Главные вкладки

    наблюдения на прогулке для детей старшего дошкольного возраста
    календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

    Михнева Яна Борисовна

     ежемесячное пленирование наблюдений на прогулке для детей старшего дошкольного возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nablyudeniya_v_prirode.doc88.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сентябрь (наблюдения в природе)


    1. Обратить внимание детей на красоту осеннего леса, на наряд деревьев, кустарников. Определить окраску различных листьев.

    2. Первые приметы осени – желтые листья. На каких деревьях вы заметили желтые листья? Как они называются?

    Вот оранжевые листья
    Значит осень у дверей
    Жаль, что ты уходишь лето
    Возвращайся поскорей.

    3. Кто живет в траве на нашей полянке? (предложить детям поискать в траве насекомых). Учить детей не мучить насекомых: муравьи, бабочки, мухи, божьи коровки. Загадать загадку.

    4. Понаблюдать за летающей паутиной и показать паучка – летчика. Паутины летают к теплой погоде.
    Народная примета такова: паутина стелется к теплу.

    5. Показать с какого места появляется солнце, где оно было в эти часы летом. Солнце ниже – дни короче. Народные приметы: красно восходит или садится – к ветру, тучи – к дождю.

    6. Какие цветы продолжают цвести? С каких можно собирать семена? Какие многолетние можно пересадить? (животные и растения принадлежат к живой природе)

    7. Наблюдать листопад.

    Листопад, листопад
    Листья желтые летят
    Листья желтые летят
    Скоро будет голым сад

    8. На траве и на земле иней. Утро холодное, ясное.

    9. Понаблюдать, как ласточки собираются большими стаями в отлет. Спросить детей почему некоторые птицы улетают в теплые края.

    10. Понаблюдать пролетающих мимо журавлей. Как они красиво летят.

    11. Экскурсия в парк. Обратить внимание на красоту осеннего пейзажа. Провести игру «С какой ветки эти детки?» Собрать красивый букет из осенних листьев. Народная примета: если листопад пройдет быстро, надо ждать крутой зимы.

    12. Обратить внимание на то, что воздух становится все свежее и прохладнее.

    Желтый клен глядится в озеро
    Просыпаясь на заре
    За ночь землю подморозило

    13. Огород с каждым днем пустеет, остались поздние овощи.

    Стал к осени пустынным двор
    И в огороде пусто
    Ни помидоров, ни огурцов.
    Лишь свекла да капуста.

    Дидактическая игра «Какому овощу принадлежит этот овощ?»
    Загадка
    «Круглое, красное, любят меня и дети и взрослые»
    «Девочка Аленушка посадила зернышко, летом выросло на грядке золотое солнышко»
    «Закутан ребенок в 40 пеленок»
    «Круглая, а не месяц, желтая, а не масло. С хвостом, а не мышь»

    14. Наблюдение за цветущими цветами. Сбор семян (Рассказ воспитателя о размножении растений семенами)

    Мой сад с каждым днем увядает
    Помят он, поломан и пуст
    Хоть пышно он доцветает
    Настурция в нем огненный куст.

    15. Туман поднимается вверх перед дождем, если лежит в низких местах – к ясной погоде, если на высоких – к пасмурной. Капельки воды на траве – ночью был мороз.

    16. Солнце светит мало, дни короче. Название сентябрь в народе – хмурень.

    Октябрь (наблюдения в природе)

     

    1. Провести наблюдение за дождем. Отметить, что осенью все чаще и чаще застилают небо хмурые тучи и идет дождь.

    Ходит осень по дорожке
    Промочили в луже ножки
    Льют дожди и нет просвета
    Затерялось где-то лето

    2. Узнавать овощи на вкус. Дидактическая игра «Узнай по вкусу»

    3. Экскурсия в парк. Понаблюдать за тем, как осыпаются носики у клена. Рябина вся красная в красных кистях ягод. 

    В красный цвет окрасил кисти
    Куст рябиновый в бору
    И пожар кленовых листьев
    Полыхает на ветру

    4. Последние листья слетают с деревьев. Просторно становится на участке. Народные приметы: если в октябре листья березы и дуба опадают не часто – жди суровой зимы. Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.

    5. Моросит мелкий, холодный дождь, грязно, сыро.

    Где же солнце? Что случилось?
    Целый день течет вода
    На дворе такая сырость
    Что не выйдешь никуда.

    6. Послушать крик грачей. Почему они собираются в стаи?

    Ласточки пропали
    А вчера с зарей
    Все грачи летали
    Да как сеть мелькали
    Вон над той горой.

    7. Провести наблюдение за сбором овощей на огороде.

    Вот морковка – невеличка
    Из земли торчит косичка
    Носа высунуть не смеет
    Под землей сидит, краснеет.

    Под листочками на грядке
    Огурцы играют в прятки
    Дождик лишь водить начнет
    Всех заметит, всех найдет.
    (огурец)

    Не шит, не кроен
    А весь в рубцах
    Без счету одежек,
    И все без застежек.
    (капуста)

    Желтый бок, круглый бок
    Сидит на грядке колобок
    Прирос к земле крепко
    Что это?
    (репка)

    Закрепить названия овощей, их форму Цвет. Закрепить знания о том какие овощи где и как растут.


    8. Обратить внимание детей на первый утренний морозец. Это первый вестник зимы. Дыхнула зима морозным воздухом и покрыла землю изморозью. Понаблюдать, когда случится утренний морозец и какие овощи на грядках от него пострадают.

    9. Кто живет на траве, на полянке? Куда делись все насекомые? Почему? Предложить раскопать землю на газонах и убедиться, что некоторые насекомые спрятались поглубже в землю.

    10. Деревья сбросили свой наряд. Пусто и уныло.

    Осень наступила
    Высохли цветы
    И глядят уныло 
    Голые кусты

    Закрепить знания о деревьях и кустарниках

    11. Первый снег падает и тут же тает, земля еще не замерзла.

    Мы проснулись раньше всех
    Смотрим, что за чудо?
    На дворе пушистый снег
    Сыплет отовсюду
    Ведь вчера еще черно
    Было все на свете
    А сегодня за окном
    Снег нарядно светит.

    12. Какие птицы гостят у нас на участке? Какие были летом? Где они сейчас? (закрепление знаний детей о зимующих и перелетных птицах.)

    13. Наблюдение за воробьями. Рассмотреть его внешний вид, его окраску, форму. Послушать щебетание воробьев.

    Воробей, Воробец
    Тоненькие ножки
    Прыг да прыг
    Скачет по дорожке

    14. Рассмотреть с детьми оставшиеся цветы (флоксы, шафран). Обратить внимание детей, что цветов стало совсем мало.

    Ноябрь (наблюдения в природе)


    1. Наступил последний месяц осени. Мрачно, сыро. Небо повисло низко. Замерзла земля.

    2. Отметить осеннюю красоту рябины. Скоро за ягодами прилетят снегири, свиристели.
    Улетели птицы разные
    Смолк их звонкий перелив
    А рябина осень празднует
    Бусы красные надев

    3. Экскурсия в сад. Вспомнить как выглядел он усыпанный плодами. Беседе об осенних работах в саду, как люди заботятся о будущем урожае.

    4. Определить направление ветра с помощью флажка.
    Туча небо кроет
    Солнце не блестит
    Ветер в поле воет
    Дождик моросит.

    5. Раскопать лужайку, показать детям растения – они не погибли, с наступлениями весны, с первыми лучами солнца пробьются и зацветут.

    6. Определение деревьев по цвету коры, форме кроны и т.д.

    7. Ветки обледенели и блестят, на них образуются сосульки.

    8. Зимних гостей все больше и больше (вороны, галки, сороки, воробьи, синицы). Пора вешать кормушки

    9. вывешивание кормушки, наблюдение за поведением, повадками птиц. 

    10. выпал снег, стало светлее и холоднее, грязи нет, весь двор одело, посветлело, побелело, видно есть мороз.

    11. Наблюдение за синицами. Обратить внимание на их внешний вид. В это время они прилетают к человеческим жилищам. Лето синицы проводят в лесах, выводят птенцов. Осенью, когда птенцы подрастают, синицы оставляют гнезда и ведут кочевую жизнь, собираются в стайки и перебираются к жилью.

    12. Мороз крепчает, по утрам замерзают лужи.
    Утром на лужицах
    Тонкий ледок
    В воздухе кружится
    Первый снежок.

    Декабрь (наблюдения в природе)

     

    1. Вывесить кормушки, понаблюдать за птицами.

    2. Обратить внимание на небо, оно серое, как бы повисло над головой, ветер гоняет серые тучи по небу.
    Вот ветер тучи нагоняя
    Дохнул, завыл, и вот сама
    Идет волшебница зима.

    3. Земля стала твердой, замерзла. Вода превратилась в лед. Он стал скользкий, по нему можно кататься. 

    4. Наблюдение за снежинками. Снежинки легкие, воздушные, ветерку послушные.
    Что за звездочки разные
    На пальто и на платке,
    Все сквозные, вырезные
    А возьмешь вода в руке.

    5. Воробьи оживленные, ссорятся из-за корма. Отметить их оперение. Рассмотреть и зарисовать следы воробья. Покормить их.

    6. Сравнить липу и березу. Отметить расположение веток, цвет коры.

    7. Снегопад. Снег падает тихо и закрывает землю. Полюбоваться зимним пейзажем…стало светло, бело, красиво. Воздух свежий, легко дышится. Разговор о чистоте воздуха.

    8. Рассмотреть снегиря. Они прилетели в поисках корма – это перелетные птицы. Летом они живут на севере. Снегирей называют вестниками зимы. Обратить внимание на красивое оперение грудки, как румяное яблоко.
    За окном снегири
    Синие, красные, крылышки атласные.

    9. Легкий морозец. 
    Мороз не велик,
    А стоять не велит

    10. Рассмотреть ветку березы, на ней маленькие почки. Срезать и поставить в воду, для наблюдений за изменениями.

    11. Отметить ветреную морозную погоду. Быстро несутся облака, они серые, тяжелые. Ветки раскачивает ветер, заметает следы на снегу.

    12. В цветнике много нега, утоптать его, чтобы было тепло. Деревьям тоже холодно, утопать снег вокруг деревьев.

    13. Устроить праздник для птиц, насыпать зерен, повесить кусочки сала.
    Холодно, холодно птицам бес солнца
    Чтобы не было скучно
    Чтобы не было грустно
    Можно с крошками в кормушку
    Положить кусочек сальца.

    14. Отметить ясный, морозный день. Небо чистое, голубое. Пройтись по снегу, послушать, как он скрипит. В морозную погоду снег рассыпчатый, сухой. Лепить из сухого снега нельзя.

    15. Обратить внимание на деревья в инее. Полюбоваться ее белым нарядом, кружевами развесистых ветвей.

    16. В мороз послушать потрескивание деревьев. Вызвать у детей желание помочь и беречь деревья зимой.

    17. Рассмотреть голубя. Определить общую форму, цвет, оперение. Отметить, что у голубя красные ноги, что он прыгать не умеет.
    Люли-люли, люленьки
    Прилетели гуленьки
    Стали гули ворковать…

    18. Оттепель. Предложить сделать снежные постройки, отметить качество снега.
    Мы слепим снежный ком,
    Ушки сделали потом
    И как раз вместо глаз
    Угольки нашлись у нас,
    Кролик вышел как живой.
    Во время оттепели вода с крыш падала на ветки деревьев, отметить как ветки покрываются льдом

    Январь (наблюдения в природе) 

    1. Рассмотреть голубей и воробьев. Птицы ждут нашей помощи, расселись на кормушках, на ближних деревьях. Воробьи нахохлились, им холодно.

    Озябли пташки малые

    Голодные, усталые

    И жмутся поплотнее…

    Воробушки игривые, как дети сиротливые

    Прижались у окна.

    2. Обратить внимание на глубину снега после снегопада. Снег глубокий, рыхлый, сырой. Отметить где сугробы больше, где меньше.  Вспомнить загадку «Скатерть белая, весь свет одела» (снег)

    3. Снегопад, снег падает хлопьями. Рассмотреть и отметить какой формы снежинки. Снежинка какая? Снежинка холодная, узорная, ледяная, красивая, великолепная, пушистая. 

    4. Обратить внимание на деревья, они покрыты снегом и выглядят нарядно в своем зимнем уборе. Если снега много, он может своей тяжестью обломить ветки, поэтому его надо стряхивать и утаптывать около стволов. Вспомнить пословицу «Если зимой много снега, жди хорошего урожая». 

    5. Отметить состояние погоды: буран, вьюга, снег метет, деревья шумят, ветер воет. 

    Буря мглою небо кроет

    Вихри снежные крутя,

    То как зверь она завоет,

    То заплачет как дитя.

    6. В солнечный морозный день полюбоваться красотой снега: он блестит словно серебро на солнце. В чем красота зимы?

    Мороз и солнце,

    День чудесный!

    7. Обратить внимание на то, что солнечных дней стало больше, дни стали длиннее. На улице стало светлее. Оживились птицы, воробьи, синицы, они весело щебечут. Загадать загадку: 

    Спиною зеленоватая,

    Животиком желтоватая,

    Черненькая шапочка

    И полоска шарфика

    (синичка)

    8. Обратить внимание как в морозные дни быстро застывает вода, превращается в лед, обновить ледяную горку, полить ее водой.

    9. Наблюдение за воробьями и синицами. Найти сходство между ними и различие. 

    10. Наблюдение за трудом дворника, воспитывать уважение к труду взрослых. Как вы думаете, почему рано утром дворник очищает территорию детского сада от снега?

    11. Какую одежду носят сейчас люди? Почему?

    Ты мороз, мороз, мороз

    Не показывай нос

    Уходи скорей домой

    Унося стужу домой

    А мы саночки возьмем

    И на улицу пойдем.

    12. Наблюдение за сорокой, за ее красивым оперением, черно-белыми боками. Загадки о птицах: 

    Как снег - бела

    Как сажа – черна,

    Вертлява как бес

    Повертелась, да в лес.

    13. Отметить яркий, солнечный день, снег сверкает, блестит. Народные приметы: дым столбом – к морозу. «Если ночью был иней – днем снег не выпадет». 

    14. Экскурсия на улицу. Обратить внимание детей на работу снегоочистительных машин. 

    15. Вьюга. Мелкий, как песчинки, снег быстро кружится в воздухе. 

     

    Снег на полях,

    Лед на реках,

    Вьюга гуляет.

    Когда это бывает?

     

    16. Отметить сходство и различие ели и сосны. Загадка: "Зимой и летом одним цветом" Полюбоваться зеленью, потрогать иголки.

    17. Сделать вместе с детьми горку для кукол, отметить как быстро замерзает вода. 

    Покатились санки вниз

    Крепче куколка держись?

    Ты сиди, не упади

    Там канавка впереди

    18. Отметить направление ветра. Когда идти труднее? Против ветра или по ветру? Загадка «Без рук без ног, а ворота открывает?» (ветер)

    19. Закреплять с детьми определение погоды: ясная, морозная, тихая, ветреная, холодная, туманная оттепель, буран, вьюга.

    Февраль (наблюдения в природе) 

    1. Обратить внимание на солнце, небо. Солнце светит все чаще и ярче. Небо становится голубым  и высоким. Весна уже близка. В эту пору, говорят, «Зима с летом встречается».

    Изменчивый месяц февраль –

    Он любит весну, а зимы ему жаль.

    Он льдистою дымкой стекло по утрам затемняет

    А в полдень он яркие слезы роняет.

    2. Понаблюдать с детьми особенности неустойчивой февральской погоды. То морозы, то метели. Вспомнить примету: «Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит».

    3. Февраль – последний месяц зимы. Приходит к нам с сердитыми метелями и снежными заносами. Вспомнить приметы: «Вьюги да метели под февраль налетели», «У февраля два друга, метель да вьюга»

    Буря мглою небо кроет,

    Вихри снежные крутя,

    То как волк она завоет,

    То заплачет как дитя.

    4. Обратить внимание детей на то, как неравномерно бывает покрыт снегом участок: в одном месте лежат горы снега, в другом видна мерзлая земля, а вокруг деревьев глубокие воронки. Где скапливается больше снега? На  открытом ровном месте, или в оврагах, около домов, заборов, деревьев?

    А ветры взялись за свое –

    Они над степью завывают

    Они безжалостно с нее

    Одежды белые срывают.

    5. Понаблюдать за птицами. Трудно находить им корм во время снегопадов, метелей. В такую погоду они погибают. Поэтому их надо подкармливать. В кормушку положить корм для птиц. Прочитать стихи.

    Покормите птиц зимой!

    Пусть со всех концов

    К вам слетятся, как домой

    Стайки на крыльцо.

    Сколько гибнет их – не счесть

    Видеть тяжело

    А ведь в нашем сердце есть

    И для птиц тепло

    Приучите птиц в мороз

    К своему окну

    Чтобы без песен не пришлось

    Нам встречать весну

    6. Обратить внимание на снегопад. Крупные снежинки хлопьями падают с неба на землю. Подставить ладошку и поймать снежинку. Почему они растаяли?

    Есть один такой цветок

    Не вплетешь его в венок

    Дунешь на него слегка

    Был цветок и нет цветка?

    (снежинка)

    7. Зимой не прекращается работа. Поля подготавливают к весеннему севу, проводят снегозадержание. Для задерживания снега на полях устанавливают щиты и борозды.  «Много снега – жди хорошего урожая»

    8. Понаблюдать за снегирями. Отметить какие они красивые, как выделяются их черные головки, красные грудки на солнце, как они деловито расправляются с семенами, как выклевывают они их из ягод, а мякоть бросают на землю.

    На деревья, на поляны

    Будто яблоки румяны

    Бойко скачут снегири.

    9. Принести несколько небольших сосулек, дети рассмотрят их причудливые формы. Отметить прозрачность сосулек. Поставить их в снег и помочь определить верх и низ.

    Растет она вниз головой

    Не летом растет, а зимою

    На солнце ее припечет

    Заплачет она и умрет.

    10. Обратить внимание на деревья. Полюбоваться ее белым нарядом, кружевами развесистых ветвей. Проверить хорошо ли знают дети названия деревьев. Детская игра: «найди дерево по описанию».

    11. Рассмотреть голубя. Определить общую форму, цвет, оперение. Отметить что у голубя красные ноги, что он прыгать не умеет, как, например, воробушек. Почему голубь называют птицей мира?

    Люли – люли, люленьки

    Прилетели гуленьки

    Стали гули ворковать…

    12. Вспомнить какими свойствами обладает свет в различную погоду, в оттепель мокрый, липкий, рыхлый. В мороз скрипучий, твердый, блестящий. Предложить делать снежные комочки.

    Мы слепим снежный ком,

    Ушки сделаем потом

    И как раз вместо глаз

    Угольки нашлись у нас,

    Кролик вышел как живой.

    Март (наблюдения в природе)

     

    1. Отметить, что день становится длинне, а ночь короче. Солнце светит ярче, небо выше. В народе март месяц называют месяцем света. Почему?

    Солнце в марте выше

    Горячей его лучи

    Скоро будет капать с крыши

    Закричат в саду грачи.

    2. Побеседовать с детьми о том, что снег есть нельзя, можно простудиться и заболеть. А еще он грязный. Набрать в баночку снега и принести в группу. Понаблюдать, какой осадок грязи останется на дне, после того, когда снег растает.

    3. Продолжать подкармливать птиц. Обратить внимание на то, что птицы весело щебечут, радуются голубому небу, солнышку, теплу. Отметить, каких птиц мы сейчас видим? Наблюдать за их повадками.

    О чем поют воробушки

    В последний день зимы?

    Мы выжили, мы выжили

    Мы живы, живы мы

     

    Загадка

    Озорной мальчишка.

    По дворам шныряет,

    крошки собирает

    (воробей)

    4. Понаблюдать за ветром. Есть ли сегодня ветер? Как мы определим с какой стороны дует ветерок? Вынести флажок и понаблюдать как он развивается на ветру. Прислушайтесь к ветру и скажите какие вы слышите звуки? Загадка: «Без рук, без ног – ворота отворяет»

    5. Стали появляться на крыше сосульки. Понаблюдать за ними. Достать несколько сосулек, дать им рассмотреть. 

    6. Обратить внимание на одежду детей, взрослых. Стали одевать легкие курточки. Вместо валенок, стали одевать кожаные сапожки, потому что валенки могут промокнуть. Это говорит о том, что снег от добрых солнечных лучей стал таять. 

    7. Рассказать детям, что в 20-х числах нужно ждать грачей. Они являются первыми вестниками весны. Настоящая весна начинается с прилетом грачей. 

    Пришла весна, пришла весна!

    Разноголоса, зелена

    Омытый солнечным дождем

    Блестит ковер степной травы

    Мы за подснежником пойдем, а вы?

    8. Труд на участке. Очистить веранду от снега. Расколоть с детьми лед на дорожке и около крыльца. Разбросать, чтобы он скорей растаял. 

    Народная примета: «Весна, зажги снега, заиграй овражки»

     

    9. Обратить внимание на деревья, кустарники. Чем отличается кустарник от дерева? Срезать сухие веточки на акации. Объяснить для чего их срезают. Обрезанные ветки собрать в кучу. Рассмотреть веточку березы. На березе почки стали чуть набухшие. Клейкие пахучие. 

    В белом сарафане

    Стояла на поляне

    Летели синицы

    Сели на косицы

    (Береза)

    10. Обратить внимание на непостоянство погоды. Днем тепло, снег тает. А ночью морозы, маленькие лужицы от мороза покрываются льдом. 

    Днем стекло разбито,

    За ночь вставлено.

    (лед)

     

    Апрель (наблюдения в природе)

     

    1. Наблюдать за таянием снега на участке. Отметить, что солнышко греет сильно, стало еще теплее, тает нег, бегут ручьи. В народе апрель – называют месяцем воды. Отметить как много воды и солнца, небо голубое, чистое. Народные приметы: «Апрель с водой – май с травой», говорят «Апрель всех напоит».

    Весна

    К нам весна шагает

    Быстрыми шагами

    И сугробы быстро тают

    Под ее ногами

    Черные проталины

    На полях видны

    Видно очень теплые

    Ноги у весны

    2. Послушать первое журчание ручейков. Как вы думаете о чем журчат ручейки? Вот весна и запела свою первую песенку – песенку воды. Попробовать пустить кораблики. Вспомнить стихотворение А.Барто «Кораблик»

    Матросская шапка

    Веревка в руке

    Тяну я кораблик по быстрой реке.

    3. Обратить внимание на то, как воробьи купаются в лужах, громко чирикают, радуясь солнышку. Одни воробьи окрашены ярко, с черными нагрудниками, другие однотонные, серые. Нарядные – самцы, а серые – самки. 

    Вот и кончилась зима

    От такого счастья

    Воробьи сошли с ума

    Всем горланят «здрасьте»

    4. Продолжать наблюдать за деревьями и кустарниками. Рассмотреть почки. Они набухшие, скоро распустятся листочки. Приучать различать некоторые из них по запаху (сирень, черемуха). Обратить внимание детей на работу взрослых, как они заботятся о деревьях, удобряют, обрезают, белят стволы. Как изменились кустарники и деревья по сравнению с зимой? 

    5. Понаблюдать за небом, движением облаков. Облака бывают разные. 

    Загадка:

    Пушистая вата

    Плывет куда-то.

    (облако)

    6. Продолжать наблюдать за птицами. Прилетели ли еще какие-нибудь перелетные птицы? Обратите внимание, что некоторые из них в своих клювах несут сухие травинки, кусочки ваты, пушинки. Подумайте, для чего их таскают птицы?

    Загадка:

    На шесте дворец

    Во дворце – певец.

    (скворец)

    7. Обратить внимание на снег. Посмотри, где он сохранился. Почему? Рассмотри снег. Сравни его с зимним снегом. В чем разница? 

    Загадка:

    Выгляну в оконце,

    Лежит белое суконце,

    Всю зиму лежит,

    А весной убежит

    (снег)

    8. Поговорить о птицах Первыми прилетают грачи. Считают, что с прилетом грачей в наших краях начинается весна. Вслед за ними прилетают скворцы. Люди перед прилетом скворцов развешивают скворечники на деревьях, в садах, парках. Почему птицы возвращаются к нам? Назовите перелетных птиц? 

    Загадка:

    Стоит ствол

    На стволе – кол

    На колу дворец

    Во дворце – певец

    (скворец)

    9. Наблюдать за изменениями в природе. От добрых солнечных лучей с каждым днем оживает природа. Наливаются почки на деревьях. Не сегодня-завтра они раскроются. Что ни день, то открытие. Все на глазах меняется как в сказке.  Примета: «Солнышко с апрельской горки в лето катится»

    10. В Древней Руси апрель называли цветень – значит время первых весенних цветов. Рассмотреть первый весенний цветок – подснежник. 

    Что за беленький цветок

    Самый первый, самый сильный

    Пробрался через ледок

    В прошлогодней травке прелой

    И один из всех цветов

    Весенний день встречать готов.

    Май (наблюдения в природе)

    1.    Почувствовать тепло майского дня. Порадоваться молодой зелени травы, деревьев, голубому небу, солнышку, веселым голосам птиц. Подчеркнуть великолепный – май – цветущий, душистый, звонкий. В народе говорят, что май это месяц травы и цветов. Примета: «Пришел май – над кустом рай».


    2.    Май – самый радостный месяц весны. Это лучшее время года. Природа полностью ожила, расцвела. Появились ландыши, одуванчики, мать-и-мачеха. Расцветает сирень. Царит красота.

    Как зовут меня – скажи
    Часто прячусь я во ржи
    Скромный полевой цветок
    Синеглазый … (василек)

     

    Загадка:
    Белым шариком пушистым
    Я красуюсь в поле чистом. (одуванчик)

    3.    Продолжать наблюдать за деревьями, кустарниками. Деревья одели зеленый наряд. Отметить, что на деревьях стало больше листочков. Некоторые из них похожи ан свернутые платочки. Листочки какие? (красивые, зеленые, клейкие, пахучие)

    Загадка:
    Весной распускаются
    Летом вырастают
    Зимой оползают.
    (листья)

    4.    Обратить внимание на березку. Полюбоваться ею, отметить красоту. Стоит красивая, стройная, одела сережки.

    Она весну встречает –
    Сережки надевает
    Накинута на спинку
    Зеленая косынка
    А платьице в косынку
    Ты узнаешь … (березку)

    5.    Дерево душистое, на ней белые как снег цветочки. Что это? (черемуха)
    Листья черемухи уже больше, от нее исходит аромат.

    Черемуха, черемуха
    Ты что стоишь бела?
    Для праздника весеннего
    Для мая расцвела

    6.    Понаблюдать за птицами. Какие птички к нам еще прилетели? У птиц настроение приказистое. Весело поют. Вьют себе гнездышко. Как вы думаете почему они прилетают с приходящей к нам весной? Весной для птиц стало больше корма. Какая птица является первым вестником весны?

    Загадка:
    Что за весенняя птица
    Любит за плугом ходить
    И кормиться? (грач)


    Птички вьют гнездышки, откладывают яйца. Если вы случайно найдете гнездо птицы, сразу же тихонько отойдите от него.


    7.    Понаблюдать за насекомыми. Отметить что насекомых стало больше. Сначала мухи, потом пчелы, бабочки. Каких насекомых мы чаще видим? (клопов, солдатиков, божьих коровок). Взять в руки божью коровку, рассмотреть их особенности. Рассказать стих:

    Божья коровка
    Улети на небо
    Там твои детки
    Кушают конфетки.

    8.    Понаблюдать за муравьями. Проследить куда они ползут, что несут и чем занимаются. Отметить, что муравьи – самые трудолюбивые насекомые.

    Приглядись: в лесу, у пня
    Суета и беготня
    Не умеют здесь лениться,
    Строят город всей семьей.
    (муравьи)

    9.    Обратить внимание на бабочку. Какая бабочка просыпается первой? Рассказать ее особенности, повадки. Полюбоваться красотой бабочки.

    Загадка:
    В ярком платье бабочка
    Погулять охотница
    От цветка к цветку порхает
    Утомится – отдыхает.


    Сравнить бабочку с пчелой. Бабочка, как пчела порхает с цветка на цветок, собирая нектар.

    Загадка:
    Домовитая хозяйка
    Пролетает над лужайкой
    Похлопочет над цветком
    И поделится медком.
    (пчела)

     

    Летом я летала
    Мед собирала,
    Но когда меня раздразнишь,
    Того я покусаю.
    (пчела)


    Где чаще всего можно увидеть пчел, бабочек?

    Наблюдения в природе

    Михнева Яна Борисовна


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка. Наблюдения, приметы, стихи, игры на осенних прогулках для детей старшего дошкольного возраста.

    Наблюдения, приметы, стихи, игры на осенних прогулках для детей старшего дошкольного возраста....

    Картотека осенних наблюдений на прогулке для детей старшего дошкольного возраста

    Картотека осенних наблюдений на прогулке для детей старшего дошкольного возраста...

    Картотека наблюдений за деревьями для детей старшего дошкольного возраста.

    Картотека наблюдений за деревьями для детей старшего дошкольного возраста....

    ГБДОУ детскиЦелевая прогулка для детей старшего дошкольного возраста (с ОВЗ) «Какие опасности могут ожидать дошкольника на дороге» старший воспитатель Ежова М.В., воспитатель Севастьянихина М.Б

    Целевая прогулка для детей старшего дошкольного возраста (с ОВЗ). Какие опасности могут ожидать дошкольника на дороге;. Методическая разработка содержит актуальность данной проблемы. А именно детско...

    «Экскурсии и наблюдения в формировании у детей старшего дошкольного возраста основ экологической безопасности»

    Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду, в ходе которой нужно подготовить ребенка к встрече с различными сложными экологическими ситуациями, а порой и чр...