статья о роли сказки в формировании мировоззрения маленьких детей
статья (развитие речи) по теме

Русские народные сказки - способствует формированию мировоззрения наших малышей. Не повлияют ли страшные сказки на него.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_roli_skazki_2.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Статья о роли сказки в формировании мировоззрения маленьких детей

Русские народные сказки - способствует формированию мировоззрения наших малышей.

Ожидая ребенка, большинство будущих мам не только присматривают вещи, игрушки, но и детские книжки. Однако, заново перечитав русские народные сказки, вы можете прийти к неожиданному выводу - в былинах и сказаниях много страшного. Так стоит ли в таком случае читать их малышу? Как это отразиться на его психике? Разумно рассуждая, вы можете успокоить себя тем, что эти сказки передавались из поколения в поколение - этого не делалось бы, если бы они могли травмировать ребенка.

Зачем страшные сказки?

По мнению психологов, сказка - это прекрасная возможность помочь крохе адаптироваться к реальному миру, научить его преодолевать трудности, возникающие в процессе общения с окружающими. Вспомните, что для достижения своих целей героям волшебных историй приходилось проявлять смекалку и изобретательность. Слушая страшные сказки, ребенок учится принимать на себя ответственность за свои поступки. Сказка не учит конкретным действиям, а дает крохе информацию для размышления. Такой подход важен для растущего человека. Малыш осознает, что преодолевая жизненные трудности, герой приобретает необходимый жизненный опыт, становится духовно более сильным. Сказка учит ребенка стремиться к успеху, не бояться неудач, верить в собственные силы.

Читая сказки, вы можете заметить, что персонажи не всегда справляются со своими проблемами сами. На помощь к ним приходят друзья, но (!) не родители. Сказки учат малыша самостоятельности, умению строить с другими людьми (не только с людьми, но и с животными) добрые отношения. Они прививают детям систему ценностей, заложенную в нашей культуре: стремление к достижению цели, несмотря на огромные трудности, желание помочь другим, способность прощать.

Часто главным героям помогает их доброта. Они совершают благородные поступки бескорыстно, и добро возвращается к ним сторицей. С другой стороны, ребенок видит, во что может вывалиться самоуверенность и бахвальство (лиса съедает колобка), желание поскорее закончить дело, вложив поменьше труда (с легкостью разрушенные волком домики из соломы и хвороста, построенные поросятами), в то время как смелость, ум и трудолюбие помогают достичь поставленной цели. Сказка учит этому ребенка ненавязчиво, не напрямую. Она в интересной форме рассказывает о приключениях других людей или сказочных героев, а выводы малыш уже делает сам, соотнося получаемую информацию со своим жизненным опытом.

Я - царевич?

Ребенок, отожествляя себя с героем, не только стремится быть добрым, умным, смелым и находчивым, но и учится переживать жизненные трагедии. Из сказок малыш узнает, что существует такое негативное явление, как предательство.

В некоторых историях подобным образом поступают близкие люди (в сказке об аленьком цветочке - родные сестры героини, а в сказке об Иване-царевиче - его братья). Метафоризм сказки достигается кровной близостью предавших людей. Краски специально сгущены, и это позволяет особо привлечь внимание ребенка к этому явлению. Очень важен хороший конец этих историй: несмотря на предательство, а в некоторых случаях и смерть (в этом проявляется символизм сказки), герой выходит из ситуации победителем. Он, возрождаясь, не озлобляется, а духовно становится еще крепче, переходит на новый уровень развития личности. Когда мама читает малышу сказку, из которой становится ясно, что, несмотря на все невзгоды и беды, человек остается цельной личностью, кроха учится в будущем, если возникнет такая ситуация, достойно выйти из нее. На уровне подсознания малыш ощущает, что сила героя не в крепости и силе мышц, а в духовном стержне и именно он помогает ему преодолеть самые серьезные жизненные препятствия.

Еще один страшный мотив, прослеживающийся в русских народных сказках, -смерть героя или близких ему людей. По мнению основоположника психоанализа 3. Фрейда, страх смерти - один из основных человеческих страхов, возникающий уже в раннем детстве. Сказка, в которой описывается смерть кого-то из действующих лиц, открывает возможность для ребенка обсудить с родителями эту проблему. Смерть главного героя в сказке не бывает окончательной, он оживает и становится еще краше и сильнее. Во многих сказках действующими лицами бывают люди, лишившиеся одного или двух родителей. Подрастая, кроха начинает бояться еще и смерти родных. Обсуждая эту тему с родителями, ребенок легко избавляется от этих комплексов.

Волшебные истории помогают малышу справляться и с другими страхами, которые свойственны в разной степени всем людям (боязнь пожара, стихийных действий передается из поколения в поколение, составляет важнейший жизненный опыт человечества). При нежном, понимающем отношении родных и близких, отсутствии конфликтов в семье малыш со временем просто перерастет эти проблемы.

Однако, если страхов слишком много, ребенок может потерять веру в себя, превратиться в пессимиста. Кроха становится тревожным, боится всего нового, в нем развивается настороженность и отгороженность от окружающего мира. В этом случае следует обратиться к детскому психологу, который сможет помочь малышу.

В сказках присутствуют разные страшные действующие лица: Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, разного рода чудовища. Как это не покажется странным, такие образы помогают ребенку бороться с собственными проблемами. Метаморфозы и символы сказок включают глубинные механизмы бессознательного, помогая пережить важнейшие жизненные кризисы в развитии малыша. Сказки действуют не только напрямую, при идентификации ребенка с одним из главных героев, но и опосредованно, помогая сохранить психическую целостность человека путем воздействия на его бессознательное.

Рисуем все и всех!

Когда малыш подрастет и полюбит рисовать, попросите его изобразить сюжет и героев прочитанной сказки (если вы не сразу поймете, что изображено на бумаге, попросите кроху - он вам все с удовольствием подробно объяснит). Пусть он нарисует все страшное, всех отрицательных героев, присутствующих в истории, а затем то, как он (или сказочный богатырь) побеждает этих чудищ. Не забывайте хвалить малыша, это очень важно! Такая арт - терапия очень полезна для ребенка - она не только повышает его уверенность в себе, но и позволяет работать с архаичными страхами, находящимися в подсознании любого человека.

Всячески поощряйте творческие устремления вашего крохи. Если он любит сам придумывать сказки - прекрасно! С одной стороны, этот процесс способствует развитию воображения, а с другой - позволяет малышу сообщить окружающим о своих проблемах. Лучше не вмешиваться в то, что, о чем и каким образом сочиняет ребенок. Хотя на начальном этапе, чтобы показать пример малышу, можно сочинить сказку вместе с ним. Если ребенок разобрался, как это делается, то не мешайте ему творить. У некоторых детей возникают затруднения в процессе сочинения. Иногда это сигнал для родителей - нужно больше общаться с крохой, играть с ним, чаще читать вслух.

Услышанная от ребенка сказка поможет вам осознать его проблемы и затруднения, а также привычные стратегии его взаимодействия с другими людьми. Вы сможете понять, чего он боится, о чем мечтает.

И не бойтесь читать своим детям страшные сказки, подбирая их в соответствии с возрастом. Детально обсуждайте всё прочитанное с ребенком, рисуйте на темы народных сказок, и ваш малыш станет более уверенным в себе и духовно сильным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы "Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Опыт работы был представлен на региональном уровне в рамках проведения краевого конкурса "Воспитатель года Кубани - 2011"....

Роль сказки в формировании полоролевых стереотипов у дошкольников.

Закреплять представления детей о роли женщин и мужчин в социуме, развивать положительное эмоциональное отношение к ним. Внедрить систему воспитания полоролевых стереотипов у дошкольников через путешес...

«Роль сказки в формировании личности дошкольника»

о значении сказок в развитии ребенка дошкольного возраста...

Проект «Роль сказки в формировании социально - личностной позиции дошкольников»

Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древни...

Презентация "Роль сказки в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Здесь представлена мной презентация, с которой я выступала на педагогическом совете. Исследовав тему по самообразованию, связанную с развитием речи у детей старшего дошкольного возраста, я рассмотрела...

Статья о роли сказки в воспитании дошкольников

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношения к миру, окружающим людям....