Речедвигательные упражения
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связаны с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки – она давала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развивать тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл речедвигательные упржнеия16.26 КБ
Файл 1.docx16.26 КБ

Предварительный просмотр:

                           «Представление, что при любом

                                          двигательном тренинге…

                                          упражняются не руки, а мозг,

                                          в начале казалось                       парадоксальным

                                           и лишь с трудом проникло

                    в сознание педагогов».

Н.А.Бернштей

«В том человека украшенье и честь, живущая века,

Что сердцем чувствует он   значенье  того, что делает рука»

Шиллер

«Движение может заменить лекарство – но не одно лекарство не заменит движение»

Ж. Тассо.

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев»

В.А.Сухомлинский

Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связаны с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки – она давала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развивать тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развивалась словесная речь, она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью. Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Выдающийся русский просветитель 18 века Н.И.Новиков еще в 1782 году утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами» у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития. Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколения, так как люди выполняли всю тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличения площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так, развитие функции руки и речи у людей шло параллельно. Руке посвящали стихи, писали оды. Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека:

  • - большой палец отвечает за голову;
  • - указательный – за желудок;
  • - средний – за печень;
  • - безымянный – за почки;
  • - мизинец – за сердце;

Тренируя руки, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, а то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов», - писал Дж. Бруно. Педагог В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, а чем сложнее движение этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Анализ исследований силы кисти правой руки детей показывает отрицательный результат. Данные свидетельствуют о тревожной тенденции снижения уровня развития кистевой моторики. Необходимо отметить, что при коррекции мелкоймоторики кисти происходит достаточно быстрое улучшение. Но эффективность коррекционных и профилактических мероприятий увеличивается только при условии глубокого теоретического обоснования проблем. Ведь редко кто задумывается о том, что при отставании в развитии моторики кисти сужается диапазон функциональных возможностей сердечно –сосудистой системы и органов дыхания. Специальное изучение процесса письма показало, что дети выполняют задания ( особенно написание букв, слогов и слов на первом этапе обучения) на вдохе. Ребенок задерживает дыхание, пока беспрерывно пишет букву, слог, слово. Следовательно, чем длиннее слог, слово, тем дольше задержка дыхания, что отрицательно сказывается на функциональном состоянии организма. Вот поэтому всех волнуют вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Один из аспектов этой проблемы – развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если движения пальцев рук соответствуют возрасту, речевое развитие находится в пределах нормы, если движения пальцев рук плохо развиты, задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.



Предварительный просмотр:

                           «Представление, что при любом

                                          двигательном тренинге…

                                          упражняются не руки, а мозг,

                                          в начале казалось                       парадоксальным

                                           и лишь с трудом проникло

                    в сознание педагогов».

Н.А.Бернштей

«В том человека украшенье и честь, живущая века,

Что сердцем чувствует он   значенье  того, что делает рука»

Шиллер

«Движение может заменить лекарство – но не одно лекарство не заменит движение»

Ж. Тассо.

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев»

В.А.Сухомлинский

Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связаны с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки – она давала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развивать тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развивалась словесная речь, она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью. Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Выдающийся русский просветитель 18 века Н.И.Новиков еще в 1782 году утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами» у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития. Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколения, так как люди выполняли всю тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличения площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так, развитие функции руки и речи у людей шло параллельно. Руке посвящали стихи, писали оды. Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека:

  • - большой палец отвечает за голову;
  • - указательный – за желудок;
  • - средний – за печень;
  • - безымянный – за почки;
  • - мизинец – за сердце;

Тренируя руки, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, а то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов», - писал Дж. Бруно. Педагог В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, а чем сложнее движение этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Анализ исследований силы кисти правой руки детей показывает отрицательный результат. Данные свидетельствуют о тревожной тенденции снижения уровня развития кистевой моторики. Необходимо отметить, что при коррекции мелкоймоторики кисти происходит достаточно быстрое улучшение. Но эффективность коррекционных и профилактических мероприятий увеличивается только при условии глубокого теоретического обоснования проблем. Ведь редко кто задумывается о том, что при отставании в развитии моторики кисти сужается диапазон функциональных возможностей сердечно –сосудистой системы и органов дыхания. Специальное изучение процесса письма показало, что дети выполняют задания ( особенно написание букв, слогов и слов на первом этапе обучения) на вдохе. Ребенок задерживает дыхание, пока беспрерывно пишет букву, слог, слово. Следовательно, чем длиннее слог, слово, тем дольше задержка дыхания, что отрицательно сказывается на функциональном состоянии организма. Вот поэтому всех волнуют вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Один из аспектов этой проблемы – развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если движения пальцев рук соответствуют возрасту, речевое развитие находится в пределах нормы, если движения пальцев рук плохо развиты, задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дыхательных упражений

В данной картотеке представлены " Дыхательные имитационные упражнения" и "Комплекс дыхательных упражнений игрового характера"...

Игровые упражения дыхательной гимнастики

Учить детей следить за своим дыханием. Необходимо следить, чтобы ритм дыхания ребенка совпадал с движениями при выпонении игровых упражнений....

ИГРОВЫЕ УПРАЖЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 6 - 7 ЛЕТ.

Что  такое логическое мышление? Что такое логика? Логика с древнегреческого, обозначает речь, рассуждение,  т. е.  это умение человека  рассуждать, искусство рассуждения. Поэтому р...

Картотека подвижных игр и упражений для детей 2-3 лет

Картотека подвижных игр и упражнений для детей 2-3 лет...

Комплекс игр и игровых упражений для формирования общих речевых навыков у дошкольников в рамках образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи

Система игр и игровых упражнений, рекомендуемых педагогам в целях формирования общих речевых навыков у дошкольников. Игры представлены по следующим разделам: развитие физиологического и речевого дыхан...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВЛИЯНИЕ ЕЖЕДНЕВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖЕНИЙ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ»

Регулярные занятия физическими упражнениями укрепляют ребенка, развивают его организм. По мере овладения движениями они делаются все более четкими, уверенными, ребенок справляется все с более сложными...