Преодоление одного из симптомов дизартрии - гиперсаливации.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Цель данной статьи-рассмотрение традиционных и нетрадиционных приёмов одного из характерных симптомов дизартрии-гиперсаливации, т.е. обильного слюнотечения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Устранение гиперсаливации55.57 КБ

Предварительный просмотр:

Преодоление симптомов дизартрии - гиперсаливации у детей с дизартрией.

В настоящее время дизартрия является широко распространенным нарушением в детском возрасте. К примеру, по данным к.п.н., доцента кафедры специальной педагогики и психологии Вакуленко Л.С. Мурманского государственного педагогического университета, дизартрия имеет место у 40,8% из 240 дошкольников с речевой патологией в возрасте от 4 до 7 лет. Рассматриваемый речевой дефект тормозит развитие всей речи в целом, существенно удлиняет сроки коррекционной работы.

Целью данной статьи является рассмотрение традиционных и нетрадиционных приемов одного из характерных симптомов дизартрии – гиперсаливации, т.е. обильного слюнотечения. Проблема устранения усиленного слюноотделения слишком сложна и не может быть решена только посредством упражнений на логопедических занятиях.

Предварительная работа

Необходимо учить ребенка с сомкнутыми губами подсасывать, глотать слюну с запрокинутой головой и в нормальном положении. Перед выполнением любого артикуляционного упражнения педагог напоминает ребенку, что нужно проглотить слюну, промокнуть внутри рта салфеткой.

Рекомендации.

Окружающие должны постоянно контролировать положение рта ребёнка и напоминать ему о необходимости держать рот закрытым, когда он не ест и не разговаривает.

Важно, чтобы у ребёнка сформировалось дифференцированное ощущение сухого и мокрого подбородка.

На занятиях необходимо через определённые промежутки времени делать паузы и предлагать ребёнку сглатывать слюну.

Основной этап работы

1. Криотерапия.

Прикладывание кусочка льда по контуру губ с учетом 6 точек (см. рис. 1). Продолжительность удерживания льда в каждой точке от 5 секунд до 1 минуты (В.А. Киселева [4]).

Рис.1. Схема расположения активных точек в области губ.

2. Полоскание полости рта.

Полоскание с использованием лекарственных трав: настоя шиповника, коры дуба, тысячелистника. Предварительно необходимо удостовериться в отсутствии у ребёнка аллергии.

Поэтапное полоскание горла минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.

3. Логопедический массаж.

Проводится точечный массаж в области подчелюстной ямки, указательным пальцем лёгкие вибрирующие движения под подбородком в течение 4-5 секунд (Е.Ф. Архипова [1]).

Проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно (см. рис. 2). Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего пальца или зонда «грабли». Вращательные движения выполняются против часовой стрелки, не более 6-10 секунд. Движения не должны причинять ребёнку дискомфорт.

Рис.2. Массаж в углублениях под языком.

Массаж по точкам.

Найти параллельные точки под козелками ушей, там, где смыкаются челюстные кости (правильно найденные точки болезненные). Указательными пальцами делаем круговые движения по точкам в течении 5 минут по часовой стрелке (2,5 минуты – с открытым ртом, 2,5 минуты с закрытым ртом) и 5 минут против часовой стрелки (аналогично) (В.А. Киселева [4]).

Массаж мягкого нёба.

Поглаживающие и разминающие движения пальцем по средней линии твёрдого и мягкого нёба от верхних резцов до увулы для получения выраженного глоточного рефлекса (В.А. Киселева [4]).

4. Жевание твёрдой пищи.

Инструкция для родителей детей-дизартриков:

Грызём, жуём, глотаем - морковку.

Грызём - сухари, баранки, сушки.

5. Статические и динамические мимические и артикуляционные упражнения (Е.М. Косинова [5], О.А. Новиковская [7]).

Имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Жевание и глотание рекомендуется производить с закрытым ртом).

 «Птенчики» («Окошечко»). Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 секунд. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Удерживать рот открытым в течение 5-10 секунд.

 «Усики». Удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров, деревянный или металлический шпатель, пузырьки из-под лекарств разных диаметров.

 «Толстячок – худышка». Надувание обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.

 «Шарики». Надуть одну щёку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.

 «Упражнение йогов» - рот открыт, ребенок вращает языком в преддверии рта, затем логопед предлагает ему сглотнуть слюну.

 «Сушить язычок». Язык свернуть трубочкой и всасывать воздух в себя через трубочку.

6. Активизация мышц с использованием мёда или хлебного шарика.

Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения.

На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «Часики» или делать движения языком вперёд-назад.

7. Дыхательное упражнение «Буря в стакане». В стакан налить воды. Взять трубочку для сока и дуть через неё. Следить, чтобы не надувались щёки.

8. Произнесение гласных: а, э, и на твёрдой атаке (В.А. Киселева [4]).

а а а; э э э; и и и;

аэ, аэ, аэ; эа, эа, эа; аи, аи, аи; эи, эи, эи;

аэи, аэи, аэи.

Основываясь на нашем практическом опыте, при систематической работе саливация исчезает через 3 месяца.

Литература.

1. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии.- М., 2007.

2. Блыскина И.В. Логопедический массаж.- СПб., 2004.

3. Дьякова Е.А. Логопедический массаж.- М., 2005.

4. Киселёва В.А. Диагностика и коррекция стёртой формы дизартрии.- М., 2007.

5. Косинова Е.М. Уроки логопеда.- М., 2003.

6. Краузе Е.Н. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста.- М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений при дизартрии у дошкольников.

Коррекционная работа с детьми-дизартриками, как правило, протекает с большими трудностями, так как нормализация моторики органов артикуляции и улучшение качеств самих артикуляционных движений занимает...

Преодоление симптомов дизартрии - гиперсаливации (слюноотделение) у детей с ОНР.

Преодоление симптомов дизартрии - гиперсаливации (слюноотделение) у детей с ОНР....

Преодоление симптомов гиперсаливации у детей

Консультация для родителей о симтомах, причинах и методах преодоления симптомов гиперсаливации у детей....

Преодоление гиперсаливации у детей с дизартрией

Применение низких температур в медицинских целях берет свое начало в глубине веков и продолжает оставаться актуальным сегодня.Криотерапия – это воздействие на ткани организма низкими (менее +5&d...

Преодоление симптомов дизартрии

консультация для специалистов и родителей...

Гиперсаливация и её преодоление у детей с дизартрией

Гиперсаливация и её преодоление у детей с дизартрией...