Главные вкладки

    Перспективный план работы по развитию коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста
    материал по развитию речи (средняя группа) по теме

    Гапошко Татьяна Анатольевна

    Представлен перспективный план работы на год в средней группе по развитию коммуниккативных способностей у детей в рамках вариативной части основной общеобразовательной программы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Перспективный план работы по развитию коммуникативных способностей  у детей среднего дошкольного возраста

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    Сентябрь

    Чтение художественной литературы

    К.Ушинский «Петушок с семьей»

    Игры – имитации: Лиса.Заяц. Медведь. Волк. –учить детей координации речи и движений в процессе общения.

    («Азб.общ. , с.146)

    Этюды на имитацию разных явлений природы: «Дует ветер», «Дождик», «Солнце», «Цветок».

    (Алябьева, с.51)

     

    Сценарий активизирующего общения «Ветер- ветерок» - побуждать детей ориентироваться на партнера, вступать в игровое взаимодействие со сверстниками; сопровождать слова выразительными движениями. Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание детей.

    (Арушанова «Истоки диалога» 3-5 лет, с.88)

    Рисование на тему «Осень наступила»- учить детей отражать признаки осени, работать вместе, составляя коллективную картину. Закреплять радостные эмоции при восприятии поэтических произведений об осени.

    («Азб.общ., с.125)

    Игра- беседа «Кто мы?» - воспитывать у ребенка интерес к собственной личности, показать отличие конкретного человека от других людей.

    («Азбука общения». С.248)

    Игровое упражнение «Знаешь ли ты себя?» - учить детей описывать свою внешность.

    (Алябьева, с.60)

    Игра «Какая бывает погода»– учить детей понимать и оценивать природные явления и находить в любом хорошее и радостное.

    («Азб.общ. , с.139)

    Подвижная игра «Кот Васька» - закреплять умение детей подражать характерным движениям животных.

    («Азб.общ.)

    Игры парами

    Лото «Сад, цветник, огород» - закреплять наименования цветов, овощей, фруктов и соответствующие обобщающие наименования. Ориентироваться на партнера, вступать с ним в игровое взаимодействие(соревнование).

    (Арушанова, с.171)

    НОД «У природы нет плохой погоды»

    Цель. Учить детей видеть и понимать изменения, которые происходят в природе в разные времена года, рассказывать о своем эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием природных явлений. Развивать умение передавать свое эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов, движений. Воспитывать способность чувствовать природу, общаться с ней, переносить это в общение с людьми.

    (см.приложение)

    Октябрь

    Чтение художественной литературы

    М.Пляцковский «Урок дружбы»

    Игра- имитация «Кто лучше» -развивать умение пантомимики.

    Этюды на имитацию выразительности движений: «Я не знаю», «Грязь», «Вкусные конфеты». «Раздумье»

    («Азб.общ., с.180)

    Сценарий активизирующего общения «Чья это песенка?»- побуждать детей поддерживать диалог со взрослым, вступать в игровое взаимодействие со сверстниками. Развивать речевое внимание, фонематический слух, речевое дыхание, артикуляционный аппарат детей.

    (Арушанова, с.89)

    Завести на каждого ребенка дневник настроения- дать детям возможность осознать свое эмоциональное состояние и развивать умение выражать его словами.

    Рассказывание стихотворения руками.

    «Облака» -развивать мимическую выразительность, память, мелкую моторику рук.

    Беседа «Мое настроение» - познакомить детей с понятием «настроение»; познакомить с графическим изображением эмоциональных состояний.

    (Д/В № 8/99, с.35)

    Дид.игра «Настроение» -дать представление детям об их эмоциях и эмоциях других людей.

    Дид.игра «Через стекло» - развивать умение передавать мысли и чувства с помощью мимики и выразительных  движений.

    Игры парами

    «Да или нет» -называть детали предметов,  ориентироваться на сверстника, Вступать с ним в игровое взаимодействие.

    (Арушанова, с.160)

    Решение проблемных ситуаций.

    НОД «Пойми меня»

    Цель. Познакомить детей с тем, что можно общаться без слов и понимать то, о чем говорят, и настроение говорящих при помощи движений лица, рук, тела( мимикой, жестами, пантомимикой).

    Обучать детей общаться при помощи жестов, мимики.

    (см.Приложение)

    Ноябрь

    Чтение рассказа Р.Зернова «Как Антон полюбил ходить в детский сад»

    (Азб.общ. с.260)

    Этюд «Кто виноват»

    (Азб.общ., с.258)

    Этюд «Два друга»

    (Азб.общ.,с. 259)

    Сценарий активизирующего общения «Разноцветный сундучок» - побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Развивать  речевое внимание, речевое дыхание, фонематический слух детей.

    (Арушанова, с.92)

    Прослушивание песни В.Шаинского «О дружбе», «Улыбка»- обсуждение текста; предложить детям пропеть отрывок из песни.

    Коллективное рисование на тему «Какой хороший день»- развивать у детей умение работать сообща, вместе радоваться полученному результату.

    Беседа «Что такое дружба»- формировать у детей понятие «друг»,  «дружба»; учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других.

    (Азб.общ., с.251)

    Дид.игра «Мы разные»- развивать внимание, наблюдательность, умение различать индивидуальные особенности других людей.

    (Азб.общ.,с. 247)

    Дид игра «Хорошо-плохо»- развивать у детей умение оценивать поступки и действия других с двух позиций: хорошо это или плохо.

    (Семенака, с.67)

    Игры парами

    «Угадай по звуку» - активизировать наименования игрушек, образовывать глаголы от звукоподражательных слов. Ориентироваться на сверстника, вступать с ним в игровое и речевое взаимодействие.

    (Арушанлова,с. 161)

    НОД «Откроем волшебный ларец» - обучать детей устанавливать контакт с помощью речевых (обращение по имени, комплимент) и неречевых (улыбка, контакт глаз) средств  в общении. Продолжать учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других.

    (Приложение)

    Декабрь

    Чтение стихотворения З Мошковской «Вежливое слово» (отрывок)

    (Азб.общ.,с.342)

    Игра- инсценировка «Доброе слово лечит, а худое калечит» - знакомить детей с тем, что словом можно воздействовать на поведение и на чувства людей.

    (Азб.общ., с.345)

    Упражнение- инсценировка «Котенок»- учить детей вежливому общению.

    (Азб.общ.,с. 349)

    Сценарий активизирующего общения «У маленькой Зины игрушки в корзине» - побуждать детей к игровому и речевому взаимодействию со сверстниками, к использованию вежливых форм обращения. Поощрять игры со словами, звуками, рифмами. Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание детей.

    (Арушанова, с.94)

    Дид .игра «Телефонный разговор» - объяснить детям значимость телефонной связи как предмета первой необходимости в критических ситуациях, случающихся дома. А также правила телефонного разговора.

    (Азб общ., с.356)

    Беседа «Что значит быть вежливым» - объяснить детям, что такое истинно вежливый человек, почему он не только знает волшебные слова, но и всегда старается делать приятное другим людям.

    (Азб.общ., с.340)

    «Как надо здороваться» - обучать детей в зависимости от партнера, времени суток употреблять вариативные слова приветствия.

    (Алябьева, с.43)

    Игра- упражнение «Пожалуйста» - вырабатывать навык употребления  «волшебных слов»

    (Азб.общ., с.335)

    Дид. игра «Умей извиняться» - учить детей уместно употреблять различные формы извинений.

    (Азб.общ., с.346)

    Дид игра «У нас в гостях кукла Таня» - воспитывать у детей доброжелательность к родным и близким, вырабатывать способность культурного общения со сверстниками.

    (азб.общ.,с. 332)

    Игры парами

    «Подари игрушку» - побуждать детей к играм со словами. Ориентироваться на партнера, инициативно обращаться к нему.

    (Арушанова,с.161)

    НОД «Доброе слово и кошке приятно»

    Цель. Развивать умение употреблять слова приветствия, благодарности, знакомить с различными формами прощания. Развивать способность преодолевать застенчивость и скованность.

    Продолжать формировать выразительные средства общения ( интонацию, мимику, пантомимику).

    Воспитывать потребность в доброжелательном общении: необходимость в общении друг с другом.

    ( См.Приложение)

    Январь

    _________

    Чтение  стихотворения В . Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»

    (АЗб.общ., с.272)

    Сюжетно- ролевая игра «Автобус» - закреплять нормы, правила поведения в общественном транспорте

    (Азб.общ., с.231)

    Рассматривание и обсуждение с детьми пособия «Уроки хороших манер»

    Предложить детям для раскрашивания иллюстрации по правилам поведения в общественных местах- уточнить и закрепить представления детей о нормах поведения.

    ________

    Беседа «Какие бывают привычки» - формировать у детей представления о плохих привычках, воспитывать желание следить за своим внешним видом.

    (Азб.общ., с.299)

    «Как надо обращать к другому человеку с просьбой»

    Дид игра «Не обзывайся» - объяснить детям необходимость соблюдения правил общения друг с другом и отрицательные последствия привычки давать клички своим ровесникам.

    (Азб.общ., с.306)

    Дид. игра «Солнечный зайчик» - продолжать воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу; развивать атмосферу тепла, любви и ласки.

    НОД «Урок вежливости в школе игрушек»

    Цель. Продолжать  формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим.

    Развивать способность оценивать сове отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников.

    Развивать связную речь.

    (См. Приложение)

    Февраль

    Чтение художественной литературы

    Л.Толстой «Еж»

    Р.н.с. «Лиса и кувшин»

    Игра- инсценировка по произведению Л.Толстого «Еж»- учить детей рассказать и разыграть сказку.

    Игра «Закончи предложение» - учить детей ориентироваться на партнера, поддерживать речевое взаимодействие, соблюдать очередность в высказываниях.

    Сценарий активизирующего общения «Весело мне» - побуждать детей вступать  в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, передавать содержание текста, используя выразительные движения. Активизировать глаголы. Стимулировать речевые игры со словами, звуками, рифмами. Развивать речевое внимание, речевое дыхание, фонематический слух, голосовой аппарат детей.

    (Арушанова, с.98)

     

    Совместное сочинение сказки «Как грузовичок искал друга» - включать детей в совместный процесс сочинения сказки, развивать умение участвовать со взрослым в творческом рассказывании.

    (Д/в № 7/98, с.103)

    Беседа «Наши четвероногие  друзья» - развивать у детей диалогическую форму речи, умение принимать участие в групповом разговоре (внимательно слушать, отвечать на вопросы, активно высказываться, реагировать на партнера).

    (Д/в  8/98, с.96)

    Игры со звуками и словами- шутки-чистоговорки- учить детей различать на слух  звуки «с», «ш», закреплять правильное произношение.

    (Д/в № 11/1998 г.)

    Дид.игра «Путешествие» - учить детей задавать друг другу вопросы, обсуждать общую тему.

    (Д/в № 11/ 98)

    Игры парами

    «Кто как кричит?» - активизировать наименования детенышей животных, образовывать глаголы  от звукоподражательных слов. Ориентироваться на партнера, поддерживать с ним речевое взаимодействие.

    (Арушанова, с. 162)

    НОД «Путешествие в королевство с названием «Слово».

    Цель. Обучать детей говорить так, чтобы речь была понятной, красивой; регулировать речевое дыхание; изменять темп речи в зависимости от ситуации; чисто и понятно произносить слова( совершенствовать дикцию); учить говорить выразительно.

    Март

    Чтение художественной литературы на тему «Бабушкин портрет»

    (Азб.общ., с.211)

    Этюды «Любящие родители» , «Бабушкины ладони», «Бабушка заболела», «Утреннее фото»

    (Азб.общ., с.209, 213, 215)

    Сценарий активизирующего общения «Не может ослик сказать «Мама!» - побуждать детей вступать в речевое и игровое взаимодействие со сверстниками, поддерживать диалог, высказываться на темы из личного опыта. Развивать речевое внимание и речевое дыхание.

    (Арушанова, с.145)

    Беседа «Что делают наши мамы и папы» - формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость каждой профессии.

    (Азб. Общ., с.220)

    Беседа «Семейная фотография»- воспитывать у детей чувства семейной сплоченности( на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях и домашнем уюте).

    (Азб общ., с.209)

    Дид.игра «Мамины помощники» -учить детей радовать своих родных, оказывая им посильную помощь, воспитывать у детей желание помогать близким людям, общаться в процессе совместной деятельности.

    (Азб.общ., с.216)

    Игры парами

    «Сложи картинку» - закреплять наименования предметов одежды и мебели. Ориентироваться на партнера, вступать с ним в игровое соревнование.

    (Арушанова,с. 171)

    НОД «Чем можно порадовать маму».

    Цель .Способствовать углублению у детей чувства привязанности и любви к самому близкому человеку- маме.

    (Азб.общ.,с. 204)

    Апрель

    Чтение стихотворений на тему «Не хочу быть плохим»

    (Азб.общ., с.328)- учить детей преодолевать дурные привычки.

    Этюды «Лисенок боится», «Гроза», «Ночные звуки»- развивать умение детей мимикой, эмоциями передавать заданное.

    Ролевая гимнастика.

    Сценарий активизирующего общения «Загадки-складки» - побуждать детей вступать в содержательное общение со взрослыми и сверстниками. Составлять короткие  загадки- описания. Рассуждать при отгадывании. Стимулировать игры  со словами, звуками, рифмами. Развивать речевое внимание, речевое дыхание.

    (Арушанова,,с.104)

    Сюжетно- ролевая игра «Как побороть страх»- способствовать развитию смелости у детей, снятию страха.

    (Азб.общ., с.316)

    Игра- беседа «Какие бывают привычки» -предложить детям обсудить , правильно ли поступают дети на предложенных картинках, почему эти привычки можно назвать «вредными», «плохими», «дурными»

    (Азб.общ., с.300)

    Игровое упражнение «Закончи предложение!!

    Дид.игра «Превращение» - обращать внимание детей на то, что любое негативное поведение можно изменить, нужно только очень постараться.

    Игры парами

    «Кому что нужно?» - закреплять обобщающие слова: «посуда», «одежда». Ориентироваться на партнера, соблюдать очередность игровых и речевых действий.

    (Арушанова.,с.163)

    НОД «Что делать, если ты злишься»

    Цель. Знакомить детей со способами снятия напряжения. Учить различать добрые и злые чувства и поступки; закреплять способы  саморегуляции поведения (снятие отрицательных эмоций).

    Май

    Чтение стихотворений о мальчиках и девочках.

    (Азб. Общ.,с. 374)

    «Рукодельницы», «Мальчики играют», «Девочки играют»

    (см.Приложение)

    Упражнение «Знакомство» - прививать навык общения мальчиков с  девочками.

    (Азб.общ., с.373)

    Этюды «Игрушки», «Пуговица», «Тяжелая сумка»

    (Азб.общ., с.376)

    Сценарий активизирующего общения «Кыш» - побуждать передавать содержание произведения через игру- драматизацию, вступать в диалогическое общение со сверстниками. Произвольно оперировать словами в игре «Съедобное- несъедобное». Развивать речевое внимание, голосовой аппарат детей.

    (Арушанова, с.139)

    Мини-конкурс «Модница» - дать детям понятие о том, как правильно и хорошо одеваться.

    (Азб.общ., с.369)

    Беседа «С кем бы ты хотел дружить» -формировать у детей понятие о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек, формировать представление о дружбе мальчиков и девочек.

    (Азб.общ., с.373)

    Дид.игра « Мальчик или девочка» - учить детей различать мальчиков и девочек по внешности и действиям (поведению).

    (Азб.общ., с.368)

    Дид.игра «Кто что носит» - учить детей находить характерные отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.

    (Азб.общ., с.368)

    Игры парами

    «Съедобное- несъедобное» - образовывать  наименование предметов посуды. Оценивать игровые действия партнера, аргументировать свое согласие или несогласие с ним.

    (Арушанова,с. 164)

    «Наши отношения» - учить культуре общения мальчиков и девочек.

    (Азб.общ., с.379)

    Подвижная игра «Лужа» - воспитывать у мальчиков желание помогать девочкам, учить девочек благодарить мальчиков за их помощь.

    (Азб.общ., с.374)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план работы танцевального кружка «Әпипә» для детей подготовительного дошкольного возраста

    Танец является одним из средств разносторонних развития и воспитания ребёнка. Танцы развивают у детей эмоциональное восприятие музыки, прививают хороший эстетический вкус, помогают приобщать их к миру...

    Перспективный план по теме "Художественный труд" для детей среднего дошкольного возраста.

    Особую значимость для детей имеет художественный труд как один из компонентов эстетической деятельности....

    Перспективный план работы по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности на примере декоративного рисования

    В детском возрасте, когда ребенок особо эмоционально относится к окружающему миру, особое значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве.Знакомство детей с различными видами нар...

    Перспективный план работы по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе игр с природным материалом

    Перспективный план работы по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе игр с природным материалом...

    Перспективный план работы с родителями по ЗОЖ детей старшего дошкольного возраста

    Ознакомление родителей с формированием культуры здоровья  детей....

    Перспективный план работы по трудовому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста

    Перспективный план по трудовому воспитанию в средней группе на годМесяцНеделяСодержание трудаЦельОборудованиеСентябрь1 неделя       Игра «Мы пришли ...

    Перспективный план работы по развитию ориентировки в пространстве (средний дошкольный возраст) на 2017-2018 учебный год

    Цель: выработать у детей реальные представления о предметах, наполняющих окружающее пространство, их пространственных признаках и отношениях....