Универсальная схема работы со сказкой.
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) по теме

Дырмейко Любовь Тимофеевна

МЕТОДЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ     Дырмейко Любовь Тимофеевна   г.Нерюнгри,  детский сад  "Полянка"

Поскольку сказки, не в полной мере используются в семье и в системе   дошкольного воспитания для развития детей, хочу поделиться с коллегами с тем, как я использую  специальную универсальную схему, помогающую этот пробел ликвидировать. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Универсальная схема работы со сказкой.

Уважаемые коллеги!

Я хочу познакомить вас с одним из методов работы со сказкой. Это- универсальная схема, которая может применяться педагогом работающим с детьми старше 4-х лет.

Одна из главных задач, стоящих перед  педагогом, - как   подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно.

Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.

Поскольку сказки,  как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе общественного дошкольного воспитания для развития детей, имеется специальная универсальная схема, помогающая этот пробел ликвидировать. Она выглядит следующим образом.

 Название сказки.

 Берем любую сказку и прорабатываем ее по разделам схемы.

  • 1. Нравственный урок.
  • 2. Воспитание добрых чувств.
  • 3. Речевая зарядка.
  • 4. Развитие мышления и воображения.
  • 5. Сказка и математика.
  • 6. Сказка и экология.
  • 7. Сказка развивает руки.

Предлагаемые семь разделов, заложенных в данную схему, выбраны условно.  Их может  быть меньше, может быть и больше. Главное, важно затронуть эти семь проблем.       То есть  вы можете самостоятельно выбирать из схемы те задания и вопросы, которые покажутся вам важными, интересными и полезными для   конкретной возрастной группы детей.

 Можно по предложенному образцу составить свою схему, отражающую специфику тех задач, которые вы собираетесь решать со своими детьми. Направлений можно сформировать бесконечное множество.

Таким образом, схема лишь модель, образец, на котором отрабатывается механизм самостоятельной творческой работы воспитателя   со сказкой,  для гармонического развития детей.

 Давайте возьмем всем знакомую детскую сказку «Колобок» и проработаем ее по универсальной схеме.

  1. Нравственный урок.

Какой главный смысл сказки?

--осуждение легкомысленной неосторожности и хвастовства.

В чем нравственный урок этой сказки?

             - нравственный урок  можно раскрывать с помощью следующих поговорок:

               -Не верь речам, где меду с лишком.

Какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании?

                -Не будь самоуверенным слишком.

 На что нацеливает она маленького слушателя?

                 - Не уходить из дома без спроса.

 Не зря существует поговорка: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выявить этот   «намек», прояснить его суть, дать себе урок - вот главная задача.

2.  Воспитание добрых чувств.

Рассмотрим теперь следующий   раздел - «Воспитание добрых чувств».

Всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире.

  «Кого  вам жалко в этой сказке»;

  «Как бы ты поступил на месте Колобка?»;

Задание: Придумайте сложную ситуацию и варианты спасения,

Как помочь Колобку?

Кому из героев сказки хочется спасти Колобка?

  1. Речевая зарядка.

Важно сделать нашу устную речь эмоциональной, образной, красивой.

  Какие методы и приемы будут способствовать воспитанию красивой речи в сказке «Колобок»?

  1. Давайте  попробуем с помощью определений составить представление о колобке - какой он? (Круглый, свежий, пахучий, сдобный, румяный  …) Вот какой у нас получился Колобок.
  2. Придумайте   несколько однокоренных слов (лес - лесок, луковичек );
  3.  А теперь составим достаточно длинное, распространенное предложение.  Поиграем в игру «От каждого - по словечку»:  ( «Колобок» - «Колобок катится» - «Колобок катится по дорожке» - «Колобок катится по зеленой дорожке» и т.д. )
  4. Как изменить название сказки,  не искажая идеи произведения?

(Путешествие  Колобка.  Один случай с Колобком. …)

  1. А сейчас давайте пообщаемся с Колобком.  Самые простые виды такого общения - это записки, телеграммы, короткие письма. Давайте пошлем телеграмму Колобку  (от себя, от бабушки с дедушкой….)    Телеграмма: Колобок, колобок, возвращайся домой, тебя ждут бабушка и дедушка.

  1. Используйте  пословицы  и поговорки.

            Отражают ли смысл сказки пословицы: «Лиса и во сне кур видит»,

           «Чужая душа - потемки»?  

  Обсуждая с детьми смысл   пословиц,  можно  помочь ребенку запоминать  их, учиться применять их к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки.

     Когда ясен для ребенка смысл пословицы, его легко увлечь игрой придумывания таких ситуаций, для которых бы годилась данная пословица, или сказок, к героям которых ее можно было бы отнести с полным основанием.

  1. Ещё один метод - введение вместо привычного главного героя  нового персонажа.

Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того  чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло. На решение этих задач  используется метод, который назван условно «Введение частицы «не»»

   (Испекла бабка не колобок , а ……( калач, батон, пирог, блин, шаньгу,   оладушек… а все это вместе называется --- ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ)

  1. «Из сказки извлекаются все глаголы или существительные, или части слов».

 Игровая ситуация: «Некоторые слова обиделись на нас и убежали из сказки. Давай попробуем  заменить глаголы другими словами:

Надоело колобку на окне…..(сидеть, прыгать, зевать..

Он и ….(поскакал, побежал, запрыгал, помчался..)

  1. Развитие мышления и воображения.

Следующим  моментом в  схеме является рубрика «Развитие мышления и воображения».

Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной.

Предлагаю отойти от привычных стереотипов и изобрести новую сказку  

  1. Сочиним сериал про Колобка.
  • Я спасаю Колобка
  • Колобок –невидимка
  • Колобок меняет цвет.
  • История про колобка в Новогоднюю ночь.

Сказка «КОЛОБОК»:

• 1 серия -традиционная сказка;

• 2 серия - как спасти Колобка;

• 3 серия - у Колобка появляется рюкзачок с сюрпризом;

• 4 серия - Колобок меняет шапочки (красные, зеленые, белые);

• 5 серия - у Колобка появляется нос Буратино;

• 6 серия - моя сказка о Колобке.

Очень хорошо использовать «волшебную палочку». Вначале  оперируем ею в различных ситуациях (помогаем Колобку стать невидимкой или, наоборот, великаном , Колобок меняет цвет и т.д.).

Возникает так называемая обратная связь: ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.

  1. Объединить две коротких  сказки в одну с новым сюжетом.

Это нелегкая работа и для нас, взрослых. Посудите сами: нужно логично вплести новых героев в сюжет первого рассказа и придумать новое содержание.

 5.  Сказка и математика

В этой   рубрике - «Сказка и математика» - находят место необычные математические задания, требующие от ребенка смекалки, умения устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости.

  • Метод шифров
  • Шифровать название сказок, имена их героев или отдельные слова из произведений - значит развивать смекалку, сообразительность, юмор. А это спутники мышления и воображения.

Шифровать можно по-разному, например:

-Зашифруйте сказку с помощью геометрических фигур, то есть спрятать героев в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине.

- перевернуть слово слева направо (« Колобок» - «Коболок»);

- изобразить вверх ногами всего две буквы («Путаница» - «цуьаница»);

- зашифровать слово или фразу с помощью флажковой грамоты;

 - зашифровать краткий текст  сказки с помощью азбуки Морзе и т.д.

  1. Сказка и экология.

  Все в природе взаимосвязано и   находится в развитии.

Все вокруг нас приспосабливается: заяц к зиме меняет цвет, лисий хвост помогает заметать следы,  а медведь зимой спит и т.д.

-Придумайте, как колобку изменить цвет, чтобы его не было видно зимой, летом,  осенью. (Стать белым зимой, зеленым-под цвет травы-летом, желтым-под опавший лист – осенью…)

      7. Сказка развивает руки.

Наконец, последняя рубрика «Сказка развивает руки».

Не случайно говорится «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю».

Что вы могли бы предложить детям сделать по сказке Колобок?

- Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или  методом пиктографии,

-Показать эпизод текста с помощью мимики и жестов.

-Вместе с мамой или бабушкой испечь колобок и угостить им друзей.

А мы с вами споем песенку Колобка с движением рук:

Речь.                                                           Движения

Я колобок, колобок                    Двумя руками изобразить лепку,

                                                            скатывание колобка.

Я по коробу метён,                    Имитировать подметание;

По сусекам скребён                   Имитация скрести.

На сметане мешён                    Имитировать размешивание  теста

                                                                     двумя руками.

В печку сажён,                           Имитирование задвигание противня

                                                                      в печку

Я от дедушки ушёл,                   Ведущий рукой обхватывает воображаемую

                                                      бороду, затем махнуть рукой и потопать  ногами

Я от бабушки ушёл,                   Двумя руками имитировать завязывания платка

                                                      под подбородком, затем махнуть рукой и

                                                      потопать ногами.

А от тебя, заяц,                          Рука сжата в кулак, выпрямлены указательный

                                                      и средний пальцы – ушки.

И подавно уйду                          Махнуть рукой и имитировать бег на месте.

  Прежде чем перейти к разработкам по универсальной схеме, советую изучить творческие методы работы со сказками, формами малого фольклора.

 Таким образом, сказка развивает детей нравственно,

дает возможность детям учиться жить среди людей, общаться с ними, находить общие решения в конфликтных ситуациях, умение сотрудничать.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

схема размышления над сказками и их обсуждения

Статья в помощь родителям, воспитателям, учителям начальных классов для обсуждения литературных произведений и размышления о содержании....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники и схем моделей. Рассказывание сказки « Теремок».

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники и схем моделей. Тема: «Р...

Конспект занятия по развитию речи с Использованием приемов мнемотехники и Схем-моделей Рассказывание сказки «Рукавичка»

Обучающие задачи:• упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий;• закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности...

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область "Развитие речи" с использованием приемов мнемотехники и Схем-моделей Рассказывание сказки «Рукавичка»

Формировать у детей умение эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий, благодаря методу моделирования; Учить передавать литературный текст св...

Опорные схемы - мнемотаблицы к сказкам

Опорные схемы-мнемотаблицы «Сказки» Опорные схемы-мнемотаблицы, как результат работы по развитию познавательных способностей, связной речи и словесного творчества старших дошкольников. Вашему вниман...

Нестандартные методы и приемы работы со сказками: универсальная схема Л. Б. Фесюковой.

Методика Л.Б.Фесюковой включает в себя много разных направлений творческого подхода к сказке. Мы остановимся на одном из них - на ее специальной  универсальной схеме....

Методические рекомендации «Нестандартные методы и приемы работы со сказками: универсальная схема Л. Б. Фесюковой»

Методические рекомендации«Нестандартные методы и приемы работы со сказками: универсальная схема Л. Б. Фесюковой»...