«Развитие фонематического слуха - основа речевого развития дошкольников»
материал (старшая группа) по теме

Материал из опыта работы на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольнгого возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt_bakutskaya.docx14.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие фонематического слуха - основа

речевого развития дошкольников»

Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь.

Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что "слухов” у человека, по крайней мере, три. Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены, хлопанье форточки и т.д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как  благодаря  ему  мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой

Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот.

Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический. Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой, так сказать "кодом” языка. Каждый язык имеет свою систему выражения мысли в звуке речи. Поэтому мы, владея одной из них, не понимаем другого языка. Если не знать смысла, который условно приписан тому или другому звуку речи (фонеме), то и значения слов оказываются недоступными. Конечно, дети усваивают фонематическую систему языка, но не до конца.

К моменту перехода в старшую группу дети могут произносить практически все звуки (их артикуляционный аппарат  уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Но в моей группе есть дети с нарушениями  звукопроизношений (с-з. с-ц, ж-ш, ч-щ, д-т и пр). Это Севинч А., Серёжа Т, Марина К, Дамир М, Стас Х., которым я по-прежнему уделяю  внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата. Для различения звуков  с-з, с-ц. ж-ш. и др. в собственном произношении ребёнку предлагаю называть изображения на картинках предметы, в названии которых есть  оба  дифференцируемых звука. При этом учу произносить слова так, чтобы в них ясно слышались отрабатываемые звуки , т.е. произносить звуки протяжно, например: ссслон-зззаяц.

Таким образом, ребёнок упражняется  в чёткости произнесения трудных в артикуляционном отношении  звуков  и одновременно укрепляют свой артикуляционный аппарат.

Для развития фонематического восприятия, умение вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, я использую игры и упражнения, направленные на подбор слов с заданными звуками или упражнения,  в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений. Постепенно я усложняла задания: сначала дети учились выделять из фраз слова только с одним заданным звуком. Например, во фразе  «На двери висит замок» я предлагаю назвать слово,  в котором есть звук «з». Это наиболее лёгкое задание: выделение слова, в котором заданный  звук находиться в начальной позиции (замок). Дальнейшее  усложнение идёт в двух направлениях: по линии месторасположения  звука ( даю фразы, в которых заданный звук в словах находится в конце и середине  слова), по линии подбора слов, относящихся  к разным частям речи, в которых есть заданные звуки.

Имена существительные выделяются детьми чаще, чем  слова, обозначающие, например, действия или качества педметов. Учитывая это, даю фразы, в которых  слова с заданными звуками  относятся к разным частям речи. Например, «На небе появились грозовые тучи»  - прошу выделить звук «З». «Весной оживает природа»- звук «с». После того, как  дети  научились справляться с такими заданиями,  я усложняю задание на выделение из фраз слов, включающие определённые пары звуков, требующие дифференциации. Например, во фразе «Мама купила Оксане зайчика» предлагаю выделить сначала слова, в которых есть звук «с», а затем слово, включающее звук «з».

С детьми, у которых есть трудности в произношении шипящих и свистящих (это Севинч, Серёжа Т, Дамир М., Стас Х) сонорных (р-л, м-н)  - Серёжа Т. Марина К, Ксюша Х.. с ними заучиваю чистоговорки  на определённые звуки: са - са-са-в лесу бегает лиса, со-со-со - у Вовы колесо;.за-за-за- уходи домой коза,  Зу-зу-зу - моем Катю мы в тазу и т.д.

Детям нравится играть в такие игры, как «Подскажи словечко», «Какой звук пропал в слове?», «Найди и назови нужное слово», «Повтори скороговорку» и др., которые учат детей слышать в словах звуки, правильно выделять во фразах нужные слова.

Проводила работу и с родителями: давала заучивать чистоговорки  на определённый  отрабатываемый звук, оформила консультации «Развитие фонематического слуха», «Развитие фонематического восприятия – первый шаг к обучению грамоте».

Работу над развитием фонематическим слухом, восприятием я продолжу, т.к через год  дети поступят в школу и должны уметь различать отдельные звуки в слове, т.к. необходимое условие обучению чтению -это умение соотносить звуковой и зрительный ряды, т.е представлять себе , как звук и слово могут выглядеть на бумаге и, наоборот, привыкнуть к тому, что произносятся они несколько иначе, чем пишутся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".

Консультация "Развитие фонематического восприятия  у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....

Развитие фонематического слуха у старших дошкольников

Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы вызываем интерес к учебной...

Игры для развития фонематического слуха у старших дошкольников

       Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово....

Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников»

    Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы вызыв...

Развитие фонематического слуха у старших дошкольников

Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы вызываем интерес к учебной...

Проект «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников через использование дидактических игр и упражнений в разных видах детской деятельности»

Проект «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников через использование дидактических игр и упражнений в разных видах детской деятельности»...