Коммуникация и художественное творчество в старшей группе по серии картинок «Умный ёжик» (сюжет Н. Радлова)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Грищенко Ирина Павловна

Данный вид деятельности разработан мною по "Программе воспитания и обучения детей в детском саду" под ред. Васильевой М.А.  В  ходе предложенного вида деятельности  у детей формируется умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.  Яркие впечатления дети с удовольствием передают в продуктивной деятельности - рисовании. Рисование методом тычка - делает этот творческий процесс более интересным и запоминающимся.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannaya_nod_office_word.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие в старшей группе по серии картинок «Умный ёжик» (сюжет Н. Радлова)

Цель:  учить детей составлять связной  рассказ по серии картинок, изображающих основные, "ключевые" моменты сюжетного действия, передать интересный момент в своём рисунке.

Задачи: активизировать словарь детей по теме «Дикие животные», учить составлять рассказ по картинкам с последовательно  развивающимся  действием; развивать навыки анализа наглядно изображенного сюжета, расширять представление детей о техниках рисования (методом тычка  жёсткой полусухой кистью);  вспомнить  особенности внешнего вида и поведения ежа.

Развивать пространственную ориентацию,  чувство фактурности и  объёмности,  творческую самостоятельность;

Способствовать поддержанию положительных эмоций у детей на протяжении всего занятия, поддерживать двигательную активность во время физкультминутки.

Воспитывать эстетически – нравственное отношение к животным через изображение их образов.

Активизировать в речи уменьшительно – ласкательные слова: сундучок,  подушечка;  

описательные понятия большой,  маленький - размер;  форма – круглый,  ощущения – колючий.

Оборудование:  серия картинок « Умный  ёжик»,  грамзапись песни В. Щукина на слова С. Маршака «Тихая сказка», гуашь, жесткие и мягкие кисточки, подставки под кисточки,   альбомные листы бумаги, стаканчики для воды, салфетки.

Ход занятия:

I.Ребята сидят полукругом. Звучит  музыка. (Сюрпризный момент -  сундучок.)

Воспитатель: Сегодня нам кто – то приготовил сюрприз – волшебный сундучок.

Волшебство его вот в чём, ежели в нём что – то, а может быть, кто- то лежит

(картинка,  игрушка, зверюшка), - именно об этом сундучок расскажет стихи и сказки.

Открыть его можно только волшебными словами:

Сундучок, сундучок,

Позолоченный бочок,

Расписная крышка,

Медная задвижка!

Раз - два - три – четыре - пять,

Можно сказку начинать!

(Воспитатель предлагает повторить закличку вместе, сопровождая слова действиями).

Воспитатель открывает сундучок, а там кто – то колючий. Предлагает отгадать загадки:

- Лежала под ёлками подушечка с иголками.

Лежала, лежала, да в лес побежала.

- Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.

На меня они глядят, молока они хотят.

Дети: ёжик.  ( Воспитатель достаёт из сундучка игрушку – ёжика).

Воспитатель: Познакомимся с ежом?  Дети, назовите свои  имена. Ёж пришёл к нам из леса и приглашает поиграть (физкультминутка «Лесные жители»).

Добрый лес, старый лес.

Полон сказочных чудес!

Мы идём гулять сейчас

И зовём с собою вас!

(Широко разводим руки в стороны.

Повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Ходьба)

Ждут вас на лесной опушке

Птички, бабочки, зверюшки,

Паучок на паутинке,

И кузнечик на травинке!

(Присесть. Медленно поднимаемся, повороты вправо-влево с вытянутыми руками.

Пальцами правой руки выполняем от плеча левой руки перебирающие движения вниз.

Пальцами левой руки от плеча правой руки перебирающие движения вниз)

Мышка, мышка,

Серое пальтишко.

Мышка тихо идёт,

В норку зёрнышко несёт.

(Мягкий пружинистый шаг, спинка слегка прогнута вперёд, «лапки» перед грудью)

А за мышкой шёл медведь,

Да как начал он реветь:

«У-у! У-у!

Я вразвалочку иду! »

(Руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса. Ноги на ширине плеч. Переступание туловищем из стороны в сторону)

А весёлые зайчата –

Длинноухие ребята –

Прыг да скок, прыг да скок,

Через поле за лесок.

(Прыжки. Ладошки прижать к голове, изображая «ушки на макушке»)

Шёл по лесу серый волк,

Серый волк – зубами щёлк!

Он крадётся за кустами,

Грозно щёлкает зубами!

(Широкий, пружинистый шаг с чуть наклоненным вперёд корпусом. Руки попеременно вынести вперёд)

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки.

По болоту скок-скок-скок,

Под мосток – и молчок.

(Ноги на ширине плеч. Прыжки с продвижением вперёд)

Ой, ты дедушка – ежок,

Не ходи на бережок!

Там промочишь ножки,

Тёплые сапожки!

(Лёгкий неторопливый бег на носках. Руки согнуты в локтях и прижаты к груди, голова опущена)

Птички в гнёздышках проснулись,

Улыбнулись, встрепенулись:

«Чик-чирик, всем привет!

Мы летаем выше всех! »

(Лёгкий бег врассыпную; «птички чистят крылышки; машут хвостиком» - (руки сзади, ладошками друг к другу, легко прыгают.)

II. Составление рассказа.

Воспитатель: Ребята, ёжик принёс собой картинки. Картинки выставляются в определённой  сюжетной последовательности. Дети рассматривают  картинки.

Беседа с детьми:

1 картина: Что вы видите на первой картине?  Какие деревья здесь растут? Как называется место, где растут  яблони?

Кто изображён  на картине? Что делает ёжик? Что он делает с яблоками?

Актуализируются слова: «собирает»,  «сгребает», «куча», «кучка».

2 картина: Что делает ёжик? Куда залез ёжик?  (На дерево).

Где лежат яблоки? ( Под деревом).

Где сидит ёжик? ( На дереве).

3картина:

Что сделал ёжик? Как прыгнул (упал)  ёжик?  («На спину», «спиной вниз»).

Куда упал ёжик? ( На яблоки).

4 картина: Что изображено   на этой картине?  Куда пошёл ёжик? ( «Наколоты яблоки на иголки», «нанизаны яблоки на иголки»).

В заключении  даётся ряд общих вопросов: «Почему яблоки лежат на земле?» « Какое время года изображено на картине?»

Дети составляют   рассказ по цепочке: по одному  фрагменту каждым ребёнком.

Жил был ёжик пошёл он в сад за спелыми яблочками. Видит, много спелых яблок на земле лежит. Стал он их в кучу сгребать.

Залез на дерево ёж.  Яблок под  деревом лежат. Ёжик как прыгнет   на кучу яблок вниз. Наколол  на спину  колючую  яблоки ёжик и  побежал домой. Умный ёжик – много спелых яблок ёжатам принесёт.

Воспитатель: Какие вы, ребята, молодцы, хороший  рассказ   получился.

III. Изобразительная деятельность.

Уточнение и закрепление приёмов рисования  методом  тычка.

Воспитатель: А теперь давайте нарисуем находчивого ёжика. Чтобы нарисовать его  колючую шубу нам нужно использовать  способ тычка. Вспомним правила выполнения рисования  тычком.

Дети:  кисть надо держать вертикально.

Воспитатель: Можно ли опускать кисть в воду?

Дети:  При работе тычком кисть в воду не опускают.

Воспитатель: Возьмите в правую руку кисть вертикально. Давайте покажем в воздухе, как мы будем рисовать способом тычка.

Пальчиковая гимнастика: «Ёж».

Хитрый ёжик, хитрый ёж,

На клубочек он похож.

(Вытягивают руки перед собой, сжимают кулаки, делают ими вращательные движения.)

На спине иголки

Очень – очень колки.

(Несколько раз сжимают и разжимают кулаки.)

Ёж по тропке побежал,

нам колючки показал.

(Руки сгибают в локтях, соединяют пальцы в щепоть.)

А колючки тоже

На ежа похожи.

(Поднимают руки над головой, делают вращательные движения кистями.)

На ежа мы поглядим

Молочка ему дадим,

(Ладони складывают черпачком.)

Но не тронем колкие

На спине иголки мы.

(«Грозят» указательным пальцем)

 

IV. Самостоятельная работа детей.

Звучит музыкальное сопровождение - грамзапись песни В. Щукина на слова С. Маршака «Тихая сказка».

( Индивидуальная помощь детям: дополнительный показ, совет).

Во время самостоятельной работы детей,  воспитатель следит за осанкой детей, напоминает, как держать кисть).

V. Анализ детских работ.

Ребята рассматривают работы.

Воспитатель: Какие разные получились ежи. Какой ёж самый пушистый? Какой рисунок понравился больше? Почему? Что же случилось с ёжиком? Что он собирал? Куда он  залез  и для чего?

Ответы детей:

Воспитатель:  Молодцы, ребята! Вот и пришло время прощаться с нашим другом – ёжиком. Его семья в лесу заждалась. До встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ ИГРОВОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СИТУАЦИИ ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР» Интеграция образовательных областей «Здоровье», «Познание» (ФЭМП), «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество». (средняя группа)

В процессе игровой обучающей ситуации дети стараются  помочь мультперсонажу Даше попасть в страну «Геометрических фигур». Для этого надо выполнить ряд заданий обозначенных на карте. За каждое вып...

Занятие по художественному творчеству старшая группа. (нетрадиционная техника рисования) Автор: воспитатель Ветер Анастасия Игоревна Тема: Весна. Волшебные цветы.

Тема: Весна. Волшебные цветы.Цель:Обобщение представлений о характерных признаках весны.Уточнение представлений о жизни растений весной.Расширение представлений о растениях луга, первоцветах.Активизац...

Перспективное планирование по "Художественному творчеству" старшая группа по программе "Детство" (сентябрь месяц)

Планирование занятий по рисованию, лепке и аппликации в старшей группе детского сада....

Презентация "художественное творчество" старшая группа

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое значение занятий художественным творчеством во всесторонне...

Конспект ООД по художественному-творчеству. Старшая группа. Тема: «Салют над нашим городом».

Конспект ООД по художественному-творчеству. Старшая группа. Тема: «Салют над нашим городом»....

Конспект ООД по художественному-творчеству. Старшая группа. Тема «Салют над нашим городом».

Конспект ООД по художественному-творчеству. Старшая группа. Тема «Салют над нашим городом»....

Художественное творчество. Старшая группа. Тема"Путешествие поправилам дорожного движения"

Занятие по рисованию в старшей группе на тему «Путешествие по правилам дорожного движения» Программное содержание: - Закрепить знания детей о предупреждающих, запрещающих, предписывающих, информацио...