Развитие фонематического слуха через игру.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Коновалова Юлия Викторовна

 

Фонематический слух (Фонематика) — различение (анализ и синтез) звуков частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает не то, что ему сказали, а то, что он услышал.
Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения языку.
К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.
Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие. 
Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения.
Развитие речевого звукоразличения (фонематического слуха) необходимо начинать с развития слухового внимания и различения неречевых звуков, при этом все неречевые звуки (бытовой шум, звуки природы, музыкальные звуки и мелодии) необходимо сочетать с чувством ритма (совмещать ритм с движениями /логоритмика/, работа с ритмом дыхания /дыхательная гимнастика/) и лишь потом переходить к автоматизации и дифференциации на слух оттенков и разнообразия окружающего мира.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskogo_sluha_cherez_igru.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонематического слуха через игру.

Фонематический слух (Фонематика) — различение (анализ и синтез) звуков частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения языку.

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие. 
Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения.

Развитие речевого звукоразличения (фонематического слуха) необходимо начинать с развития слухового внимания и различения неречевых звуков, при этом все неречевые звуки (бытовой шум, звуки природы, музыкальные звуки и мелодии) необходимо сочетать с чувством ритма (совмещать ритм с движениями /логоритмика/, работа с ритмом дыхания /дыхательная гимнастика/) и лишь потом переходить к автоматизации и дифференциации на слух оттенков и разнообразия окружающего мира.

Попросите ребёнка прислушаться к окружающим его звукам, вместе проанализируйте звук льющейся воды, скрип двери, шуршание пакета, звон бокалов и т.д. Постепенно он должен узнавать звуки с закрытыми глазами.

Зачем это нужно? Узнавание и различение сходных бытовых шумов является отличной базой для становления фонематического слуха и в дальнейшем грамотного письма. Например: шорох полиэтиленового и бумажного пакетов может являться предпосылкой дифференцирования звуков "С" и "Ш".

Для более успешного формирования фонематического слуха необходимо опираться на работу других анализаторов (сенсорное развитие), что поможет ребёнку получить более полную информацию о предмете.

С другой стороны, чтобы обострить работу только одного анализатора (слуха), необходимо отключить другой, работающий совместно (зрение): отгадывание предметов, издающих звуки, без зрительной опоры.

На этапе различения неречевых звуков также отрабатываются понятия "громкие - тихие" звуки, "длинные - короткие" звуки, "быстрый - медленный" темп.

Игры для развития фонематического слуха

  1. "ЧТО В СУНДУЧКЕ?"

Для проведения игры необходимо предварительно познакомить ребёнка с используемыми в игре предметами и звуками, которые они издают.

Цель: различение на слух бытовых шумов и выбор соответствующего предмета или его изображения (усложнённый вариант).

Ход игры:

Взрослый не показывая предмета издаёт звук и просит ребёнка найти загаданный предмет среди других.

В игре используются от 5 предметов и больше.

  1. "ШУМЯЩИЕ БУТЫЛОЧКИ"

Заранее подготовить непрозрачные бутылочки (от йогуртов) или непрозрачные коробочки, заполненныё различными материалами (горох, песок, пшено, фасоль, камни, шарики, скрепки и т.д.).

Должно быть два одинаковых набора: один для взрослого, другой для ребёнка.

Цель: развитие неречевого звукоразличения.

Ход игры:

Взрослый берёт у себя, из своего набора, одну бутылочку и потрясывает её; ребёнок, закрыв глаза, прислушивается к звуку (шуму).

Затем он берёт по очереди свои бутылочки, потрясывает их и пытается найти аналогичную звучащей ранее.

Усложнённый вариант: взрослый воспроизводит ряд звуков (трясёт по очереди несколько бутылочек), ребёнок должен воспроизвести аналогичные звуки в такой же последовательности.

  1. " ПОВТОРИ"

Цель: развитие чувства ритма.

Ход игры:

Взрослый задаёт ритм, отстукивая его одной рукой (2 - 3 - 2).

Важно: вначале необходимо зрительное подкрепление - ребёнок видит движения руки взрослого. Постепенно переходить только на слуховое восприятие (закрыть глаза, спрятать руку...).

Ребёнок повторяет ритмический рисунок одной рукой или ногой.

Усложнение заключается в подключении нейропсихологической коррекции (развитие согласованной работы обоих полушарий).

Отстучать ритм правой рукой, левой рукой, одновременно двумя руками, обеими руками поочереди (правая - 2, левая - 3, правая - 2...), правой ногой, правой рукой, обеими ногами поочерёдно, совместить правую ногу и левую руку и т.д.

  1. отгадай, что звучит

Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

  1. солнце или дождик

Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

  1. разговор шепотом

Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии2 - 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.

  1. посмотрим, кто говорит

Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».

  1. слышим звон и знаем, где он

Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

  1.  ВЫДЕЛИ СЛОВО.

Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

  1. КАКОЙ ЗВУК ЕСТЬ ВО ВСЕХ СЛОВАХ? Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом

из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

  1. ПОДУМАЙ, НЕ ТОРОПИСЬ. Предложите детям несколько заданий на сообразительность:

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. 
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...) 
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а. 
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т.д. 
Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

12.         ШУТКИ - МИНУТКИ.

Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

13.         ЗВУКИ ПО КРУГУ.

(развитие фонематического слуха, распознавания звуков в контексте слова и определения их места в названии предмета).

Материал: коробка с маленькими предметами или карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3 - зеленых, 3 - синих.

В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зеленые - для мягких звуков, синие - для твердых звуков). На коробках наклеены буквы: "н" - началослова, "с" - середина слова, "к" - конец слова.
Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек (карточек). Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки (карточки с изображением предмета) и определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку (карточку) в соответствующую коробочку. Дети одобряют или корректируют услышанный вариант.

14.         НАЧАЛО, СЕРЕДИНА, КОНЕЦ.

(развитие фонематического слуха: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета).

Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например,"м" - и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части ("н" -начало слова, "с" - середина, "к" - конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками.
Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук "м": в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фонематического слуха через игру

Развитие фонематического слуха  имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основ...

Формирование фонематического слуха через игру.

Формирование фонематического слуха через игру.Сейчас, когда были приняты новые Федеральные государственные требования, направленные на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностн...

Формирование фонематического слуха через игру.

     Проблема формирования фонематического слуха у детей стала одной из актуальнейших в современной логопедии. Сейчас, когда были приняты новые Федеральные государственные требов...

Формирование фонематического слуха через игру

От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков. Эта способность развивается в общении со взрослыми на протяжении первого года жизни, а особенно интенсивно — в полуторагодо...

Развитие фонематического слуха через речевые игры.

Практически у всех детей в той или иной степени есть проблемы с нарушением фонематического слуха. Работа по его развитию в детском саду ведется с раннего возраста в игровой форме....

Консультация для педагогов «Формирование фонематического слуха через игру»

Создание и обеспечение необходимых условий для развития фонематического слуха; определить методы и приемы по развитию фонематического слуха в процессе формирования правильного звукопроизношения....

Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха через игру".

Предложенные ниже игры можно использовать для развития слухового внимания, правильного восприятия речи у детей 5-6 лет в домашних условиях....