НАБЛЮДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ В УСЛОВИЯХ ДОО
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Наблюдения за сезонными изменениями в природе, проводимые 
воспитанниками ДОО самостоятельно под руководством педагога, 
позволяют выполнить многие  пункты Федерального государственного 
образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Они 
помогают успешно  решать задачи, направленные на формирование у детей 
представлений об окружающем мире и изменениях, происходящих
под влиянием естественных причин и деятельности человека.
        Изучение сезонных явлений в природе стимулирует развитие 
любознательности, познавательной мотивации, интересов и действий,
обеспечивает становление сознания, формирует правильные представления о 
свойствах и отношениях объектов окружающего мира. 
Дети 5–7 лет очень любознательны, им интересно всё новое и 
необычное. Они уже могут устанавливать связи между предметами и 
явлениями, ставить перед собой задачу и выполнять её. Если учесть эти 
особенности при организации наблюдения, то оно будет восприниматься 
воспитанниками не как скучное занятие, а как участие в исследовании 
удивительного окружающего мира.
Методологический аппарат исследования представлен в тексте ВКР.
Природа своим разнообразием, новизной вызывает у детей чувство 
удивления, радости, восторга, желание узнать больше – все это побуждает 
детей передавать свои мысли, чувства в рассказе, описании какого-либо 
объекта или явления, т.е. дети, учатся рассуждать, рассказывать и описывать 
все то, что их окружает.
В педагогическом процессе детского сада используются различные 
формы организации детей при ознакомлении их с природой, можно 
организовать с помощью занятий. Занятия или экскурсии чаще всего 
проводятся со всеми детьми. Также используются в детском саду средства 
при ознакомлении детей с природой, можно организовать с помощью чтения 
художественной литературы и просмотра иллюстраций. Труд и наблюдения 
за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или 
индивидуально. Используются и различные методы обучения (наглядные, 
практические, словесные) .
В рамках ознакомления с природой большое место занимает 
ознакомление детей дошкольного возраста с сезонными изменениями в 
природе.
Одним из ведущих средств, используемых при ознакомлении детей 
старшего дошкольного возраста с природой, является наблюдение.
Наблюдение - это специально организованное воспитателем, 
целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное 
восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может 
быть усвоение разных знаний.
В процессе организации наблюдения в ДОО у детей развиваются 
память, формируются более сложные знания, совершенствуются 
коммуникационные навыки, во время общения с природой дети испытывают 
радость и удовольствие, возможность видеть её красоту, усваивают правила 
поведения в природе, концентрируют внимание на изучаемом объекте, а 
также формируется положительное эмоциональное отношение к объектам 
окружающей природы, уважение к труду людей.
Изучая наблюдение как познавательный процесс, Т. А. Васильева 
выделяет следующие его структурные компоненты, соблюдение которых при 
организации процесса наблюдения обеспечивает его результативность [15].
1 компонент - подготовительный этап. Его целью является стимуляция 
интереса детей к объекту предстоящего наблюдения. На данном этапе 
целесообразно использовать такте  приемы как, краткая беседа, 
ориентирующая на получение новых знаний, обращение к уже имеющемуся 
опыту, показ диафильмов, иллюстраций, подготавливающих детей к 
содержательному восприятию объекта, предмета или явления. На этом этапе 
воспитатель указывает цель и задачи наблюдения, формулирует, если это 
необходимо, задание детям. Например, введение игрового персонажа.
2 компонент - этап сосредоточения произвольного внимания на 
наблюдаемом объекте. Целью его является поддержание познавательного 
интереса, который был вызван еще на первом этапе, чему будут 
способствовать используемые педагогом сюрпризные моменты, или 
познавательное задание. Необходимо отметить что по времени данный этап 
очень непродолжителен всего, 2-3 минуты. Например, загадать загадку о 
наблюдаемом объекте.
3 компонент - основной этап. Самостоятельное наблюдение за 
предметом или объектом. Данный этап самый длительный по времени. Он 
состоит из трех частей: целостное восприятие предмета или явления, 
целостное обследование наблюдаемого предмета при опоре на различные 
анализаторы и анализ собранной информации, вторичное целостное 
восприятие объекта. Например, детям предлагается рассмотреть объект 
самостоятельно и выявить у него какие-либо признаки.
4 компонент – заключительный этап процесса наблюдения. Его цель – 
закрепить и уточнить информацию, полученную детьми, выделить то новое, 
что они узнали о наблюдаемом объекте, дать эмоциональную оценку объекту 
наблюдения. Например, с помощью беседы выяснить у детей то, что они 
усвоили в ходе наблюдения.
Мы пришли к выводу, что детей старшего дошкольного возраста учат 
расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы, 
знакомят с таким природным явлением, как туман, расширяют и обогащают 
знания детей о весенних изменениях в природе, также детей старшего 
дошкольного возраста учат замечать приметы осени, 
обогащают представления детей о сезонных изменениях в природе, учат 
замечать изменения в уголке природы, также мы проанализировали 
программы «Детство» и «От рождения до школы», более благоприятной для 
старшего дошкольного возраста является программа «От рождения до 
школы», потому что она  наиболее содержательна в изученном нами вопросе, 
в ней более конкретно описаны все задачи для каждого возраста. Задачи 
усложняются в зависимости от возрастной группы.
 Разнообразие объектов и явлений природы, которые должен познать 
ребенок требует использования разнообразных форм, из которых одним из 
наиболее важных является наблюдение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vkr_oli.docx80.49 КБ

Предварительный просмотр:

БПОУ ВО «ВОЛОГОДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

НАБЛЮДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ В УСЛОВИЯХ ДОО

Дипломная работа

по профессиональному модулю 03. Организация работы по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

Студентки 4 курса

Лебедевой Ольги Александровны

Научный руководитель:

преподаватель

Истоминская Елена Владимировна

ВОЛОГДА

2022

Содержание

Введение…………………………………………………………...............……3

Глава 1. Теоретические основы организации наблюдения детей старшего дошкольного возраста за сезонными изменениями в природе в условиях ДОО…………………………………………………………………………….....

1.1. Программные требования к содержанию деятельности воспитателя по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста  с сезонными изменениями в природе…………………….……………………...…………..6

1.2. Методика организации наблюдения с детьми старшего дошкольного возраста  при ознакомлении с сезонными изменениями в природе ………12

ГЛАВА 2. Методические аспекты организации наблюдения детей старшего дошкольного возраста за сезонными изменениями в природе в условиях ДОО…………………………………………………………………....

2.1. Опыт работы воспитателей по использованию наблюдения как средства ознакомления детей старшего дошкольного возраста  с сезонным изменением в природе ..........................................................................................

2.2. Опытно-практическая работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста за сезонными изменениями в природе в условиях ДОО……………………………………………………………………………….

Заключение.............................................................................................................

Список литературы и источников........................................................................

Введение

Наблюдения за сезонными изменениями в природе, проводимые воспитанниками ДОО самостоятельно под руководством педагога, позволяют выполнить многие  пункты Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Они помогают успешно  решать задачи, направленные на формирование у детей представлений об окружающем мире и изменениях, происходящих
под влиянием естественных причин и деятельности человека.
Изучение сезонных явлений в природе стимулирует развитие любознательности, познавательной мотивации, интересов и действий,
обеспечивает становление сознания, формирует правильные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Дети 5–7 лет очень любознательны, им интересно всё новое и необычное. Они уже могут устанавливать связи между предметами и явлениями, ставить перед собой задачу и выполнять её. Если учесть эти особенности при организации наблюдения, то оно будет восприниматься воспитанниками не как скучное занятие, а как участие в исследовании удивительного окружающего мира.

Объектами наблюдения в старшем дошкольном возрасте становятся новые предметы и явления. Усложняется методика организации и проведения наблюдений. За счёт этого у дошкольников формируются более сложные знания. Главное отличие наблюдения от других методов познания — возможность самостоятельного получения информации через чувственное восприятие: с помощью зрения, слуха, обоняния, прикосновения к предмету и др.

Сезонные изменения в природе дают богатейшие возможности для реализации многих целевых ориентиров. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Также дети старшего дошкольного возраста  склонны  наблюдать, экспериментировать, опираясь на свои знания и умения.

При ознакомлении дошкольников с природой большое значение имеют вопросы формирования представлений о сезонных изменениях. Они оказывают большое влияние на формирование личности ребенка. М. Н. Скаткин неоднократно подчеркивал, что знания о природе отличаются диалектичностью, отражающейся в процессах роста и развития живых существ, в явлениях одновременной изменчивости и тождественности объектов.

В процессах смены сезонов наглядно проявляются непрерывные изменения, совершающиеся в объектах живой и неживой природы. У детей возникают представления о её динамичности. Познанию изменчивости окружающего мира как фактору умственного развития детей большое значение придают Н. Н. Поддьяков и Н. Е. Веракса.

Этим обусловлена тема данной работы – «Наблюдение как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста  с сезонными изменениями в природе в условиях ДОО».

Цель исследования: рассмотреть наблюдение как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста  с сезонными изменениями в природе в условиях ДОО.

Объект исследования: процесс ознакомления детей старшего дошкольного возраста в ДОО с сезонными изменениями в природе.

Предмет исследования: наблюдение как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста  с сезонными изменениями в природе в условиях ДОО.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

- изучить программные требования к содержанию деятельности воспитателя по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с сезонными изменениями в природе;

- рассмотреть методику организации наблюдения с детьми старшего дошкольного возраста  при ознакомлении с сезонными изменениями в природе;

- проанализировать опыт работы воспитателей ДОО по использованию наблюдения как средства ознакомления детей старшего дошкольного возраста  с сезонным изменением в природе.

- представить опытно-практическую работу по использованию наблюдений при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с сезонными изменениями в природе в условиях ДОО.

Методы исследования: изучение научно-методической и учебной литературы, анализ, синтез, обобщение, сравнение, изучение педагогического опыта, опытно-практическая работа.


Глава 1. Теоретические основы организации наблюдения детей старшего дошкольного возраста за сезонными изменениями в природе в условиях ДОО

  1. Программные требования к содержанию деятельности воспитателя по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста  с сезонными изменениями в природе

Природа своим разнообразием, новизной вызывает у детей чувство удивления, радости, восторга, желание узнать больше – все это побуждает детей передавать свои мысли, чувства в рассказе, описании какого-либо объекта или явления, т.е. дети, учатся рассуждать, рассказывать и описывать все то, что их окружает.

В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей при ознакомлении их с природой. Занятия или экскурсии чаще всего проводятся со всеми детьми. Также в детском саду используются различные средства ознакомления детей с природой, например, чтение художественной литературы и просмотр иллюстраций. Труд и наблюдения за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально. Используются различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).

В рамках ознакомления с природой большое место занимает ознакомление детей дошкольного возраста с сезонными изменениями в природе.

Сезон - любой из периодов, на которые делится год в результате изменения положения Земли относительно Солнца. Обычно различают  четыре сезона — лето, осень, весну, зиму [16].

Сезонные изменения, или  смена времен года, обусловлена годовым обращением Земли вокруг Солнца при изменении наклона земной оси к плоскости орбиты. Яркость и продолжительность ежедневной солнечной радиации в разные сезоны года влияет на температуру воздуха и почвы, на влажность, что, в свою очередь, влечет за собой изменения в жизни растений и животных. Положение Земли на ее орбите определяет наступление астрономических времен года. Причем, астрономическое наступление сезонов года не совпадает с их календарными сроками. Так, например, по календарю весна наступает 1 марта, а астрономические сроки наступления весны – 21 марта (день весеннего равноденствия). Кроме того, и календарные, и астрономические сроки наступления сезонов года не соотносятся со сроками периодических сезонных изменений в мире растений и животных [9].

Сезонные изменения в природе - это природные факторы, оказывающие влияние на жизнедеятельность живых организмов [13].

Сезонными изменениями в природе называют периодические явления, повторяющиеся ежегодно в одной и той же последовательности [9].

Задачи и содержание знаний о природе, навыки и умения детей расширяются и усложняются от одной возрастной группы к другой. На каждой возрастной ступени совершенствуется достигнутое.

Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.

Рекомендуется проводить работу по ознакомлению детей с сезонными изменениями в природе по сезонам [3].

Это позволяет педагогу знакомить детей с различными явлениями природы в определенной последовательности, соответствующей естественной смене времен года, а также помогает осмыслению детьми самого понятия «время года».

Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы [14].

Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т. п. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи.
          За время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематичные знания о жизни животных и растений. Это общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей. Все эти требования прописаны в ФГОС ДОО [1].

Каждая дошкольная организация работает на основе образовательных программ, их существует множество, но наиболее применяемые в детских садах программы это «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. и «Детство» под редакцией  Бабаевой Т. И., Гогоберидзе А. Г., Солнцевой О. В. В них входит образовательная область «познавательное развитие», в которой прописаны различные задачи по ознакомлению детей с сезонными изменениями в природе для каждой возрастной группы.

Программа «Детство» под редакцией  Бабаевой Т. И., Гогоберидзе А. Г., Солнцевой О. В.  предполагает детям с трех - четырех лет накапливать  впечатления  о ярких сезонных изменениях в природе (осенью становится холоднее, часто идут дожди, листья желтеют и опадают; исчезают насекомые и т.д.) [10].

Детей пяти лет учат выявлять разнообразные явления природы (моросящий дождь, ливень, туман и т. д.), растений и животных. Учат распознавать свойства и качества природных материалов (когда на улице тепло, то песок сыпуч, а когда холодно, он замерзает).

Детей шести лет учат устанавливать последовательность сезонных изменений в природе (смена условий в неживой природе влечет изменения в жизни растений, насекомых, птиц и других животных) и в жизни людей. Дети должны понимать причины этих явлений.

Детей семи лет учат установлению цикличности сезонных изменений в природе (цикл года, как последовательная смена времен года) [10].

Программа «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А.  предполагает учить  детей трех-четырех  лет обращать внимание детей на осенние изменения в природе (похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья), у детей формируют представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты, формируют представления о зимних природных явлениях (стало холодно, идет снег), привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т. п.), формируют представления о весенних изменениях в природе (потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки), учат наблюдать природные изменения (яркое солнце, жарко, летают бабочки) [11].

Детей  четырех-пяти лет учат  замечать и называть изменения в природе (похолодало, осадки, ветер, листопад), устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.), учат детей замечать изменения в природе, расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед,  лед и снег в теплом помещении тают, выделять признаки весны (солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые), расширять представления детей о летних изменениях в природе (голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются) [11].

Детей пяти-шести лет учат закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека, знакомят детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые птицы (гуси, утки, журавли улетают в теплые края), расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), знакомят с таким природным явлением, как туман, расширяют и обогащают знания детей о весенних изменениях в природе (тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени, расширяют и обогащают представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает», много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей) [11].

Детей шести-семи лет учат замечать приметы осени (похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве, обогащают представления детей о сезонных изменениях в природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и т. д.), учат определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного, тяжелого снега лучше делать постройки), учат детей замечать, что в феврале погода меняется (то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, на крышах домов появляются сосульки), расширяют     представления дошкольников о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход; пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птицы вьют гнезда; вылетают бабочки-крапивницы; появляются муравьи), учат замечать изменения в уголке природы (комнатные растения начинают давать новые листочки, зацветают и т. д.), уточняют представления детей об изменениях, происходящих в природе (самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко; бывают ливневые дожди, грозы, радуга), рассказывают о том, что 22 июня — день летнего солнцестояния (самый долгий день в году: с этого дня ночь удлиняется, а день идет на убыль) [11].

На наш взгляд, программа «От рождения до школы» является наиболее содержательной в изученном нами вопросе, в ней более конкретно описаны все задачи для каждого возраста. Проанализировав задачи программ «От рождения до школы» и «Детство» в разных возрастных группах по ознакомлению детей с сезонными изменениями в природе, мы выяснили, что в дошкольном возрасте доступны следующие знания об изменениях в природе: каждый сезон имеет свою продолжительность дня и ночи, определенный характер погоды, температуру воздуха, типичные осадки; особенности явлений неживой природы определяют состояние растительного мира и образ жизни животных в данный сезон: зимой растения находятся в состоянии покоя, весной по мере увеличения продолжительности дня, температуры воздуха создаются благоприятные условия для роста и развития растений – начинается период активной вегетации. Самые благоприятные условия для жизни растений создаются летом: наступает длинный день, повышается температура воздуха, выпадают обильные дожди. Осенью продолжительность дня постепенно сокращается, температура воздуха падает, замирает жизнь растений: они готовятся к состоянию покоя. 

Также  мы пришли к выводу, что более благоприятным возрастом для знакомства детей  с сезонными изменениями в природе является старший дошкольный возраст, потому что в этом возрасте  дошкольники могут не просто выполнять поставленную педагогом задачу, но и формулировать её самостоятельно. Постановка целей напрямую связана с познавательной деятельностью, в ходе которой возникают разнообразные вопросы.

Таким образом, мы выяснили, что детей старшего дошкольного возраста учат расширять и обогащать знания об особенностях зимней природы, знакомят с таким природным явлением, как туман, расширяют и обогащают знания детей о весенних изменениях в природе, также детей старшего дошкольного возраста учат замечать приметы осени,
обогащают представления детей о сезонных изменениях в природе, учат замечать изменения в уголке природы. Мы проанализировали программы «Детство» и «От рождения до школы», и выяснили, что программа «От рождения до школы» наиболее содержательна в изучаемом нами вопросе, в ней более конкретно описаны задачи для каждого возраста. Задачи усложняются в зависимости от возрастной группы.

 Разнообразие объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок требует использования разнообразных методов и средств, из которых одним из наиболее важных является наблюдение.

1.2. Методика организации наблюдения с детьми старшего дошкольного возраста  при ознакомлении с сезонными изменениями в природе

В повседневной жизни в течение учебного года в любой возрастной группе проводится много разнообразных наблюдений в природе. От организации и методических приемов, которые использует воспитатель, зависят усвоение детьми содержания наблюдений, развитие интереса к ним и желание добровольно в них участвовать [8].

Вопросам организации наблюдений за сезонными изменениями в природе уделяли внимание в своих работах педагог и психолог С. Л. Рубинштейн и К. Д. Ушинский.

С. Л. Рубинштейн рассматривал наблюдение, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывал с содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой - оно само требует наличия определённых знаний как отправных моментов наблюдения [13].

Но это умение, как утверждал С. Л. Рубинштейн, опирается на более или менее обширную систему знаний. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдательности, позволяет обеспечить постоянные систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, а также становление всё более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы.

В пособии Серебряковой Т.  А.  «Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста» отмечается, что  правильно построенное обучение дошкольников с точки зрения решения задачи формирования представлений о закономерных явлениях природы включает, во-первых, создание специальных условий, позволяющих демонстрировать детям разнообразие природных объектов  и явлений, а также зависимостей, которые существуют в мире природы; во-вторых, такую организацию педагогического процесса, при которой последовательно накапливаются чувственные представления о природных объектах и уже на этой основе происходит их осмысление [15].

Одним из средств, используемых при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой, является наблюдение.

Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний [15].

В процессе организации наблюдения в ДОО у детей развиваются память, формируются более сложные знания, совершенствуются коммуникационные навыки, во время общения с природой дети испытывают радость и удовольствие, получают возможность видеть её красоту, усваивают правила поведения в природе, концентрируют внимание на изучаемом объекте, а также у детей формируется положительное эмоциональное отношение к объектам окружающей природы, уважение к труду людей.

Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным.

Непосредственное наблюдение – чувственное познание и восприятие какого-либо объекта во всем его многообразии, например, ребята могут рассматривать сосульки в морозный день и при оттепели. Педагогу необходимо обращать внимание детей на ее форму, цвет. Надо дать им попробовать сосульку на ощупь для определения характера поверхности, температурных ощущений [6].

Опосредованное наблюдение – восприятие какого-либо объекта через его изображение, например игрушку или картинку.         Опосредованное наблюдение рекомендуется в случаях, когда предметы невозможно представить для непосредственного наблюдения (вьюга).

Наблюдения за сезонными явлениями включают наблюдения за изменением продолжительности разных частей суток, температуры воздуха, появлением осадков и их видами (например, 22 июня — день летнего солнцестояния- это самый долгий день в году: с этого дня ночь удлиняется, а день идет на убыль и т.д.).

Организуя в дошкольном учреждении работу по экологическому образованию детей, следует прежде всего обучать их наблюдать природные явления, развивать способность замечать те изменения, которые в природе происходят [9].

Говоря о наблюдении, следует отметить, что огромное значение в плане результативности его применения имеет деятельность педагога. Именно воспитатель ставит цели наблюдения, планирует его ход, обеспечивает наиболее полное восприятие детьми наблюдаемого предмета или объекта природы.

Не случайно, изучая наблюдение с методических позиций, ученые выделили ряд требований, которые необходимо соблюдать при его организации и проведении. Цели и задачи наблюдения должны быть четкими и конкретными. При этом задачи должны носить познавательный характер, стимулировать развитие мыслительной активности детей.

Для каждого частного, конкретного наблюдения следует отбирать небольшой объем информации, поскольку представление об объектах и явлениях природы формируются у дошкольников постепенно, в процессе многократных «встреч» с ними. Каждое последующее наблюдение должно уточнять, закреплять, конкретизировать, расширять полученные ранее знания. В организации наблюдений следует продумывать систему, их взаимосвязь, что обеспечивает осознание детьми тех процессов и явлений, которые они наблюдают. Наблюдение должно стимулировать интерес детей, их познавательную активность. Знания, полученные детьми в результате наблюдений за объектами, предметами природы, должны подкрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью использования других методов работы с детьми по экологическому образованию (словесных и практических) [9].

При организации наблюдения в старшем дошкольном возрасте   следует соблюдать следующие правила.

Объект наблюдения должен быть виден всем детям (поэтому важно продумать количество воспитанников, которые одновременно могут наблюдать за предметом). Каждый ребёнок должен иметь возможность потрогать, послушать, рассмотреть объект наблюдения поближе (если это требуется). Вдоль цветника, например, можно расположить всех детей группы, а вот около клетки с кроликом — не более 5–6 человек.

Слово не должно подменять восприятие. Это значит, что комментарии воспитателя не должны опережать события, происходящие с объектом наблюдения (например, если происходит длительное наблюдение за посаженным растением, то воспитатель не должен описывать процесс того, как будут появляться всходы и первые листики; сообщить о том, что из-под земли проклёвывается росток можно после того, как он уже начал появляться и т. д.).

Восприятие объекта не должно длиться долго. Наблюдение — это очень сложная деятельность.

Изучая наблюдение как познавательный процесс, Т. А. Васильева выделяет следующие его структурные компоненты, соблюдение которых при организации процесса наблюдения обеспечивает его результативность [15].

1 компонент - подготовительный этап. Его целью является стимуляция интереса детей к объекту предстоящего наблюдения. На данном этапе целесообразно использовать такие  приемы как, краткая беседа, ориентирующая на получение новых знаний, обращение к уже имеющемуся опыту, показ диафильмов, иллюстраций, подготавливающих детей к содержательному восприятию объекта, предмета или явления. На этом этапе воспитатель указывает цель и задачи наблюдения, формулирует, если это необходимо, задание детям. Например, введение игрового персонажа.

2 компонент - этап сосредоточения произвольного внимания на наблюдаемом объекте. Целью его является поддержание познавательного интереса, который был вызван еще на первом этапе, чему будут способствовать используемые педагогом сюрпризные моменты, или познавательное задание. Необходимо отметить, что по времени данный этап очень непродолжителен всего, 2-3 минуты. Например, загадать загадку о наблюдаемом объекте.

3 компонент - основной этап. Самостоятельное наблюдение за предметом или объектом. Данный этап самый длительный по времени. Он состоит из трех частей: целостное восприятие предмета или явления, целостное обследование наблюдаемого предмета при опоре на различные анализаторы и анализ собранной информации, вторичное целостное восприятие объекта. Например, детям предлагается рассмотреть объект самостоятельно и выявить у него какие-либо признаки.

4 компонент – заключительный этап процесса наблюдения. Его цель – закрепить и уточнить информацию, полученную детьми, выделить то новое, что они узнали о наблюдаемом объекте, дать эмоциональную оценку объекту наблюдения. Например, с помощью беседы выяснить у детей то, что они усвоили в ходе наблюдения.

По мере овладения деятельностью наблюдения у детей формируется наблюдательность, как одно из важнейших качеств личности. Наблюдательность – это умение, способность подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений, их качеств, связей и отношений [14].

Выделяют несколько видов наблюдения.

Распознающие наблюдения, например, наблюдение за дождем: дети  слушают, как дождь стучит по крыше, смотрят, как на улице появляются лужи. Их основной познавательной задачей является поиск ответа на вопросы:  «Кто это?», «Что это?», «Каковы его основные свойства и признаки?». Данный вид наблюдения имеет место в том случае, когда ребенок обращается к предмету, объекту в связи предстоящей продуктивной деятельностью, либо когда он знакомится с новым предметом или явлением.

Длительные наблюдения за изменением и развитием предметов и явлений. Строится на основе использования различных видов восприятия, которые формируются в распознающем наблюдении. Например, воспитатель ежедневно организует наблюдение за состоянием погоды. Для того, чтобы дети научились обращать внимание на температуру воздуха, он предлагает им одеть куклу на прогулку.

Воссоздающие наблюдения - это специфический вид наблюдения, целью которого является воссоздание по части, детали целостного образа предмета или явления природы. Например, по мере похолодания воспитатель предлагает потрогать остывшие предметы (скамейку, камешки) [14].

По длительности выделяют эпизодические наблюдения, которые могут продолжаться несколько минут, целью таких наблюдений является первичное ознакомление с объектом наблюдения. Например, радуга.  И длительные наблюдения, которые могут продолжаться несколько дней или даже недель. Целью таких наблюдений является установление причинно-следственных связей и зависимостей. Например, снег накапливается, а затем появляются сугробы.

В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, принято выделять наблюдения индивидуальные, групповые и фронтальные.

На основании многочисленных и многолетних наблюдений составляются календари природы, в которых фиксируются сроки наступления сезонных явлений в той или иной местности.

Многолетнее ведение таких календарей позволяет определить среднестатистические сроки наступления того или иного природного явления в конкретной местности.

С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные способы закрепления знаний. Важнейшими из них являются календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.

Заполнение страницы календаря, т.е. фиксация наблюдений, неотъемлемая часть «недельной методики» ознакомления детей с сезонными явлениями природы [9].

Николаева С. Н. предложила недельную методику ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы. Эта методика заключается в следующем: одну неделю каждого месяца (вторую или третью) во всех группах детского сада планируется ежедневное наблюдение за погодой; рассматривание растительности (деревьев, кустарников) и покрова земли в середине недели; поиск животных, которых можно встретить в данный момент сезона на участке и в округе детского сада, и наблюдения за ними (в конце недели); ежедневная работа с календарем.

Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления (светит солнце, идет дождь или снег, дует ветер и др.), степень их интенсивности и другие характеристики (солнце яркое или тусклое, греет сильно или слабо, дождь мелкий, моросящий или крупный, проливной, ливень, прямой или косой, ветер слабый или сильный, ураган и т.д.). Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их влияние на окружающие предметы: от дождя появляются лужи, асфальт становится мокрым, темным, блестящим, листья на деревьях сверкают; ветер качает ветки, белье на веревке; солнце делает все предметы яркими, дает от них тень и т.д.

Наблюдения за погодой включают три параметра: состояние неба и осадков, наличие или отсутствие ветра, степень тепла и холода. Небо может быть голубым, чистым, на нем может ярко светить солнце; оно может быть белым или серым, облачным, темным, с грозовой тучей. Могут идти дождь или снег, может сверкнуть молния, появиться радуга. Ветер (перемещение воздуха в пространстве) невидим. Его можно ощутить кожей, почувствовать телом (продувает насквозь), заметить по изменениям других предметов (качаются ветки деревьев, наклоняются в одну сторону, летит пыль, мусор и др.) [8].

Степень тепла и холода определяется градусником, однако дошкольникам, незнакомым еще с этим прибором, ее лучше определить по собственной одежде, которую всегда подбирают по состоянию погоды. Можно выделить несколько отчетливых температурных градаций, которым соответствуют определенная одежда и словесное обозначение. Например, жарко — на детях сарафаны, легкие платья, трусики и майки; тепло — на девочках платья с длинным рукавом, кофточки, на мальчиках пиджачки, ветровки; холодно — дети гуляют в демисезонной одежде (куртки, легкие комбинезоны, пальто); очень холодно (мороз) — они в зимней одежде (шубы, пуховики, теплые пальто, комбинезоны, меховые шапки). Такая градация доступна дошкольникам потому, что они постоянно проживают ее — сами одеваются на прогулку и раздеваются, возвращаясь в помещение.

Таким образом, наблюдение за погодой включает три компонента (небо, ветер, степень тепла или холода), по которым определяется общее ее состояние: облачная, дождливая или ясная, солнечная, ветреная или тихая, жаркая, теплая, холодная или морозная.

Ежедневные наблюдения погоды по всем составным компонентам должны быть организованы живо, разнообразно, чтобы активность детей день ото дня не снижалась, а напротив, возрастала. Этому может способствовать постоянное изменение приемов, с помощью которых осуществляется наблюдение.

В середине недели к наблюдениям погоды присоединяется рассматривание растений и покрова земли, их сезонного состояния. Воспитатель выбирает одно постоянное листопадное дерево и рассматривает его тщательно, предлагает выделить такие моменты: есть на нем листья или нет, много их или мало, где их больше — На дереве или под ним, какого цвета листья на дереве, а какого под ним. В заключение осмотра сам делает вывод: «Сейчас осень, октябрь — самый разгар сезона. В это время наша береза выглядит так: вся в ярко-желтых листьях, их на дереве немного, другие опали, лежат на земле. Осенью всегда так бывает» .

Воспитатель бегло осматривает с детьми и другие деревья, кустарники, их сезонное состояние. Отмечает красоту пейзажа, предлагает полюбоваться им. Подробное рассматривание одного дерева важно потому, что оно из месяца в месяц изображается в календаре природы — по рисункам дети смогут одновременно увидеть все последовательные изменения в состоянии растений в разные сезоны [8].

В эту же неделю воспитатель обращает внимание детей на покров земли — он всегда имеет сезонный облик. Осенью уменьшается количество цветущих растений, травы, она вянет и жухнет, земля оголяется, покрывается опадающими листьями, от воды появляется слякоть. Зимой земля однообразна — покрыта снегом, в некоторых местах льдом. Меняется лишь толщина снежного покрова, поэтому ее в эту неделю надо замерять снегомером — специальной палкой в 1,5 м длиной с условными делениями. Детям интересно мерить глубину снега на участке, возле забора, где его наметает ветер, на дорожке и в сугробе. Главный замер, который будет представлен в календаре природы, делается в таких местах газона, где не ходят люди, где его не счищают. Все зимние месяцы отличаются друг от друга фактически лишь толщиной снега: в декабре его, как правило, немного, а в феврале очень много. Весной покров земли иной — сначала стаивает снег и лед, появляются проталины, затем постепенно оживает растительность, появляются первоцветы, зелень. Цветы весной, а потом летом растут последовательно — каждый в свое время, поэтому покров земли ежемесячно имеет свои особенности. Все это нужно изобразить в календаре природы, показать особенности данного месяца и сезона [8].

В конце недели (четверг, пятница) воспитатель организует наблюдения за животными участка детского сада и ближайшего природного окружения: насекомыми, птицами, лягушками, ящерицами. Особенно интересны насекомые, поведение которых имеет ярко выраженный сезонный характер: порхают бабочки, летают мухи, шмели, комары, когда тепло, и, наоборот, исчезают в холодный осенний и зимний период. В начале осени в теплые часы они еще активны, и их можно увидеть, а при похолодании их можно обнаружить лишь в местах затаивания. Там, где много птиц, осенью и весной можно заметить смену их состава, что также является ярким признаком того или другого сезона. Животных, которых дети сумели заметить, необходимо изобразить в календаре природы.

Таким образом, одна неделя каждого месяца разнообразных наблюдений за погодой, растениями и животными позволяет сформировать у детей конкретные и отчетливые представления о разных периодах всех сезонов, о закономерности постепенного преобразования природы в течение года, о зависимости состояния растительного и животного мира от факторов неживой природы.

Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы в силу своего ограниченного по времени и компактного осуществления экономит учебное время, а периодичность, регулярная повторяемость ее развивают интерес к наблюдениям у детей и воспитателей, создают яркие картины очевидных изменений в природе [8].

Выделяют два вида календарей наблюдений за природными явлениями: общие, в которых фиксируются как результаты наблюдений за явлениями неживой природы, так и изменения в мире растений и животных. И специальные, в которых отмечаются результаты наблюдений за конкретными явлениями в природе. Например, температура воздуха, динамика появления насекомых и пр. [14].

Ведение календарей имеет большое значение. Например, определяя ежегодные сроки наступления сезонных изменений и сопоставляя их со временем проведения сельскохозяйственных работ, можно установить оптимальные сроки  обработки почвы, посева семян и тем самым повысить урожайность.

Таким образом, мы доказали, что наблюдение является важным для дошкольников средством, потому что детям необходимо не только представлять то, о чем им рассказывает воспитатель, а еще увидеть, потрогать, понаблюдать, провести беседу для закрепления и уточнения знаний детей о сезонных изменениях.  Если воспитатель будет использовать все четыре структурных компонента наблюдения, тогда у детей будет хороший результат от данного наблюдения. Результаты наблюдений фиксируются в календарях погоды, которые необходимо иметь в каждой возрастной группе, потому что с помощью них у детей накапливаются определенные знания о сезонных изменениях природы.

В первой главе мы изучили и проанализировали программы «Детство» и «От рождения до школы» и пришли к выводу, что программа «От рождения до школы» наиболее содержательна в изучаемом нами вопросе, в ней более конкретно описаны задачи для каждого возраста. Задачи усложняются в зависимости от возрастной группы.

 Детей пяти-шести лет учат закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека, знакомят детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые птицы (гуси, утки, журавли улетают в теплые края), расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), знакомят с таким природным явлением, как туман, расширяют и обогащают знания детей о весенних изменениях в природе (тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени, расширяют и обогащают представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает», много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей).

Детей шести-семи лет учат замечать приметы осени (похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве, обогащают представления детей о сезонных изменениях в природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и т. д.), учат определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного, тяжелого снега лучше делать постройки), учат детей замечать, что в феврале погода меняется (то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, на крышах домов появляются сосульки), расширяют     представления дошкольников о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход; пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птицы вьют гнезда; вылетают бабочки-крапивницы; появляются муравьи), учат замечать изменения в уголке природы (комнатные растения начинают давать новые листочки, зацветают и т. д.), уточняют представления детей об изменениях, происходящих в природе (самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко; бывают ливневые дожди, грозы, радуга), рассказывают о том, что 22 июня — день летнего солнцестояния (самый долгий день в году: с этого дня ночь удлиняется, а день идет на убыль).

Во 2 главе мы рассмотрели методику организации наблюдения с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОО и пришли к выводу, что объект наблюдения должен быть виден всем детям. Каждый ребёнок должен иметь возможность потрогать, послушать, рассмотреть объект наблюдения поближе. Воспитатель должен предоставить возможность первыми высказаться детям, а потом обобщить их ответы.

ГЛАВА 2. Методические аспекты организации наблюдения детей старшего дошкольного возраста за сезонными изменениями в природе в условиях ДОО

2.1. Опыт работы воспитателей по использованию наблюдения как средства ознакомления детей старшего дошкольного возраста  с сезонным изменением в природе

Для того, чтобы процесс наблюдения за явлениями погоды сделать интересным, необходимо оборудовать на территории дошкольного учреждения метеорологическую площадку. Все дети детского сада во время прогулки смогут воспользоваться оборудованием для наблюдений, приборами для фиксации состояния погоды и состояния окружающей среды. С созданием метеоплощадки на территории ДОУ появится возможность на прогулке погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах [16].
Мы изучили опыт работы воспитателей МДОУ д/с № 98 «Иванушка» Волгоградской области Чижмаковой В. И., Кудряшовой Н. А., Меркурьевой Н. Н., Федоровой Н. С.

Воспитанники МДОУ д/с № 98 «Иванушка» постоянно интересовались различными вопросами, связанными с определением характера погоды, с сезонными изменениями, происходящими в природе, климатическими условиями Волгоградской области. А задача, педагогов - создание  условий для самостоятельного нахождения ответов на вопросы воспитанников, что способствует развитию познавательной активности детей. И ориентируясь на возникшую проблему, изучив литературу, педагоги столкнулись с проблемой, что в программах по экологии представлены только формы, методы и приемы работы с детьми, кроме прогнозирования погоды. Педагоги МДОУ д/с № 98 стали искать новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии. У дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов [16].

Задачи, которые решались на пути к цели:

− обустроить метеоплощадку (покрытие, заборчик, метеобудка, столик, скамейки, шест для флюгера, магнитно-меловой стенд);

 − озеленить прилегающую территорию (посадка растений–синоптиков);

− оснастить необходимым оборудованием: термометры (водный, надпочвенный), анемометр, солнечные и песочные часы, осадкомер, флюгер, ветряной рукав, барометр, компас, а также материалами для экспериментирования;

− учить детей определять погоду, составлять прогноз погоды, используя для этого специальные приборы;

 − учить использовать прогноз погоды в деятельности. Для начала мы определились с тем, из чего будет состоять наша метеоплощадка [16].

Когда метеоплощадка была создана, ее торжественно открыли, на метеоплощадке детей встречали Погода и Непогода. Сколько загадок, вопросов, заданий они приготовили. Открыв волшебные ворота метеостанции, дети попали не просто на площадку, а в незабываемый мир научных наблюдений и исследований. Ребята познакомились с измерительными приборами (солнечные часы, метеобудка, термометр, барометр, флюгер, ветровой рукав, осадкомер) и рассказали об их предназначении. В завершение мероприятия наши герои Погода и Непогода вручили журнал наблюдений за погодой и пожелали детям хорошего настроения и успехов в изучении природных явлений.
Теперь, с открытием метеоплощадки, ежедневно воспитанники данного д/с проводят наблюдения за погодой в определенной последовательности: − определяют температуру воздуха в тени и на солнце; − измеряют количество осадков с помощью дождемера; − снимают показания барометра; − с помощью флюгера и вертушек для измерения силы ветра дают относительную оценку скорости ветра (выше или ниже, чем вчера), записывают показания в журнал; − с помощью ветрового рукава определяют направление и силу ветра; − выставляют показания на стенде –календаре; − делают прогноз погоды на текущий день; − сообщают этот прогноз погоды педагогам и детям других групп; − изучают вблизи птиц в любое время года, оставляют им подкормку проявляя к ним заботу; − определяют погоду с помощью растений–синоптиков. Данные заносим в специально разработанный календарь наблюдений условными знаками. В конце месяца, сезона анализируем результаты, делаем выводы: какая погода была в течение месяца, сезона; как она менялась, сколько дней было ясных, пасмурных, дождливых или снежных, ветреных, морозных. Метеоплощадка стала изюминкой, маленькой экосистемой нашего детского сада.

Таким образом, метеоплощадка обеспечивает возможность проведения практических работ, систематических наблюдений за погодой, сезонными явлениями в окружающей среде. Воспитанники МДОУ д/с № 98  «Иванушка» получили возможность определять погоду с помощью специального оборудования и заносят данные о состоянии погоды в журнал, что вызывает у них огромный интерес и желание.

Каждый неравнодушный к окружающему миру человек знает, насколько актуальна сегодня  экологическая проблема. Человек в своем стремлении к комфорту, цивилизации, материальному благополучию забывает о том, что он, как  растения и животные, тоже является частью природы. Экологи всего мира бьют тревогу по поводу загрязнения окружающей среды, ухудшения здоровья человечества, исчезновения с лица земли многих видов растений и животных. Развитие человеческой цивилизации ведет к необратимым изменениям в биосфере. К счастью, люди начали задумываться о влиянии своей деятельности на планету. Ученые всего мира пытаются бороться с последствиями техногенных катастроф, ищут способы решения данной проблемы. Но всего этого недостаточно, если в каждом человеке не будет заложена экологическая культура.

 Воспитывать бережное отношение ко всему живому необходимо с раннего детства. Очень важно, чтобы в каждой семье родители  личным примером воспитывали у детей любовь к природе.

Так же мы изучили опыт работы ГБДОУ Центра развития ребенка детского сада «Умка». Образовательная работа в ДОУ ведется на основе общеобразовательной программы  Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. «От рождения до школы». Начиная работу с детьми второй младшей группы,  Васильева О. П., воспитатель ГБДОУ НАО «ЦРР  детский сад «Умка»  обратила внимание на их отношение к природе: дети не замечали интересных явлений природы, равнодушно обламывали ветви деревьев во время прогулки, на вопросы во время наблюдения далеко не все дети могли ответить, правильно подобрав слова (недостаточное владение словарем, незнание названий растений, явлений природы). Анкетирование  родителей показало, что никто из родителей не наблюдает с детьми за интересными явлениями природы, не обращает внимания детей на окружающую природу во время прогулок. Заинтересовавшись проблемой, решила провести работу по данной теме с детьми и родителями [2].

Работа над опытом велась с сентября 2010  по май 2014 года.

Первый этап работы – констатирующий - предполагал проведение мониторинга знаний детей по данной теме, подбор и изучение методической литературы, составление картотеки наблюдений, составление цели и задач опыта [2].

Второй этап – формирующий - включал формирование у детей знаний и гуманного отношения к природе через организацию наблюдений на прогулке и закрепление полученных знаний в совместной с детьми и самостоятельной детской деятельности, работу с родителями.

 Третий этап – контрольный - включал  проведение мониторинга полученных знаний, выявление отношения детей к природе, сравнение  результатов первичной и вторичной диагностики, описание опыта работы.

Заинтересовавшись данной темой , автор работы провела диагностику для выявления знаний детей второй младшей группы, составив вопросы для мониторинга на основе общеобразовательной программы Вераксы Н. Е. «От рождения до школы». Выяснилось, что из 17 детей высокий уровень знаний о сезонных изменениях в природе имеют 3 ребенка, 8 детей имеют средний уровень знаний, 6 детей имеют низкий уровень знаний.

Вторичное  тестирование проводилось  на подготовительной к школе группе. Выявлена положительная динамика.

Критериями результативности  опыта стали следующие:

- пополнение словарного запаса дошкольников названиями различных явлений природы ( использование при проведении мониторинга картинок, изображающих данные явления);

- формирование знаний о растениях и животных Родного края, а также изменениях, происходящих в их жизни в различные сезоны года (составление рассказа о жизни растений и животных по картинкам);

- формирование личного отношения детей к различным объектам природы ( предложение детям различных ситуаций, например следующей:  « Что бы ты сделал, если бы увидел в лесу маленьких зайчат?», « Почему нельзя рубить деревья ?», и т.д.) [2].

        Таким образом, можно сделать вывод, что регулярные наблюдения за природой и закрепление полученных знаний в ежедневной совместной и самостоятельной  детской деятельности, привлечение внимания родителей к данной теме  дают положительный результат не только в приобретении детьми знаний, но и в изменении отношения к окружающему миру. Формируется чуткое отношение к природе, активная жизненная позиция детей, развивается познавательный интерес.

Перспективой данного опыта воспитатель видит продолжение дальнейшей работы по данной теме с детьми, начиная с раннего дошкольного возраста.

Также мы изучили опыт педагогов Васильевской средней школы. Образовательная работа в ДОУ ведется на основе общеобразовательной программы  Крыловой Н.М. «Детский сад-Дом радости».

Процесс воспитания детей непрерывен. Огромные потенциальные возможности для всестороннего развития личности ребенка заложены в процессе организации прогулок с детьми.

Художественные тексты эмоционально воздействуют на ребенка, обостряют впечатления о природе, расширяют кругозор, формируют отношение к окружающему, закладывают основу эстетического воспитания. Художественное слово оказывает благотворное влияние на развитие активного словаря детей, помогает высказать свои впечатления о природе. Использование художественного слова в экологическом воспитании способствует гармоничному развитию ребенка, а это, как известно, основа формирования будущей личности.

Большое внимание экологическому воспитанию детей, воспитатели стали уделять со старшей группы. Выходя на прогулку, воспитатель обращает внимание детей на погоду, на изменения, которые произошли.

Ракитина О. В. в своей работе использует художественные слова в начале прогулки, также она организовывает экскурсии в школьный дендрарий, где дети могут понаблюдать самостоятельно за изменениями в природе, также она создала две красные книги Вологодской области, в которые помещены  изображения животных и растений, а также указана их краткая характеристика.

Второй педагог – Власова Е. В., в своей работе она тоже использует художественное слово, а также просит детей назвать признаки времени года и рассказать свое стихотворение о том времени года, которое наступило.

Таким образом, мы изучили опыт работы педагогов разных детский садов. Все педагоги в своей работе использует различные методы и приемы проведения наблюдений за сезонными изменениями в природе в старшем дошкольном возрасте.

Список литературы и источников:

  1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [с последующими изменениями и дополнениями]. – Текст: электронный // СПС «Консультант Плюс.  – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/ (дата обращения: 21.01.2022).
  2. Васильева, О. П.  Календарно-тематическое планирование / О. П. Васильева; ГБДОУ Центра развития ребенка детского сада «Умка».  п. Искателей , 2021. – Текст: рукопись.
  3. Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н.Ф. Виноградова. – Москва: Просвещение, 1982. - 8 с.  – Текст: электронный (дата обращения: 22.02.2022).
  4. Времена года. Стихи. Рассказы. Игры / Авт. - сост.: О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина, Н. П. Савинова.  Москва: ТЦ Сфера,  2021. – 112 с. – (Обо всем на свете детям). Текст: непосредственный.
  5. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: учебное пособие для студентов СПО / Л. И. Егоренков. – 6-е изд., стереотип. – Москва: Просвещение, 2015. – 198 с. – Текст: электронный (дата обращения: 22.02.2022).
  6. Иванова А. И. Мир природы: четыре времени года / А. И. Иванова. – Москва: ТЦ Сфера, 2018. – 128 с.  (Мир, в котором я живу). - Текст: непосредственный.
  7. Наблюдение. – Текст: электронный // Сайт «Словари онлайн» [Словари и энциклопедии / ред.:
    Станислав Ежи Лец. – GUFO.ME, 2005]. – URL: https://gufo.me/ (дата обращения: 20.02.2022).
  8. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева.  Москва: Академия, 2005. -149 с. –Текст: электронный // Сайт «Методика экологического воспитания дошкольников».  URL: http://www.eduportal44.ru (дата обращения: 22.02.2022).
  9. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений  / С. Н. Николаева. 2-е изд. – Москва: Издательский центр «Академия», 2001. - 184 с.  Текст: электронный. URL: https://hanovatg.files.wordpress.com (дата обращения: 10.12.2022).
  10. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.  — Санкт-Петербург: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019. - 352 с.  Текст: непосредственный.
  11. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва: Мозаика-Синтез, 2014. – 368 с. – Текст: непосредственный.
  12. Редченко И.Н. Методика экологического воспитания детей дошкольного возраста / И. Н. Редченко // Методика экологического воспитания детей дошкольного возраста // URL: https://dcrr-rogachev.schools.by (Дата обращения: 12.01.2022).
  13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Питер : 2002. -47с. -Текст: электронный // URL: https://sdo.mgaps.ru/books/KP1/M5/file/2.pdf (дата обращения: 20.02.2022)
  14. Сафонова О. А. Экологическое воспитание дошкольников / О. А. Сафонова // Экологическое воспитание дошкольников // URL: https://solncesvet.ru (Дата обращения : 20.02.2022).
  15. Серебрякова Т.А. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Т.А. Серебрякова. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.– 224с. –  (Сер. Бакалавриат).- Текст: непосредственный (дата обращения 22.02.2022)
  16. Сезон. – Текст: электронный // Сайт «Экологический словарь онлайн» [Экологический словарь. / ред.: Быков Б.А. — Алма-Ата: «Наука». 1983 ]. – URL: https://rus-ecolog-dict.slovaronline.com/ (дата обращения: 10.12.2022).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с сезонными явлениями в природе

Тема: «Сентябрь – первый месяц осени».Цель: познакомить детей с первым осенним месяцем – сентябрём, рассказать об особенностях сентября, какие изменения происходят в природе в этом месяце. Позна...

«Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края»

Планирование работы воспитателя  с детьми по теме:"Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края"...

План работы с родителями по теме: «Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края»

Планирование работы с родителями по теме : "Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края"...

Отчет по теме самообразования: «Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края»

Отчет по теме самообразования "Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края" в отчете подробно расписаны цели и задачи на весь учебный год кото...

Сообщение на тему «Экологическая тропа в ДОУ, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром природы»

Сообщение на тему:«Экологическая тропа в ДОУ, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром природы»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «СТИХИ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ»

Развитие современной поэзии для детей тесно связано с общими процессами, происходящими в литературе последних десятилетий. Ведь поэзия воздействует на читателя одновременно заложенной в ней мыслью и ч...

ЛЕПБУК КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ

Исследование иффективности использования новых интегративных технологий на базе детского сада....