Картотека осенних наблюдений на прогулке для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему


Предварительный просмотр:

Картотека осенних наблюдений на прогулке для детей старшего дошкольного возраста

Карточка №1

«Листопад»
Цель: Расширять и обогащать знания детей об особенностях осенней природы. Предложить полюбоваться видом осенних деревьев в ярком убранстве, понаблюдать за кружением опадающих листьев, послушать их шелест, походить по ним. Обсудить с детьми, с каких деревьев больше всего опало листьев? Учить детей наблюдать, активизировать их любознательность.
Народная примета: Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.

Загадка:
Летом вырастают ,
А осенью опадают.
(Листья)

Листопад
Лес , точно терем расписной, Как вышки, елочки темнеют,
Лиловый, золотой, багряный, А между кленами синеют
Веселой, пестрою стеной То там, то здесь в листве сквозной
Стоит над светлою поляной. Просветы в небо, что оконца.
Березы желтою резьбой Лес пахнет дубом и сосной
Блестят в лазури голубой, За лето высох он от солнца.
(И.Бунин).

Карточка № 2

«За растениями»
Цель: Предложить детям найти первые признаки осени, назвать самые красивые деревья и кустарники. Узнать деревья по форме листьев цвету коры. Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных, человека.

Зеленая страна.
Я люблю бродить по зеленой стране.
Здесь друзей заводить очень нравится мне.
На сюрпризы горазд молчаливый народ
И за то, что отдаст, ничего не берет.
В той стране благодать, удивительный свет.
Вот бы нам разгадать: в чем тут главный секрет?
Загляни-ка со мной в эту славную жизнь
И с зеленой страной навсегда подружись.

Карточка №3

«Почва ранней осенью»
Цель: Расширять и уточнять представления детей о природе. Обсудить с детьми, почему почва необходима деревьям, кустарникам, травам, цветам; помочь вспомнить, что из почвы растения получают влагу и питательные вещества. Обратить внимание на то, что с наступлением осени почва становится более холодной и сырой.

Карточка № 4

«За дождевыми червями»
Цель: Продолжать знакомить детей с представителями животного мира. Обсудить с детьми: как они рыхлили землю в цветочных горшках, зачем нужна была эта работа. Предложить детям понаблюдать за дождевыми червями и помочь сделать вывод, что они тоже рыхлят землю.Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяет жизнь растений, животных и человека.

Карточка №5

«Рябина в сентябре»
Цель: Рассмотреть листья рябины (лист сложный, состоит из нескольких простых листочков), гроздья. Расширять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений.

Рябина.
На плечах её – косы длинные, Подойду, и глазам не верится:
Брови смелые, соболиные, То стоит не юная девица,
Сарафан с широкой каймою, А рябины тонкое деревце!
Полушалок цветной с бахромою,
Золотыми расшитый листьями,
Разрисован алыми кистями.

Карточка №6

«За неживой природой»
Цель: Определить, какая сегодня погода, отметить признаки ранней осени.
Пословицы и поговорки:
«Осенью утро серенько – жди красного денька».
«Плачет октябрь холодными слезами».

Карточка №7

«За жуками»
Цель: Продолжать знакомить с представителями класса насекомых. Предложить детям рассмотреть и сравнить жуков между собой, найти черты сходства и различия. Расширять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь животных.

Карточка №8

«За погодой»
Цель: Предложить детям определить, какая сегодня погода(ясно или пасмурно); понаблюдать за облаками, за осенним небом. Сравнить погоду утром и вечером, обратить внимание на то, что погода осенью быстро меняется. Определить силу и направление ветра путем наблюдения за качающимися деревьями. Учить детей рассказывать о своих наблюдениях за погодой, называть её свойства, отмечать особенности.

Пословица:
« В осеннее ненастье семь погод на дворе – сеет, воет, мутит, крутит, ревет, льет и снизу метет».

Карточка № 9

«За растениями на цветнике»
Цель: Предложить детям найти знакомые цветы(астры, бархатцы, календула, настурция), назвать их.Сравнить между собой, вспомнить, какими они были летом, рассказать, какими они стали осенью, рассмотреть семена цветов. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями: сезон – растительность – труд людей.

Мой сад с каждым днем увядает,
Помят он, поломан и пуст.
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст…
А. Майков.

Карточка № 10

«Насекомые осенью»
Цель: Учить детей замечать изменения, произошедшие с насекомыми осенью, делать вывод о поведении насекомых с наступлением холодов по результатам наблюдений. Помочь детям обнаружить под камнями скопление жуков, в щелях древесины спрятавшихся мух, бабочек, предложить объяснить почему насекомые прячутся.

Карточка № 11

«За солнцем»
Цель: Предложить детям вспомнить, какие части участка солнце освещало утром, обратить их внимание на то, какие части участка оно освещает сейчас. Пояснить детям, что осенью солнце не так высоко поднимается над горизонтом, как летом, что дни заметно уменьшаются, раньше темнеет.

Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнатку.
Мы захлопали в ладошки,
Очень рады солнышку.
А. Барто
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день…
А. Пушкин

Карточка № 12

«За облаками»
Цель: Предложить детям полюбоваться облаками, рассказать о видах облаков (кучевые, перистые), предложить отыскать их на небе и описать (цвет, форма, величина).
Приметы:
«Облака идут низко – ожидай стужи»
Загадка:
Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже-
Тем дождик ближе.
(Туча)

Карточка № 13

«Клен в сентябре»
Цель: Предложить детям рассмотреть дерево и назвать его части( ствол, ветки, листья), полюбоваться осенней окраской кроны клена, подобрать как можно точные обозначения цветов и оттенков, в которые раскрашены листья, рассмотреть семена-крылатки.

Осенний букет.
Больше нет цветов в бору Я домой их принесу,
И в лесу раздетом, Ими стол украшу,
Листья кленов соберу И нарядно , как в лесу,
В пышные букеты. Станет в доме нашем.

Карточка № 14

«За росой»
Цель: Обратить внимание детей на траву, покрытую росой, объяснить природу данного явления. Рассказать о народных приметах, связанных с росой.
Пословицы и поговорки:
«Утренняя роса – добрая слеза».
«Росой лес умывается, с ночкою прощается».

Карточка № 15

«Плодовые деревья осенью»
Цель: Предложить детям полюбоваться плодами яблони. Обратить внимание на строение плодовых деревьев, форму и цвет листьев.

Корзина яблок.
День сегодня яркий –
Солнце и прохлада.
Мы корзину яблок
Принесли из сада.
И грушовка, и ранет-
Слаще этих яблок нет!

Карточка № 16

«За птицами»
Цель: Предложить детям рассказать по результатам наблюдений, какие изменения происходят в жизни различных птиц. Обсудить, почему одни
птицы улетают в теплые края, а другие – нет. Учить детей различать птиц по
внешнему виду. Подвести детей к выводу о том, что зимовать остаются птицы, которые кормятся вблизи жилищ человека, а также те, которые питаются семенами и ягодами, остающимися зимой на деревьях под снегом
Поговорка:
«Осенняя пора – птица со двора».

Карточка № 17

«За трудом человека»
Цель: Расширять представления о труде взрослых, о сельскохозяйственном труде, о сезонных работах. Предложить понаблюдать, как собирают яблоки, как убирают гниющие плоды, обрезают ветви, обсудить с детьми назначение этих действий. Учить устанавливать причинно-следственные связи: сезон – растительность – труд людей.
Пословицы и поговорки:
«День прозевал – урожай потерял».
«Лето со снопами- осень с пирогами».
«Не хвались, в поле едучи, а хвались, с поля везучи».

Карточка № 18

«За паутиной»
Цель: Обратить внимание детей на летающие паутинки, предложить поймать паутинку, рассказать что с её помощью путешествует паучок(его можно заметить, когда он быстро побежит по руке и повиснет на новой паутинке).Рассказать детям, откуда берется паутинка, рассмотреть маленького паучка , отметить особенности его поведения.
Народная примета: “Осенью паутина – на ясную погоду”.

Карточка №19

«Осенний ветер»
Цель: Уточнять представления детей о погоде, развивать наблюдательность. Предложить детям рассказать, как можно узнать направление ветра, как меняется все вокруг в ветреную погоду. Обсудить с детьми понятия «сильный ветер», «слабый ветер».
Загадка
Неизвестно, где живет.
Налетит – деревья гнет.
Засвистит – по речке дрожь.
Озорник,а не уймешь.
(Ветер)

Карточка № 20

«За домашними животными»
Цель: Предложить детям понаблюдать за домашними животными. Обратить внимание детей на то, что шерсть у них стала гуще, появился подшерсток. Предложить детям подумать и ответить – происходит ли то же самое и с шерстью лесных зверей.
Поговорка:
«В осень и у кошки пиры».

Карточка № 21

«Береза в сентябре»
Цель: Предложить детям рассмотреть березу, сравнить количество листьев на березе и на клене. Спросить их почему у нас на Родине так любят березу, посвящают ей стихотворения, песни. Вспомнить с детьми стихи о березе.

Береза
Березка белый
Сарафан надела,
Кудри завила,
Косы заплела.
До чего же хороша,
Словно девица-душа!

Карточка № 22

«За сорокой»
Цель: Учить детей наблюдать за птицами, выявлять особенности внешнего вида , поведения, учить узнавать по голосу.Рассказать о характере и повадках сороки, о характеристика , денных ей в поговорках и русских народных сказках.

Сорока.
Всюду я летаю, Может быть меня за это
Все на свете знаю, И зовут «лесной газетой».
Знаю каждый куст в лесу,
Новость на хвосте несу.

Карточка № 23

«Осенний дождь»
Цель: Предложить детям охарактеризовать осенний дождь (затяжной, моросящий, холодный). сравнить его с летним дождем; рассказать о настроении во время осеннего дождя; вспомнить, какое настроение было, когда шел летний дождь.
Загадка
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
(Дождь)

Карточка № 24

«Одежда осенью»
Цель: Предложить детям обратить внимание на то, как одеты люди на улице, какую выбирают одежду, головные уборы, обувь, составить рассказ с опорой на вопросы о том как одеваются люди осенью. Почему выбирают те или иные предметы одежды.

Карточка № 25

«Шиповник осенью»
Цель: В рамках продолжения цикла наблюдений за сезонными изменениями растений предложить детям рассмотреть кустарник, соблюдая правила безопасности(ствол и ветки растения покрыты шипами). Напомнить,как красиво цвел куст весной, обратить внимание, что сейчас он усыпан плодами. Рассмотреть плоды шиповника, рассказать о его лечебных свойствах.

Карточка №26

«Свойства воздуха и ветра»
Цель: Дать детям представление о том, что воздух окружает всю землю, он необходим всем живым существам. Важнейшие свойства воздуха, благодаря которому мы видим окружающие предметы – прозрачность. Ветер – это движение воздуха, его нельзя увидеть, но можно выявить при помощи других органов чувств.
Загадка.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он – невидимый , и все же
Без него мы жить не можем.
(Воздух)

Карточка № 27

«За мхом»
Цель: Предложить детям рассмотреть мох, потрогать его, рассказать какой он, чем похож на траву, чем отличается. Рассказать детям об особенностях данной группы растений.

Карточка № 28

«За туманом»
Цель: Предложить детям рассказать, что изменилось вокруг, на что похож туман , пояснить, как возникает туман. Обсудить с детьми, какие проблемы могут возникнуть из-за плохой видимости, сформулировать правила безопасного поведения в тумане.

Карточка № 29

«Изменение продолжительности дня»
Цель: Предложить детям по результатам наблюдений сделать вывод об изменении пути солнца по небу, изменении продолжительности дня.
Поговорка:
«Быстро тает октябрьский день – не привяжешь за плетень».

Карточка № 30

«За воробьями»
Цель: Учить детей наблюдать за птицами и по результатам наблюдений рассказать об их внешнем виде, повадках. Учить узнавать птиц по голосу.

Воробей.
Не улетает осенью на юг,
«Чирик» за окнами всю зиму.
И я ему , как старый верный друг,
Возьму и крошек хлебных кину.
Р.Кучеренко

Карточка №31

«Трава осенью»
Цель: Учить детей выявлять изменения, происходящие с травой, рассказывать о них по результатам наблюдений, формулировать предположения о том, почему трава желтеет, вянет.
Загадка .
Росла на лугу, оказалась в стогу.
(Трава)

Карточка № 32

«Погода поздней осенью»
Предложить детям найти и перечислить признаки поздней осени (стало ещё холодней, по утрам лужи покрыты льдом, осадки все чаще выпадают в виде дождя со снегом). Подвести детей к пониманию связи между сезонными явлениями и выбором одежды для прогулки.
Поговорки и пословицы:
«В ноябре зима с осенью борется».
«Кто в ноябре не зябнет , тот и в декабре не замерзнет».
«Первый снежок – не лежок».

Карточка № 33

«Птицы поздней осенью»
Цель: Предложить детям по результатам наблюдений рассказать, какие птицы прилетают поздней осенью на участок. Организовать установку кормушек для птиц, обсудить, что нужно выяснить, чтобы организовать кормление птиц.
Приметы:
«Если птицы летят ниже к земле – быть ранней и холодной зиме».
«Коли птиц много и летят они быстро – к близкому ненастью».
«Синица пищит – зиму вещает».

Карточка № 34

«Ель в ноябре»
Цель: Предложить детям рассмотреть дерево, обратить внимание на то, что ель остается зеленой. Дать детям задание найти доказательства тому, что ель тоже сбрасывает хвоинки. Под елью малыши найдут опавшую хвою. Предложить им рассмотреть её , сравнить с хвоинками на ветвях ели, с опавшими листьями других деревьев и сделать вывод.
Загадка:
«Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Ель, сосна)

Карточка № 35

«За трудом взрослых: уборка участка».
Цель: Обсудить с детьми назначение данной работы, пояснить почему нельзя сжигать опавшие листья, почему необходимо вывозить их за пределы города.

Карточка № 36

«За транспортом»
Цель: Предложить детям рассмотреть проезжающие мимо участка машины, назвать знакомые детям категории и виды транспорта, марки автомобилей. Организовать составление коллективного рассказа о том, как машины служат человеку.
Шуршат по дорогам веселые шины,
Спешат по дорогам машины, машины.
А в кузове – важные, срочные грузы:
Цемент и железо, изюм и арбузы.
Работа шоферов трудна и сложна.
Но как она людям повсюду нужна!
К. Чолиев

Карточка №37

«За осадками»
Цель: Предложить детям высказать предположение о том, почему в ноябре мы наблюдаем выпадение различных осадков: дождь, снег, град, дождь со снегом. Подвести детей к пониманию зависимости характера осадков от температуры воздуха.
Поговорка:
«В ноябре зима с осенью борется».
«Сбежались тучки в одну кучку – быть ненастью».
«Небо в барашках – дождь на пороге».

Карточка № 38

«Превращение луж»
Цель: Учить детей замечать изменения, происходящие с водой в лужах в зависимости от температуры воздуха. Предложить детям перед прогулкой высказать, опираясь на сделанные ими выводы, предположения – есть ли лед на лужах.
Поговорка:
«Ноябрь ледяные мосты мостит, а декабрь гвоздит».

Карточка №39

«За первым снегом»
Цель: Предложить детям поймать снежинки на варежки, рассмотреть их, рассказать как они « устроены». Рассказать детям, что в природе нет двух одинаковых снежинок.
Первый снег.
Утром кот принес на лапках Он белеет вдоль забора,
Первый снег! Первый снег! Прикорнул на фонаре,-
Он имеет вкус и запах, Значит скоро, очень скоро
Первый снег! Первый снег! Полетят салазки с горок,
Он кружится легкий, новый Значит, можно будет снова
У ребят над головой. Строить крепость во дворе!
Он успел платок пуховый Я.Аким
Расстелить на мостовой.

Карточка № 40

«За работой дворника»
Цель: Познакомить детей с рабочими профессиями, подчеркнуть значимость труда всех. Показать орудия труда, разнообразные операции и их целесообразную последовательность для достижения цели. Воспитывать уважение к людям труда, желание помогать.

Встанет дворник на заре,
Крыльцо чистит на дворе.
Дворник мусор уберет
И дорожки разметет.
В. Степанов

 Список используемой литературы.

1.Волчкова В.Н. , Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе» Экология. ТЦ «Учитель», Воронеж, 2004.

2.Владимировская Л.А. «От осени до лета» «Учитель», Волгогра,2008.

3.Корнеичева Е.Е. , Грачева Н.И. «Планирование внеучебной деятельности с детьми в режиме дня» Старшая группа. ООО «Центр педагогического образования», 2011.

4. Шорыгина Т.А. «Птицы. Какие они?» ООО «Издательство ГНОМ и Д»,2000.

5. Шорыгина Т.А. «Деревья. Какие они?» ООО «Издательство ГНОМ и Д»,2002.

6.Уланова Л.А , Иордан С.О. «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3 -7 лет» Детство- Пресс, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Наблюдения, приметы, стихи, игры на осенних прогулках для детей старшего дошкольного возраста.

Наблюдения, приметы, стихи, игры на осенних прогулках для детей старшего дошкольного возраста....

Картотека подвижных игр на прогулке для детей старшего дошкольного возраста

В картотеке собраны подвижные игры с использованием различных видов движений: бег, прыжки, лазание, метание и ловля и др....

наблюдения на прогулке для детей старшего дошкольного возраста

ежемесячное пленирование наблюдений на прогулке для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека наблюдений за деревьями для детей старшего дошкольного возраста.

Картотека наблюдений за деревьями для детей старшего дошкольного возраста....

Картотека наблюдений в природе для детей старшего дошкольного возраста

Картотека наблюдений в природе для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека наблюдений в природе для детей старшего дошкольного возраста.

Картотека наблюдений в природе для детейстаршего дошкольного возраста....

Картотека подвижных игр на прогулке, для детей старшего дошкольного возраста

Подвижная игра – сознательная, двигательная активность ребенка, предполагающая точное и своевременное выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательн...