Семинар-практикум для старших воспитателей ДОУ тема: «Обновление содержания воспитательно-образовательного процесса в ДОО с учетом ФГОС ДО»
методическая разработка

Каланакова Александра Алексеевна

тема: «Обновление содержания воспитательно-образовательного процесса в ДОО с учетом ФГОС ДО»

       Цель: обмен опытом, ознакомление с деятельностью дошкольных образовательных учреждений, участие в семинаре по вопросам реализации ФГОС дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_starshih_vospitateley_11.10.19.docx35.34 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

для старших воспитателей ДОУ

тема: «Обновление содержания воспитательно-образовательного процесса в ДОО с учетом ФГОС ДО»

       Цель: обмен опытом, ознакомление с деятельностью дошкольных образовательных учреждений, участие в семинаре по вопросам реализации ФГОС дошкольного образования.

I часть.

Знакомство. Метод «Зодиак»

Цель: познакомить участников друг с другом, создать непринужденную, творческую обстановку.

Материалы: на слайде изображены знаки зодиака по кругу, звёздочки 2  цветов.

Проведение:

На нашем звёздном небе «зажглись» созвездия. Сейчас я буду  называть знак зодиака, а тот, кто родился под этим знаком, назовёт своё имя (участник  называет имя и получает звезду). Имена записываются таким образом, чтобы во внутреннем круге были знаки зодиака, а во внешнем – имена участников. Назвавший участник своё имя получает звезду. (Овен-21.03-20.04, Телец21.04-21.05, Близнецы-22.05-21.06, Рак-22.06-22.07, Лев23.07-23.08, Дева24.08-22.09, Весы23.09-22.10, Скорпион-23.10-21.11, Стрелец22.11-21.12, Козерог-22.12-20.01, Водолей-21.01-19.02, Рыбы-20.02-20.03)

Подводя итог знакомству, делается вывод, что знаки зодиака все разные, имеют свои отличительные особенности, но для гармонии и целостности важен каждый знак. Так и люди все разные, но каждый из нас уникален, мнение и участие каждого важно, иначе результат не будет полноценными.

Приветствие. Метод «Путеводная звезда»

Цель: поприветствовать друг друга, разделиться на группы.

Материалы: звёзды по количеству участников, ручки.

Проведение: 

Мы познакомились, и у каждого из вас в руке осталось маленькая звёздочка. Я предлагаю написать на этой звёздочке пожелание для своих коллег.

Теперь, встав в круг, мы  отправим наши звёзды-пожелания в путешествие по млечному пути. Для этого под звуки музыки необходимо передавать звёзды по часовой стрелке по кругу. Когда музыка остановится – остановится  и движение звёзд. И та звезда, которая окажется у вас в руках, станет вашей путеводной звездой на нашем семинаре (передаём звёзды, пока звучит музыка).

Прочтите те пожелания, которые вам отправили коллеги и разделитесь на команды.  (В зависимости от цифры звезды.)

II часть.

Вступительное слово.

             Уважаемые коллеги!

            Для начала работы, я предлагаю вам  вспомнить песню в исполнении легендарной группы «Машина времени»- «Поворот».

     «Вот, новый поворот…»что он нам несет, пропасть или взлет, омут или брод…» Слова этой песни как никогда актуальны сегодня, потому что в обществе идет становление новой системы образования. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень непрерывного образования.

         Перемены…  Наверное большинство из нас боится перемен. Конечно, многие не готовы менять что-то в своей жизни добровольно, предпочитают за благо устоявшиеся крепкие жизненные позиции.

       Какие же нормативно-правовые документы стали отправной точкой перемен в нашей системе? (Слайд)

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от29.12.2012 № 273-ФЗ);
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (ДОО) (Сан ПиН 2.4.1.3049-13)№26 от 15.05.2013
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования № 1014 от 30.08.2013;
  • Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного образования (от 17.10.2013 №1155)

                    Все эти документы требуют от педагога ДОУ высокого профессионализма.

           Современному воспитателю необходимо научиться адекватно, реагировать на  происходящие  изменения  в образовании, уметь работать в команде единомышленников – всех участников образовательного процесса, грамотно и качественно работать с детьми и родителями в современных условиях, самому осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его на возрастную группу своих детей, сверяя с требованиями ФГОС ДО.

«БРЕЙН-РИНГ»

на знание основ положения ФГОС дошкольного образования.

Цель: повысить уровень  профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах обновление содержания воспитательно-образовательного процесса в ДОО с учетом ФГОС ДО.

Задачи:

  1. Активизировать деятельность воспитателей и специалистов

в вопросах обновление содержания воспитательно-образовательного процесса в ДОО с учетом ФГОС ДО.

  1. Содействовать развитию их педагогического кругозора по данной тематике.

Оснащение:

            Возможно использование информационных ресурсов для проведения игры компьютер, мультимедийный проектор, создание мультимедийной презентации; конверты с ответами на вопросы, музыкальные инструменты, звёзды для участников, аудиозапись песни «Поворот».

 А теперь вам предстоит выполнить задания, которые помогут выявить ваши знания  по теме: «Обновление содержания воспитательно-образовательного процесса в ДОО с учетом ФГОС ДО».  В начале нашей встречи вам даны звёзды  цифрами. Сейчас я попрошу вас пересесть таким образом, чтобы цифры  совпали. И так, у нас получилось 2 команды.

Правила игры: 

     Вам будет задан один и тот же вопрос, ваша задача ответить на него быстрее своих соперников.

     Обратите внимание у вас на столах лежат:

- разные музыкальные инструменты, удар музыкального инструмента будет означать, что команда готова к ответу;

- пронумерованные конверты в соответствии с порядковым номером вопроса, нужно будет достать ответы и выбрать правильные.

     Оценивать выступления команд будет жюри (представить члены жюри).

     Название команд, выбрать капитана.

Практическая часть:

Итак, начинаем наш брейн - ринг. (Вопросы)

I  тур.  6  вопросов  на 1 тур . 0:0

  1. Какие нормативно - правовые документы заложили основные принципы ФГОС ДО? (раздел 1., пункт1.2)
  • Концепция дошкольного воспитания;
  • Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа»;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Приоритетный национальный проект «Образование»
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Устав дошкольной образовательной организации.

2. Общими направлениями методической работы, которые представлены во всех (или почти всех) ДОО, являются (отметьте лишнее):

  • создание высокоэффективной системы работы воспитателей, обогащение их знаний;
  • контроль и анализ учебно-воспитательного процесса;
  • использование определенных инновационных технологий в работе;
  • обобщение и распространение передового опыта;
  • создание системы повышения квалификации педагогов.

 

3. Образовательная программа ДОО – это…

  • модель организации педагогического процесса с детьми с учетом их возрастных, индивидуальных и других особенностей;
  •  набор методов и методик для работы в ДОО;
  •  программа проведения образовательных мероприятий в группе;

4.  Старший воспитатель формирует банк данных о педагогическом опыте и новых исследованиях в педагогике в рамках...

  • информационно-аналитической функции;
  • мотивационно - целевой функции;
  •  планово-прогностической функции;
  •  контрольно-диагностической функции;
  •  Регулятивно - коррекционной функции.

5. В каком документе описаны трудовые знания и умения, которыми должен обладать педагог?

  • В государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы.
  •  В приказе Минтруда России от 18.10.2013 № 544 «Об утверждении профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
  •  В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
  •  В федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) от 17.10.2013 № 1155.

6.  Какая модель организации образовательного процесса предъявляет высокие требования к общей культуре и творческому потенциалу педагога?

  • Учебная модель.
  • Комплексно-тематическая модель.
  • Предметно-средовая модель.

II. тур. 6 вопросов   ОБЩИЙ ОЧКО.

1.  Какие направления развития и образования детей обеспечивают развитие личности ребенка, согласно  Стандарта?  (раздел 2.,пункт 2.6)

  • Социально-личностное;
  • Социально-коммуникативное;
  • Познавательно-речевое;
  • Познавательное;
  • Речевое;
  • Художественно-эстетическое;
  • Физическое;
  • Коммуникативное.

2.  Художественно-эстетическое развитие дошкольников предполагает: (раздел 2., пункт 2.6)

  • Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы;
  • Становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • Формирование  элементарных представлений о видах искусства;
  • Формирование основ оценочной компетентности в области искусства;
  • Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модульной, музыкальной и др.)
  • Овладение навыками различных видов декоративно-прикладного искусства (вышивка, вязание и др.)

3. В рамках образовательной области  «познавательное развитие», согласно Стандарту, необходимо развивать…(раздел 2.,пункт 2.6)

  • Навыки чтения и письма;
  • Познавательную мотивацию, познавательные действия;
  • Связную диалогическую и монологическую речь, речевое творчество.

4. Конкретное содержание образовательных областей, указанных в Стандарте, зависит от… (раздел 2., пункт 2.7)

  • Компетентности воспитателя;
  • Наполняемости группы;
  • Возрастных и индивидуальных особенностей детей.

5. Коррекционная работа или инклюзивное образование должны быть направлены на: (раздел 2., пункт 2.11.2)

  • Воспитание ребенка;
  • Содержание ребенка;
  • Обеспечение коррекции  нарушений  развития  различных  категорий, детей с ограниченными возможностями здоровья, оказания им квалифицированной помощи  в  освоении  Программы;
  • Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

6. К формам организации познавательно-исследовательской деятельности не относится…

  • наблюдение;
  • заучивание и пересказ;
  •  моделирование:
  •  конструирование;
  •  экспериментирование.

III  тур. 6  вопросов  на 3 тур.   ОБЩИЙ ОЧКО.

1. Наполняемость Группы определяется с учетом (раздел 3., пункт 3.2.4)

  • Возможностей дошкольной организации;
  • Возраста детей;
  • Состояния здоровья;
  • Пожеланий родителей;
  • Специфики Программы.

2. Образовательная программа включает основные разделы:

  • целевой, содержательный, организационный;
  • содержательный, мотивационный, организационный;
  • организационный, содержательный, мотивационный.

3. Родители (законные представители), чьи дети не посещают детский сад…

  • имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи в ДОО без взимания платы;
  •  имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи в ДОО за установленную плату;
  •  имеют право пригласить специалистов ДОО к себе домой для реализации образовательной программы или присмотра за ребенком без взимания платы;

 

4. В начале   шкалы  ECERS-R дается содержание, инструкции по использованию, система оценки, оценочный лист и обзор подшкал.  В состав  ECERS-R  входят  подшкалы?

  • Предметно-пространственная среда;
  • Присмотр и уход за детьми;
  • Речь и мышление;
  • Виды активности;
  • Взаимодействие;
  • Структурирование программы;
  • Родители и персонал;
  • Распорядок дня
  • Дисциплина

5.  Что входит подшкал «Речь и мышление»

  • Книги и иллюстрации;
  • Стимулирование общения между детьми;
  • Использование речи для развития мыслительных навыков;
  • Повседневное использование речи;
  • Условия для родителей;
  • Контроль деятельности персонала и оценки его работы;

6.  В результате работы над проектом решаются следующие задачи.

  • Расширяется социально-познавательное пространство детей.
  •  Развивается познавательная и творческая активность детей.
  • Развиваются общие интеллектуальные способности.
  • Формируется познавательная мотивация.

IV тур. Финал.  5 вопросов   ОБЩИЙ ОЧКО.

1. Что входит подшкал «Предметно-пространственная среда»

  • Внутреннее помещение;
  • Мебель для повседневного ухода, игр и учения;
  • Мебель для отдыха и комфорта;
  • Обустройство пространства для игр;
  • Прием пищи;
  • Места для уединения;
  • Связанное с детьми оформление пространства;
  • Гигиена;
  • Пространство для игр, развивающих крупную моторику;
  • Режим дня;
  • Оборудование для развития крупной моторики;

2. Образовательная программа ДОО разрабатывается и утверждается…

  • Министерством образования России;
  •  региональными органами образования;
  • коллективами авторов в научных институтах;
  •  дошкольной образовательной организацией.

 3. Целью интеграции в ДОО является...

  • всестороннее развитие ребенка в разных видах деятельности;
  •  выстраивание преемственности между ДОО и школой;
  •  включение в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья:
  •  учет возрастных особенностей детей при планировании образовательных мероприятий.

4. Старший воспитатель совместно с руководителем и педагогами формирует цели и задачи самообразования педагогов в рамках...

  • Информационно - аналитической функции;
  •  Мотивационно - целевой функции;
  •  Планово - прогностической функции;
  •  Контрольно - диагностической функции;
  •  Регулятивно - коррекционной функции.

5.Развитие детей в ДОО реализуется в таких видах деятельности, как…

  • общение;
  •  игра;
  •  познавательно-исследовательская деятельность;

Проработка 1. Метод «Обмен впечатлениями»

Цель: представление результатов работы малых групп.

Материалы: ватманы на каждую команду, фломастеры,

Проведение: 

В ходе сегодняшнего семинара вы познакомились с опытом работы коллег. Теперь мы  предлагаем выделить наиболее существенные моменты из выступлений, а для этого каждая группа составит плакат-анонс выступления таким образом, чтобы коллегам, не присутствующим на семинаре, захотелось познакомиться с данным опытом работы.  В плакатах необходимо отразить главные идеи выступления. Это можно сделать при помощи кратких тезисов, рисунков, символов. Получившиеся плакаты вывешиваем на стенд и комментируем.

Подведение  итогов. Предоставляем слово жюри.

Заключение.  Награждение команд медалями «Лучший игрок»

Спасибо за игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа по курсу повышения квалификации ИОЧ «Использование новых программ и педагогических технологий в ДОУ" на тему: «Разработка содержания воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО"

Итоговая работапо курсу повышения квалификации  ИОЧ«Использование новых программ и педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях» на тему:«Разработка содержания воспитат...

Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях внедрения ФГОС

Доклад на педсовете на тему: «Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях внедрения ФГОС»...

Консультация для воспитателей Тема: « Обновление содержания воспитательно- образовательной работы ДОУ по УМК в условиях внедрения ФГОС.

Консультация для воспитателейТема: « Обновление содержания  воспитательно- образовательной работы ДОУ по УМК в условиях внедрения ФГОС.                 ...