Консультация "Развитие фонематического слуха у старших дошкольников"
консультация по логопедии

Павличенко Мария Владимировна

Развитие фонематического слуха у старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskogo_sluha.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Развитие фонематического слуха»

Речь – одно из важнейших средств коммуникации, проявляющееся в дошкольном возрасте в диалогах, полилогах (коллективных разговорах), монологах.

По Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования образовательная область «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте. Одним из целевых ориентиров в них названа следующая характеристика развития ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;

- может использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

- умеет выделять звуки в словах;

- у ребёнка сформированы предпосылки к грамотности.

Разнообразные дидактические и логопедические игры, речевые задания и упражнения, загадки-добавлялки, весёлые стихи способствуют развитию у детей дошкольного возраста фонематического слуха, формированию фонематических представлений, знакомят дошкольников со звуковой стороной слова. Ценность игр заключается в том, что они помогают дошкольникам овладеть наиболее сложным программным материалом, закрепить его усвоение на занятиях, физкультминутках, и в режимных моментах.

В формировании фонематических процессов и фонематического слуха можно выделить 6 этапов, для каждого из которых я сегодня представлю соответствующие игры, задания и упражнения.

Узнавание неречевых звуков

Цели:

- упражнять в определении на слух предметов;

- развивать фонематический слух;

- учить узнавать ритмический рисунок;

На этом этапе мы используем различные шумовые игрушки и предметы, записи пения птиц и звуков животных, музыкальные инструменты и проводим игры:

«Какой предмет звучит?» (логопед играет на музыкальном инструменте, или стучит предметом, а дети определяют что это за предмет) , «Слушай звуки» ( ребёнок реагирует на услышанный звук определённым движением: поднятием руки, хлопком, прыжком и т.п.), «Двигайся на звук»(по принципу музыкального стула), « Узнай по звуку» (дети узнают и запоминают сразу несколько звуков, услышанных «ночью», а «днём» рассказывают что слышали).

Можно включать элементы узнавания неречевых звуков в подвижные игры, когда детям предлагается не сказать, а изобразить узнаваемые звуки: поющие птички летают, мышки скребутся, деревья качаются на ветру, волны шумят, медведь пробирается сквозь заросли в лесу и т.п.

Детей младшего дошкольного возраста мы учим различать простые хорошо знакомые звуки, используя погремушки, резиновые игрушки, звуки животных. В старшем дошкольном возрасте узнаваемые звуки усложняются, например, «Шумовые баночки», где детям предлагается определить вид крупы, или «Полянка», где дети должны догадаться по стуку кто пришёл.

(Проведение игры с педагогами «Полянка»)

В младших группах мы обязательно демонстрируем предметы, прежде чем предлагаем узнать, а старшим детям можно предложить узнать предмет по звуку из-за ширмы.

(игра «Угадай по звуку»)

Различение высоты, силы, тембра голоса

Цели:

- учить на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к

тихому;

- учить говорить в быстром и медленном темпе;

- согласовывать движения со словами стихотворения;

- реагировать на словесный сигнал;

- воспитывать умение менять высоту голоса;

- совершенствовать фразовую речь;

- развивать тембр голоса.

На этом этапе проводятся следующие игры и упражнения: «Близко-далеко» (где мы увеличиваем или уменьшаем громкость звучания аудиозаписи голосов животных или птиц), «Вьюга» (по сигналу «Вьюга начинается!» дети тихо произносят «Уууу...», «Сильная вьюга!»-дети говорят громко, «Вьюга кончается!»-говорят тише, «Вьюга кончилась!»-замолкают, «Большие и маленькие» (дети изображают взрослых, зовущих своих детёнышей животных и тихо отзывающихся детёнышей), «Тихо, звонко, громко?» (дети старших групп определяют звучание слов:

Тихо: мышка, шишки, кошка, мишка, малыши.

Звонко: зонт, коза, звезда, знамя, заноза.

Громко: барабан, рыба, трамвай, тигр, труба.

Такие игры помогут научить детей различать и изменять силу голоса.

С малышами мы можем тихо успокаивать громко плачущую куклу, а со старшими детьми тихим эхом отзываться громко зовущим заблудившимся.

(проведение игры «Эхо»)

В быстром и медленном темпе дети научатся говорить в таких играх как: «Карусель» (подвижная игра, в которой дети, держась за верёвку в виде кольца, или за руки, двигаются в разном темпе произнося слова:

Еле-еле-еле-еле завертелись карусели.

А потом кругом, кругом – всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите, карусель остановите.

Раз, два, раз, два – вот и кончилась игра!

«Дождик» (дети по команде изображают начинающийся дождь, произнося медленно «кап…кап…», усиливающийся дождь умеренно «кап-кап-кап» и сильный ливень произнося быстро «кап-кап-кап»; позже детям предлагается определить на слух какой идёт дождь?), аналогично проводится игра «Топ-топ-топ», где дети изображают маленькие и большие ножки.

(игра «Поезда»)

Согласовывать движения со словами стихотворений, реагировать на словесный сигнал, менять высоту голоса мы учим детей в процессе подвижных, хороводных и музыкальных и театрализованных игр, например: «Зайка серенький», «У медведя во бору» в младших группах, «Зайцы и волк», «Шёл козёл по лесу» - с детьми старших групп.

С малышами можно поиграть в игру «Выполни задание»: педагог читает стихотворение, а дети выполняют действия, о которых в нём говорится:

Мы топаем ногами, Мы руки поднимаем,

Мы хлопаем руками, Мы руки опускаем,

Киваем головой. Мы руки подаём и бегаем кругом!

Конечно, самыми полезными будут игры, при проведении которых мы будем решать несколько задач одновременно, например игра «Идут животные», где топанье слонов, оленей, ёжиков и мышей изображается при помощи изменения силы и высоты голоса, а также темпо - ритмического рисунка. В процессе игры «Кот и мыши» мы учим согласовывать движения со словами стихотворения, и менять силу голоса: мышки говорят тихо, приближаясь к коту:

Тише, мыши, тише, мыши.

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись!

И коту не попадись!

Кот громко мяукает и ловит мышей.

Особенно хочется выделить игры-театрализации, пользу которых для речевого развития дошкольников переоценить невозможно. Так в игре «Теремок» дети учатся изменять высоту и силу голоса, темп речи, согласовывать движения со словами.

(предлагаю педагогам изобразить стук и монологи героев, а остальным узнать персонажа)

Различение слов, близких по звуковому составу

Цели:

- развивать фонематический слух;

- учить подбирать рифму;

- находить ошибки, связанные со звуковым составом слова;

- различать слова-паронимы.

Хочется отметить важность развития фонематического слуха у детей. Нарушение звукопроизношения у дошкольников само по себе не вызывает трудностей при обучении грамоте, проблемы могут возникнуть именно при на рушении фонематического слуха, как следствия длительного нарушения произношения звуков. Поэтому решению этой задачи нужно уделять особое внимание.

Речь детей младших групп отличается дефектами мягкости и твёрдости, поэтому игры должны привлекать внимание детей к различиям таких парных фонем: п-пь, б-бь, д-дь и т.д. необходимо проводить такие игры, как : «Большие и маленькие машины» («Бып-бып»- «Бип-бип»), «Звенят колокольчики» («Дин, дин, дин»-«Динь, динь, динь», или «Дынь,дынь,дынь»-«Динь,динь,динь»), «Молоточки» («Тук-тук-тук»-«Тюк-тюк-тюк»).

В средних группах проводим игры также на различение твёрдых и мягких звуков, но усложняем ритмический рисунок слов обозначителей: игра «Барабаны» (Там-там-татам» - «Тям-тям-тятям»), используем произношение изолированных парных звуков: игра «Пчёлы и мухи»(« Ззззз»-«Зьзьзьзь») и более сложных фонем в слогах,

например, сонор: «Балалайки» («Лу-лу-лу»-«Лю-лю-лю»), «Самолёты» («Др-др-дрррр» и «Дрь-дрь-дрьрьрь»). Также с детьми средних групп мы уже используем парные звонкие-глухие звуки и проводим такие игры как: «Конькобежцы и лыжники» («Жих,жих» и «Ши-их, ши-их»), «Птички» (летают высоко и низко «Вьют-вьют-вьют» и «Фьют-фьют-фьют»), «Синички» («Зинь-зинь-зинь» и «Синь-синь-синь»),

«Пляшут наши ножки» (прыжки на одной ноге поочерёдно с проговариванием слогов «Та-та-та» и «Да-да-да» со сменой гласных).

Дети старших групп должны уже хорошо различать твёрдые и мягкие звуки, поэтому с этого возраста необходимо проводить игры «Назови братца», где дети учатся называть сначала мягкие звуки («младших братцев»), затем твёрдые («старших»), можно поиграть в «Колокольчики», где по условному сигналу большие и маленькие колокольчики звенят «Дззззынь-дзззынь»- «Дззззинь-дзззинь».

Также проводим игры на различение звонких и глухих звуков-товарищей, где предварительно можно рассказать детям интересную историю, например, о том, как мальчик просил кукушку петь громче и она вместо «ку-ку» спела «гу-гу», или как изменилась песенка сломавшейся погремушки «зззз-сссс». После истории про заболевшего жука можно предложить детям изобразить звонко жужжащего «Жжжж» и потерявшего голос жука «Шшшш». Очень понравится ребятам история про котёнка, который учился петь как ягнёнок, но вместо «бе-бе-бе», у него получалось только «пе-пе-пе». В подобных историях мы учим детей анализировать звуки не только изолированно, но и на фоне слов, например можно рассказать рассказ как забывшей полить фикус девочке Вале, во сне обессиливший цветок сказал «Фаля, Фалечка, Фалюшка, полей меня фодичкой». Дети должны определить, какой звук не мог сказать фикус, и тут же мы обращаем внимание на то, чем похожи и чем отличаются звуки-товарищи.

На этом этапе мы учим детей называть выделяемый педагогом звук в слове, называть первые и последние звуки в словах.

В подготовительной группе задания усложняются, детям предлагается не только назвать первый или выделяемый звук в слове, но и подобрать к нему братца, или разложить картинки парами по первым звукам-товарищам (волк-флаг, гусь-кошка). Учим детей считать звуки в слогах и коротких словах, анализировать их. Знакомим детей с ударением, и всё это проводится в форме игр: «Чья песенка длиннее?» (мышонка «пи», или цыплёнка «пик»?), «Куда ударил молоточек?».

Также на этом этапе учим детей называть общий звук и слог в словах, придумывать слова на заданный звук, слог. Именно в таких играх дети усвоят понятия «звук», «слог», «слово».

Учить детей подбирать рифму мы начинаем со старших групп, но с малышами мы проводим игры на договаривание слов из знакомых стихотворений, выделяя рифмующиеся слова:

«Закончи стишок»

Тише, Танечка, не плачь, Я рубашку сшила мишке,

Не утонет в речке …..(мяч) Я сошью ему ……(штанишки).

Не послушал зайка папу, Надо к ним карман пришить

Отдавили зайке …..(лапу). И конфетку ……(положить).

В старших группах: Мы по узенькой дощечке Наша старшая сестра

Побежим купаться к ….(речке). Вяжет с самого ….(утра).

Среди жирных голубей Я сегодня утром рано

Прыгал тощий…(воробей). Умываюсь из-под…(крана).

Можно использовать подобные игры с рифмой при работе над очередной лексической темой, например: «Овощи»

Поздним летом в огород собирается народ.

Зрел всё лето урожай. Что собрали, отгадай:

Где весною было пусто, летом выросла ….(капуста).

Собираем мы в лукошко очень крупную…(картошку).

От дождя земля намокла. Вылезай, толстушка…(свёкла).

Из земли за чуб, плутовку, тянем сочную …(морковку).

Надо поклонится низко, чтобы вытащить …(редиску).

Помогает деду внук, собирает с грядок …(лук).

Вот зелёный толстячок, крупный, гладкий …(кабачок).

И красавец-великан – тёмно-синий …(баклажан).

С детьми старшего возраста проводятся игры «Подбери картинку», где нужно найти слова-друзья, похожие по звучанию (мышка-шишка, маски-краски, трава-дрова,

ворона-корона, топор-забор), или просто «Подбери слово», где дети сами придумывают похожее слово.

Игра «Исправь ошибки»:

А) Под берёзками, где тень Любопытные мартышки

Притаился старый ДЕНЬ (пень). Собирают с ёлок ФИШКИ (шишки).

Жил в лесу один чудак, Стужа. Снег. Метут метели.

Разводил в саду он ЛАК(мак). Тёмной ночью бродят ДВЕРИ(звери).

Здесь хорошее местечко- Мышка спряталась под горку

Протекает мимо ПЕЧКА(речка). И грызёт тихонько НОРКУ (корку).

Б) Зазеленели в парке … ДЕТКИ, В лесу летают летом… КОШКИ,

И на прогулку вышли…ВЕТКИ! Охотятся на мышек …МОШКИ.

Находить ошибки, связанные со звуковым составом слова можно в таких играх как: «Назови лишний звук»:

Говорит Володя Коле: «стройку (тройку) получил я в школе».

В нашем доме на окошке сидят серенькие крошки (кошки).

Вадик спит и видит слон (сон), что летит в ракете он.

«Какой звук пропущен?»:

Подарили нам игрушки: Землю роет старый к.от (крот),

Целый день стреляли ..ушки (пушки). Под землёю он живёт.

В зоопарке живёт с.он (слон), Серый вол.(волк), голодный, злой

Словно дом, огромен он. Бродит по лесу зимой.

Дифференциация слогов

Цели:

- учить четко произносить слоговые ряды в отражённой речи;

- произносить трёхсложные слова при закреплении обобщающих понятий;

- подбирать рифму;

- упражнять в определении количества слов;

- формировать навыки анализа и синтеза слов;

- развивать слуховое внимание и память.

В младших и средних группах при работе со слоговыми рядами используются слоги с не сложными звуками, произношение которых не вызывает затруднений у детей: П-Б, Д-Т, Г-К, З-С, М-МЬ, Н-НЬ, Л-ЛЬ.

В старших и подготовительных группах используем слоги со звуками: С-Ш, З-Ж, Л-Р, Ч-ТЬ, Р-РЬ, Й-ЛЬ, Щ-СЬ.

Игры и упражнения заключаются в отражённом проговаривании слоговых рядов, либо в пропевании, что детям нравится больше:

ТА-ТА-ТА – ДА-ДА-ДА СА-ША-СА-ША

ТА-ДА-ТА-ДА СА-ША-СА-ША

ТА-ТА-ДА, ТА-ДА-ДА СА-СА-ША, СА-ША-ША

ДА-ДА-ТА, ДА-ТА-ТА ША-ША-СА, ША-СА-СА

ТА-ДА-ТА СА-ША-СА

ДА-ТА-ДА ША-СА-ША

Аналогично используем слоги с другими гласными: О,У,Ы,Э.

В старших группах используем также обратные слоги: АС-АШ и т.п.

В проговаривании трёхсложных слов малышей мы упражняем во время работы над очередной лексической темой. С детьми старшего возраста такую работу мы включаем в игры и упражнения типа: «Слушай и называй», где педагог называет обобщающее понятие и ряд слов, а ребёнок выбирает подходящее:

Ягоды: помидор, малина, яблоко.

Мебель: квартира, комнаты, диваны.

Цветы: ромашка, рябина, клубника.

Или, «Что не подходит?»: Фрукты: лимоны, персики, капуста.

Посуда: кастрюля, тумбочка, тарелка.

Транспорт: колесо, машина, автобус.

Полезными будут игры такие как «Найди лишнее слово»:

Канава – канава – какао – канава.

Минута – монета – минута – минута.

Калина – малина – малина – малина.

Панама – панама – панама – помада.

Также на этом этапе проводятся игры типа: «Узнай слово», где дети отгадывают слово по первому слогу и находят нужную картинку.

В старших и подготовительных группах активно используем игры на определение количества слогов в словах: «Паровозик» дети раскладывают картинки в вагончики по количеству слогов. В игре «Имена» детям, в чьих именах три слога предлагается встать за теми детьми, имена которых состоят из двух слогов; можно усложнить задание и предложить изменить имя так, чтобы слогов стало больше, т. е. назвать полное имя; аналогично изменяем слова, используя уменьшительно-ласкательные формы.

При подсчитывании слов в предложении, детям подготовительных к школе групп можно усложнить задание, предложив посчитать, сколько раз встречался определённый слог в словах.

Последующие два этапа формирования фонематических процессов касаются только старших и подготовительных групп, так как идёт уже непосредственная подготовка к обучению грамоте.

Дифференциация фонем по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости

Цели:

- дать понятие «твёрдый» и «мягкий» звуки;

- продолжать учить различать эти звуки на слух;

- учить выделять мягкий и твёрдый звук из слов;

- развивать фонематический слух, внимание и память.

На этом этапе также проводятся игры, где детям предлагается не только подобрать подходящее слово, но и назвать звук, который изменился, охарактеризовать его.

Игра «Договори строчку»

Распустились утром розы. На столе лежала сайка,

На цветах сверкают …(росы). А по лесу бегал …(зайка).

Щиплет травушку коза, Лиза пробовала суп,

Косит травушку …(коса). Заболел у Лизы …(зуб).

В игре «Тим и Том» детям предлагается подобрать картинки мальчикам по первому звуку, Тиму те, которые начинаются с мягкого звука, а Тому с твёрдого.

В подготовительной группе аналогично проводятся игры на различение звонких и глухих звуков в начале слов.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза

Цели:

- учить различать гласные и согласные звуки, согласные по твёрдости-мягкости и соотносить их с определённым цветом;

- учить выделять в слове ударный звук;

- упражнять в определении местоположения звука в слове: начало, середина, конец;

- формировать умение производить звуковой анализ слов;

- учить выделять первые звуки из слов-картинок и составлять из них новые слова;

В подготовительной группе дети должны уже уметь различать на слух гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные.

В игре «Фонарики», дети поднимают соответственно услышанному звуку, цветной кружок: гласный - красный, твёрдый согласный – синий, мягкий согласный – зелёный.

Аналогично «расселяются» картинки в цветные домики по первому звуку.

(аист и ослик будут жить в красном домике, кот и заяц в синем, а лиса и белка в зелёном)

Сложными для детей, но очень полезными являются игры на составление новых слов по первым звукам слов-картинок, или произносимых педагогом слов:

Игра «Отгадай словечко»

Морковь, астра, кот (МАК)

Шиповник, аист, рыба (ШАР)

Тыква, ослик, рыба, туфли (ТОРТ)

Сыр, лук, осень, носок (СЛОН)

Топор, ракета, улей, барабан, аист (ТРУБА)

Лист, ива, мышка, осы, носорог (ЛИМОН)

Эскимо, крот, рама, арфа, нос (ЭКРАН)

Подбирая материал для подобных игр нужно быть внимательными со словами, в которых есть йотированные звуки, т. е. слова с двузвучными буквами.

Напомню, что двузвучными являются буквы Я, Е, Ё, Ю. Два звука слышится, если такая буква стоит в начале слова, после гласной, после мягкого или твёрдого знака, а после согласной слышится один гласный звук.

При обучении детей определению местоположении звука в слове, используем карточки-схемы, а также пособия, состоящие из трёх частей, например: «Паровоз» с тремя вагонами, в первом из которых будут картинки, где нужный звук стоит в начале, во втором – в середине, а в третьем - в конце слова. В таких играх помним о том, что в конце слова звонкие звуки оглушаются, поэтому мы не используем для определения местоположения парные звонкие звуки.

Важно научить детей хорошо различать понятия «звук» и «буква», строго следить за речью не сложно, потому, что вы работаете только со звуками.

Чтобы в игровой форме научить детей различать эти понятия, можно использовать пособие, на котором изображены основные признаки звуков, которые мы слышим и произносим и букв, которые мы видим и пишем.

Трудности чаще всего вызывает различение гласных букв и звуков:

букв 10: А О У Ы Э Я Ё Ю И Е

Звуков 6: |А О У Ы Э И|.

Нет звуков: Я Ё Ю Е, это гласные буквы у которых 2 звука: согласный мягки |Й| и гласный |А О У Э|

Игры, представленные здесь, направлены на развитие речевых функций и подготовку детей к обучению грамоте, а также на предупреждение возможных ошибок, которые могут возникнуть во время школьного обучения: дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения).

Данные игры и упражнения способствуют выработке правильного произношения звуков в словах, отчётливого и чистого произношения слов, пониманию и употреблению терминов «слово» и «звук», выделению слов из общего речевого потока, вслушиванию в их звучание, самостоятельному установлению последовательности звуков в слове, осознанию звуков и слогов как отдельных элементов слова.

Весь речевой материал способствует также обогащению и активизации словарного запаса детей, развитию пространственных ориентировок, мышления, памяти и воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха у старших дошкольников

Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы вызываем интерес к учебной...

Игры для развития фонематического слуха у старших дошкольников.

       Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово....

Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников»

    Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы вызыв...

Развитие фонематического слуха у старших дошкольников

Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы вызываем интерес к учебной...

Проект «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников через использование дидактических игр и упражнений в разных видах детской деятельности»

Проект «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников через использование дидактических игр и упражнений в разных видах детской деятельности»...

"Игры на развитие фонематического слуха для старших дошкольников".

В статье размещены игры на развитие фонематического слуха у старших дошкольников, которые являются профилактикой нарушений чтения и письма....

Приказ об утверждении положения о проекте "Развитие фонематического слуха у старших дошкольников"

Приказ об утверждении положения о проекте "Развитие фонематического слуха у старших дошкольников"...