конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Рассказывание сказки по сюжетным картинкам"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

В конспекте  рассказыванию детьми сказки предшествует беседа о сказках: русских народных и авторских. Закрепление у детей знаний имен авторов-сказочников. Уточнение, какие сказки называются народными и авторскими. Для привлечения внимания детей к теме занятия была использована загадка, придуманная автором конспекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_porazvitiyu_rechi.doc108.91 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

занятия по развитию речи

в старшей группе на тему:

          «Рассказывание сказки по сюжетным            

                                  картинкам» 

Программное содержание:

  1. Развивать умения детей составлять, придумывать коллективную сказку, давать ей название согласно сюжету серии картинок.
  2. Уточнить и закрепить знания детей русских народных, авторских сказок и сказок народов мира.
  3. Развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествовавшие на картине, и последующие.
  4. Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы в форме настоящего, прошедшего и будущего времени множественного числа, побуждать детей использовать в сказке диалогическую речь.

5.Упражнять детей в умении заканчивать предложение, начатое  педагогом, в рифму. 

Материал: Четыре сюжетных картинки для демонстрации, книги со сказками - авторские и русские народные.

Литература: О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду», 1998г, Москва.

Предварительная работа:

Рассказывание по картинкам,  составление описательных рассказов по игрушке или предметам, чтение и рассказывание детям русских народных сказок, сказок народов мира и авторских сказок, драматизация сказок в часы досуга.

Ход занятия.

 Дети сидят полукругом перед двумя мольбертами, на которых стоят 4 закрытых картинки. Я  говорю:

  • Ребята, отгадайте, про что я сейчас загадаю  загадку:

 Их любят взрослые и дети,

В них происходит все на свете:

И чудеса и волшебство,

В них побеждает зло добро.

Их мамы читают детишкам  на ночь

После чего закрываются глазки

И снятся всю ночь ребятишкам…? (сказки)

  • Правильно, сказки, и  сегодня мы поговорим о сказках. Как вы думаете, кто сочиняет сказки?

Ответы детей (народ, сказочники) уточняю.

  • Если сказку сочинил народ, то, как мы ее называем? (Народная)
  • А если сказку сочинил один человек? Как мы ее назовем? (Авторская сказка)
  • Назовите, каких авторов-сказочников вы знаете?  Какие сказки они написали? Посмотрите на мольберт и скажите, где авторские сказки? Где русские народные?

Ответы детей уточняю и исправляю (К.Чуковский, А.С.Пушкин, Шарль Перро, братья Гримм и др.).

  • Назовите русские народные сказки.

Дети перечисляют сказки.

  • Какими словами начинаются русские народные сказки? («Жили - были», «в некотором царстве, в некотором государстве...»)
  • Какими словами они заканчиваются? («Жили долго и счастливо», «стали жить-поживать и добра наживать», «и я там был, мед-пиво пил», «вот и сказке конец, а кто слушал - молодец»).
  • Скажите,  чем отличается сказка от рассказа?

Ответы детей уточняю:

-В сказках звери разговаривают, думают, в сказках происходят чудеса, волшебство, в сказках есть выдуманные персонажи баба-яга, водяной, леший, кикимора и др.

Далее я открываю 1 сюжетную картинку на мольберте и говорю:

  • Сегодня мы будем с вами сказочниками и придумаем свою сказку, но придумаем все вместе. Посмотрите на эту картинку и скажите, о ком мы будем сочинять сказку. Кого вы видите на картинке?

Дети перечисляют, кого они видят на картинке.

  • Где живут звери? (В лесу)
  • В каком лесу живут звери? (Густом,  зеленом, светлом, дремучем и

т.д.)

  • Какое время года, время суток вы видите? (Лето, день)
  • Какой день на картинке, как вы думаете? (Солнечный, летний, теплый, ясный)
  • Как вы догадались, что это солнечный, ясный день? (Тень от деревьев, со стороны солнца деревья светлее, трава и листья светло- зеленые)
  • Мы с вами выяснили, что на картине изображены разные звери. Какой еж? Заяц? Медвежонок? Белка? и др. (Описание внешности зверей).
  • С каких слов мы начнем придумывать сказку?
  • Как вы думаете, что было до события, изображенного на картине? (Если дети затрудняются, я наводящими вопросами помогаю детям.)
  • В одном густом, зеленом лесу жили-были белка, еж, заяц, медвежонок. (Жили-были разные звери.) Жили они дружно.
  • Однажды в летний, солнечный, теплый день собрались друзья вместе и ...
  • Что было дальше, как вы думаете?

(Ответы детей)

Я открываю вторую картинку, и дети продолжают начатую сказку по сюжету второй картинки.

Затем я открываю третью картинку, и уже другие дети продолжают сюжет сказки.

Если дети затрудняются во время рассказывания, я помогаю наводящими вопросами:

  • Что делает каждый из друзей?
  • Что случилось с одним из героев сказки?
  • Как  помогла белка (заяц, медвежонок, мышка), попавшему в беду, ежику?

Далее я спрашиваю:

  • Чем закончилась сказка? (Высказывания детей)
  • Молодцы, вы придумали свой конец сказки, а вот как она закончилась у нас на картинах, узнаем после игры.

Физминутка.

Игра «Совушка - сова» или «День-ночь».

После физминутки открываю четвертую картину и предлагаю рассмотреть ее, затем по ней придумать завершение сказки.

  • Чем закончилась сказка на наших картинках?

Ответы детей обобщаю.

  • Что помогло всем зверям  спасти ежика? (Дружба)
  • Мы с вами придумали сказку, а как мы ее назовем?
  • Ответы детей: «Звериная дружба»,  «Спасение ежика» и др.

Далее дети, которые не рассказывали, рассказывают всю  сказку от начала до конца (3 человека).

Я оцениваю сказки вместе с детьми:

  • Чья сказка понравилась больше всех? Почему?

Затем  указываю на ошибки и хвалю всех детей, особенно тех, у кого были удачные речевые обороты, интересный эпизод, интересное начало сказки и ее концовка.

-Мы с вами еще не раз будем сочинять и сказки, и рассказы. А позже мы нарисуем сюжеты нашей сказки, которые вам больше всего понравились и сделаем альбом с иллюстрациями к сказке.

-А сейчас мы с вами поиграем в игру «Закончи предложение в рифму».

Я буду читать предложения, а вы закончите его.

        1.Заболела эта книжка,

            Изорвал ее ... (мальчишка, парнишка)

        2.Взяли мы разные маски,

           Чтобы показывать ... (сказки)

        3.Пышный хвост - ее краса,

Это - хитрая ... (лиса)

        4.Песни поем веселые, хороводные,

А сказки любим ... (русские, народные)

         5.А еще мы любим сказки поэтов.

Они в стихах, все знают ... (об этом)

         6.Хоть зима, хоть весна,

Вся в иголках ... (сосна)

Молодцы! Хорошая у вас получилась рифма, мы еще потренируемся и будем сами сочинять стихи.

На этом занятие закончилось.

       

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме рассказывание по картине "ежи" с использованием опорных схем

Программное содержание: Учить детей составлять рассказ по картине с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных; правильно строить предложения; четко проговаривать слова. Формировать...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Рассказывание по картине "Ежи" с использованием опорных схем»

Цель данного учебного материала - помочь учить детей составлять рассказ по картине, с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных; правильно строить предложения; четко проговаривать слова.Формир...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме рассказывание по картине "ежи" с использованием икт.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме рассказывание по картине "ежи" с использованием  икт.Программное содержание:        Помочь ...

КОНСПЕКТ Открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Рассказывание сказки по сюжетным картинкам»

Программное содержание:1.РРазвивать умения детей составлять, придумывать коллективную сказку, давать ей название согласно сюжету серии картинок.2.Уточнить и закрепить знания детей русских народных, ав...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Рассказывание по картинке «Кошка с котятами».

Формировать у детей умение составлять небольшой сюжетный рассказ по картине (подвести к рассказыванию событий, предшествующих нарисованному сюжету; рассказать события, изображенные на картинке; уметь ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки».

Конспект занятия  по развитию речи в старшей группе по теме «Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки»....

конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме рассказывание по картине "ежи" с использованием опорных схем

Учить детей составлять рассказ по картине с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных; правильно строить предложения;четко проговаривать слова.Формировать умение связно, последовательно описыв...