Семинар-практикум для воспитателей по реализации познавательно-речевого направления. Образовательная область "Коммуникация"
материал по развитию речи по теме

Кирюхина Александра Олеговна

В данном материале содержится все необходимое для проведения семинара-практикума для воспитателей ДОУ: технологическая карта семинара-практикума и различные приложения необхожимые для его проведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktualnost_problemy.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум по реализации познавательно-речевого направления. Образовательная деятельность «Коммуникация».

Выразительность (красота) речи – одна из особенностей речи, поддерживающая внимание и интерес у слушателей. Выразительность достигается употреблением в речи выражений, избегающих обыденности, неожиданных оборотов. Можно сказать, что выразительная речь – это эмоциональная речь. Говорящий должен воздействовать не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей. Образность и эмоциональность речи усиливают её эффективность, способствуют её лучшему восприятию, пониманию и запоминанию, доставляют эстетическое удовольствие.

В нашем дошкольном учреждении согласно годовому плану был проведен тематический контроль «Эффективность работы по обучению детей рассказыванию». В результате была выявлена проблема невыразительности детской речи.

Выразительность речи достигается двумя составляющими: интонационной выразительностью (сила и тембр голоса, эмоциональная окрашенность звучания) и использованием образных языковых средств. Для развития интонационной выразительности дошкольников воспитатели ДОУ, используя различные приёмы, вовлекают детей в разыгрывание диалогов, сценок, организуют игры-драматизации, сравнивают образцы выразительного и невыразительного чтения, проводят конкурсы чтецов, игры на развитие компонентов интонационной выразительности («Угадай-ка» на развитие восприятия тембровой окраски, «Вопрос – ответ» на восприятие вопросительной, восклицательной и повествовательной интонации фраз и предложений и другие).

На данный момент для нашего коллектива актуальной оказалась проблема формирования образных средств языка, которые способствуют более точной и более выразительной передаче смысла  речевого высказывания.

Поэтому представляется целесообразным проведение семинара-практикума «Технологии обучения детей созданию образных характеристик объектов». Его цель: овладение технологиями обучения детей созданию образных характеристик объектов.

Технологическая карта семинара - практикума

«Технологии обучения детей созданию образных характеристик объектов»

Предварительная работа: Проведение тематического контроля «Эффективность работы по обучению детей рассказыванию»

Цели

Действия

Средства

Время

Результат

Понимание проблемы выразительности речи детей.





Освоение технологий обучения детей созданию образных характеристик объектов.




Развитие образности речи педагогов.





Представление о методике обследования и развития понимания и употребления образных средств языка.






Умение взаимодействовать с коллегами; активно участвовать в семинаре-практикуме

1. Целевое пространство: 

1.1 Прослушивание рассказов детей по картине.

1.2 Вводная беседа. Постановка общей цели.


Запись рассказов детей


Вопросы:

- Какой рассказ было интереснее слушать?

- Почему?

- Проблема выразительности речи актуальна для детей вашей группы?



15 минут


Интерес к теме семинара-практикума.

Сравнение и обсуждение рассказов детей: использование выразительных средств языка.

2.  Поисковое пространство:

2.1 Задание на соотнесение «Выразительность речи»


2.2 Работа в трех  подгруппах, используя технологию взаимного обучения (Изучают информацию, подбирают примеры, представляют информацию в форме имитационной игры другим подгруппам)







2.3 Тренинг «Обследование понимания и употребления образных средств языка»


 Бланк задания (на каждого участника)


 Тексты:

-  «Технология обучения детей составлению сравнений» (для первой подгруппы)

 -  «Технология обучения детей составлению загадок» (для второй подгруппы)

-  «Технология обучения детей составлению метафор»

 (для третей подгруппы)

Задания для обследования





45 минут


  Уточнение представлений о      средствах выразительности  речи.

 Овладение технологиями  обучения детей созданию образных характеристик объектов.










 Овладение методикой обследования и развития понимания и употребления образных средств языка.


3.Рефлексивное пространство:

 3.1 Упражнение на рефлексию «Телеграмма»



3.2 Памятка «Игры и творческие задания  для развития выразительности речи»


Листы для написания телеграмм.



Памятка для каждого участника семинара-практикума



10 минут


Осмысление значения усвоенного материала для профессиональной деятельности.

Самостоятельное изучение и использование в работе игр и творческих заданий.

Приложение 1.1

Рассказы детей[1]

  1. На этой картине я вижу лес. Четыре медвежонка. Одно дерево сломалось, и медвежата лазают по нему. А медведица сидит на травке. Светит солнышко. Красивый лес. Мишки резвятся, играют. Медведица зовет их домой.

  1. Перед нами картина Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу». Мы видим, что мама – медведица вывела трех своих сыновей гулять в лес. Пока медвежата резвятся, лазают по деревьям, мама зорко присматривает за своими ребятишками: они еще несмышленыши, много чего не понимают. Мне кажется медведице хорошо в этом чудесном лесу. А малышам еще лучше: рядом мама, они все вместе. А как красив лес! Солнышко просвечивает сквозь ветви деревьев, сосны стоят стройные, величавые, спокойные. Утро, тишина. Только солнышко, пение птиц да звуки медвежьих игр. 

Приложение 1.2.

Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. в книге «Секреты хорошей речи» дают следующее определение: « Образность речи – наличие в ней изобразительности, наглядности, «картинности», при обозначении предмета, признака, действия словом, словосочетанием или предложением. Это способствует созданию более яркого  впечатления об обозначаемом. Образность речи вырабатывается в результате тренировки речевых навыков, сосредоточения внимания на выразительных возможностях языка».

 Образность предполагает отражение действительности художественными средствами, в том числе словами, употребляемыми в переносном значении.

Сегодня мы с вами рассмотрим, что такое образные средства языка, которые способствуют более точной и более выразительной передаче смысла  речевого высказывания.

Детям дошкольного возраста в результате планомерной работы доступно использование в речи сравнений, олицетворений, фразеологических оборотов, метафор. 

Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. в книге «Технологии развития связной речи дошкольников» предлагают работу по формированию образной речи начинать с обучения детей созданию сравнений (1 этап). Затем отрабатывается умение детей составлять разнообразные загадки (второй этап). На заключительном этапе дети 6-7 лет вполне справляются с составлением метафор (третий этап).

Приложение 2.1

Выразительность речи достигается

Интонационной        Образностью

выразительностью                                          слова

                       

Тембр голоса

Загадки

Междометия

Сравнения

Метафоры

Сила голоса

Олицетворения

Фразеологические обороты

Приложение 2.2

Текст для первой подгруппы участников семинара – практикума:

«Технология обучения детей составлению сравнений»

Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.

Модель составления сравнений:

• воспитатель называет какой-либо объект;

• обозначает его признак;

• определяет значение этого признака;

• сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте. ПРИМЕР:

• цыпленок (объект №1);

• по цвету (признак);

• желтый (значение признака);

• такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце (объект № 2).

В младшем дошкольном возраста отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

На первый взгляд фраза, произнесенная воспитателем, таким образом, кажется громоздкой и несколько нелепой, но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак - это понятие более общее, чем значение данного признака.

ПРИМЕР:

"Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко". Далее воспитатель предлагает детям найти объекты с данным значением признака (круглое по форме - солнце, колесо, тарелка).

До четырехлетнего возраста воспитатель побуждает детей к составлению сравнений по заданным признакам. Находясь на прогулке, педагог предлагает детям сравнить прохладный ветер по температуре с какими-либо другими объектами. Взрослый помогает ребенку составить фразы типа: "Ветер на улице по температуре такой же прохладный, как воздух в холодильнике".

На пятом году жизни тренинги усложняются:

• в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики желтые, как цыплята);

• в сравнениях усиливается характеристика, второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег).

В этом возрасте детям дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.

В возрасте 5,5 лет дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку. Воспитатель указывает на объект (дерево) и просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме, действию и т.д.). При этом ребенок сам  выбирает какие-либо значения данного признака.

Текст для второй подгруппы участников семинара – практикума:

«Технология обучения детей составлению загадок»

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты.

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайта или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

А.А.Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Модель 1

Какой?

Что бывает таким же?

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

- Какой самовар по цвету? - Блестящий.

Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.

- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).

- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

Монета

Шипящий

Вулкан

Круглый

Арбуз

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).

ПРИМЕР: блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета.

Табличка может выглядеть следующим образом:

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

Начищенная монета

Шипящий

Проснувшийся вулкан

Круглый

Спелый арбуз

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не". Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

После освоения модели "Какой - что бывает таким же" на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе "занижения" свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их "завышения" (самовар блестящий, как начищенная монета).

Модель 2

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.

Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

Что делает?

Что (кто) делает так же?

Протокол составления загадки про ежика с детьми 5 лет.

- Что делает ежик?

- Пыхтит, собирает, семенит.

- Пыхтит как кто или что?

- Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на "завышение").

- Пыхтит как старый чайник (сравнение на "занижение").

- Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на "завышение").

- Собирает как жадина (сравнение на "занижение").

- Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на "завышение").

- Семенит как старый дедушка (сравнение на "занижение").

Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".

ПРИМЕР: Составление загадки про ежика с приемом "завышение": "Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить".

ПРИМЕР: Составление загадки про ежика с приемом "занижение": "Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном".

Модель 3

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

На что похоже?

Чем отличается?

Протокол составления загадки про гриб:

- На что похож гриб? - На мужичка.

- А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды.

- Еще на что похож? - На дом, но без окон.

- А еще? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Текст получившейся загадки: "Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке".

Текст для третьей подгруппы участников семинара-практикума:

«Технология обучения детей составлению метафор»

Как известно, метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов. В традиционной педагогике работа с метафорой сводится к общим рекомендациям типа "побуждать детей делать сложные сравнения", "учить детей раскрывать смысл метафор" т. д. При таком подходе нельзя гарантировать, что дети будут составлять фразы метафорического плана в описательных рассказах, а, тем более, в реальной жизни. Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются умственно одаренными детьми уже в 4-5 лет. Основная цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.

Сначала целесообразно использовать наиболее простой алгоритм составления метафоры:

1. Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.

2. У него выявляется специфическое свойство (разноцветная).

3. Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).

4. Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).

5. Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная поляна - небо после дождя).

6. Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).

Протокол занятия с детьми:

Детям предлагается взглянуть на картину зимнего пейзажа, где на заснеженных елях сидят снегири.

Задача: составить метафору относительно этих птиц.

Работу с детьми следует организовывать в форме обсуждения. В качестве пособия может быть использован лист бумаги, на котором воспитатель обозначает последовательность мыслительных операций.

- Что за птицы изображены на заснеженных елях?

- Снегири (воспитатель на листе бумаги пишет букву "С" и ставит стрелку вправо).

- А какие они?

- Круглые, пушистые, красные (воспитатель уточняет - "красногрудые", и ставит букву "К" на листе бумаги).

- А что еще бывает с такими красными бочками или красной грудкой?

- Вишня, яблоки... (воспитатель ставит стрелку вправо от буквы "К" и рисует яблоко).

- Так что можно сказать про снегирей, какие они?

- Снегири красногрудые, как яблоки.

- А где снегири находятся?

- На заснеженных елках (воспитатель ставит стрелочку вниз от буквы "С" и рисует схематично ель).

- Давайте теперь объединим эти два слова (воспитатель обводит круговым движением руки изображения яблока и ели).

- Произнесите эти два слова подряд!

- Яблоки заснеженных елей.

- Кто составит мне предложение с этими словами?

- В зимнем лесу появились яблоки на заснеженных елях. Яблоки зимнего леса радовали глаз лыжников.

Примеры последовательности составления метафор детьми.

  1. Метафора про дождь. Дождь капает, как слезы (сравнение с   объектом). Дождь идет из туч (находится место расположения объекта).

     Слова для метафорической фразы: "слезы туч".

     Метафорические фразы: "Осенью тучи часто льют свои слезы",

     "Слезы        туч были очень грустными и холодными".

  1. Метафора про закат. Закат пылает как костер (сравнение с объектом). Закат находится на вечернем небе (место расположения объекта). Словосочетание: "костер вечернего неба".

Метафорическая фраза: "За лесом пылал костер вечернего неба". Процесс обучения будет успешным, если воспитатель после составления фраз возвращается к модели и просит детей проговорить правила их составления. Не обязательно называть детям термин "метафора". Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы или посланцы Королевы Красивой Речи. Для успешного развития у детей выразительности речи педагогам рекомендуется проводить с ними игры и творческие задания.

Приложение 2.3

Задания для тренинга «Обследование понимания и употребления образных средств языка»

Предлагаю вашему вниманию несколько заданий, чтобы выяснить, как же развиты образные языковые средства у нас с вами.

Серия заданий «Понимание и употребление сравнений».

Задание 1. 

Цель: учить понимать сравнение, основанные на сопоставлении по разным основаниям без наглядного материала.

Ответьте на вопрос: «Что (кто) как солнышко?». Детям при затруднении предлагаются образцы ответов, например, одуванчик.

Речевой материал: 

Как солнышко, как камень, как снег, как зверь, как небе, как ветер, как змея, как гора, как пальчик, как огонь, как уголёк, как еж, как сахар, как золото, как льдинка, как поросёнок, как стебелёк, как иголка.

Задание 2. 

Цель:  учить понимать сравнения, основанные на сопоставлении по действиям в условиях их предъявления в более широком контексте.

Подбери пропущенное слово. Например, от радости подскочил, как мячик... кто? (мальчик).

Речевой материал. 

Белочка махала как платочком.. .чем? (хвостиком)

Перед цыпленком извивался, как змейка... кто? {червяк).

За окном галдели, как птицы ... кто? (ребятишки)

В воду прыгали, как лягушки ... кто? (дети)

Расстроился и пищал, как мышка.. .кто? (малыш)

Под деревом встал как столбик ... кто? (заяц)

Задание 3.

Цель: учить составлять сравнения, основанные на сопоставлении предметов по разным основаниям.

Сравни с чем-нибудь (кем-нибудь) арбуз. Например, арбуз - как мяч, как зебра, как сахар и др.

Речевой материал: 

одуванчик, ёлка, заяц, шуба, конфета, мороженое, апельсин, мяч, малыш, краски, машина, лента, кошка.

Задание 4.

Цель: учить составлять сравнения, основанные на сопоставлении предметов по действию.

 Сравни с чем-нибудь (кем-нибудь) того, кто сердито рычит. Н-р, сердито рычит как зверь.

Речевой материал: 

ярко блестит, высоко прыгает, громко топает, медленно идет, ярко светится, страшно воет, быстро бегает, звонко смеётся, ярко горит, быстро тает, тихо ходит.

Задание 5.

Цель: учить составлять сравнения, основанные на сопоставлении по действию в условиях их предъявления в более широком контексте. 

Закончи предложение. Например: бульдог рычал на маленькую собачку, как лев.

Речевой материал:

В комнате кто-то топал, как…

Зимой вьюга воет, как…

Ночью у совы глаза светятся, как…

Коля от стыда покраснел, как…

Крапива жжется, как…

Ваня посмотрел сердито, как…

Серия заданий «Выявление особенностей понимания и употребления олицетворений».

Задание 1. 

Цель: учить понимать олицетворение, дифференцировать прямое и переносное значение глаголов в контексте.

Выбрать из двух предложений то, в котором говорится о том, что бывает на самом деле.

Речевой материал: 

Мама злится - Зима злится.

Ребенок проснется - Весна проснется.

Девочка плачет - Сосулька плачет.

Сестра заснула - Река заснула.

Девочка смеётся - Солнце смеётся.

Волк воет – Ветер воет.

Человек в окно стучится – Весна в окно стучится.

Шел человек – Шел снег.

Пловцы плывут – Облака плывут.

Человек оденется – Лес оденется

 Задание 2. 

Цель: учить использовать олицетворение в условиях их предъявления в широком контексте.

Подбирать надо глаголы, которые употребляются в прямом и переносном значении, либо только в переносном. Я начну предложение, а вы его закончите. Речевой материал: 

Веселые ручейки по дорогам (что делают?) бегут.

Деревья зимой под снегом (что делают?) спят.

Ветки красной рябины к нам в окно (что делают?) заглядывают.

Настенные часы (что делают?) ходят.

Крупные капли дождя по стеклам (что делают?) стучат.

Молоко из кастрюли (что сделало?) убежало.

Серия заданий «Исследование понимания фразеологических оборотов, имеющих структуру сравнения».

Задание 1.

Цель: учить соотносить фразеологические обороты с ситуацией и подбирать эквивалентные выражения.

Посмотрим, как вы можете подобрать эквивалентные выражения к фразеологическим оборотам. Когда так говорят? Скажи по-другому? Например, плетётся как черепаха - медленно идет.

Речевой материал: 

Как на иголках, как о стенку горох, как рыба в воде, как в воду опущенный, как ветром сдуло, как гром среди ясного неба, задрожал как осиновый лист, похожи как две капли воды, голодный как волк, жить как кошка с собакой, как сквозь землю провалился, лил как из ведра, красный как рак.

Задание 2.

Цель: учить объяснять значения фразеологических оборотов, представленных в контексте предложения.

Объясни, что это значит. Например: брат пришел из школы как в воду опущенный – он был расстроен.

Речевой материал:

Бабушка заболела, и мама была как на иголках.

Дождь на улице лил как из ведра.

Собака лаяла, и девочка задрожала как осиновый лист.

Коля и Петя похожи как две капли воды.

Саша обманул сестру и покраснел как рак.

Жили оно как кошка с собакой.

Сколько раз объясняли – все как о стенку горох.

Крутится как белка в колесе.

Искали очки, а они как сквозь землю провалились.

Это новость как гром с ясного неба.

Папа приехал с работы голодный как волк.

В детский сад Митя плелся как черепаха.

Кота с кровати как ветром сдуло.

Предлагаемая модель обследования образных средств языка может быть использована для исследования речи дошкольников. Проведение обследования и анализ полученных результатов составят основу для индивидуальной работы с детьми.

Приложение 3.1.

Упражнение на рефлексию

«Телеграмма»

Каждый участник получает по два небольших листочка бумаги. На одном из них в верхнем левом углу рисуют улыбающуюся рожицу, на другом – грустную. На оборотной стороне пишут кратко, телеграфным стилем, что было положительным, а что отрицательным. Затем все участники встают в круг. Сначала передают «отрицательные телеграммы». По команде «Стоп!» по очереди зачитывают содержание той «телеграммы», которая оказалась в руках. Аналогично поступают с «положительными телеграммами».

Приложение 3.2

Памятка «Игры и творческие задания для развития

выразительности речи»

Название игры, цель

Методические рекомендации

«Цепочка». Учить детей выделять признаки объектов.

Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. Рекомендуется с младшего возраста.

«Угадай по описанию». Учить детей по описанию определять объект.

Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь. Правило: ведущий описывает объект, следуя от общего к частному.

«Выбери признак, который есть у других объектов» Учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объекта.

Ведущий называет объект. Играющие называют значения признаков этого объекта. Из перечисленного ряда выбирают одно характерное и одно специфичное значение (очки круглые, солнечные). Рекомендуется со среднего возраста.

«Я назову признак, а вы перечислите его значения». Учить детей подбирать разные значения одному признаку.

Ведущий называет какой-либо признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.). В старшем дошкольном возрасте воспитатель называет какое-либо значение признака, а дети угадывают признак (светящийся - светящимся бывает цвет; холодным бывает температура вещества). Проводится со среднего возраста с последующим усложнением.

«Что (кто) делает так же?» 

Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как..., но 1 не...», «Какой... - что та кое же у другого объекта», «Что делает так же?»

Ведущий называет объект. Дети выделяют его действия. Предлагается перечислить объекты, у которых названное действие ярко выражено.

ПРИМЕР:

- Воробей что делает?

- Прыгает, как кузнечик, суетится, как мышь. Из предложенных вариантов составляется текст загадки: «Прыгает, но не кузнечик, суетится, но не мышка». Проводится со среднего возраста.

Словарь по теме семинара – практикума

Выразительность (красота) речи – одна из особенностей речи, поддерживающая внимание и интерес у слушателей.

Образность речи – наличие в ней изобразительности, наглядности, «картинности», при обозначении предмета, признака, действия словом, словосочетанием или предложением.

Интонационная выразительность речи - совокупность средств организации звучащей, устной речи. К числу этих средств относятся: ударение, мелодика (движение основного тона голоса), паузы (перерывы в звучании), сила звучания отдельных слов в речи, темп речи, тембр речи.

Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

Олицетворение – это перенесение человеческих черт (шире – черт живого существа) на предметы и явления неживой природы, на мифические существа.

Фразеологические обороты – устойчивое словосочетание, имеющее определенное  лексическое  значение (бить баклуши).

Метафоры – слово, употребленное не в собственном, а в переносном смысле, образное выражение, например, река времени, алмазы слез.

Используемая литература:

  1. Бабина Г., Белобородова Е. Образные языковые средства . Ж. Дошкольное воспитание, №6, 2008.
  2. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М., 1993.
  3. Люкина Н.Н., Минтричева Е.А. Система работы по формированию выразительности речи дошкольников. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №1, 2011.
  4. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. «Технологии развития связной речи дошкольников». 2004.
  5. УшаковаО.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: ВЛАДОС, 2004.

С

К


[1] Примерные рассказы детей. Их  желательно слушать в записи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей дошкольных групп «Познавательно-речевое развитие дошкольников»

Семинар-практикум для воспитателей дошкольных группДеловая игра «Познавательно-речевое развитие дошкольников»«Чем лучше человек мыслит, тем лучше говорит»...

НОД воспитателя с детьми среднего возраста по реализации познавательно-речевого направления. Презентация "Такие разные насекомые"

Скоро лето, и нужно познакомить наших детей с различными насекомыми, которые могут встретиться им в природе: в лесу, в поле, на лугу. Детям необходимо знать о пользе насекомых, о том, что их нель...

Семинар-практикум для воспитателей по реализации познавательно-речевого направления. Образовательная область "Коммуникация"

В данном материале содержится все необходимое для проведения семинара-практикума для воспитателей ДОУ: технологическая карта семинара-практикума и различные приложения необхожимые для его проведения....

Семинар-практикум по теме «Использование проектирования в познавательно-речевой деятельности дошкольников».

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-р...

Семинар-практикум для старших воспитателей ДОУ тема: «Обновление содержания воспитательно-образовательного процесса в ДОО с учетом ФГОС ДО»

тема: «Обновление содержания воспитательно-образовательного процесса в ДОО с учетом ФГОС ДО»       Цель: обмен опытом, ознакомление с деятельностью дошкольных...

Семинар – практикум "Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста"

Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста...

Семинар-практикум для воспитателей ДЕЛОВАЯ ИГРА «Познавательно-речевое развитие дошкольников»

Семинар-практикум для воспитателейДЕЛОВАЯ  ИГРА «Познавательно-речевое развитие дошкольников»...