Развитие речи как фактор готовности обучения в школе
материал по развитию речи по теме

Развитие речи из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_2.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

СООБЩЕНИЕ

из опыта работы на тему:

«Развитие связной речи как основной фактор готовности к обучению в школе»

Воспитатель: Леонова Л.А.

МДОУ ЦРР – Д/с№30 «Кленочек»

Развитие связной речи как основной фактор готовности к обучению в школе.

     Развитию связной речи необходимо уделять особое внимание, так как это один из основных факторов готовности к обучению детей в школе.

     Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей.

     Связная речь представляет собой развёрнутое, законченное композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

     Овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.

     Определённая работа нами проводилась в младшей, средней, старшей группах и к началу учебного года дети умеют пересказывать небольшие литературные произведения, знакомые сказки, но в пересказе у некоторых детей (Вари П., Насти Р., Ани Б., Иры М.) были иногда искажения, пропуски, не было выразительности речи. Умеют дети рассматривать картину, составлять рассказ о содержании сюжетной картины и картинок с последовательно развивающимся действием, но рассказы не всегда бывают связными, последовательными.

     Подведя итоги работы с детьми в старшей группе по развитию связной речи, мы в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.Васильевой и В.Гербовой поставили перед собой следующие задачи:

  1. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
  2. Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, игрушках.
  3. Совершенствовать умение составлять рассказы о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
  4.  Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.
  5. Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.

     Одно из обязательных условий успешного обучения детей связной речи – это создание предметно – развивающей среды в группе: с помощью родителей мы приобрели сюжетные картинки с различными тематиками: «Времена года», «Режим дня», «В деревне» и т.д, с целью правильно понимать содержание иллюстраций, составлять  связные рассказы по ним. Оформили альбомы «Наши дети», «Любимые животные», для закрепления у детей умение связно излагать свои мысли.  Пополнили дидактические игры «У белочки в гостях», «На полянке», «Живая картина», «Украшаем ёлку», «Мой, моя, моё, мои»- с целью правильно составлять разные типы предложений, обогащать и активизировать словарь. В книжный уголок приобрели детские книги в соответствии с возрастом: сборник «Русские народные сказки», сказки Ш.Перро, Г.Андерсена, произведения о природе Пришвина, Бианки, Ушинского, произведения о Родине. Приобрели маски для драматизации русских народных сказок, кукольный театр.

     Наши дети свободно пользуются пособиями и атрибутами в самостоятельной и совместной деятельности.

  В планировании занятий опираемся на перспективный план по развитию речи на учебный год, разработанный в Д.О.У., где прослеживается определённая система:

  В сентябре – весь месяц мы работаем над пересказом.

  В октябре – над составлением рассказов по памяти из личного опыта.

  В ноябре – над составлением рассказов по предметам и игрушкам, ( и над грамматическим строем речи).

  В декабре – над составлением рассказов на заданную тему.

  В январе – над составлением рассказов по картинам и картинкам с развивающим действием.

  В феврале – над составлением творческих рассказов по набору игрушек.

  В марте – над составлением творческих рассказов по картинам.

  В апреле – над придумыванием своих сказок, по аналогии знакомых сказок.

  В мае – над составлением описательных  рассказов по картинам.

     Поставленные задачи мы решаем не только на занятиях по развитию речи, но и совместной деятельности во втором блоке.

     Для решения этих задач мы используем разные формы работы: наблюдения, чтение, беседы, театрализованные игры, д/игры и творческие игры, индивидуальную  работу.

     Методика обучения детей рассказыванию включает несколько видов:

Один из них - пересказ художественных произведений.

     В процессе таких занятий у детей расширяется словарь, формируются навыки словоупотребления, внимание, интерес к образному слову.

      В подготовительной группе отводиться не маловажное значение пересказу народных и авторских литературных произведений. У нас в сентябре проводились следующие занятия по пересказу русских народных сказок: «Лиса и козёл», «У страха глаза велики», пересказ рассказа Бианки «Купание медвежат», Пермяка «Первая рыбка». На занятиях дети оценивали поступки героев, выразительно пересказывали текст целиком, по частям, по ролям, участвовали в драматизации. Во время драматизации, предлагали детям самим выбрать партнёра.

Обращали внимание на пересказ, без пропусков и повторов; на сохранение, как и    авторских выражений, так и своих слов, точно передающих  смысл прочитанного. Большое внимание мы уделяем анализу пересказа детьми; например, сегодня Вику надо похвалить за то, что пересказывая, ничего не пропустила, не перепутала; или,  а Злата Б., так выразительно исполнила роль « лисы», что всем было интересно её слушать и т.д.

     Постепенно и дети в анализе стали употреблять эти характеристики о пересказах товарищей. Особенно связно и выразительно передают текст: Саша Б., Ваня В., Злата Б., Вика К., Рита Б. и т.д.

      Рассказ сравнительно с пересказом более сложный вид связной речи, поскольку

создание нового текста сложнее воспроизведения готового литературного произведения. В процессе обучения  рассказыванию у детей совершенствуем умения: самостоятельно, логично, последовательно и эмоционально, без повторов передавать события.

    Одно из самых любимых детьми занятий по развитию связной речи – это составление рассказов по игрушке и предметам. На этих занятиях мы продолжаем закреплять умение детей подробно и последовательно описывать по восприятию единичные предметы. Обучение осуществляем в форме игры. Чтобы рассказ получился  содержательным и интересным, детям даем план описания: Какая у тебя вещь? Какие у неё есть части? Для чего они нужны? Покажи и объясни, как используют эту вещь. Мы заметили, обучение рассказыванию на занятиях такого типа проходят более успешно, если игрушки и предметы яркие, красочные. Для самостоятельного придумывания рассказа по игрушке (предмету) провели дидактические игры: «Магазин игрушек, сувениров », «Выставка автомашин», «Мастерская по пошиву одежды» и т.д. Эти игры предполагали определённые правила. «Покупая предмет в магазине», обращали внимание детей, что они должны не только назвать его, но и сказать, из какого он материала, какой величины, а также в каком отделе и на какой полке он стоит (посуда, мебель и т.п.) Например: пока Даша В., Ира М. не описали игрушку, которую хотели купить, им её не продали. В дидактической игре «Выставка автомашин» - Дима Б. не справился с взятой на себя ролью экскурсовода, он не смог ответить на задаваемые ему вопросы детьми, его перевели в ученики экскурсовода и т.д. А такие дети как Андрей К., Настя П., Лена З., Ваня В. соответствовали роли экскурсоводов, их рассказы были содержательные, интересные, а также они понятно ответили на все задаваемые вопросы детей.

     Важное значение в системе обучения рассказыванию имеют занятия по составлению рассказов по картине и картинкам.

    Степень связности, точности, полноты рассказов  во многом зависит от того, насколько ребёнок воспринял, осмыслил и пережил изображённое, насколько ясны и эмоционально значимы стали для него сюжет и образы картины.                      

    Наши дети любят рассматривать картины и картинки. Очень велико желание поделиться впечатлениями с окружающими о том, что они видят.

    Чтобы занятия по обучению рассказыванию проходили успешно, обязательно проводим к каждому занятию предварительную работу с детьми: наблюдаем, беседуем, рассматриваем, читаем художественные произведения. Картина должна быть знакома детям. На занятиях по картине, предлагаем детям придумать своё название картины, мотивировать его; точно характеризовать время и место действия (летний день, полдень, закат; недалеко, вблизи, около и т.п.); выявить причинно – следственные зависимости, рассказать о них по своему, не подражая товарищам; передать содержание картины в определенной последовательности, переходя от характеристики одной темы сюжета к другой.

На своих занятиях использовали следующие картины: «Ежи»,  «Бурые медведи»,
«Осень», «Новенькая» и т.д.

Например: В составлении рассказов по картине «Ежи», предлагали детям вначале  охарактеризовать время года и время суток, а затем описать окружающую природу и только потом рассказать о ежихе с ежатами и их занятиях. В процессе рассказывания даем ребенку высказаться, но если он не правильно излагает события, то мы привлекаем детей к исправлению, подсказываем нужное слово, подбадриваем.

В своих оценках отмечаем соответствие рассказов с планом, полноту и точность передачи увиденного; живую образную речь, использование эпитетов, сравнений,  разных типов предложений, умение последовательно, логически переходить от одной части к другой. Поощряем детей, которые внимательно слушали рассказы товарищей. Если рассказ не связный, не интересный, даем задание. Например: Кто расскажет интереснее? Кто расскажет подробнее? и т.д.

 Составляли с детьми и коллективный рассказ по картине. Предлагали одному ребёнку придумать, что происходило с героями раньше, другому изложить события, изображенные на картине, а третьему придумать последующие действия, поступки и приключения героев. При составлении коллективного рассказа напоминали детям, чтобы они не повторяли  уже рассказанные события. Одну и ту же картину используем в течение года несколько раз, но при этом ставим разные задачи, постепенно усложняя их. Когда дети овладеют навыками свободного рассказывания, предлагаем им две или несколько картин и ставим задачу придумать рассказ по любой картине.

Также проводили занятия с использованием индивидуальных картинок. На таких занятиях у детей больше возможности раскрыть знания. Здесь используем свой образец или план рассказа, образец товарища.

    При составлении связного рассказа по картине  были трудности у Насти Н., Вани Л., Лизы Д., Ани Б. в умении объединить фрагменты в одну сюжетную линию, придумать начало и конец к изображённому, а также вести в рассказ элементы описания. Поэтому мы намечаем дополнительно план – образец для затрудняющихся детей. Подсказываем, как лучше начать рассказ, например: «Однажды утром…», «В теплый летний день…», «Это событие произошло…» Задаем такие вопросы: О чем можно рассказать дальше? О чем подробнее всего хочется вам сказать в середине рассказа? Как следует закончить рассказ? А какие слова вы постараетесь припомнить, чтобы рассказать?

  Большую роль играет речь воспитателя, сопровождаемая в процессе

           рассматривания.  Из речевого образца дети могут почерпнуть однокоренные

           слова: например при рассматривании картины «Зимние развлечения» - дети могут

           почерпнуть однокоренные слова (ребята, ребятишки, ребячий; дети, детвора),

           синонимы (ребята, детвора) и активно включать их в рассказы. А для

           активизации детского воображения задаем вопрос: Если подойти поближе к месту,

           где веселилась детвора, что можно услышать? (смех, шум, крики, голоса, веселье и

           т.д.)

                В подготовительной группе решается задача по составлению рассказов из коллективного и личного опыта детей. Ребята очень любят делиться об увиденном, услышанном, о случаях с ними, товарищами. И поэтому в свои  занятия включаем такие темы, на которых дети         рассказывают о себе, о дружбе со сверстниками, о

           интересных прогулках и играх, о праздниках.

                В октябре месяце мы провели занятия по составлению рассказов по памяти из

           личного опыта: «Моя любимая игрушка», «Мое любимое время года»,  «Хороший

           поступок моего друга» и т.д. Чтобы решить эту задачу приходилось давать задания  родителям, чтоб  во время прогулок, вечернее и в свободное время дома, они наблюдали, беседовали с детьми, вспоминали,  что интересного видели на прогулке. Просили детей, чтобы они  им рассказывали, чем занимались в д/с, какие занятия были, чем им нравиться в детском саду и т.д. Такие беседы способствуют развитию памяти, заставляют мыслить, развивать связную речь.

                 При составлении творческого  рассказа, продолжаем обучать детей

            самостоятельно продумывать его содержание, которое надо логически выстроить и

            облечь в правильную словесную форму, соответствующему этому содержанию. Для

           того, чтобы составить хороший рассказ, необходимо знать его композицию (завязку,

           кульминацию, развязку), владеть большим запасом слов, уметь построить

           содержание интересно, точно и выразительно передавать свой замысел.

           При проведении занятия, придумывание рассказа «Приключение зайца»

           использовали план. Сначала  предлагали рассказать, как заяц собирался на прогулку. Потом, что интересного он увидел по дороге в лес. Придумать, что с ним произошло. И как всё закончилось. Дети старались творчески  составить рассказ, но были затруднения: рассказы были однотипные. Чтобы решить эту задачу, напоминали детям о том, чтобы они не повторяли сюжет товарища и придумывали свой вариант. Например: Что же ещё могло произойти с зайцем? Чего  он испугался? Кто интереснее придумает рассказ? И т.д.

     В своей работе мы широко используем игры – драматизации и театрализованную деятельность детей как методическое средство, активизирующее речь детей. Иногда с нашей помощью и самостоятельно дети включаются в « режиссерскую» игру кукол, вырезанные картинки охотно говорят за них, тем самым развивая навыки речи. У нас в группе есть уголок театрализованной  деятельности.

    Также мы занимаемся с детьми индивидуально в утренние и вечерние часы в соответствии с циклограммой. Например:  Утром беседуем с детьми на темы: «Как ты провел выходной день?», «Как ты помогаешь родителям дома?», «Расскажи о своей маленькой сестрёнке», с целью умения отбирать соответственно теме факты из личного опыта, закрепления рассказывать последовательно и связно, используя в речи разные типы предложений.  В вечернее время дети с удовольствием рассказывают своим товарищам сказки, они в свою очередь не только учатся пересказывать услышанное ранее, но и придумывать новые,  понимать, выслушивать своих товарищей. Возрастает интерес и у других детей,  им тоже  хочется  рассказать сказку. Данный приём используем в сюжетно-ролевых играх  «Детский сад», «Школа», «День рождения».  Эту работу проводим и на прогулке, например: организуем такую игру,  как « Путешествие в страну сказок, стихов, песен, загадок».  На каждой из остановок дети по желанию рассказывают сказки, загадывают загадки, поют песни.

Интересные сюжетные рассказы дети придумывают по набору игрушек, часто с удовольствием выбирая игрушки сами.

Работа над развитием связной речи тесно связана с формированием лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников. Поэтому  на занятиях и во втором блоке мы используем дидактические игры и упражнения: «Не ошибись»,      «Какой,  какая», «Исправь ошибку», «Скажи наоборот», «Скажи по другому» и т.д.

         Формирование связной речи у детей мы осуществляем в тесной связи с логопедом Звоновой О. А. по выполнению коррекционных заданий, игр и упражнений с детьми: Федей М., Тимофеем П., Ваней Л., Настей Р., Димой Б., Ильёй А. и т. д.

     Большое значение мы уделяем работе с родителями по развитию связной речи у детей. Для родителей оформили ширму:  «Развиваем речь детей с помощью картин и иллюстраций». Провели родительское собрание на тему: «Особенности развития монологической речи у детей 6-7 лет». Провели консультации: «Использование наглядных пособий и иллюстраций для обучения рассказыванию», «О культуре общения в семье».

  В начале учебного года, используя диагностические задания, мы провели обследование уровня усвоения программного материала по развитию речи. Дети нашей группы показали следующие результаты: Высокий уровень - 5 детей (Злата Б., Вика К., Андрей К., Саша Б., Ваня В.) Средний уровень - 14 детей, Низкий уровень - 4 детей (Ира М., Аня Б., Ваня Л., Настя Н.).

    Но так как, это начало учебного года и ещё трудно говорить о каких-либо результатах по этому разделу. Поэтому нам предстоит большая работа по обучению рассказыванию, так как умение  правильно составлять связные рассказы необходимо для успешного обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Готовность к школьному обучению как итог психического развития дошкольника и залог успешного обучения в школе"

Готовность к школе – это целая система взаимосвязанных качеств детской личности. Важнейшие компоненты психологической готовности к обучению в школе – личностная и интеллектуальная готовность. ...

Развитие зрительно-моторной координации-важный фактор готовности ребёнка к школе.

В статье предлагаются упражнения, способствующие развитию зрительно-двигательной координации в разных видах деятельности....

"Развитие речи дошкольников-основа успешного обучения в школе".

К.Д.Ушинский писал:"Усваивая родной язык,ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения,но бесконечное множество понятий,воззрений на предметы,множество мыслей,чувств,художественн...

Консультация для родителей. Развитие речи и подготовка к обучению в школе.

Консультация для родителей. "Развитие речи и подготовка  к школе" Особенности и необходимость развития всех сторон речи ребенка....

Протокол родительского собрания №2 от 13. 12. 2021 год. Тема: «Развитие речи, как фактор подготовки детей к школе».

Цель: содействовать формированию позитивного родительства, вовлечению родителей в образовательный процесс....