Игры для развития фонематического слуха у старших дошкольников.
учебно-методический материал (старшая группа)

Носенко Ирина Валентиновна

         Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

                                                                Подготовила:

                                                                                                 учитель – логопед Носенко И. В.

                                                                                                             

   

         Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков. В случае фонематического недоразвития ребенок смешивает звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, не различает свистящие и шипящие, "С" и "Ш", "Р" и "Л", "Ц" и "Ч" и другие. Если же коррекционная работа вовремя не начата, то эти ошибки затрудняют развитие речи не только устной, но и письменной. Предлагаем вашему вниманию некоторые игры, способствующие развитию фонематического слуха.

Игра «Поймай звук»

Взрослый произносит слова: рыба, гора, лампа, горох, лодка, пар, творог…

Задание: если услышите звук «Р» в слове – хлопнуть в ладоши.

Игра «Внимательные ушки»

Взрослый произносит слова со звуками «С» и «Ш»:

санки, шапка, самолет, сок, шуба, оса, каша, душ….

Задание: если услышите звук «С» в слове, похлопай в ладоши, «ш» - потопай ножками.

 Игра «Определи место звука «Л» в слове» (в начале, в середине или в конце)

Взрослый называет слова: лак, лампа, пила, стол, вилка, ложка.

Образец ответа: в слове «вилка» звук «Л» находится в середине слова.

Игра «Цепочка»

Взрослый называет слово «Мак» и спрашивает, какой последний звук в слове. Ребенок называет последний звук в данном слове «К» и придумывает слово, начинающееся с этого звука. В данном случае «К», например, «коза». Следующий ребенок называет звук «а» и придумывает слово на «а», например, «автобус» и т.д.

Игра «Собери чемодан»

Для игры потребуется:

а) два картонных контура чемоданов. На первом изображена буква «Р», а на втором – «Л».

б) предметные картинки со звуками «Р» и «Л».

Например:

«Л» - платье, колготки, чулки, клубок, платок, туфли, пальто, лента;

«Р» - рубашка, брюки, варежки, перчатки, кроссовки, куртка, шарф, ремень.

Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее соберет свои вещи.

Игра может проводиться как с двумя детьми, так и с двумя командами.

Игра «Кто больше слов придумает на заданный звук?»

Дети придумывают слова на заданный звук, получая при этом за каждое названное слово фишку. Выигрывает тот, кто больше всего наберет фишек.

Игра «Укрась елку»

Для игры потребуется:

а) два картонных контура елок

б) предметные картинки со звуками «Р», и «Л». Например:

«Л» - хлопушка, флажки, яблоко, сосулька, кукла, лента;

«Р» - фонарик, шарик, груша, грибок, барашек, корова, мандарин, серпантин.

Один ребенок украшает елку картинками со звуком «Л», а другой – со звуком «Р». Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее украсит свою елку. Игра может проводиться как с двумя детьми, так и с двумя командами.

     

Игра «Подскажи словечко»

Руки мыть пошла Людмила

Ей понадобилось …… (мыло)

 

Если мы растем на ели,

Мы на месте, мы при деле,

А на лбу у ребятишек

Никому не нужно ……(шишек)

 

Говорят, что он со вкусом

Может кушать пыль и мусор.

И жужжит как сотня ос

Работяга ….. (пылесос)

 

В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист.

Здорово, дрозд – приятель

И ставит подпись……. (дятел)

Игра «Волшебники»

Ход игры: Взрослый предлагает заменить первый звук в услышанных словах на звук «П» и произнести получившееся слово:

тачка – пачка, карта-парта, кони – пони, торт – порт, лапа – папа, мушка – пушка,

вол – пол, мальчик – пальчик, ласта – паста, галка – палка, сушка – пушка.

 

Игра  «Сплетем венок из предложений»

Ход игры: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.

Игра  «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)»

Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.

Игра «Кубик»

Оборудование: кубик с разным количеством кружков на гранях.

Ход игры: Логопед предлагает детям поиграть в игру с кубиком. Каждый из детей бросает кубик и определяет, сколько кружков на верхней грани. Затем среди картинок на доске он выбирает такую, в названии которой столько же звуков, сколько кружков было на грани кубика. Выигрывают те дети, которые выполняют задание верно.

Игра  «Что лишнее?»

Ход игры: посмотри на картинки (послушай)  и найди в каждом ряду лишнюю

(указание: обрати внимание на первые звуки).

Например: бабочка, бант, заяц, бочка

                   кот, ель, козел, колобок

                   зонт, замок, шар, заяц

Варианты игры:

  • обрати  внимание на конечный звук.

Например: забор, светофор, шофер, автобус;

  • на количество слогов.

Например: кот, мак, рак, лиса;

  • на гласный или согласный звук начинается слово.

Например: азбука, дерево, стол, медведь;

  • на мягкий или твердый согласный начинается слово.

Например: зуб, свеча, лампа, лиса.

Игра «Мячик-смягчитель»

Ход игры: водящий бросает мяч и произносит слово с твердым окончанием. Ребенок, поймавший мяч, произносит аналогичное слово с мягким окончанием и бросает мяч обратно.

Например: угол-уголь, брат-брать, ел-ель, мел-мель, хор-хорь, стал-сталь,

пыл-пыль, жар-жарь, дал-даль, был-быль, гол-голь и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха у старших дошкольников

Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы вызываем интерес к учебной...

Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников»

    Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы вызыв...

Развитие фонематического слуха у старших дошкольников

Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы вызываем интерес к учебной...

Проект «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников через использование дидактических игр и упражнений в разных видах детской деятельности»

Проект «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников через использование дидактических игр и упражнений в разных видах детской деятельности»...

"Игры на развитие фонематического слуха для старших дошкольников".

В статье размещены игры на развитие фонематического слуха у старших дошкольников, которые являются профилактикой нарушений чтения и письма....

Приказ об утверждении положения о проекте "Развитие фонематического слуха у старших дошкольников"

Приказ об утверждении положения о проекте "Развитие фонематического слуха у старших дошкольников"...

Консультация "Развитие фонематического слуха у старших дошкольников"

Развитие фонематического слуха у старших дошкольников...