Грузовой транспорт
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Шибитова Екатерина Анатольевна

конспект занятия по теме "Грузовой транспорт", "Воздушный транспорт"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл transport_konspekty.odt24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема: « Грузовой транспорт»

Грамматическая тема:

-звук [Л], буква Л;

-предлоги В, ИЗ;

-пересказ рассказа;

Задачи:

-обогащать лексику;

-учить правильному употреблению предлогов;

-учить звуковому анализу слов, их преобразованию;

-учить словообразованию существительных,обозначающих грузовой транспорт;

-воспитание действовать по инструкции педагога.

Ход занятия:

Действия педагога

Действия детей.

1

Организационный момент.

Приветствие. Введение в тему.

-Давайте вспомним о чём вчера говорили.

-Свое место займет то кто назовет наземный транспорт.

-Посмотрите ,ребята,на нашей улице пусто. Давайте вспомним как называется часть улицы где ездят машины?

-Как называется часть улицы где ходят пешеходы?

О наземном транспорте.

Дети называют транспорт.

Проезжая часть или мостовая.

Тротуар.

2

Развитие навыков словообразования.

-Смотрите на нашей улице появилась новая машина. (презентация). Эта машина перевозит грузы,значит она какая?

Эта машина мешает бетон,значит это какая машина?

Игра с мячом.

Слушай длинные слова

В каждом слове-слова два

В ручки мяч скорей лови

Слово длинное объясни

(назови одним словом машину,которая ….)

возит молоко

возит воду

бетон мешает

возит лес

бензин возит

камни дробит

возит муку

сам сваливает груз

Грузовая.

Бетономешалка.

Молоковоз

водовоз

бетономешалка

лесовоз

бензовоз

камнедробилка

муковоз

самосвал

3

Пересказ.

Послушай рассказ внимательно.

Название: Необычная семья.

Жила-была рабочая семья. Но это было необычная семья. Эта семья состояла из машин:папа-самосвал,мама-бетономешалка и ребенок грузовик. Просыпались они с первыми лучами солнца и спешили на работу. Работали они на стройке,помогали делать красивый,надежный,тёплый дом для своих собратьев легковых автомобилей. Строили они гараж. Бетономешалка привозила бетон для заливки фундамента. Грузовик привозил кирпичи для стен,а самосвал вывозил строительный мусор на городскую свалку. Поздно вечером уставшие,но довольные своей работой,семья машин возвращалась домой в гараж.

-Как назывался рассказ?

-Про кого этот рассказ?

-Слушайте ещё раз внимательно,а потом будем пересказывать.

Физкультминутка.

Мы ручки поднимаем,

Мы ручки опускаем,

Мы ручки поднимаем

И бегаем кругом.       Молодцы.

Дети отвечают.

пересказывают

4

Упражнение на силу голоса.

Лана по лесу гуляла

 И тихонько напевала ла-ла-ла

Вова по лесу гулял

Громко песни напевал ЛА-ЛА-ЛА

дети повторяют тихо

дети повторяют громко.

5

Составление предложений. Составление предложений с предлогами В,ИЗ.

-Пора возвращаться. На чём мы поедем домой?Возьмите каждый картинку и придумайте предложение с этим словом.

Садитесь за стол,повторите свои предложения. Сколько слов в предложении?

Есть предлог?

На каком месте он стоит?

Что такое предлог?

А теперь придумайте предложение с предлогом В, ИЗ.

Дети выполняют задание.

6

Посмотрите на картинки. Нужный нам звук стоит в начале и в конце этих слов(лошадь,самосвал)

Какой это звук?

(согласный,твердый

Звук [Л] привез нам слог ЛО

придумайте слова со слогом ЛО

(ложка,лодка,лошадь,локоть)

ЛА(лапа,лавка,лампа)

ЛУ(лупа,лужа,луна)

ЛЫ( лыжи,лысина)

Звукослоговой анализ слова:самосвал

(сколько слогов?схема слова)

Л

7

Развитие внимания

Рассматривание 2 картинок:найди отличия.

Игра «Четвертый лишний»

автобус,троллейбус,самосвал,трамвай;

бензовоз,хлебовоз,ложка,грузовик;

велосипед;трамвай;самосвал;метро

Подведение итогов.

Лексическая тема :«Воздушный транспорт.»

Грамматическая тема:

-звук [Л']

-учить звуко-слоговому анализу слов с данным звуком

-обучать дословному пересказу .

Оборудование:

 презентация: «Воздушный транспорт», «Наземный транспорт», кошка Оля.

Ход занятия:

Действия педагога

Действия детей

1

Организационный момент.

Приветствие. Введение в тему.

-Давайте вспомним какие виды пассажирского транспорта вы узнали на предыдущих занятиях.(презентация «Наземный транспорт»)

Молодцы. А сейчас попробуйте отгадать загадки и тогда вы узнаете с каким видом транспорта мы будем знакомиться сегодня.

*Без разгона в высь взлетаю,

Стрекозу напоминаю,

Отправляюсь я в полет. Кто же это?

*Не машет крылом,а летает

 И всех обгоняет.

Молодцы. С каким видом транспорта мы сегодня будем знакомиться?

Дети называют.

Вертолет

самолет

С воздушным

2

Развитие словаря.

Педагог показывает первые слайды презентации «Воздушный транспорт»

-Мы с картинками играем,воздушный транспорт называем.

Давайте сравним вертолет и самолет. Что у них общего? Чем отличаются?

Скажите как называется место где взлетают и идут на посадку самолеты?

А вы знаете как называется дорога по которой разгоняются самолеты?

А кто управляет самолетом?

А как называют помощников пилота,которые работают в салоне самолета?

Дети называют картинки.

У самолета есть крылья,самолет разгоняется,а вертолет поднимается сразу вверх...

аэродром,аэропорт

взлетная полоса.

Летчик,пилот

стюардессы,стюарды

3

Упражнение на силу голоса.

Самолет большой летит в нем мотор гудит

УУУУУУУ

А теперь летит маленький самолет

ууууууу

Игра с мячом.

Речь с движениями (с мячом)

В небо синее пилот,поднимает самолет,

И летит за облаками,над горами и лесами.

Дети произносят данный звук громко.

Дети произносят тихо.

Дети повторяют считалку и ударяют мячом об пол.

4

Развитие навыков словообразования.

Игра «Один-много»

Один самолет, а много чего?

Вертолет-

воздушный шар-

дирижабль-

Игра « Подбери признак»

Самолет какой?

Вертолет какой? И т.д.

Самолетов

вертолетов

воздушных шаров

дирижаблей

дети отвечают.

5

Составление предложений. Составление предложений с предлогами ПО,НАД,ПОД.

Педагог выставляет картинки с изображением самолета.

-Посмотрите на картинки и скажите где летит наш самолет?

Назовите какие предлоги мы с вами назвали, чтобы понять где летит самолет?

А теперь придумайте предложение с одним из этих предлогов.

Физкультминутка.

-Давайте летчиком нашего самолета будет кошечка Оля.

Самолет построим сами,понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,а потом вернемся к маме.

ПО небу

НАД облаком

ПОД облаком

по,над,под.

Дети выполняют задание и отвечают.

дети изображают летающий самолет.

6

Пересказ.

-Смотрите ,ребята,кошечка Оля привезла нам рассказ.

Рассказ называется « Как Саша увидел самолет.» Давайте его внимательно послушаем.

«..Была весна,таял снег,текли ручейки. Саша пускал по воде бумажные лодочки. Вдруг вверху что-то загудело. Саша подумал,что летит птица. Вот она уже над головой. Но это был самолет,а лодочки уплыли.»

Интересный рассказ?А какое время года было в этом рассказе?

Как звали мальчика?

Что пускал по воде Саша?

Что Саша подумал,когда услышал грохот?

Что Саша спутал с птицей?

А теперь послушайте ещё раз и перескажите.

Дети отвечают на вопросы.

Весна.

Саша

7

Послушайте слова:

лес,листья,лисенок,липа,лента,лев.

Какой звук есть во всех этих словах?

А какой это звук? (характеристика звука)

Определение места звука.

Педагог показывает картинки с заданным звуком и просит назвать что нарисовано на картинке и определить местонахождение заданного звука в слове( В начале,в середине, в конце слова)

-Что то наша кошечка заскучала,а давайте вспомним как зовут нашу кошечку?

Какой первый звук в этом имени?

Характеристика звука [о]

Каким кружочком мы его обозначим?

Какой второй звук?

Каким кружочком мы его обозначим?

Третий звук?

Каким кружочком мы его обозначим?

Молодцы. Сколько слогов в этом слове?

Подведение итогов.

[Л']

согласный, мягкий, звонкий.

Дети выполняют задание.

Дети отвечают:

ОЛЯ

[О]

гласный

красным

[Л']-согласный, мягкий, звонкий.

Зеленым


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к конспекту "Грузовой транспорт"

демонстрация грузового транспорта по ходу занятия...

Наглядно-дидактический материал. Тема: Легковой и грузовой транспорт.

Наглядно-дидактический материал предназначен для индивидуальных и групповых занятий с детьми 3—4 лет.Представленный в по­собии материал способствует:·        обогаще...

Методическая разработка фрагмента конспекта прогулки с детьми средней группы. Тема: "Наблюдение за грузовым транспортом"

Цель:- Продолжать знакомить детей с разными видами транспорта.- Закреплять знания об особенностях грузового транспорта его значении  в  жизни человека.- Уточнять представления о работе...

Занятие по конструированию в средней группе «Грузовой транспорт»

Занятие направлено на развитие у детей среднего дошкольного возраста представлений о грузовом транспорте. Позновательная цель  осуществляется в процессе игровой деятельности....

Наблюдение за грузовым транспортом

Наблюдение на прогулке за грузовым транспортом....

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста : "Грузовой транспорт"

Образовательные задачи:v Познавательное развитие: Развивать представления о форме, величине, цвете отдельных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)v Речевое развитие: Расширя...

Легковой и грузовой транспорт.

Рассказ о транспорте....