Интеграция творческого музицирования и художественно-речевой деятельности дошкольников
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Пугачева Светлана Васильевна

Интеграция творческого музицирования и художественно-речевой деятельности дошкольников способствует полихудожественному восприятию литературного произведения, более глубокому его осмыслению, запоминанию. В качестве примера приводится конспект занятия по озвучиванию на детских музыкальных инструментах стихотворения С. Есенина "Пороша". Процесс заучивания стихотворения становится незаметным для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integraciya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №163» г. Саратова

Интеграция творческого музицирования и художественно-речевой деятельности дошкольников

подготовила

музыкальный руководитель

Пугачева Светлана Васильевна

г. Саратов

 2013

Новые приоритеты в дошкольном образовании диктуют необходимость развития творчески активной личности, стремящейся к пониманию целостной картины мира. Предметы художественно-эстетического цикла: музыка, изобразительная деятельность, ознакомление с художественной литературой наиболее ярко способствуют активному познанию детьми окружающего мира, воспитанию навыков творчески передавать свои впечатления в художественной форме.

В концепции полихудожественного воспитания и интегрированного развивающего обучения, разработанной в Институте художественного образования РАО обозначены условия, необходимые для успешной реализации полихудожественного подхода, среди которых: выход за рамки одного вида искусства; перенос акцента  с восприятия на творческие проявления детей.

Интеграция творческого музицирования и художественно-речевой деятельности является одним из многочисленных примеров полихудожественного подхода.

К задачам художественно-речевого развития относятся формирование умения слушать, понимать содержание художественных произведений и эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям; формирование навыков ритмической организации речи, ее интонационной выразительности в поэзии и прозе. Художественно-речевая деятельность детей не только формирует выразительность и образность речи, но и выступает одним из средств развития творческих способностей ребенка. Творческое музицирование подразумевает самостоятельные действия детей в импровизациях и представлено в программе Т.Э Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» в разнообразных формах  различными игровыми заданиями, в числе которых и озвучивание стихотворений детскими музыкальными инструментами. Интеграция художественно-речевой деятельности и творческого музицирования способствует полихудожественному восприятию литературного произведения,  развивает художественно-ассоциативное мышление,  дети учатся находить аналогии между словом и звуком.

 Комплексное интегрированное обучение позволяет быстро включать детей в воображаемое пространство. Особую роль имеют действия, творческие задания, направленные на оживление, сопоставления, проживание, анализ услышанного или увиденного. К таким заданиям как раз и относится озвучивание стихов детскими музыкальными инструментами. Образы стихотворения становятся более яркими,  процесс заучивания стихотворения наизусть становится незаметным для детей, он попросту превращается в игру. И когда игра-творчество завершается, дети с удивлением обнаруживают, как легко и быстро они выучили стихотворение наизусть, не говоря уже о том, как глубоко раскрыт художественный образ стихотворения. В качестве примера приводим конспект проведения игрового интегрированного занятия по озвучиванию стихотворения С. Есенина «Пороша» детскими музыкальными инструментами (подготовительная к школе группа).

Ход занятия:

Музыкальный руководитель: За окном зима. Это время года никогда не оставляло равнодушными художников, поэтов, композиторов. Я прочту вам стихотворение русского поэта Сергея Есенина «Пороша».

Еду. Тихо. Слышны звоны                    
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.                              
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,                            
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,                              
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.                                      
Скачет конь, простору много,                              
Валит снег и стелет шаль.                                
Бесконечная дорога
Убегает лентой в даль.                                        

Предлагаю вам, ребята озвучить это стихотворение музыкальными инструментами. Эти инструменты перед вами. Давайте вспомним, как они называются и как они звучат.

Дети называют инструменты, характеризуют их звучание:

- Колокольчики, бубенцы, металлофон, треугольник. У этих инструментов звук прозрачный, нежный, звонкий, чистый, хрустальный, радостный, праздничный;

- Трещотка, рубель, деревянные ложки, кастаньеты сделаны из дерева – звук щелкающий, сухой, теплый, трескучий;

- Маракасы – звук шуршащий, шумный;

- Дудочки – духовые инструменты. Звук завывающий, может быть и убаюкивающим, успокаивающим, мягким, напевным.

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята. А сейчас послушаем, какими словами начинается стихотворение: Еду. Тихо. Поэт погружает нас в мир спокойствия и тишины. Давайте и мы послушаем тишину… и в этой тишине: Слышны звоны под копытом на снегу. Какие музыкальные инструменты помогут изобразить звоны? (дети выбирают  бубенцы, колокольчики, бубны, металлофоны, обосновывают свой выбор и импровизируют на них).

Музыкальный руководитель  читает следующую фразу: Только серые вороны расшумелись на лугу. О чем эти строки? К каким инструментам мы обратимся за помощью, чтобы передать, как расшумелись вороны? (дети выбирают трещотки, рубель, маракасы и играют на них, изображая, как одна ворона старается перекричать другую).

Музыкальный руководитель:

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,                            
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Какие инструменты лучше всего передадут состояние сказочности, сна? (дети предлагают дудочки, треугольник и импровизируют на них).

Музыкальный руководитель:

Понагнулась, как старушка,                              
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.

С помощью каких инструментов мы изобразим стук дятла?

(Дети импровизируют на ложках, предлагают варианты ритмических рисунков).                                    

Музыкальный руководитель:

Скачет конь, простору много,                              
Валит снег и стелет шаль.  

Какому инструменту мы доверим озвучивание этих строк? (кастаньеты и бубенцы изобразят, как конь скачет, а как снег стелет шаль можно изобразить на дудочках).

Обратите внимание на слова «простору много». Природа России величественна, русские поля покрытые снегом кажутся бескрайними. Широта русских просторов подобна душе русского человека: богатой, полной разных красок и звуков. Как вы считаете, будет ли уместным для озвучивания этих строк использовать весь оркестр? (дети высказывают свое мнение, они могут согласиться, или предложить свои варианты.)

Завершающие строки стихотворения Сергея Есенина опять уводят нас вдаль, в тишину. Звучание инструментов должно становиться все тише и тише и совсем раствориться в тишине.

Бесконечная дорога
Убегает лентой в даль.

(показ прием глиссандо на металлофоне).

А сейчас, ребята, давайте определим, кто на каких инструментах будет играть в нашем оркестре. Инструменты сходные по звучанию образуют свою группу и будут вступать в игру после прочтения соответствующих строчек стихотворения.

Музыкальный руководитель читает стихотворение фразами. После каждой фразы дети по дирижерскому жесту начинают и заканчивают игру на соответствующих инструментах.

Музыкальный руководитель: Ребята, вы сегодня выступили в роли композиторов и исполнителей. Мы создали интересную звуковую картину к  стихотворению С. Есенина. Помогла ли вам игра на музыкальных инструментах  прочувствовать это стихотворения?  Поделитесь своими впечатлениями.

Список использованной литературы

Савенкова Л.Г. В фокусе полихудожественный подход. // Цветной мир. -2008. - №1 .- С.7-9.

Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками.                   // Музыкальный руководитель. – 2004. - №2. – С.2-7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект на тему: «Использование техники оригами в художественно-речевой и театрализованной деятельности старших дошкольников»

Использование техники оригами в художественно-речевой и театрализованной деятельности старших дошкольников...

Художественно-речевая музыкальная деятельность и театрализация.

Для аттестации. Художественно-речевая деятельность и музыкальная театрализация....

Педсовет "Развитие творческих способностей через познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников"

Сегодня всё большее внимание уделяется развитию творческих способностей обучающихся. Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность...

Консультация в рамках рабочей группы по театрализованной деятельности на тему: "Развитие творческих художественно- речевых способностей дошкольников"

Овладение языком – важнейшая задача дошкольного образования. Актуальность ее особенно велика в наше время, когда отмечается повсеместное падение культуры. Надо начинать эту работу как можно рань...

Творческий отчёт " Развитие поисково - исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность,...