Развитие фонематического слуха через речевые игры.
консультация по логопедии (старшая группа)

Евтушенко Людмила Павловна

Практически у всех детей в той или иной степени есть проблемы с нарушением фонематического слуха. Работа по его развитию в детском саду ведется с раннего возраста в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonemakticheskogo_sluha.docx15.79 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей      

 

Развитие фонематического слуха

через речевые игры  

учителя – логопеда

МАДОУ «Детский сад

 комбинированного

вида № 11 г. Шебекино»

Евтушенко Людмилы Павловны  

          Фонематический слух – это различение (анализ и синтез) звуков (фонем), частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного.

          К 5 годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие звука в слове, подбирать слова на заданный звук.

При несформированности  речевого звукоразличения, особенно ярко это проявляется в школе при обучению письму и чтению, ответственными за оптимальное протекание процесса любого обучения.

Поэтому неслучайно работе по развитию фонематического слуха должно уделяться предостаточно времени в дошкольном возрасте. Ребенку непросто осознать что такое звук слог слово предложение, если объяснение педагога не подкрепляются иллюстрированным материалом.

         Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа у старших дошкольников – одна из основных задач по подготовке  к школе.

Использование занимательного наглядного материала по обучению  грамоте – залог успешного обучения и развития фонематических процессов.

          Дети учатся ориентироваться в пространстве с учетом звучания голоса другого человека, узнавать животное по его голосу в интересной и занимательной форме: дети отгадывают кто к ним пришел в гости, прислушиваться к шепоту  (голос разной громкости), узнавать по голосу сверстников (игры: «Отгадай, кто пришел в гости», «Угадай, кто я»). Развивать умение детей различать слова-паронимы (которые сходны по звучанию): мышка-мишка, мошка-кошка, коза-коса. При этом дети должны показать соответствующую игрушку или картинку.

Гласные звуки -  А, У, О, И, Ы  

А – укладываем куколку спать,    О – болит зуб,  У – летит самолет

И – катимся с горки,     Ы – гудит пароход.

Игры «Запомни и назови» «Какой картинки не стало»

Игра: «Магазин» (педагог продавец, ребенок – покупатель. Назвать первый звук своей покупки)

Тема: «Овощи, фрукты» (огурец, апельсин, абрикос, ананас, арбуз)  «Подарки» (очки, утюг, ослик, ирисы, утенок, игрушка, избушка, ангел, аквариум)

Игра: «Я знаю  имена девочек (мальчиков)»…

Игра: «Кто больше назовет слов на звук …»…

Основная задача в процессе обучения грамоте: формирование у дошкольников ориентировки в звуковой системе языка, обучение звуковому анализу слова(определение порядка следования звуков в слове)

Знакомство со звуками речи следует начинать с рассматривания положения органов артикуляции во время произнесения того или иного звука. Детям предлагается дать характеристику изучаемого звука, отбирая необходимые символы.

Помимо общепринятых обозначения звуков цветными кружочками, при знакомстве с гласными, используют символы, дающие опору на артикуляцию звука. Так звук «А» - большой кружок и т.д. Использование данного наглядного  материала целесообразно на всех этапах работы по изучению звуков речи

Усложнение работы – добавляются схемы

Пособие «Паровоз» - используется с целью использования позиции звука в слове (3 вагона – 1- звук в начале слова 2 – в середине, 3 – в конце)

Слогоделение. При делении слова на слоги мы используем приемы направленные на совместную деятельность слухового, зрительного, кинестетического анализаторов (схемы)

 Упражнение «Телега» дети произносят слово, делят его на части, загружают столько мешков, сколько слогов в слове

Игра «Паровоз»- умение по  слоговой схеме подбирать слова и размещать их в вагончики (3 вагона- 1 – в слове один слог, 2 – два слога, 3 – три слога) 

Настольная игра «По дороге в школу» (подготовительная группа).

Картонное поле с изображением дороги ведущей к школе из желтых кружков с изображением предметов необходимых в школе, работа со звуком «Р»(позиция звука в слове). Фишки, кубик (краски, карандаш, ручка, циркуль, транспортир, тетрадь, компьютер, резинка, фломастеры, рюкзак) Если нет звука  «Р»в слове, переход к др. ребенку            

Игры: «Цепочка слов» (называем слова на последний звук предыдущего слова)…

«Звук заблудился» (развитие фонематического слуха)…

«Необыкновенные превращения» Слово   «СОМ» (замени 1 букву на Д,К,Л,Р) Замени последнюю букву СОМ-СОК-СОР-СОЛЬ…

«Ступеньки» (начинаем  называть самое короткое слово (из 2-х звуков),   с каждым разом слово становится длиннее на 1 звук)…

Многофункциональная игра «Звукаринка»  (артикуляционные схемы, работа по дифференциации гласных и согласных звуков, твердых-мягких звуков).

Вывод: Работа по развитию фонематического слуха проводится в детском саду    с раннего возраста  только в игровой форме с заранее продуманной и подготовленной наглядностью. Игры должны соответствовать возрасту детей. Работа ведется по данному направлению по принципу от простого к сложному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы по развитию фонематического слуха через систему игр и игровых упражнений.

В плане представлены этапы формирования фонематического восприятия:Узнавание и различение неречевых звуковРазвитие речевого слуха.Различение одинаковых звукокомплексов по высоте,силе,тембру.Развитие ф...

Развитие фонематического слуха через игру.

Фонематический слух (Фонематика) — различение (анализ и синтез) звуков частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукораз...

«Развитие фонематического слуха - основа речевого развития дошкольников»

Материал из опыта работы на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольнгого возраста...

Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".

Консультация "Развитие фонематического восприятия  у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....

«Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия через речевые игры»

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и сем...

Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.

Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....

Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха через игру".

Предложенные ниже игры можно использовать для развития слухового внимания, правильного восприятия речи у детей 5-6 лет в домашних условиях....