Конспект НОД на тему: "Цветы" (2 части)
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Конспект НОД для детей страшей и подготовительной групп для детей с задержкой психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_obrazovatelnoi_deyatelnosti_na_temu_tsvety.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

на тему: «Цветы» (I часть).

Задачи:

- познакомить детей с растениями – «цветы». Уметь находить их по картинкам и называть (старший возраст); закреплять понятие – «цветы» (подготовительный возраст);

- активизация и обогащение словаря;

- согласование существительных с числительными 1;2;5 (дид. игра «Сосчитай до 5»);

- родительный падеж имён существительных единственного и множественного числа (дид. игра «Чего не стало?»);

- образование имён существительных во множественном числе

(дид. игра «Один-много»);

- развитие связной речи (составление описательного рассказа – старший возраст; описательной загадки – подготовительный возраст об одном из цветов по выбору);

- развитие мелкой моторики;

- развитие логического мышления на невербальном (старший возраст) и вербальном (подготовительный возраст) уровнях (дид. игра «4-ый лишний»).

Материал и оборудование: картинки с изображением цветов (мать-и-мачеха, одуванчик, роза, флоксы, мак и др.); картинка с изображением частей цветка и дерева; раскраски с изображением цветов по количеству детей; счётные палочки для выкладывания по схемам; цветные карандаши; набор цифр от 1 до 5.

Ход: 

Учитель-дефектолог: Дети, какое сейчас время года? Какие изменения произошли в природе? (подготовительный возраст) Правильно, появились также и первые цветы. Они называются первоцветами. Из каких слов состоит слово первоцвет? (подготовительный возраст) Да, правильно. Это слова первый и цвет. Это первые цветы (выставить картинку с первоцветом: мать-и-мачеха). Почему же у этого цветка такое интересное название? Нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладишь её рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала ласковая матушка. А верхняя часть листа – гладкая, холодная. Словно прикосновение суровой мачехи.  Помнишь, как выглядит цветок мать-и-мачехи? У него невысокий стебель, покрытый мягким лёгким пушком, защищающим цветок от холода, к стебельку плотно прижаты похожие на чешуйки бурые острые листики. Настоящие крупные листья у этого растения появляются позже, в середине лета, когда цветов уже нет. Листья эти крупные, тёмно-зелёные. Как называется этот цветок?

Учитель-дефектолог: Посмотрите на ещё один цветок (выставляется картинка с изображением ландыша). Кто знает, как называется этот цветок? Правильно, ландыш. Давайте вместе вспомним, как выглядит ландыш. У него два или три овальных тёмно-зелёных листка, а на стебле располагаются один за другим несколько белых цветков. Ландыши часто растут под пологом хвойных и лиственных лесов, любит тень и влагу.

Учитель-дефектолог: Весна-красна, набирает силу. Появляются другие цветы. В середине мая по берегам речек, озёр и ручейков распускаются небесно-голубые глазки  незабудок. У незабудки продолговатые светло-зелёные листья, невысокий стебелёк, который украшает цветок с пятью лепестками нежно-голубого цвета, а в центре расположено ярко-жёлтое колечко. Как называется этот цветок?

Учитель-дефектолог: Сейчас я выставлю картинку с изображением цветка. А вы мне скажите, как он называется. Правильно, это одуванчик. Этот цветочек похож на золотое солнышко. Растёт одуванчик везде. Послушайте, про него рассказ. Ярко-жёлтые мелкие цветочки собраны в круглую корзинку. Если бы каждый маленький цветок рос отдельно, то даже тяжёлая большая капля дождя могла повредить его. Кроме того, собранные в довольно крупное соцветие цветки привлекают пчёл. На соцветии есть место, где сесть пчёлке, чтобы полакомиться сладким нектаром и собрать пыльцу. Одуванчик – один из самых лучших медоносов. К нему любят прилетать в гости не только пчёлы и шмели, но и бабочки. Одуванчиковый мёд – густой и ароматный. К концу июня, отцветая, одуванчики надевают белые пушистые шапочки. Это семена одуванчика. Подует лёгкий ветерок, и разлетится по полям, по лугам одуванчиковый пух. Одна корзиночка цветов даёт до двухсот семечек, а всё растение – до трёх тысяч!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Учитель-дефектолог: Ребятки, а теперь давайте совершим путешествие к речке. Посмотрите, какой красивый цветок растёт на поверхности водной глади (выставить картинку с изображением кувшинки). У кувшинок большие гладкие тёмно-зелёные листья, которые плавают в воде. Черешки листьев очень длинные и берут начало от корневища. В корневище хранятся зимой запасы питательных веществ, необходимых листьям и цветам на следующий год. Цветы кувшинок плавают на поверхности воды рано утром, а к вечеру они закрываются и прячутся под воду. Если приближается ненастье, цветы или совсем не появляются из воды или прячутся раньше времени. По этим цветам можно предсказывать погоду. Как называется этот цветок?

Учитель-дефектолог: А теперь посмотрите на этот цветок. Он растёт на лесных опушках, полянах, на лугах и полях (выставить картинку с изображением ромашки). Давайте рассмотрим цветок ромашки. В середине цветка – жёлтое сердечко, похожее на блюдечко, а по краям блюдечка – белые лепестки. Их называют «белые лучики». Кто знает, как называется это цветок? Правильно, это ромашка. 

Учитель-дефектолог: Дети, а вот этот цветок можно встретить на хлебных полях – пшеничных и ржаных. Он считается сорняком (выставить картинку с изображением василька). Вот как выглядит василёк. У василька прямой, слегка опушённый волосками стебель, тёмно-зелёные листья, украшенные острыми зубчиками, довольно крупный ярко-синий цветок. Васильки цветут всё лето, с июня по сентябрь. Отцветая, васильки теряют свой ярко-синий цвет, становятся сначала розовыми, а потом и совсем белыми.

Учитель-дефектолог: Дети, а это цветок похож по форме на большой церковный колокол. Он и своё название получил от слова «колокол». Из-за своих маленьких размеров, этот цветок называют… (дети отвечают: колокольчик). Да, это колокольчик. Кажется, подует ветерок, и цветы колокольчика нежно зазвенят. Расцветает колокольчик в мае и цветёт до сентября. Колокольчики бывают разных цветов: тёмно-синие, фиолетовые, сиреневые, розовые и даже белые.

Учитель-дефектолог: Сейчас мы с вами повторим название цветов. Правильно, вы их назвали. А теперь я уберу картинки с цветами. Того кого я вызову, выбирает один из цветов, называет его и помещает на ковролин. Собираем цветы в букет.

ИТОГ.

   Конспект образовательной деятельности

на тему: «Цветы» (II часть).

Задачи:

- познакомить детей с растениями – «цветы». Уметь находить их по картинкам и называть (старший возраст); закреплять понятие – «цветы» (подготовительный возраст);

- активизация и обогащение словаря;

- согласование существительных с числительными 1;2;5 (дид. игра «Сосчитай до 5»);

- родительный падеж имён существительных единственного и множественного числа (дид. игра «Чего не стало?»);

- образование имён существительных во множественном числе

(дид. игра «Один-много»);

- развитие связной речи (составление описательного рассказа – старший возраст; описательной загадки – подготовительный возраст об одном из цветов по выбору);

- развитие мелкой моторики;

- развитие логического мышления на невербальном (старший возраст) и вербальном (подготовительный возраст) уровнях (дид. игра «4-ый лишний»);

- дать понятие: садовые цветы (подготовительный возраст).

Материал и оборудование: картинки с изображением цветов (мать-и-мачеха, одуванчик, роза, флоксы, мак и др.); картинка с изображением частей цветка и дерева; раскраски с изображением цветов по количеству детей; счётные палочки для выкладывания по схемам; цветные карандаши; набор цифр от 1 до 5.

Ход:

- вспомнить название цветов по картинкам;

- рассмотреть строение цветка и дерева: сходство и отличие;

- составление описательного рассказа-загадки по картинке о любом цветке (подготовительный возраст) по плану: что это? (цветок); как он выглядит? (жёлтая серединка, а по краям белые лепестки – «лучики»); когда расцветает? (летом); где растёт?

- дети угадывают цветок по описанию, который предлагает учитель-дефектолог (старший возраст), затем тот ребёнок, который угадал цветок по описанию, прикрепляет его на ковролин или магнитную доску;

- 4-ый лишний (подготовительный возраст – вербально; с использованием наглядности – старший возраст);

- согласование существительных с числительными 1;2;5 (3-4 цветка – старший возраст; 5-6 цветков – подготовительный возраст);

- дид. игра «Чего не стало?»;

- дид. игра «Какие цветы поменялись местами друг с другом?».

ФИЗМИНУТКА С МЯЧОМ.

- дид. игра «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкате-

льным суффиксом);

- дид. игра «Один-много».

Подготовительный возраст.

Учитель-дефектолог: выставить на ковролин картинки с изображением нарцисса, тюльпана, розы, георгина, гладиолуса. Дать понятие: садовые цветы. Их выращивает человек, ухаживает за ними. Какие цветы называются садовыми? Почему их так называют?

ИТОГ:

Учитель-дефектолог: Давайте ещё раз вспомним название всех цветов. Ребёнок называет цветок и получает раскраску.

- выложить из палочек цветок, вазу по схемам

При написании данного конспекта использовался материал Т. Шорыгиной «Цветы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Ознакомление с окружающим миром» по теме: Цветы. Занятие «Наша клумба. Лекарственные цветы.»

Конспект занятия для группы компенсирующей направленности.Помогает детям соотнести теоретический материал с личным опытом и своими наблюдениями....

Конспект занятия на тему: "Цветы для Дюймовочки"

это занятие было показано в конкурсе "Воспитатель года"...

Конспект занятий по теме "Цвет весны" для детей 5-6 лет.

Дано описание занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования....

Конспект занятия на тему "Цветы"

Материал данного занятия позволит научить детей узнавать цветы по описанию, классифицировать их по месту обитания и времени цветения, называть части любого цветка, образовывать относите...

Конспект ОД на тему "Цветы"

Закрепление общих представлений о цветах, их характерных признаках....