Формы речевого взаимодействия с детьми в режиме дня
статья по развитию речи (старшая группа) по теме

Материал из опыта работы воспитателя логопедической группы по решению задач речевого развития детей дошкольного возраста в режимных моментах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_v_rezhimnyh_momentah.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формы речевого взаимодействия с детьми в режиме дня.

Воспитатель ГБДОУ детский сад № 65

Фрунзенского района

Бармакова Т.В.

Решение задач развития речи происходит в течение всего дня пребывания ребёнка в детском саду. Помимо специально организованной непосредственно образовательной деятельности большая работа идёт в режимных моментах. Речевое взаимодействие с детьми начинается уже с утреннего приветствия. Здесь можно использовать разные формы работы, с помощью которых можно решить задачи воспитания культуры общения:

-приветствие взрослого;

- приветствие детей друг-друга;

-стимулировать связную речь – попросить рассказать, как провели вечер дома, чем занимались, что было на ужин, чем помогали родителям, близким.

Провести индивидуальную работу: вспомнить стихотворение, потешку, обсудить предстоящее занятие (например: готовя материалы к занятию, порассуждать  на тему «Как ты думаешь, для чего или зачем нужны эти материалы?».  Отвечать не сразу, а дать детям поразмыслить самим.)

Затем идёт работа с календарём природы: обсудить, какой день недели, какое число, какой месяц, какое время года, какая погода на улице? Если ребёнок ошибается, то попросить помощи у сверстников. Также утром можно пообщаться на заданную воспитателем тему. Педагог может сам поделиться тем, что видел по дороге на работу, а дети тут же подхватывают и начинают рассказывать, что видели они, свои ощущения при этом.

Затем по режиму дня, идёт дежурство. Здесь можно вспомнить с ребятами правила сервировки стола.

В комплекс утренней гимнастики можно включить упражнения на развитие артикуляционного аппарата и для развития речевого дыхания. В перерывах непосредственно образовательной деятельности происходит свободное общение детей, при котором воспитатель слушает, как общаются дети между собой, произносят звуки, поставленные логопедом, и, если надо, поправляет ребёнка в тактичной форме, чтобы не обидеть. Также в это время можно использовать словесные игры малой подвижности, игры на звукоподражание, внеситуативное познавательное общение со взрослым по желанию ребёнка.

Во время подготовки к прогулке, можно беседовать с ребенком на тему одежды, погоды, его занятий на прогулке. Во время прогулки, проводятся подвижные игры с соблюдением правил, только перед началом, обязательно необходимо обговорить эти правила вместе с детьми. Также проводятся наблюдения с ребятами за изменениями, которые происходят в природе, индивидуальная работа, внеситуативное общение, при котором ребёнок сам является инициатором, ситуативное общение на заданную педагогом тему. После прогулки, перед обедом, обычно есть время для чтения художественной литературы, возможность вспомнить разученные стихотворения или выучить новые, разыграть диалоги по ролям, поиграть в пальчиковые игры. После обеда, перед тихим часом, во время проведения оздоровительных процедур, вспоминаем вместе с детьми – зачем надо закаляться. После тихого часа и полдника, во время коррекционного часа, ведется индивидуальная работа по заданиям логопеда. В свободное время дети играют в сюжетно-ролевые игры, распределяют роли, выбирают сюжет. Играют в настольно-печатные игры, игры-драматизации, показывают спектакли настольного, пальчикового, плоскостного, теневого театра, игры фантазирования. Воспитатель в ходе руководства самостоятельной игровой деятельностью следит за речью детей, входит в игру, принимая на себя определённую роль, дает пример речевого взаимодействия. Также во второй половине дня можно рассматривать иллюстративный материал, репродукции картин, здесь ребёнок выполняет роль рассказчика, а воспитатель – внимательного слушателя. Перед уходом домой педагог обязательно прощается с ребёнком и говорит, что ждет его на следующий день.

Таким образом, формы работы над развитием речи в режимных моментах самые разнообразные, они должны сопровождать все мероприятия дня. Здесь можно также упомянуть использование фольклора, что особенно хорошо в младшем возрасте, а в старшем  -  пословицы, поговорки, загадки, художественное слово. Дополнительным средством развития речи являются дидактические игры, которые могут быть с материалом и словесные (например: «Четвёртый лишний», «Подскажи словечко», «Что перепутал художник» и многие другие).  Дети с удовольствием принимают участие в  викторинах, вечерах загадок по лексическим темам, создании книжек -самоделок. В группе создается библиотека, в которой с детьми также ведется работа по речевому развитию, активное взаимодействие со сверстниками.

Чем больше интересных и разнообразных форм работы использует воспитатель, тем лучше развивается речь детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогические основы взаимодействия ДОУ с семьёй» на тему «Разработка содержания мероприятия с родителями с использованием новых форм и методов работы в интерактивном режиме»

Тема: « Год до школы»Форма проведения: родительский клуб.Аудитория: родители подготовительной к школе группы.Количество участников: психолог, воспитатели группы, родители (18 человек), дети.Задачи:1. ...

«Основные формы взаимодействия с детьми в режиме дня с целью развития коммуникативных умений».

Согласно новым требованиям ФГОС в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Ведущими формами педагогического взаимодействия должны ст...

Литературно - речевое взаимодействие, как форма работы с детьми РАС

В нашем современном мире, наполненном электронной техникой, забывается и ослабевает значимость художественного слова. Дети не приучены к чтению и слушанью художественных произведений и умению использо...

«РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ РЕЧЕВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ»

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Почти все дети дошкольного возраста - имеют речевые недостатки, неправильно произносят один ил...

Нетрадиционные формы речевой работы с детьми.

Нетрадиционные формы речевой работы с детьми....

Сенсорные игры, как одна из эффективных форм развития взаимодействия с детьми с РАС

Методические рекомендации по установлению контакта и развитию взаимодействия с ребёнком с РАС...