работа

    Прыжки с чередованием на одной и двух ногах с передвижением вокруг березы. Цель: воспитывать выносливость; развивать умения прыгать на одной и двух ногах.

    Самостоятельная деятельность с выносным материалом

    Наблюдение за деревьями.


    Цель: напомнить о деревьях, растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы осени, её признаки. Развивать логическое мышление.

    Ход наблюдения

    Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
    Листья пожелтелые по ветру летят.

    Падают с ветки жёлтые монетки...
    Под ногами целый клад!
    Это осень золотая,
    Дарит листья, не считая,
    Золотые дарит листья
    Вам, и нам,
    И всем подряд.

    Воспитатель предлагает детям рассмотреть деревья, которые растут на участке. Назвать их. Чем они отличаются друг от друга.

    Задает детям вопросы:

    ♦ Какие еще знаете деревья, которые растут в нашей местности?

    ♦ У какого дерева ветки растут вверх? (Тополь)
    ♦ У какого дерева ветки растут в стороны? (Клен)
    ♦ У какого дерева ветки опущены вниз? (Берез.)

    ♦ А какие кусты есть у нас на участке?

    ♦ Чем отличается дерево от куста?

    ♦ Покажите ствол, ветки у деревьев.

    Обращает внимание детей на листья на деревьях, их раскраску

    Дидактические игры

    «Назови ласково» (деревья).

    Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образования уменьшительных форм прилагательных.

    «С какой ветки детка?».

    Цель: развивать мышление, внимание, активизировать словарь.

    Исследовательская деятельность

    Рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет)

    Упражнение на развитие мелкой моторики

    «Составь узор» Составить узор на асфальте из опавших листьев.

    Трудовая деятельность

    Уборка участка детского сада от опавших листьев.

    Цель: учить создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы; воспитывать экологическую культуру.

    Подвижные игры

    «Пройди бесшумно».

    Цель: учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений (использовать ходьбу как средство воспитания у детей выносливости).

    «К названному дереву беги».

    Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева. Развивать быстрый бег, внимание, ловкость.

    Индивидуальная работа

    Упражнения с мячом: бросить вверх и поймать (одной) двумя руками (10 раз)

    «Кто дальше?» - метание мешочков с песком

    Цель: совершенствовать бросок вдаль (обеими руками поочерёдно).

    Наблюдение за листопадом.

    Цель: продолжать знакомить детей с понятием «листопад». Воспитывать любовь к природе.

    Ход наблюдения

    Листопад, листопад,

    Дождик золотистый.

    Всё летят, всё летят

    Листья, листья, листья!

    Листики разные,

    Листики резные,

    Жёлтые, красные

    Выбирай любые.

    По тропинке в листопад

    На прогулку вышли.

    И букеты у ребят:

    «Вот какие!" - вышли.

    Листики разные,

    Яркие букеты.

    Долго будем вспоминать

    Листопад мы этот!

    Воспитатель загадывает загадку:

    Ветер листьями играет,

    Их с деревьев обрывает.

    Всюду листики кружат - это значит ...(Листопад).

    Воспитатель предлагает детям походить по опавшим листьям, послушать, как они шуршат.

    Обращает внимание детей, что от лёгкого дуновения ветерка, весело перешёптываясь друг с другом, листочки падают с деревьев. Сыплется на землю золотистый дождь листьев. Такое явление в природе называется «листопад». Предлагает детям определить, на каких деревьях листья только краснеют, а на каких – желтеют, а на каких еще зеленые; понаблюдать, с каких деревьев листья опадают раньше – с молодых или старых. Какие из деревьев быстрее сбрасывают листву? Что способствует быстрому опаданию листьев? (ветер, заморозки).

    Дидактическая игра

    «Кто больше назовет действий?»

    Что можно сказать о листьях осенью? (желтеют, увядают, опадают, кружатся, засыхают, осыпаются, замерзают, можно собирать, шелестят, шуршат).

    Цель: развивать мышление, активизировать речь.

    Исследовательская деятельность

    Найти листочки, которые, сорвавшись, сразу падают вниз. Найти листочки, которые летят, медленно покачиваясь из стороны в сторону. Найти листочки, которые летят, цепляясь за ветки.

    Трудовая деятельность

    Сбор красивых листьев для гербария; сгребание опавших листьев к корням деревьев.

    Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений. Воспитывать бережное отношение к природе.

    Подвижные игры

    «Догони свою пару».

    Цель: выполнять движения по сигналу воспитателя; четко ориентироваться при нахождении своей пары.

    «Каких листьев больше?». Цель: развивать быстроту бега, мышление, ловкость.

    Индивидуальная работа

    Пройти по листикам четко наступая на выложенную дорожку.

    Цель: развивать координацию движений, учить держать равновесие.

    Наблюдение за распространением семян клена.

    Цель: сформировать у детей представление о состоянии растений осенью, Расширить и уточнить знания детей о клене; дать знания о семенах клена, показать приспособления семян к распространению.

    Ход наблюдения

    Осенний клен весь полинял,
    И лист кленовый растерял,
    Лежит вокруг его листва,
    Покрыта вся вокруг земля.

    Воспитатель предлагает детям рассмотреть клен, растущий на участке.

    Спрашивает у детей, что нового они заметили в убранстве деревьев осенью? Предлагает сравнить с тем, что видели летом.

    На участке под ногами сыро, мокрые листья прилипают к обуви. С деревьев опала листва. Стали хорошо заметны плоды и семена.

    Воспитатель вместе с детьми рассматривает плод клёна. Плод клена называется – крылатка, состоит из двух одинаковых частей и при падении вращается, унося семя на значительное расстояние. Так клен заботится о потомстве. Стоит дунуть легкому ветерку, и множество крылатых семян, похожих во время полета на серых стрекоз, неспешно полетят к земле, стараясь приземлиться подальше от родительского ствола. Некоторые из них весной прорастут, и вырастет со временем из слабого ростка могучий красавец клен.

    Семена клена довольно жирные, за это их любят птицы и звери.

    Воспитатель загадывает детям загадки и задает вопросы:

    Каждый год на нем с охотой,
    Вырастают вертолеты.
    Жаль, что каждый вертолет,
    На всего один полет.
    (Клён и его плоды)

    Письмами летят крылатки,
    На дорожки и площадки,
    И не знает почтальон,
    Для кого их пишет ...
    (Клён)

    ♦ Как называется плод клена? Почему?

    ♦ Как распространяются семена клена?
    ♦ За что любят клен звери, птицы?

    Исследовательская деятельность

    Вынуть семя из плода, вскрыть и показать детям, что внутри находится зародыш дерева.

    Дидактическая игра

    «Кто больше запомнит»

    Цель: учить находить предмет по описанию. (Листья, плоды, семена).

    Трудовая деятельность

    Подметание дорожек на участке

    Цель: воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща; учить пользоваться необходимым инвентарем.

    Подвижная игра

    «К названному дереву беги».

    Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева. Развивать быстрый бег, внимание, ловкость.

    Индивидуальная работа

    «Не сбей кеглю». Цель: учить ходить змейкой между предметами, не сбивая их.

    Наблюдения за рябиной

    Цель: Познакомить с характерными особенностями рябины, по которым её можно выделить среди других деревьев.

    Рассмотреть её ствол, ветви, ягоды.

    Воспитывать желание любоваться красотой дерева.

    Ход наблюдения

    Улетели птицы разные,
    Смолк их звонкий перепев,
    А рябина осень празднует,
    Бусы красные надев. (О. Высотская)

    Вопросы детям:
    - Как выглядит рябина?
    - Где она растет?
    Рябинка – так ласково называют люди это дерево.
    Словно девица-красавица надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и садах. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные сладкие ягоды. Из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мед — душистый и полезный. У рябины хорошая древесина — тяжелая, упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины.
    - Какие звери любят ягоды рябины?
    - Какие птицы клюют ягоды рябины и когда?
    - Что дает рябина людям? Что изготавливают из рябины?
    Исследовательская деятельность.
    Посчитать, сколько стволов в кусте рябины, сколько гроздей. Рассмотреть через увеличительное стекло кору дерева, ягоды, листья.
    Сравнить красную рябину с другими деревьями и кустарниками на территории детского сада.
    Трудовая деятельность
    Сбор мусора и веток на участке.
    Цель: формировать умение и желание трудиться сообща.
    Подвижные игры
    «Мы веселые ребята»
    Цель: создать условия для активной двигательной деятельности детей; закреплять умение участвовать в коллективной подвижной игре, и проявлять ловкость, быстроту, координацию движений.
    «Утка – гусь»
    Цель: упражнять в быстром беге, развивать ловкость, действовать по сигналу.
    Индивидуальная работа:
    Развитие движений.
    Цель: закрепить прыжки на одной (правой, левой) ноге.
    Самостоятельная деятельность детей.

    Рябина золотой осенью.

    Цель: Воспитывать у детей умение любоваться красотой окружающих деревьев, желание беречь эту красоту.

    Ход наблюдения:

    Обходя с детьми территорию детского сада, обращаем внимание на нарядное

    убранство деревьев.

    Ребята, как называется эта пора осени? (ответы детей)

    Отгадайте загадку:

    Весной зеленела,

    Летом загорала,

    Осенью надела

    Красные кораллы (рябина).

    Подойдем ближе к рябине. Какого цвета листья на ней? (ответы детей)

    Какое чувство вызывает эта картина у вас? (ответы детей)

    Вот, чтобы мы могли наблюдать эту красоту каждый год, чтобы у нас чаще было хорошее настроение, необходимо природу беречь и охранять.

    Мы сами являемся частью природы.

    Обобщение ответов детей: золотой осенью листья рябины окрашены в пурпурно- оранжевый цвет и, вместе с яркими гроздьями алых ягод, создают прекрасную картину. Рябина золотой осенью вызывает у нас чувства радости, восторга и красоты природы.

    Активизация словаря: золотая осень, пурпурно - оранжевый, алые гроздья ягод.

    Рябина во время листопада

    Цель: углубить и обобщить представление детей о подготовке деревьев к зиме.

    Ход наблюдения:

    Прочитать стихотворение Н. Меркушова:

    Я по парку погуляла,

    Где заря растёт узнала.

    Поглядела вверх - она

    Сразу стала мне видна!

    Ярко ягодки горят,

    На меня они глядят!

    Что за чудная картина?-

    Это дерево - рябина!

    Воспитатель с детьми

    рассматривают рябину.

    Ребята, какие изменения произошли с нашей рябинкой и с другими деревьями?

    У различных деревьев листья опадают постепенно с разных частей веток и в

    разное время.

    А что у нас сейчас под ногами? Откуда появился этот ковер?

    Что же случилось с рябиной, она такая же, как была?

    А что произошло с ягодами? (ответы детей)

    Поиграть в игру: «Узнай дерево по части» (коре, ягодам, семенам, веткам).

    Ребята, в природе ни чего не происходит просто так.

    Вот и деревья, сбрасывая листья, приспосабливаются к суровым условиям зимней погоды. Предлагаю набрать красивых листьев для осеннего букета.

    В завершении наблюдения делается вывод: когда с деревьев опадают листья, это явление называется листопад, так начинается период, который называется золотая осень природы. В это время деревья сбрасывают листья, образовывая вокруг себя золотой ковер. На ветках рябины остаются ягоды, которые привлекают нас своей красотой и служат кормом для птиц.

    Активизация словаря: листопад, гроздья, пурпурно-красный.

    «Рябина - птичья кормушка»

    Цель: знать о том, какую пользу приносит рябина птицам в холодное время года; воспитание у детей интереса и доброго отношения к птицам и природе.

    Ход наблюдения:

    Воспитатель загадывает детям загадку.

    Прилетает в гости к ней

    Стайка алых снегирей,

    По ветвям они снуют,

    Красны ягодки клюют (рябина ).

    Ребята, посмотрите, что мы видим на

    земле? Откуда взялись эти ягоды? (их

    уронили птицы).

    Как вы думаете, какие птицы побывали на

    нашей рябинке?

    Ребята, рябина любимое лакомство дроздов. Их так и называют дрозды-рябинники. Кроме дроздов рябину любят и другие птицы. Для дроздов, синиц, снегирей и других птиц рябина является кормушкой.

    (Если удастся, то обязательно понаблюдать, как птицы клюют ягоды рябины)

    И не с проста так много ягод созревает на рябине. Иначе нельзя: на всех может не хватить. Среди птиц и зверей столько много любителей рябины, что ягоды ее будут объедены, склеваны, сжеваны прямо на дереве. А если какие ягоды на землю и упадут, так тут же их подберут и съедят кабаны, косули, лисы, зайцы.

    Ягоды рябины крепко держатся на ветках, могли бы и до самой весны провисеть.

    Однако уже к середине зимы от них ничего не останется. Все подъест лесной

    народ и разнесет вместе с пометом по всему лесу драгоценные семена, из которых новые рябинки вырастут.

    Птицы едят только плоды рябины, а вот животные, кроме плодов, едят и

    листья, и почки, и молодые побеги рябины. Очень уж много в них

    витаминов.

    А теперь поиграем в игру: «Птички, птички, по домам».

    Активизация словаря: дрозд, дрозды-рябинники, объедены, склеваны.

    Сравнительное рассматривание рябины и берёзы

    Цель: отличать рябину от другого дерева — березы, видеть отличия и общие

    признаки, характерные для всех деревьев.

    Ход наблюдения:

    На прогулке обратить внимание детей на деревья, которые растут на участке

    детского сада. Рассмотреть березу и рябину.

    Рассмотреть деревья, уточнить их

    строение, в чем сходство деревьев?

    Какие характерные особенности березы

    вы знаете?

    Какие характерные особенности

    рябины вы знаете?

    Что общего есть у этих деревьев?

    Какие условия необходимы для их

    роста?

    Почему мы так быстро узнаем рябину

    среди других деревьев?

    Обратить внимание детей, на то, что у рябины и березы очень тонкие веточки, которые легко ломаются и почему так важно заботится о деревьях зимой.

    Ребята, давайте поиграем в игру: «С какой ветки детки? »

    (Дети собирают листья клена, тополя, березы, рябины, дуба).

    Обговаривают их форму окраску и т. д. Воспитатель показывает лист и

    спрашивает, с какого он дерева. Дети должны подбежать к загаданному дереву.

    Обобщение ответов детей: дети приходят к выводу, что рябину можно узнать по гроздьям алых ягод, а у березы белый ствол, у нее как и у рябины тонкие ветви, а еще на ней вырастают сережки, делают вывод, что оба дерева питаются с помощью корней, которые уходят глубоко в землю. Еще рябина служит кормушкой для птиц зимой.

    Активизация словаря: гроздь, сережки, питаются.

    Наблюдение за березой поздней осенью

    Цель: Продолжать знакомство с березой выделяя характерные

    признаки и изменения, связанные временем года; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.

    Ход наблюдения

    Лишь осень золотая-

    Лист опалит огнем

    Березка облетает,

    Тоскует под дождем

    Воспитатель проводит с детьми беседу:

    ♦ Почему листья на березе стали желтые?

    ♦ Что происходит с деревьями осенью?

    ♦ Как деревья готовятся к зиме?

    Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала вверху, где воздух холоднее, а затем внизу. Налетает ветер, срывает листья, и они, словно золотые монетки, падают на темную сырую землю. Предложить детям собрать букет из опавших листьев, отметить, какого цвета листья.

    Трудовая деятельность Подметание дорожек, уборка мусора. Цели: — воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща. — убирать инвентарь после труда в определенное место

    Подвижные игры «Мы — веселые ребята», «Затейники».

    Цели: — учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко; — упражняться в беге.

    Индивидуальная работа «Удочка», «С кочки на кочку».

    Цели:

     — упражнять в прыжках;

    — воспитывать уверенность в своих силах.

    Наблюдение за сосной.

    Цель: Подвести детей к выводу, что хвоя выполняет функцию листьев. Предложить подумать, почему зимой хвоя не опадает, как листья у лиственных деревьев.

    Воспитатель читает стихотворение В. Рождественского:

    Вот сосны. Прямоствольны и упруги,

    Колючие – ветрам не разорвать,

    Стоят в своей чешуйчатой кольчуге,

    Спокойные, как Игорева рать.

    Дидактическая игра «Подбери слово» - упражнять в употреблении и согласовании относительных прилагательных с существительными:

    Ø Сосновый – запах, бор, ствол.

    Ø Сосновая – шишка, ветка, хвоя, мебель.

    Ø Сосновое – полено, кресло, бревно.

    Ø Сосновые – иголки, шишки. 

    Наблюдение за тополем

    Цель: формировать представление об осеннем тополе; вспомнить и назвать деревья, растущие в нашем городе; углублять и обобщать знания детей о деревьях; поддерживать и развивать желание узнать о деревьях больше.

    Словарная работа: обогащение – вековой, безлиственное (дерево), листопад.

    Ход наблюдения:

    Под окошком вырос тополь вековой,

    Летом он зеленой шелестит листвой.

    По городу гуляя встретишь его пух –

    Над улицей несутся сотни белых мух.

    Беседа по вопросам.

     Где чаще растут тополя? (в городе)

     Значит, какое это дерево? (городское)

     Какого цвета сейчас тополиные листья? (зелено-золотистые)

     Когда облетят с тополя последние листья? (поздней осенью)

     Какие еще растут деревья в нашем городе? (клен, береза, ясень и т.д.)

     А для чего нужны деревья в городе? (очищать воздух, летом тень от деревьев…)

     Почему осенью листья с деревьев опадают? (чтобы дерево зимой не теряло много влаги)

     Как называется явление, когда падают листья? (листопад)

    Чтение стихотворения «Листопад» (читает ребенок).

    Исследовательская деятельность: рассмотреть через увеличительное стекло ветку с которой опали листочки.

     Что мы видим на ветке? (маленькие почки)

     А что это значит? (дерево не погибло, оно сбросило засохшие, отмершие листья)

     Когда «проснется» почка? (весной)

    Дидактическая игра: «С какой ветки детки?». Цель: развивать мышление внимание, учить определять и называть дерево по листу.

    Подвижная игра: «Листочки». Цель: кружение и бег не наталкиваясь друг на друга.

    Труд: собрать на участке опавшие листья и сложить их под деревья. Цель: воспитывать трудолюбие, стремление помочь взрослым, заботливое отношение к деревьям.

    Развитие движений: «Мяч друг другу», «Попади в обруч». Цель: развивать ловкость, меткость, глазомер. Закреплять бросание мяча от груди.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация по теме "Деревья" для детей старшего дошкольного возраста

    Данная презентация предназначена  для использование на занятиях по ознакомлению с окружающим, развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста.  Задачи: Обогащение словаря по данной ...

    Мультимедийная презентация "Петриковская роспись по дереву" для детей старшего дошкольного возраста.

    Презентация может быть использована в работе с детьми по изобразительной деятельности.Слайды показывают поэтапное выполнение петриковских узоров. Презентация облегчит объяснение выполнения приемов рос...

    наблюдения на прогулке для детей старшего дошкольного возраста

    ежемесячное пленирование наблюдений на прогулке для детей старшего дошкольного возраста...

    Картотека осенних наблюдений на прогулке для детей старшего дошкольного возраста

    Картотека осенних наблюдений на прогулке для детей старшего дошкольного возраста...

    Картотека по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Осень, деревья, перелетные птицы.

    В картотеке помещены дидактические игры для развития связной речи. Цель этих игр: развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет, составлять небольшие рассказы по картинам....

    «Экскурсии и наблюдения в формировании у детей старшего дошкольного возраста основ экологической безопасности»

    Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду, в ходе которой нужно подготовить ребенка к встрече с различными сложными экологическими ситуациями, а порой и чр...

    Картотека наблюдений в природе для детей старшего дошкольного возраста

    Картотека наблюдений в природе для детей старшего дошкольного возраста...