Художественно-речевая музыкальная деятельность и театрализация.
методическая разработка на тему

Баранова Наталия Александровна

Для аттестации. Художественно-речевая деятельность и музыкальная театрализация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvenno_-_rechevaya_deyatelnost.docx17.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Художественно – речевая деятельность .

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); становление эстетического отношения к окружающему миру; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Рекомендую воспитателям использовать музыкальные  произведения  с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений. Во время рассказывания  сказок предлагаю  прослушивать небольшие музыкальные отрывки композиторов-классиков, соответствующие эмоционально и образно сюжету произведения. Дети учатся драматизировать  сюжет программного музыкального произведения, сочиненной сказки или истории о музыке, драматургически импровизируют сказки, стихотворения, рассказы на основе восприятия

Как музыкальный руководитель, я   координирую  ход всего  процесса музыкально-театральной деятельности, организую  творческую, активную команду педагогов. У нас нет возможности осуществлять  поездки  детей в театр, и поэтому  наш педагогический театр взрослых берет на себя приобщение детей к театральному искусству и воспитывает у дошкольников  творческие  качества  под воздействием обаяния  активной, артистичной личности воспитателя, владеющего искусством перевоплощения.

Смешанный тип театра  имеет  место в нашем   взросло-детском сообществе как  жизнеспособный вид театрализованной деятельности детей и взрослых. В нем происходит  ненавязчивое вовлечение в театрализацию, в мир настоящей игры и творчества, в котором дети чувствуют себя уверенно при поддержке взрослых, а взрослым хочется быть рядом с детьми и, разумно опекая их, давать простор для полноценного творческого роста, способствовать раскрытию сил и талантов детей, вдохновлять их на самосовершенствование. Нашему  театру под силу показывать сложные постановки (так как все трудности на себя берут взрослые) и полнее задействовать силы детей (так как взрослый всегда окажет необходимую поддержку во время выступления). Энергетика, сопровождающая развитие творчества, идет по пути встречного движения: от взрослого к детям и от детей к взрослым. Таким образом, в театре взрослых и детей происходит взаимообмен творчеством, что способствует сплочению взросло-детского сообщества ДОУ и тем самым благотворно влияет на весь образовательный процесс в целом, создания интереса к театральной деятельности.

Со своей стороны я обеспечиваю сотрудничество с сельской ДШИ, Домом культуры, с кукольным и драматическим театром г. Канска  для накопления и пополнения «багажа» эмоциональных впечатлений дошкольников, знакомства с театральным искусством и музыкой вне дошкольного учреждения.

Творческий процесс у дошкольников противоречив. Для него характерны проявления сознательного и интуитивного, оригинальности и подражательности, эмоциональной увлеченности, искренности, непосредственности.  Для возникновения желания у детей «поиграть» в сказку мы используем  просмотр и прослушивание фрагментов классических произведений в качестве вариативных эталонов для подражания, что способствует выразительности и оригинальности детских импровизаций. Чтобы познакомить детей с разными музыкальными жанрами,  используем  просмотр видеофрагментов, видеофильмов, презентаций,  которые позволяют увидеть и услышать ролевую игру, изменение настроения в исполнении песен, движений. Музыкальная игра – сказка, озвученная фрагментами классических произведений, созвучных образам  по типу «эмоционального совпадения» - это привлекательная, интересная ребенку новая форма исполнительства и творчества интегративного характера. В игре – сказке происходит «умножение художественных впечатлений», развиваются интегративные  личностные качества, в ней ребенок имеет возможность прожить все роли персонажей (коллективное исполнение каждой роли), с последующим распределением ролей и превращением игры в спектакль.  Дети олицетворяют себя со всеми героями сказки, вживаясь в каждый образ. При подготовке дети замещают друг друга в ролях.  Музыка усиливает драматургическое действие, она откликается на развитие сюжета, кульминацию, драматургию сказки, создает настроение, созвучное переживаемому героями. Особенностью этой игры является то, что трудновыполнимые для ребенка – дошкольника действия – выучивание текста, запоминание последовательности  –  помогает выполнить взрослый. Именно он выразительно читает сказку, а дети действуют под музыку, постепенно проигрывая роль всех персонажей, выражают свои впечатления в различных видах художественной деятельности: импровизируют движения, произносят или пропевают короткие реплики персонажей, играют на музыкальных инструментах, рисуют элементы декораций или костюмов.  В результате такой  эмоционально увлекательной игровой деятельности у детей появляется ценностное отношение к художественной культуре.  Ребенок оказывается в ситуации, когда его побуждают к выражению «личностного смысла» при накоплении опыта интегрированной художественной деятельности. Дети спрашивают, кто написал то или иное произведение, у них появляется желание поиграть в сказку,  развивается речь, формируются нравственные представления о добре и зле, красоте в искусстве и в жизни.

Осуществляя постановку музыкального спектакля «Спящая красавица»  детям был предложен  выбор роли. «Вживание» в роль, перевоплощение – интересная подача образа, может импровизация на определенном этапе – это особенное  творческое поведение ребенка в спектакле.   Например, волк, приглашенный на бал, говорит:

« Господа, не бойтесь, дамы, успокойтесь, я живу не в чаще, я - не настоящий…» И в танце волк преподносит себя сначала как злой и коварный, а в конце – добрый и чуткий. Драматизирована эмоциональная трогательная сцена , когда злая фея Карабос «прилетела» на бал. В это время девочка, игравшая роль Королевы прижала «дочку – принцессу» к себе и тревожно смотрела на злую фею.

В музыкальной сказке «Царевна – лягушка» ребенок, который играл роль Ивана –царевича, постоянно советовался с педагогами – как ему интереснее показать и сказать ролевые слова, где «поиграть» интонацией, какие движения уместны.

Проигрывая отдельные сюжеты, дети эмоционально и артистично изображали своих героев, а взрослые в роли Кощея и бабы Яги добавили «волшебства и сказочности» в действие.

Используя в работе с детьми театрализованные игры, мы основываемся на представлениях  выдающегося русского психолога Л.С.Выготского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».

узыкального произведения и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие для детей старшей группы ,включающее художественно-речевую и музыкальную деятельность "Мы живём в России"

Обобщение и систематизация знаний детей о своей стране .Воспитание чувства любви к Родине ....

Презентация "Музыкальная деятельность и театрализация" (в свете требований ФГТ)

ФГТ, принятые Министерством образования и науки РФ от 23 ноября 2009 года № 655, примерные основные общеобразовательные программы ставят перед педагогами важную задачу - пересмотр подхода к образовани...

Творческий проект на тему: «Использование техники оригами в художественно-речевой и театрализованной деятельности старших дошкольников»

Использование техники оригами в художественно-речевой и театрализованной деятельности старших дошкольников...

ПРОЕКТ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ОРИГАМИ В ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЙ И ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»

Речь не является врожденной способностью человека, она складывается у ребенка постепенно с его развитием. Именно в предшкольном возрасте начинается целенаправленная работа по развитию всех компонентов...

СОБСТВЕННАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЙ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА». ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЙ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА».ИЗ  ОПЫТА  РАБОТЫ...

ПРОЕКТ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ОРИГАМИ В ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЙ И ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»

Речь не является врожденной способностью человека, она складывается у ребенка постепенно с его развитием. Именно в предшкольном возрасте начинается целенаправленная работа по развитию всех компонентов...

Методические рекомендации для воспитателей "Развитие индивидуальных творческих способностей детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) через художественно-речевую и театральную деятельность

Данные методические рекомендации имеют целью познакомить воспитателей с работой по развитию индивидуальных творческих способностей детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) через художественно-...