Конспект занятия "Знатоки транспорта"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Панагушина Любовь Викторовна

Занятие для детей подготовительной группы, составлено в соответствии с Программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) под редакцией Н.В.Нищевой. Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

  • принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий учителя – логопеда и детей)
  • принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)
  • принцип доступности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям)
  •  принцип связи речи с другими сторонами психического развития
  • принцип психологической комфортности

Задачи:

  • Коррекционно – образовательные. Расширять и закреплять представления о транспорте на основе систематизации и обобщения ранее сформированных представлений. Продолжать учить детей пересказывать произведение, свободно пользуясь простыми предложениями. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи;
  • Коррекционно – развивающие. Развивать связную речь, зрительное внимание и восприятие, память, мышление, речевой слух, ротовой выдох, общую моторику, координацию речи с движением;
  • Воспитательные. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Для решения вышеперечисленных задач были использованы такие методы и приемы:

•    наглядный метод

•   наглядно-практический метод
•    словесный метод

•    прием эмоциональной заинтересованности

•    игровой прием.

При подборе игровых упражнений и заданий детям учитывала их разный уровень сложности, предполагала разные ответы детей, была готова вовремя помочь детям при возникших трудностях пересказа.

Тщательно продумала использование наглядности, она не отвлекала детей от активной речемыслительной деятельности и не тормозила любознательности детей.

По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через такие образовательные области:

  • Коммуникация
  • Познание
  • Социализация
  • Здоровье
  • Безопасность
  • Чтение художественной литературы

Интегрированный характер занятия выбран потому, что задачи речевого развития наиболее эффективно решаются при грамотном их слиянии с задачами из других разделов программы, направленных на развитие психических функций и познавательных способностей дошкольников.

На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация.  Поэтапно происходила смена видов деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_transport_2.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Знатоки транспорта»

Задачи:

  1. Коррекционно – образовательные. Расширять и закреплять представления о транспорте на основе систематизации и обобщения ранее сформированных представлений. Продолжать учить детей пересказывать произведение, свободно пользуясь простыми предложениями. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи;
  2. Коррекционно – развивающие. Развивать связную речь, зрительное внимание и восприятие, память, мышление, речевой слух, ротовой выдох, общую моторику, координацию речи с движением;
  3. Воспитательные. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Оборудование:

Игрушки по теме «Транспорт», картинки: небо, дорога, море, мнемотаблица для пересказа, мелкие машинки для игры «Гонки», картинка для проведения гимнастики для глаз.

Словарная работа: СУЩ.: транспорт, виды транспорта. ГЛАГ.: ехать, лететь, плыть, причаливать, возить, прицепляться, садиться, переходить, грузить. ПРИЛАГ.: воздушный, водный, наземный, подземный, дорожный, пассажирский, грузовой, быстрый, аварийный. НАРЕЧ.: быстро, медленно. АНТОНИМЫ: быстро – медленно, загрузить – выгрузить. СИНОНИМЫ: машина – автомобиль, аэродром – аэропорт, шофер – водитель. МНОГОЗНАЧНОСТЬ: кран.

Предварительная работа:

обобщающая беседа о транспорте. Разучивание упражнения «На шоссе», пальчиковой игры «Транспорт», загадок и скороговорок о транспорте.

Образовательные области:

Коммуникация

Познание

Социализация

Здоровье

Безопасность

Чтение художественной литературы

Виды деятельности:

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Игровая

Двигательная

Чтение художественной литературы

                                 

Ход занятия:

1.Организационный момент. (Создание эмоционально положительного фона).

 Поздоровайтесь с гостями.

Улыбнитесь всем вокруг.

Слева другу дайте руку

И скорей вставайте вкруг.

2.Отгадывание загадок о транспорте. (Развитие речевого слуха, памяти, мышления, обобщение).

Учитель - логопед предлагает детям отгадать загадки, запомнить и повторить отгадки, обобщить отгадки.

  1. Дом по улице идет,                                                                                      На работу нас везет.

                  Не на курьих тонких ножках,

                 А в резиновых сапожках. (Автобус)

  1. Ходит город-великан

На работу в океан. (Пароход)

  1. Стальная стрекоза летит, жужжит,

Над горами кружит. (Вертолет)

  1. Он гудит, свистит, пыхтит

И по рельсам в путь бежит. (Поезд)

3.Игра «Летает, плавает, едет». (Расширение и закрепление представления о транспорте на основе систематизации и обобщения ранее сформированных представлений.  Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Составление сложноподчиненных предложений).    

Учитель - логопед просит детей назвать тему занятия,

 виды транспорта, затем взять по игрушке, разделить их по видам транспорта под картинками небо, дорога, море, объяснить свой выбор, используя слова потому что.       Например: Корабль плывет в море, потому что это водный транспорт.

4.Игра «Закончи предложение». (Активизация словаря по теме «Профессии на транспорте»).

Учитель – логопед. Предлагаю сыграть в игру. Я начинаю предложение, а вы его заканчивайте.

Автобусом управляет….                                                                                        Поездом управляет….                                                                                                Самолетом управляет….                                                                                      Вертолетом управляет….                                                                                    Кораблем управляет….                                                                                   Мотоциклом управляет….                                                                                         Велосипедом управляет….

5.Игра «Сосчитай-ка». (Согласование числительных с прилагательными и существительными).

Учитель – логопед.  Посчитайте до 5 со словосочетанием красная машина.

6.Подвижная игра «На шоссе». (Координация речи с движением).

Учитель – логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает им выполнить знакомое упражнение.

По шоссе спешат машины.                                                                                                 Ш-ш-ш-шуршат спокойно шины.                                                                                            И шипят со злом уже:                                                                                                                      - Не спеши на вираже!

Еж с мешком и посошком

По шоссе идет пешком.

Над ежом кружится стриж:

-Ты куда же, еж, спешишь?

-Прямо в город по шоссе

Тороплюсь я, как и все.

-Будь, дружок, на стороже,

Не спеши на вираже.

7.Пересказ рассказа В.Суслова «Кто сильнее?» (Расширение знаний о транспорте. Развитие связной речи).

Учитель – логопед. Дети, садитесь удобно и послушайте  рассказ В.Суслова «Кто сильнее?».

  1. Чтение рассказа логопедом.
  2. Беседа по прочитанному:

-Какие вопросы часто задает старшему брату маленький Алешка?

-Как старший брат ответил на последний вопрос?

  1. Повторное чтение рассказа логопедом с нацеливанием на пересказ.
  2. Пауза для подготовки детей к пересказу.
  3. Пересказ текста детьми с опорой на мнемотаблицу.

Учитель – логопед. Прежде, чем пересказать текст, рассмотрите картинки. Они помогут вам.

8.Гимнастика для глаз «Машины».(Укрепление глазных мышц).

Учитель  логопед. Сейчас мы сделаем гимнастику для глаз. Голову зафиксируйте и только глазами следите за движением машины.

        По городу мчатся с утра и до ночи

        Машины всех марок, красивые очень.

        Поедут направо, налево, кругом,

        Свободны машины и ночью и днем.

9.Упражнение «Сложные слова».(Обогащение экспрессивной речи сложными словами).

Учитель - логопед: в русском языке очень много сложных слов. Они образованы из  двух  слов. Например, слово автовоз образовано из слов автомобиль и возить. Сейчас я буду называть 2 слова, а вы из них образуйте сложные слова, названия транспорта. Какое название транспорта можно образовать из слов

Мусор и возить?

Бетон и мешать?

Бензин и возить?

Молоко и возить?

10.Игра «Подружите слова». (Составление предложений из слов, данных в начальной позиции).

Учитель – логопед. Ребята, помогите мне подружить слова и произнесите предложения правильно.

Машина, ехать, улица, по.

Управлять, самолет, пилот.

Корабль, плыть, море, по.

11.Игра «будь внимательным».(Спряжение в настоящем времени).

Учитель – логопед. Составьте предложения со словами я, ты, он, она, мы, вы, они и словосочетанием управлять самолетом. Представьте, что действие происходит сегодня.

12.Пальчиковая игра «Транспорт» (развитие мелкой моторики).

Учитель – логопед. Ребята, давайте поиграем в пальчиковую игру «Транспорт».

Автобус, троллейбус, машина, трамвай

О них ты, на улице не забывай. (Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного, на каждый ударный слог).

13.Игра «Гонки». (Развитие длительного плавного выдоха).

Учитель – логопед. Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Гонки». Встаньте перед столом на коленки напротив машинок. Сделайте вдох через нос, а потом подуйте на машинки, стоящие на столе, вытянув губы трубочкой и не раздувая щеки.

13.Окончание занятия. (Оценка работы детей).

Учитель – логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, о чем говорили, а потом оценивает деятельность каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД "Транспорт"

составление рассказа по предметным картинкам...

Конспект НОД «Транспорт» во второй младшей группе.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Транспорт» во второй младшей группе. ...

презентация к конспекту "Грузовой транспорт"

демонстрация грузового транспорта по ходу занятия...

Конспект занятия «Транспорт. Правила дорожного движения»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим недо...

конспект НОД "Транспорт на нашей улице"

Конспект НОД "Транспорт на нашей улице"Формировать привычку соблюдения правил безопасности.Воспитывать интерес к изучению правил дорожного движения....

Конспект занятий "Транспорт в городе"

Знакомим детей с разнообразным наземным транспортом, встречающимся в городе. Учим отличать пасажирский транспорт от грузового....

конспект НОД "Транспорт на нашей улице"

Формировать представления оПДД.Формировать навыки соблюдения правил дорожного движения....