Картотека дидактических материалов по лексической теме "Зимующие птицы"
учебно-методический материал по развитию речи по теме

Ненишина Ксения Александровна

Учебно-методический материал: Картотека дидактических материалов по лексической теме "Зимующие птицы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

               

Загадки по лексической теме

«Зимующие птицы»

Спиною зеленовато,

Животиком желтовато,

Черненькая лапочка

И полоска шарфика. (Синица)

Каждый год я к вам лечу

Зимовать у вас хочу

Ведь ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой. (Снегирь)

В серой шубке перовой

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится.

Не орёл, а всё же птица. (Воробей)

Черный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост как упор.
{Дятел)

Посередь деревьев кузнецы куют.
(Дятел)

Днем молчит,
Ночью кричит.
{Филин, сова)

От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг
И к зиме не улетает
На далекий знойный юг.
Пусть покроют снега груды
И пригорок, и пустырь —
Раз красавец прилетел к нам,
Житель севера... (снегирь).

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая!
(Сорока)

Днем спит,
Ночью летает,
Прохожих в лесу пугает.
(Сова)

Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.
(Сорока)

Странный доктор есть на свете,
Он деревья лечит, дети.
— Где болит? Тук-тук!
А, нашел. Тут, тут.
(Дятел)

На голом суку сидит,
На весь двор кричит:
"Кар-кар-кар!"
(Ворона)

Загадки по лексической теме

«Зимующие птицы»

Чик-чирик!
К зернышку прыг,
Клюй, не робей,
Кто это?
(Воробей)

Выпал снег, а эта птица
Снега вовсе не боится.
Эту птицу мы зовем
Красногрудым... (снегирем).

Живет в лесу,
Ухает, как разбойник,
Люди его боятся,
А он людей боится.  (Филин)

Это кто там на дорожке
Испугался нашей кошки?
Это кто там поднял крик

- Чик-чирик да чик-чирик?
(Воробей)

Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает. (Воробей.)

Синяя косынка,
Темненькая спинка,
Маленькая птичка,
Звать ее... {синичка).

Окраской – сероватая, повадкой – вороватая, крикунья хрипловатая – известная персона. Кто она? (Ворона.)

Он по-рабочему одет – удобно, просто, ловко. На нем малиновый берет и пестрая спецовка. (Дятел.)

Сизокрылая птичка любит семечки и крошки. У окна она сидит и тихонечко воркует. (Голубь.)

Носит серенький жилет,

Но у крыльев чёрный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар И кричат:

Кар-кар-кар. (ворона)

Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка.
Как зовут ее? (Синичка)

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит,

Голоском речистым, чистым,

Кле-кле-кле поёт со свистом? (клёст)

Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник (Дятел)

Дидактические игры по лексической теме «Зимующие птицы»

«Скажи наоборот».

У воробья туловище мелкое, а у вороны - …(крупное)

У вороны клюв большой, а у воробья - … .

У воробья хвост короткий, а у вороны - … .

У воробья лапки тонкие, а у вороны - … и т.д.

«Подбери действие».

Дети передают мяч друг другу и называют, что умеют делать птицы: летать, клевать, прыгать, петь, чистить перышки, вить гнезда, высиживать яйца, заботиться о птенцах, спать, пить, сидеть на ветке, искать корм.

"Угадай по описанию"

Дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее. Цель - научить составлять описательный рассказ.

«Подбери признак».

Воробей (какой?) – шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый, удалой, коричневый, маленький и др. (голубь, ворона, снегирь, синица и др.).

«Чем же надо кормить птиц?»

Цель: Упражнять в употреблении сущ. в ТВ. п.
Я кормлю синицу салом.
Я угощу…
Я дам…

Дидактические игры по лексической теме «Зимующие птицы»

Подбери признак (не менее трех признаков):

синичка (какая?) — …

голубь (какой?) -

Подбери действия (не менее трех действий):

синица (что делает?) — …

Назови ласково:

синица – синичка
воробей — …
снегирь — …

сова — …
ворона — …
голубь — …

Один – много (множественное число):

ворона – вороны
воробей — …
снегирь — …
птица – …
сова — …

дятел — …
перо –…
крыло — …
стая — …

Есть – нет (родительный падеж единственного числа):

ворона – нет вороны
дятел — …
птица — …

перо –…
клюв — …
гнездо — …

Посчитай:

Один воробей, два …, три…, четыре …, пять…

Одно перо, два …, три…, четыре …, пять…

Одна сова, две…, три…, четыре…, пять… .

Пальчиковые гимнастики

по лексической теме «Зимующие птицы»

"Кормушка"

Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых крылышках.

Загибают

Всем хватило зернышек.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Н. Нищева

«Дятел».

Координация речи с движениями (раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку – четыре удара пальца по ладони):

Я по дереву стучу,

Хоть он скрылся под корой,–

Червячка добыть хочу,

Все равно он будет мой.

Дидактические игры по лексической теме «Зимующие птицы»

«Я начну, а ты  закончи».

У синицы клюв тонкий, а у дятла (толстый)

Ворона большая, а воробей (маленький)

Снегирь малоподвижный, а синица (шустрая)

Клёст нарядный, а воробей (невзрачный)

Синицы высиживают птенцов летом, а клёст (зимой)

Если снегирь мало двигается, то он какой? (малоподвижный)

Если у синицы чёрная голова, то она какая? (черноголовая)

Если у сороки белый бок, то она какая? (белобокая)

Если у сороки чёрный хвост, то она какая? (чернохвостая).

Если у снегиря красная грудь, то он какой? (красногрудый).

«Про кого из зимующих птиц можно сказать»:

 Мой (клёст, дятел, снегирь, воробей, голубь)

 Моя (ворона, синица, сорока)

 Мои....

«Зимующие и перелетные птицы»

Педагог: Когда я называю зимующих птиц, вы летаете вокруг меня, а когда перелетных, садитесь на корточки. Будьте внимательны.

(Соловей, ворона, скворец, воробей, дятел, жаворонок, синица, кукушка, сорока, журавль, голубь и т. д.)

Дидактические игры по лексической теме «Зимующие птицы»

«Каких птиц много на дереве?»

Цель: Усвоение категории родительного падежа множественного числа.
На дереве много сорок.
На дереве много дятлов.
На дереве много ворон и т. д.

«Какой птички не стало?»

Цель:  Усвоение категории родительного падежа единственного числа.
На доске — четыре - пять картинок с изображением зимующих птиц. Логопед незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает: «Какой птички не стало?» Дети отвечают: «Не стало совы» и т. д.

Отгадайте, что за птица?

1. Маленький, серенький, невзрачный, скромный, но драчливый, боевой, удалой! (воробей)

 2.Красногрудый, толстый, малоподвижный, (снегирь).

 3.Твердоклювый, красноголовый, пестрокрылый, трудолюбивый. (дятел)

 4.Ловкая, непоседливая, чернохвостая, белобокая, (сорока)

 5.Чернохвостая, чернокрылая разбойница, (ворона).

6. Маленькая, на брюшке чёрная полоса, юркая, ловкая. (синица)

7.С крестообразным клювом, только она зимой птенцов выводит. (Клёст).

Подвижные игры по лексической теме «Зимующие птицы»

«Вороны»

Вот под ёлочкой зелёной

Скачут весело вороны:

Кар-кар-кар.

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали

Кар-кар-кар.

(Дети бегают, размахивают руками.)

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают

Садятся на корточки, руки под щёку - засыпают

***

Птички летели,
Крыльями махали,
На деревья сели,
Вместе отдыхали,
Летели, летели,
И на землю сели.

Дети выполняют движения по тексту

Подвижные игры по лексической теме «Зимующие птицы»

***

Птички прыгают, летают,

Дети прыгают,  «летают»,

Птички прыгают, поют,

«поют»,

Птички крошки собирают.

«собирают»,

Птички зёрнышки клюют.

«клюют»,

Пёрышки почистили,

Клювики почистили,

«чистят»

Дальше полетели

«улетают»,

И на место сели.

«садятся»

"Собачка и воробьи".

Цель - закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.

Ход игры: Один ребенок - "собачка", все остальные - "воробьи".

Скачет, скачет воробей

Скок-поскок!
Скок-поскок!

Дети скачут.

Кличет маленьких детей:

 Чив! Чив! Чив!
Чив! Чив! Чив!

Повторяют: "Чив! Чив! Чив!"

Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою:

Чик-чирик!
Чик-чирик!

Повторяют: "Чик-чирик!"

Вдруг прибежала "собачка" и громко залаяла.
"Воробьи" разлетаются.

Игра проводится 2—3 раза.

Подвижные игры по лексической теме «Зимующие птицы»

«Вороны»

Вот под ёлочкой зелёной

Скачут весело вороны:

Кар-кар-кар.

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали

Кар-кар-кар.

(Дети бегают, размахивают руками.)

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают

Садятся на корточки, руки под щёку - засыпают

***

Птички летели,
Крыльями махали,
На деревья сели,
Вместе отдыхали,
Летели, летели,
И на землю сели.

Дети выполняют движения по тексту

Подвижные игры по лексической теме «Зимующие птицы»

«Вороны»

Вот под ёлочкой зелёной

Скачут весело вороны:

Кар-кар-кар.

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали

Кар-кар-кар.

(Дети бегают, размахивают руками.)

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают

Садятся на корточки, руки под щёку - засыпают

***

Птички летели,
Крыльями махали,
На деревья сели,
Вместе отдыхали,
Летели, летели,
И на землю сели.

Дети выполняют движения по тексту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Картотека дидактического материала по лексической теме Космос"

Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе  игр  вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентриро...

Картотека дидактических игр по лексическим темам

Картотекадидактических игр на закреплениелексико-грамматического строя речи(по лексическим темам)                            ...

Дидактические материалы по лексической теме "Посуда" 1

Дидактическая игра по работе над падежными окончаниями по теме «Посуда»...

Дидактические материалы по лексической теме "Посуда" 2

Дидактическая игра «Кручу, верчу – слова собрать хочу» по лексической теме «Посуда», при автоматизации звука «С»....

Дидактические материалы по лексической теме "Посуда" 3 (буклет)

Упражнения по лексической теме: «Посуда»...

Речевые дидактические игры по лексической теме "Птицы"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Картотека дидактических материалов по системе Марии Монтессори

Ранее развитие по методике Монтессори набирает все большую популярность по всему миру.Замечательный педагог Мария Монтессори не зря снискала всемирную известность- её метод обучения и воспитания дейст...