Речевые дидактические игры по лексической теме "Птицы"
картотека по логопедии (старшая группа)

Филатова Анна Александровна

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Птицы21.01 КБ

Предварительный просмотр:

ПТИЦЫ

"Забавная шкатулка"

Цель: уточнить и расширить словарь по теме.

Оборудование: картинки с изображением воробья ,голубя и вороны в шкатулке.

Ход: Педагог демонстрирует детям шкатулку и читает стихотворение: Я картинки положила в разноцветный сундучок. Ну-ка, Катя (Саша и т д) загляни, вынь картинку, назови. Ребенок по одному достает картинку, называет птицу, его части, цвет крыльев, лапок и пр. Взрослый обобщает все картинки: «Это птицы».

 «Один - много»

Цель: учить образовывать существительные множественного числа

Оборудование: мяч

Ход:  Педагог называет существительное в единственном числе и бросает каждому ребенку по очереди мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: голубь – голуби, воробей – воробьи, грач-грачи, ворон - вороны и т. д.

«Сосчитай птиц»

Цель: учить согласованию существительного с числительным.

Оборудование: предметные картинок с изображением птиц, по одной картинки с изображением стаи данных птиц.

Ход. Педагог предлагает детям посчитать пять воробьев, следя за правильностью речи. Затем он демонстрирует изображение стаи с вопросом: «Сколько здесь воробьев?» Контролируется правильность ответа (много воробьев).

 За каждое правильно названное слово ребенок забирает картинку себе. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество картинок.

«Назови ласково».

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход. Педагог называет какое-нибудь слово по теме и бросает мяч каждому ребенку по очереди. Тот называет его ласково и возвращает мяч взрослому:  

Птенец — птенчик, перо — перышко, голова — головка, головушка, соловей — соловушка,  шея — шейка,  крыло — крылышко, скворец — скворушка, утка — уточка, лебедь — лебёдушка, гнездо — гнездышко, журавль — журавушка.  

«Кто больше?» (подбор слов-действий)

Цель: актуализировать словарь глаголов по теме Птицы

Оборудование: цветные камешки

Ход. Педагог предлагает детям подумать и ответить, что умеют делать птицы:

- Что делают птицы? (чирикают, щебечут, вьют гнезда, поют, ищут корм, летают, питаются, плавают, клюют, перелетают, кружатся, порхают, садятся, поют  и т.д.

За каждое правильно подобранное слово ребенок получает по камешку. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество камней.

«Кто как голос подаёт?»

Цель: закреплять образование множественного числа глаголов

Оборудование: предметные картинки с изображением птиц, мешочек

Ход. Педагог предлагает детям вытаскивать из мешочка по одной картинке и называть пение множества данных птиц подходящим словом.

Педагог: «Гусь - …гогочет», а ребенок продолжает: «А гуси …гогочут»

Утка - …крякает,  утки …крякают;

Журавль - …курлычет, журавли… курлычут;

Ласточка – …щебечет,  ласточки…щебечут;

Соловей -..поёт, соловьи -…поют;

Иволга – свистит,  иволги… свистят.

При правильном ответе ребенок получает соответствующую предметную картинку. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество картинок.

«Закончи предложение».

Цель: учить образовывать глаголы

Оборудование: предметные картинки с изображением птиц, макет дерева со скворечником или кормушкой

Ход: Педагог предлагает детям по очереди брать картинку из стопки, лежащей на столе, и договаривать за педагогом начатую фразу, сопровождая её соответствующим действием.

 Грач с веточки (что сделал?)  слетел.

 Скворец из скворечника (что сделал?)   (вылетел).

Соловей  к дереву (что сделал?) подлетел.

Ласточки с ветки на ветку (что делали?) перелетали.

Стрижи  березу вокруг (что делали?) облетали.

Скворец полетал, полетал и в скворечник (что сделал?) залетел.

При правильном ответе ребенок получает соответствующую предметную картинку. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество картинок.

«Скажи наоборот».

Цель: закреплять антонимы

Оборудование: мяч

Ход:  Педагог называет какое-нибудь словосочетание по теме и бросает мяч каждому ребенку по очереди. Тот называет его антоним и возвращает мяч взрослому

Длинный хвост – короткий хвост,

Тонкая шея – толстая…,

Черное крыло – белое …,

Острый клюв – тупой…,  

Аист большой, а соловей…,

У соловья серая грудка,  у ласточки…,  

Аист белый, а грач…,

«Назови птенца»

Цель: закреплять образование существительных во множественном числе, закреплять название птенцов птиц

Оборудование: предметные картинки с изображением птиц

Ход. Педагог кладет картинки в стопку на середину стола и предлагает детям по очереди брать картинку и проговаривать цепочку слов:

Грач — грачонок — грачата,

аист — аистенок — аистята, 

стриж — стриженок — стрижата,

журавль — журавленок — журавлята, 
кукушка — кукушонок — кукушата,

лебедь — лебеденок — лебедята, 
скворец — скворчонок — скворчата,

утка — утенок — утята, 
гусь — гусенок — гусята.

Правильно назвавший всю цепочку забирает картинку себе. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество картинок.

«Скажи, одним словом».

Цель: учить образовывать сложные слова

Оборудование: цветные камешки

Ход:  Педагог предлагает детям придумать и договорить подходящее слово:

Если :

У аиста длинные ноги – он …длинноногий;

У ласточки белая грудка   – она …белогрудая;

У грача черные крылья – он …чернокрылый;

У  аиста клюв красный – он …красноклювый;

У скворца острый клюв  –он …остроклювый;

У ласточки длинный хвост – она ….длиннохвостая;

У соловья звонкий голос – он …звонкоголосый.

За каждое правильно подобранное слово ребенок получает по камешку. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество камней.

«Найди ошибку»

Цель: закреплять правильное употребление предметно-падежной конструкции

Оборудование: цветные камешки

Ход:  Педагог предлагает детям внимательно послушать и исправить ошибки:

Скворец вылетел в скворечник. (влетел)

Аист улетат из поля (С).

Скворец вылетел от скворечника.

(Из) Ласточки из земли летают. (над землей).

Скворец  влетел на скворечник. (В).  

За каждое правильно подобранное слово ребенок получает по камешку. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество камней.

«Посчитай птиц».

Цель: закреплять согласование числительных с существительными

Оборудование: предметные картинки с изображением птиц, линейки

Ход. Педагог раздает каждому ребенку по линейке и картинке с изображением птицы. Предлагает детям по очереди посчитать каждому ребенку свою птицу по линейке от 1 до 10 и обратно.

Побеждает тот, кто допустит наименьшее количество ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕчевые дидактические игры на лексическую тему "Семья"

ЦЕЛЬ:  развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Семья», развитие творческого воображения.Практическое образов...

Речевые дидактические игры по лексической теме "Осень"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Овощи"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Фрукты"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Весна"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Грибы"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Деревья"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....