Игра « Поле чудес»:« Что за прелесть эти сказки».
план-конспект урока по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Киндерова Ольга Ивановна

 Посредством художественной литературы у детей формируется интерес к миру семьи,нравственным ценностям и понятиям о моральных представлениях через художественные образы. На примере художественных героев дети упражняются в умении определять ценные личностные качества. У детей расширяется представления об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.igra_pole_chudes_.chto_za_prelest_eti_skazki_.docx43.42 КБ

Предварительный просмотр:

Игра « Поле чудес»:« Что за прелесть эти сказки».

Программное содержание:    

 1. - Развивать познавательный интерес к миру семьи посредством художественной литературы.

 2.- Формировать в детях нравственные ценности и понятия о моральных представлениях  через  художественные образы.

3. - Научить детей оценивать своих любимых героев с этической позиции.

4.- Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

5.- Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.

6. -Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру.

7.- Формировать умение определять на примере художественных героев ценные личностные качества.

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, ч.х.л, познание, х.т.

Материал: выставка книг со сборниками русских народных и авторских сказок, иллюстрации к сказкам, карточки с пословицами и сказами, посылка (« Чёрный ящик») с вещами сказочных героев, «размытое»  письмо (от Рукодельницы), карточки с загадками от сказочных героев, барабан со стрелкой и 7 секторами, диск с музыкой для хоровода, карточки-схемы с зашифрованными сказочными героями (Золушка, Емеля.)

Предварительная работа:

чтение сказок, дидактические, словесные игры, беседы, рассматривание иллюстраций, разгадывание кроссвордов, загадок, игры-драматизации, заучивание пословиц.

        

Ход

Ведущая:- Ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир сказок.  Мир сказок огромен, почти как планета Земля, на которой мы с вами живём, а каждую сказку можно сравнить со страной. Сказочный мир делится на две половинки. На одной половинке живут сказки народные, а на другой авторские.

- Как вы думаете, какие сказки называются авторскими?

( Ответы детей: Авторская сказка придумывается и записывается одним человеком – автором (писатель), поэтому и называется авторская.

- Каких авторов, которые пишут сказки, вы знаете?

( Ответы детей: А.С. Пушкин, К.И. Чуковский, В.Сутеев, С.Михалков, С.Маршак, Ш.Перро.)

- Какие авторские сказки вы знаете?

( Ответы детей: «Золотая рыбка», «Сказка о царе Салтане» - А.С. Пушкин, «Муха-цокотуха», «Телефон», «Айболит» - К.И. Чуковский, « Золушка» Ш.Перро.)

- Какие сказки называются народными?

( Ответы  детей: Народные сказки – простые люди придумывали, один другому рассказывали. Так и передаётся она от бабушек и дедушек к мамам и папам, а от них к детям, так сказка и живёт, давным-давно сложенная народом. Уже никто и не помнит, кто её придумал. Вот и называется она народная.

- Какие русские народные сказки вы знаете?

( Ответы детей: «Морозко», « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», « Репка», «Колобок», « Кот, петух и лиса», « Гуси – лебеди», « Теремок», « Петушок и бобовое зёрнышко».

- Вспомните, какими словами начинаются русские народные сказки?

(жили – были, в некотором царстве, в тридевятом государстве)

Есть такая пословица: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

- Как вы её понимаете?

- Да, ребята ,сказка всегда чему-нибудь нас учит. Например: сказка "Репка" учит  быть дружными, трудолюбивыми; сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки "Теремок", "Зимовье зверей" учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках "Гуси-лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Снегурочка", "Терешечка". Страх и трусость высмеиваются в сказке "У страха глаза велики", хитрость - в сказках "Лиса и журавль", "Лиса и тетерев", "Лисичка-сестричка и серый волк" . Трудолюбие в  сказках всегда вознаграждается: "Хаврошечка", "Мороз Иванович", "Царевна-лягушка».

- Животные в сказке умеют разговаривать как люди, характерами похожи на людей. Лиса в сказке, какая? (Дети: хитрая), и некоторые люди тоже бывают хитрые. Заяц – трусливый, хвастливый и человек тоже бывает таким.

Ведущая:- Путешествие наше будет необычным, мы будем играть в «Поле чудес», а точнее  «Поле сказочных чудес». И поможет нам в этом волшебный барабан  со стрелкой и волшебные слова:

 – « Стрелку барабан  кружи, путь нам в сказку укажи!»

- И так мы начинаем нашу игру (все вместе произносят слова, ведущая или ребёнок вращает барабан)

1 Сектор – « Угадай сказку» (читают дети)

Ведущая:-  1 Задание: - Ребята, по опорным словам надо узнать название сказок:

БРАТ СЕСТРА ГУСИ БАБА – ЯГА. (Ответ:«Гуси – лебеди»)

СТАРУХА СТАРИК  СЕТЬ РЫБКА. (Ответ:«Сказка о рыбаке и рыбке»А. Пушкин)

БАБУШКА ВНУЧКА МЫШКА ЖУЧКА. (Ответ: « Репка »)

2 Задание: - Узнать, кому принадлежат слова, в какой сказке живёт этот герой и какими человеческими качествами обладает?:

-«Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.

(Ответы детей: Корова, в сказке «Хаврошечка») - (сочувствие, доброта, забота.)

-«Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная»

 ( Ответы детей: старик  Морозко, в сказке « Морозко» - (Справедливость, мудрость, забота.)

-«Не пей, братец, козленочком станешь»

( Ответы детей:  сестрица Аленушка, в сказке « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

 - (Забота, доброта, любовь.)

- «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам»

( Ответы детей:  Лиса,  в сказке « Заюшкина избушка». - (Злость, хитрость)

-« Несет меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы».

( Ответы детей:) Петушок, в сказке « Кот, петух и лиса» –

(непослушание)

-«Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла»

( Ответы детей: Коза, в сказке « Волк и семеро козлят». -  (Любовь, забота, доброта)

-«Вижу – вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке».

Ответы детей: Маша, в сказке « Маша и медведь». - (Находчивость)

Ведущая: - Вращаем барабан (все вместе произносят слова: «Стрелку  барабан кружи, в сказку путь нам укажи!»)

2 Сектор – Ребята, нам пришло письмо от Рукодельницы. Она узнала, что ребята в детском саду любят загадки, и прислала вам загадку о себе и от других сказочных героях. Да вот беда – письмо намокло и некоторые слова размыло. Давайте попробуем восстановить загадку о Рукодельнице, вы будете подбирать слова, чтобы получилась рифма.

Ведущая: - Очень рано я встаю, песню солнышку…(Дети: - пою.)

- Делаю зарядку утром…(Дети: - спозаранку,)

- Одеваюсь, умываюсь и за дело принимаюсь. Дел немало у меня надо начинать…

(Дети: - с утра.)

- Вот прибрала я повсюду, чисто вымыла

(Дети: - посуду,)

- Все цветочки полила и пирог я…

(Дети: - испекла,)

- И ничуть я не хвалюсь, я тружусь и тем горжусь. Всем я помогаю, рук не

(Дети: покладая.)

 - Назовите вы меня, поскорей мои друзья!

(Дети: - Рукодельница.)

Ведущая: - Теперь отгадайте загадки от имени других героев сказок:

- «Я решил просто попутешествовать по свету и не знал, что всё так обернётся. Я думал, что все такие же добрые, как мои бабушка и дедушка. Но оказалось, что в этом мире живут и злые, и жестокие, и хитрые…»

( Ответ детей: - Колобок)

- Какими качествами обладал Колобок, которые подтолкнули его совершить ряд плохих, а порой и опасных поступков? (уйти от бабушки с дедушкой, сесть на нос лисе, что бы спеть песенку.)

(Ответы детей: -  непослушание, доверчивость)

- Следующая загадка: « Я конечно готова была выполнять любое её желание. Ведь её старик спас мне жизнь. Но, в конце концов, я поняла: чем больше человеку даёшь, тем больше ему хочется. Вот и приходится таким людям оставаться у разбитого корыта…»

( Ответ детей: - Золотая рыбка)

- Какие качества навредили самой же старухе?

(Ответы детей: жадность, зло, неуважение)

- Последняя загадка: - « Я осталась жива только благодаря этой маленькой хрупкой девочке. Она меня согревала, кормила, поила. Как прекрасно жить! Радоваться солнцу, ветру, теплу..!»

( Ответ детей: - Ласточка, из сказки « Дюймовочка»)

Ведущая: - Продолжаем наше путешествие.

(ребёнок  вращает барабан, все вместе произносят слова: «Стрелку  барабан кружи, в сказку путь нам укажи!», )

3Сектор – « Чёрный ящик» (читает ребёнок)

- Ребята, этот ящик нам прислали из « Бюро находок». В нём вещи, которые потеряли герои сказок. Нам с вами предстоит определить, кому принадлежит вещь, и в какой сказке живет герой.

( ведущая открывает ящик и по очереди достаёт вещи)

Туфелька:

(Ответы детей: - принадлежит Золушке, из сказки « Золушка».)

Аленький цветочек:

(Ответы детей: - принадлежит Настеньке, из сказки « Аленький цветочек». С.Т.Аксаков)

Сеть:

(Ответы детей: - принадлежит старику,«Сказка о рыбаке и рыбке». А .Пушкин.)

Три чашки:

(Ответы детей: - принадлежит трём медведям, сказка«Три медведя»)

Зеркальце:

(Ответы детей: - принадлежит мачехе  из сказки А. Пушкина « О спящей царевне  и семи богатырях».)

Сапоги – скороходы

(Ответы детей: - принадлежат коту из сказки « Кот в сапогах»)

- Ведущая: - Молодцы, ребята, я думаю, что владельцы вещей будут вам очень благодарны. Ведь вы не перепутали ни одной вещи.

4Сектор:- « Музыкальная пауза» (физминутка) 

 - Ребята, а сейчас мы отдохнём и потанцуем в «Хоровод сказок»:

- Лисичка-сестричка, идём в хоровод (изображают лису, и т.д.)

Медведь-лежебока, тебя тоже просим, принцы, принцессы, добрые феи,

 Для вас мы всегда открываем двери. Всех, кто добрый, щедрый, справедливый,

Просим встать мы в дружный хоровод.

Нехороших, злых, плохих и лживых –

В конце сказок наказанье ждёт.

 Ведущая: Ну что, вы готовы продолжить наше путешествие?

Дети: - Готовы!

- Тогда вращайте наш барабан.

(дети вращают барабан и произносят  слова: «Стрелку  барабан кружи, в сказку путь нам укажи!».)

 

5Сектор: - «Подбери пословицы к сказкам» (читает ребёнок)

Ведущая:- Ребята, что такое пословица?

(Ответы детей: - пословица, как и сказка, учит нас чему-нибудь; в ней скрыта народная мудрость; учит оценивать поступки людей, героев.)

- В конверте лежат карточки с пословицами и названиями сказок. Вам надо внимательно прочитать пословицу и подобрать карточку с названием сказки, к которой она подходит.

Вы можете объединиться в пары, так вам будет легче и быстрее работать.

(дети делятся парами и приступают к работе)

Предполагаемые ответы детей:

«Репка»:

«Там, где дружат – живут, не тужат», « Вместе, вдвое дело спорится у друзей»

«Колобок»:

«Лесть без зубов, а с костьми съест».

«Теремок»:

«В тесноте, да не в обиде».

«Кот и петух»:

«Друг познается в беде».

«Маша и медведь»:

«Глупый киснет, а умный все промыслит».

«Гуси-лебеди»:

«Придет беда – не купишь ума», « Как аукнется, так и откликнется».

«Морозко»:

«Как проживешь, так и прослывешь», « Мир не без добрых людей»,

«За добро плати».

«Двенадцать месяцев»:

«Доброму Бог помогает», « Добро век не забудется».

«Заюшкина избушка»:

«На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да  свой затевай».

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»:

«Умей обождать», « Мир не без добрых людей».

«О рыбаке и рыбке»:

«Чего нет, того и хочется», «Кто многого желает, тот и мало не видает».

 «Сивка-бурка»:

 «Храброму смерть не страшна», «За добро  добром платят».

« Золушка»:

«С трудом и мороз не страшен», « Труд кормит, а лень портит».

Ведущая:- Ребята вы так увлечённо работали, не оставили без внимания ни одну пословицу, ни сказку. Дали правильную оценку героям, подобрав пословицы. Вы много знаете и других пословиц, постарайтесь их  не забывать так как, они помогут вам никогда не совершать плохих поступков, это значит, научат вас дружить с добром, а не со злом. Все вы помните, что добро всегда побеждает зло.

- Наше путешествие подходит к концу. На барабане осталось два сектора. И так, в путь! (крутят барабан и говорят слова: «Стрелку  барабан кружи, дальше путь нам укажи!».)

6Сектор:- « Расшифруй героя сказки»

Ведущая: - Ребята, герои сказок решили вам устроить испытание. На листочках они зашифровали свои имена, но узнать их можно, надо только ключик к шифру найти. А ключиком, как я думаю и есть схемы, которые они вложили в конверт. Попробуйте, ребята, разгадайте, имена каких героев зашифрованы на листочках. Так как листочка два, я предлагаю разделиться вам на две группы, (дети объединяются и работают).

в

е

з

н

г

и

а

п

о

л

у

ю

з

я

м

т

ш

б

в

а

п

р

к

а

с

и

е

т

д

э

(Ответ: Золушка)

Ведущая: - Ребята, какими качествами наделил автор Ш. Перро  Золушку?

( Ответы детей: - добротой, трудолюбием, заботой, скромностью.)

- А теперь вспомните и назовите героинь с такими же качествами из других сказок.

( Предполагаемые ответы детей: Красная Шапочка, Крошечка-Хаврошечка, сестрица Аленушка, Снегурочка, Падчерица, Рукодельница, Дюймовочка.)

д

щ

о

н

г

щ

в

е

м

ф

в

р

у

к

е

л

т

д

а

с

п

я

и

ю

м

ч

б

ж

п

н

(Ответ: Емеля)

Ведущая: - Какими качествами обладал Емеля в русской народной сказке « По щучьему велению, по моему хотению»?

(Предполагаемые ответы детей: ленивый, беззаботный, глупый, невоспитанный.)

- В каких сказках встречаются ещё такие герои?

( Ответы детей: в сказке  « Морозко», ленивица  Марфуша, « Вершки и корешки»- медведь, в сказке « Золушка»- сёстры Золушки, в сказке « Колосок» - мышата».)

Ведущая: - Ребята, как вы думаете, какие качества помогают человеку и сказочным героям преодолеть трудности, победить зло?

(Предполагаемые ответы детей: хорошие – доброта, трудолюбие, забота, дружба.)

- Я с вами согласна, ребята, только хорошие, положительные  качества помогают побеждать, а плохие, отрицательные качества оборачиваются против и наказывают того, кто ими обладает.

- Сейчас мы ещё раз в этом убедимся, мы разберём несколько сказок и их героев:

А.Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке»:

 Как навредила себе старуха своей жадностью?

( Ответ детей: осталась ни с чем, сама себя разорила.)

С.Маршак « Сказка о глупом мышонке»:

- Как  мышонок наказал себя своими капризами?

(Ответ детей: его съела кошка.)

С.Михалков « Три поросёнка»:

- Как поросята Ниф-Ниф и Нуф-Нуф навредили себе своей ленью?

(Ответ детей: поленились строить крепкие дома и остались вообще без домов, и волк чуть не съел их.)

- « Сестрица Алёнушка и братец  Иванушка»:

- Как братец Иванушка наказал себя?

(Ответ детей: из-за непослушания сестре, превратился в козлёночка.)

« Морозко»:

- Как навредила себе Ленивица?

(Ответ детей: не хотела работать, осталась без подарков.)

Ведущая: - (обобщает) – Все герои, о которых мы с вами сейчас говорили, обладали отрицательными качествами из-за чего и совершали плохие поступки, за что в итоге сами поплатились.

- Ребята у нас остался один сектор на барабане. Если хотите узнать что в его конверте, тогда вращайте барабан.

(крутят барабан и говорят слова: «Стрелку  барабан кружи, что нам делать покажи!».)

        7Сектор: - « Мастерская добрых дел» (Читают дети)

        (Практическая часть: книгоиздательство.)

Ведущая: - Ребята, какие добрые дела мы с вами делаем в нашей мастерской?

(Ответы детей: подклеиваем книги, ремонтируем игрушки, делаем кормушки для птиц, пересаживаем цветы.)

- А сегодня я предлагаю нашу мастерскую превратить в типографию. Скажите, а что делают на типографии?

(Ответ детей: печатают книги, журналы, открытки.)

- Мы с вами начнём сегодня создавать свою книгу, авторами которой будем сами. Прежде чем мы откроем нашу типографию, давайте вспомним из чего состоит книга?

(Ответы детей: обложка- переплёт, страницы, корешок – место, где закрепляются страницы, текст содержания, иллюстрации.)

- Что указывается на обложке?

(Ответ детей: название, автор).

- Что бы книга была яркой, красочной, что необходимо для этого?

(Ответ детей: иллюстрации.)

- Ребята, наше сегодняшнее путешествие помогло нам вспомнить многие авторские и русские народные сказки. Мы говорили о качествах и поступках героев, осуждали отрицательные качества и поступки. Содержание нашей книги будет необычным, а поможет нам вот эта толстая книга со сказками из нашей библиотеки. Мы так же попутешествуем по страницам этой книги и объединим в нашу сказку тех героев, которые будут нам встречаться, наделим их противоположными качествами, нарисуем волшебные предметы, если они будут необходимы для наших героев и таким образом, у нас получится « Салат из сказок». Ну что ж, рассаживайтесь поудобнее мы начинаем нашу работу.

 (Ведущая листает страницы: 1-сказка « Царевна-лягушка»)

- Ребята, каких персонажей возьмем в свою сказку?

(Ответы  детей: Ивана-царевича, Бабу-Ягу)

- Какая в нашей сказке будет  Баба-Яга?

(Предполагаемые версии детей: добрая и современная, вежливая.)

Ведущая:- Только собрался Иван-царевич в путь за Василисой Прекрасной в царство Кощея - Бессмертного, как попал в совершенно другую сказку. Нет у царевича его верных помощников: зайца, медведя, утки. Как теперь освободить Василису Прекрасную? Делать нечего: пошел Иван-царевич по страницам других сказок. Не успел перешагнуть страницу, как…(Открывает страницу со сказкой « Колобок»).

- Какой будет Колобок в нашей сказке?

(Предполагаемые версии детей: злой, грубый, огромный, жадный.)

- Как же Ивану- царевичу помогли герои других сказок, Может быть, он найдёт какие-то волшебные предметы, например волшебную палочку, скатерть-самобранку или сапоги-скороходы. Вы обязательно зарисуйте их в своих схемах-сказках.

- Прежде чем вы начнёте рисовать, я хочу закончить наше путешествие словами: « Нашему путешествию конец, а кто участвовал молодец!» и напомнить перед началом создания нашей книги ,пословицу: « Быстро сказка складывается, да нескоро дело делается!».

( Дети приступают к зарисовке своих схем-сказок. Работа над созданием книги продолжается в вечерние часы в « Мастерской добрых дел» в другие последующие дни.)

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Ильин И.А. Духовный мир сказки. – М.: 1993
  2. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: 2000
  3.  Даль В.И. Пословицы русского народа
  4. Иванова О.А. « Учимся читать художественную литературу», М. « Школьная пресса», 2005.
  5. Шорохова О.А. « Играем в сказку», М. «Сфера», 2006.
  6. Синицына Е.И. « Умные загадки», « Умные сказки», М. « Лист», 1997.
  7.  Кондрыкинская Л.А. « Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников», М.: 2006.
  8. Тумина Л.Е. “Сочини сказку”. – М.: 1995
  9. БелоусоваЛ.Е. « Удивительные истории» (ТРИЗ), Санкт-Петербург, « Детство-пресс»,2003.
  10.  Страунинг А.М. « Задачи  вокруг  нас» (ТРИЗ), Обнинск, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект математической игры "Поле чудес" в подготовительной группе

итоговое игровое  математическое  занятие  в подготовительной группе...

Конспект логопедического досуга Игра «Поле чудес»

Данное мероприятие направлено на развитие фонематических представлений у дошкольников с ОНР....

Сценарий развлечения Игра «Поле чудес» (старшая группа) Тема: «Наши любимые сказки»

Интеграция: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Музыка», «Коммуникация»Программное содержание:Образовательные задачи: -учить культуре общения, умению сопережи...

Интерактивная игра "Поле чудес" (по сказкам А.С. Пушкина)

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию интерактивную игру "Поле чудес" (по сказкам А.С. Пушкина). Данная игра может стать отличным подспорьем в проведении мероприятия "Поле чуде...

Сюжетно-ролевая игра Поле Чудес по теме: «Сказки» в подготовительной к школе группе

Сюжетно- ролевая игра "Поле Чудес" по теме:" Сказки"-развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование представлений о сказках....