Занятие по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Куляба Галина Николаевна
  Я разработала цикл занятий по речевому развитию с использованием технологии ТРИЗ  для старшего и подготовительного возраста . В   своих   занятиях   я   использую  различные  методы  и  приемы   развития творческого  воображения  и  мышления.   Так,  например,  в  занятии   «Вернем Федоре посуду» дети использовали биологические ресурсы (ВПР), чтобы найти в природе предметы – заместители посуды, с помощью игры «Хорошо – плохо» проанализировали  положительные  и  отрицательные  стороны   использования данной  посуды.  С помощью  метода  фокальных  объектов придумали машину времени  и,  используя  оператор время (РВС), переместились в прошлое, чтобы научить Федору мыть посуду и т.д. Ребенок не получает знания в готовом  виде, а втянут в процесс активного поиска, своеобразного «открытия» новых для него явлений и закономерностей.  
Предлагаю вашему вниманию одно из своих занятий.                                                                                                                                                          
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulyaba_g._.microsoft_office_word_4.docx14.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Вернем Федоре посуду».

Задачи: Учить  сочетать  признаки разных предметов, классифицировать посуду: чайная, столовая, кухонная, образовывать уменьшительно – ласкательные слова, находить и формулировать противоречивые свойства рассматриваемых  предметов и действий. Обогащать речь пословицами и поговорками. Развивать  изобретательские умения с помощью МФО. Воспитывать чувство сопереживания.

Оборудование: предметные картинки посуды, шаблоны посуды.

                                             Ход занятия

- Ребята, мы сегодня получили письмо от бабушки Федоры. Она пишет, что вся посуда от нее убежала.

 Села бы баба за стол,

Да стол за ворота ушел.

Сварила бы баба щи,

Да кастрюлю пойди поищи!

И чашки ушли и стаканы, остались одни тараканы.

Ой, горе Федоре! Горе!

                                                                                       К. И. Чуковский.

Бредет баба по лесам и полям.                                                                                         - Ребята, найдите  в  природе  предметы,  которые  временно  заменили  бы  бабе исчезнувшую посуду. ( Вместо   вилки   можно   использовать   палочку,  вместо тарелки – лопух, вместо стакана - колокольчик.) (Использован элемент ВПР)

Дети анализируют данную посуду с позиции: «Хорошо - плохо».

-Ребята, а почему от Федоры сбежала посуда?

-Она не мыла ее, закоптила, запылила, била…

- Как же помочь ей?

-Купить в магазине.

- Да, но у вас еще нет денег.

-Если вернуть посуду?

-Но посуда не хочет идти назад.

- А что если сделать машину времени, вернуться  на  ней  в  прошлое  и  научить Федору мыть посуду. (Прием «Машина времени»)

Лететь на машине времени хорошо. Почему? (Быстро  летает,  можно  путешествовать во времени и т. д.)

Плохо? (Можно затеряться во времени и никогда  не  вернуться  домой,  машина сломается, и останешься в другом времени,  столкнешься в  космосе  с  метеоритом и т. д.)

              Придумывание машины времени с помощью МФО.

Давайте попробуем придумать такую машину.  Назовите  мне  три любых слова. (Дети: дом, мяч, человек)

-Какой бывает дом? (Теплый, уютный, просторный, много комнат, все удобства: телевизор, компьютер, мебель)

- Какой мяч? (Резиновый, прыгучий, круглый)

-А человек? ( Умный, думающий)

Рассказ, придуманный детьми.

-Машина должна быть удобна, как дом. Чтобы мебель была, телевизор, батареи, которые бы обогревали ее изнутри. Внутри было много комнат.

А резиновая машина, это какая?

-Машина снаружи покрыта резиной, чтобы при столкновении все предметы от нее отскакивали.

-А умная, думающая?

-Внутри находится умный компьютер, управляет всей машиной и следит, чтобы она не сломалась.

Вот мы и придумали машину, давайте закроем глаза и переместимся в прошлое. (Звучит музыка)

-Бабушка Федора в прошлом какая? (Молодая и красивая, почти девочка)

-Как вы думаете, почему Федора не умела ухаживать за посудой? (Ее, наверно мама не научила или Федора была очень ленивой)

-Ребята, научите Федору мыть посуду? (Мыть нужно горячей водой с моющим и чистящим средством, осторожно обращаться с ней)

                  Пальчиковая игра  «Моем посуду»

Кран с водою мы открыли

(изображают, как будто бы открывают кран с водой)

И посуду перемыли

(положить одну ладонь на другую и делать круговые движения,  как - будто моют тарелку)

Терли, терли, мыли, мыли. Все кругом в воде и мыле.

(развести руки в стороны, выразить недоумение)

- А теперь на машине времени вернемся домой. Скажем волшебные слова: «Раз, два, три домой лети!»

- Что с Федорой случилось дальше?

Уж не буду, уж не буду я посуду обижать.

Буду, буду я посуду и любить и уважать. (К. И. Чуковский)

-Как вы думаете, вернулась ли посуда домой? (Да)

-Давайте поможем Федоре расставить посуду на полки.

                     Игровое задание «Расставь посуду»

-На верхнюю поставим кухонную посуду, на среднюю – столовую, на нижнюю- чайную.

              Игровое упражнение «Исправь неточности»

-Бабушка Федора сахар насыпала в кастрюлю. (В сахарницу)

- Чай заварила в тарелке. (В чайнике)

- Масло положила в ведро. (В масленку) и т. д.

- Какие пословицы и поговорки знаете о посуде?

1. Посуда любит чистоту.

2. Битая посуда два века живет.

3.Стеклянную посуду береги, расшибешь - не починишь.

- Как вы их понимаете?

                Игровое упражнение «Скажи ласково»

-Как теперь Федора ласково называет посуду?

Тарелка- тарелочка

Блюдце- блюдечко

Кастрюля – кастрюлька и т. д.

Итог: Сегодня мы узнали, какая бывает посуда, как нужно к ней относиться. Федора исправилась и в этом помогли ей мы. Давайте подарим ей новую посуду, сами придумаем для нее узоры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ(1) и РТВ(2) для детей подготовительной группы «Приключения Снеговика»

(1)   ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.                (2)   РТВ – развитие творческого воображения.        ...

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе.

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе на тему: "Путешествие в страну сказок"...

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в страну сказок»

Развивает умение находить нестандартные подходы к решению задач;тренирует  аналитическое мышление, ....

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе «Лунный гость»

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗв старшей группе«Лунный гость»Цель:  обогащать круг представлений у детей, расширять словарный запас. Учить дете...

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе

Тема: «Спасти заколдованную принцессу»Цель:  Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора;  активизировать словарный запас детей; разви...

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе «Чебурашка»

Цель занятия   расширять круг представлений у детей, словарный запас. Учить детей самостоятельно придумывать загадки.  Способствовать развитию наглядно-образного, причинного, ...

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ: «В гости к Зимушке-Зиме» (старшая группа)

Цель: решение задач развития речи с помощью ТРИЗ-технологий.Задачи:1. Закрепить у детей представления о зиме, зимних явлениях, об изменениях в природном мире, о развлечениях зимой.2. Обогащать словарь...