РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ РЕБЕНКА, ИГРАЯ В ТЕАТР.
статья по развитию речи (средняя группа) по теме

Легчакова Оксана Алексеевна

У ребенка находящегося под  впечатлением от услышанной сказки, возникает естественное желание показать, как шел, переваливаясь, медведь, как прыгали  зайчик,  лягушка, как бежала мышка. Это можно сделать в пластических этюдах. Небольшие пластические этюды можно выполнять либо коллективно, либо индивидуально.

Параллельно с этюдами организуется ряженые. Можно провести ряженые в виде игры в чудесный мешочек. Доставая из мешочка  и примеряя  детали костюмов, дети не сразу догадываются, персонажами какой сказки они будут. И это особая задача – узнать персонаж, узнать сказку. Чтобы всем было интересно, костюмов одного персонажа может быть 2-3.

Начинать игры - драматизации  и инсценировки полезно с самых простых по сюжету сказок, например с «Курочки Рябы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey.docx16.52 КБ

Предварительный просмотр:

Речь ребенка не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Для развития речи большое значение имеет психофизическое здоровье ребенка - состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также его физическое (соматическое) состояние. Необходимо знать речевые возможности ребенка на данном этапе его развития. Если у ребенка начинает быстро обогащаться словарь и развиваться фразовая речь, нельзя перегружать его речевым материалом - это может привести к заиканию; материал необходимо подбирать с учетом его количества и доступности.

При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет с ослабленной нервной системой. Чтобы помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

а)        употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);

б)        повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;

г) затруднение перед началом речи.

Причиной появления заикания является ослабленность центральной нервной системы. Поводы к возникновению заикания могут быть различными. Иногда они могут возникать после различных инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто заикание возникает после испуга. К заиканию может привести и внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки, режима).Нередки заикания у детей с рано развившейся речью,' родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: « расскажи», «повтори», часто заставляют говорить на показ. Заикание легче предупредить, чем лечить.

Нельзя читать детям очень много книг, не соответствующих их возрасту, вредно чтение на ночь сказок, особенно страшных, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, чёрта и т.д.

Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку , должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны окружающих как в семье, так и в детском саду.

Нельзя перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач, видеофильмов и др.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требования правильного воспитания в это время может привести к заиканию.

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ РЕБЕНКА, ИГРАЯ В ТЕАТР.

Подготовили: Легчакова О. А., Реброва С. И.

К трем годам при нормальном развитии ребенок  осваивает все грамматические категории родного языка. Он  изменяет слова, используя морфологические средства, говорит короткими, грамматически оформленными предложениями.

Ребенок владеет теми средствами, которые необходимы и достаточны для повседневного общения. Его речь – разговорная речь. Она непроизвольна и ситуативная, изобилует неполными предложениями, характерными для диалогической формы речи.

Как и на предыдущем возрастном этапе, формирование грамматического строя речи осуществляется через игры, имеющие не узкую дидактическую направленность, а широкий общеразвивающий эффект. Это совместные со взрослыми инсценированные представления и игры – драматизации. В них текст художественного произведения, прежде всего сказки, создает естественную канву, план для совместной деятельности, предоставляет готовые высокохудожественные образцы языка и речи. Вместе с тем игра побуждает ребенка к импровизации, позволяет брать из литературного источника только то, что ему нравиться, что соответствует внутреннему миру.

У ребенка находящегося под  впечатлением от услышанной сказки, возникает естественное желание показать, как шел, переваливаясь, медведь, как прыгали  зайчик,  лягушка, как бежала мышка. Это можно сделать в пластических этюдах. Небольшие пластические этюды можно выполнять либо коллективно, либо индивидуально.

Параллельно с этюдами организуется ряженые. Можно провести ряженые в виде игры в чудесный мешочек. Доставая из мешочка  и примеряя  детали костюмов, дети не сразу догадываются, персонажами какой сказки они будут. И это особая задача – узнать персонаж, узнать сказку. Чтобы всем было интересно, костюмов одного персонажа может быть 2-3.

Начинать игры - драматизации  и инсценировки полезно с самых простых по сюжету сказок, например с «Курочки Рябы».

В детском саду сказки разыгрывать  лучше утром. Воспитатель вносит мешок с костюмами, дает детям возможность рассмотреть их, примерить, узнать сказку. Рассказывает сказку, побуждая детей к импровизации диалогов, например: Жили, были дед и баба. Говорит как то дед бабе:

- Яичко хочется.

- А ты попроси курочку.

- Курочка, снеси яичко.

- Ко - ко – ко!

- Снесла курочка яичко. Непростое, а золотое!

Далее к рассказыванию драматизации привлекаются дети.

Первое разыгрывание сказки совсем не похоже на театрализованное действие. В нем могут  участвовать две бабки, три мышки. Каждый исполнитель говорит, что захочет и когда захочет, не по порядку. После такого ознакомительного разыгрывания сказки можно перейти и к небольшому театрализованному действию, в котором наряду с актерами есть и зрители.

Игры – драматизации очень полезны для развития речи вообще  и для совершенствования структуры предложений в частности.

На первых порах  в диалоге  участвуют самые активные дети. Остальные играют молча. Затем они вовлекаются в речевое ролевое  взаимодействие.

Сложная для ребенка задача – построение высказывания из нескольких предложений. Первые высказывания такого рода из 2 – 3 предложений рождаются в рамках диалога как инициативные  высказывания или ответы на вопрос.

Детскую речь хорошо стимулируют вопросы о доме, близких людях.  Дети   очень любят, когда у них спрашивают, какие игрушки принести для занятий.

Во второй половине года разговор может быть коллективным. Он организуется в виде вводной части к  играм в сказку, к рассматриванию и обыгрыванию картинок. Хорошо включать сюда и отгадывание загадок.

В играх, построенных на литературной основе (инсценировки, драматизации), создаются естественные условия для заимствования из источника оборотов  речи, предложений. Благоприятны  для этого загадывание и отгадывание загадок, которое может предварять чтение и инсценированные.  Отгадывать, из какой сказки пришли звери, тоже интересно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Играем пальчиками – развиваем речь ребенка

Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики....

Развиваем речь ребенка в игре

Предложенные задания помогут родителям вызвать у детей старшего дошкольного возраста интерес к слову....

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка играя»

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка играя» Взрослый дает образец правильной речи. В общении с взрослыми обогащается словарь ребенка. Дошкольник  учится правильно п...

Развиваем речь ребенка,играя в сказку

В статье представлены приемы , с помощью которых можно заинтересовать ребенка играт ь в сказку , и в увлекательной форме проработать его речь ....

Консультация для родителей "Развиваем речь ребенка, играя"

Консультация для родителей "Развиваем речь ребенка, играя"...