комплексно-тематический проект "Весна идет"
проект (развитие речи, подготовительная группа) по теме

Гафарова Марина Борисовна

Овладение связной монологической речью является одним из самых важных прибретений ребенка в дошкольном взрасте. Данный проект позволяет в условиях ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей  о сезонных изменениях в природе в быту людей и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdravstvuyte_vesna.docx38.36 КБ

Предварительный просмотр:

 Слайд №1

Здравствуйте, хочется начать свое выступление словами Елены Серовой «Подснежник»

Выглянул подснежник

В полутьме лесной -

Маленький разведчик,

Посланный весной;

Пусть еще над лесом

Властвуют снега,

Пусть лежат под снегом

Сонные луга;

Пусть на спящей речке

Неподвижен лед, -

Раз пришел разведчик,

И весна придет!

Актуальность проекта.

Лев Семенович Выгодский писал и отмечал значимость речи в формировании личности в целом.

Слайд №2

Идея проекта: выстраивание всех видов детской деятельности вокруг темы наступления весны.

Проблема: недостаточное представление у детей о временах года.

Овладение связной монологической речью является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая проблема воспитания.

Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать  и творчески применить знания детей о сезонных изменениях  в природе и в быту людей в весенний период, о весенних праздниках и историей их возникновения.

В старшем дошкольном возрасте дети любят наблюдать за изменениями природы. Через активную продуктивную деятельность, а именно наблюдение, рисование, лепку, аппликации, рассказы, пересказы, чтение художественной литературы и т.д., проект помогает глубже, ярче изучать основные признаки весны.

Опираясь на содержание методической литературы по этому вопросу и на развитие связной речи, был сделан вывод о том, что лишь немногие дети речевой группы способны самостоятельно построить текст. Большинство дошкольников испытывают значительные трудности в составлении описательных и повествовательных монологов, рассказывании произведений,  речевая диагностика на начало года показала характерные нарушения умений строить описательные и повествовательные тексты.

Следовательно, возникла необходимость целенаправленной, систематической работы с целью формирования умений, необходимых для построения связных монологов.

Слайд №3

Исходя из вышесказанного, была поставлена цель и задачи проекта по развитию связной речи старших дошкольников.

Пути достижения цели:

создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта «Весна идет». Вызвать желание знакомиться с репродукциями великих художников. Сформировать чувство гордости за  родную природу.  Стимулировать интерес к исследовательской деятельности. Привлечь родителей к работе над реализацией проекта.

Задачи проекта:  

- Расширить представления о сезонных изменениях в природе (просыпание природы от зимнего сна, появление почек, первой травы, увеличение светового дня, прилёт птиц с юга и т.п.), о труде людей  весной.

- Расширить и углубить знания о жизни птиц и животных в весенний период.

- Развивать интерес к художественной и познавательной литературе.

- Развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

- Воспитывать любовь к природе.

- Продолжать учить детей формулировать причины всех весенних изменений.

- Развивать у детей, любознательность, интерес и стремление к познанию, умению реализовать свои впечатления в художественно - творческой деятельности

- Совершенствовать у детей умения оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы.

- Познакомить с весенними праздниками, приметами.

- Развивать монологическую, диалогическую и связную речь детей, обогатить её новыми словами и выражениями, эпитетами.

- Разучить стихотворения русских поэтов о весне.

- Учить изображать весеннюю природу разными изобразительными материалами (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, аппликация, лепка) и в разных техниках (графика, живопись, «по – мокрому листу», методом «тычка», нетрадиционными методами: кляксография, «волшебные рисунки» и др.

- Знакомить детей с мировыми музыкальными шедеврами и композиторами, создавшими музыкальный образ Весны. Учить узнавать знакомые музыкальные произведения и  составлять рассказ по прослушанному  произведению.

- Способствовать умению применять полученные знания на практике и в самостоятельной активной деятельности.

- Отразить знания, полученные познавательным путем в различных видах деятельности (изобразительной, игровой, умственной).

- Способствовать развитию творческих способностей детей, их воображения, логического мышления, умению замечать изменения в природе.

- Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных (делать скворечники, кормить птиц и зверей).

 Слайд №4

На экране вы видите участников проекта.

Тип вид и сроки реализации проекта

Участники проекта: воспитатели, дети, родители, педагог – психолог, учитель-логопед.

Возраст детей: 6-7 лет.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Тип проекта: групповой, творчески-поисковый.

До начала работы над проектом мы подготовили методический и демонстрационный материал и оборудование. Были использованы разнообразные материально-технические ресурсы:

-литературные произведения (народные и литературные сказки), малые формы (загадки, приметы, заклички),

-канцелярские принадлежности для рисования, аппликации, поделок, лепки,

-фотоаппарат,

-интернет-ресурсы и компьютерные технологии,

-костюмы для проведения Масленницы,

-музыкальное обеспечение,

Качество монологической речи – это содержательность, структура, связность, грамматическая правильность, использование лексических и интонационных средств выразительности.

Нам необходимо было определить предполагаемые результаты:

Повысить уровень овладения монологической речью.

Обогатить словарь детей.

Усовершенствовать умения подбирать существительные к прилагательному, синонимы, антонимы, способность сочинять оригинальные рассказы, пересказ литературных произведений.

Повысить уровень умений интонационной выразительности речи и темпа, умение передавать различные эмоции.

Накопить опыт передачи различных образов в рисунке.

Развить устойчивый интерес и любовь к литературным произведениям.

Развить интегративное качество «способность управлять своим поведением и планировать свои действия» во время коллективной работы.

Повысить заинтересованность родителей в разнообразном по содержанию и формам сотрудничестве.

Презентация проекта: формирование у детей представления о приметах весны. Природа влияет на наше самочувствие и настроение. 

Итоговый продукт  «Чудо- дерево весны» - дерево как арт-объект, украшенный продуктами детской деятельности, полученными в ходе реализации проекта ( мини-сочинения о весне, рисунки о весенних цветах, поделки)

Слайд №5

На слайде вы можете видеть по каким направлениям реализовался проект.

Проект реализуется по трем направлениям:

  1. Совместная деятельность с детьми.
  2. Взаимодействие с родителями.
  3. Связь с узкими специалистами

На первом этапе

Вместе с родителями мы заранее обсудили и осуществили подбор художественной литературы и книг с текстами и иллюстрациями о весне, во время прогулок с детьми родители обращали  внимание на изменение в природе, т.к. знания детей базируются на их личном опыте.

Была сделана выборка из перспективного плана занятий по теме проекта, подобраны и систематизированы уже знакомые и новые дидактические игры и упражнения, подготовлены опорные схемы  и мнемотаблицы для описательных рассказов: «Весна пришла»,  «Талая вода».

Слайд №6

На основном этапе работы над проектом мы с детьми работали по всем  десяти образовательным областям:

  • Образовательная область «Познание»
  • Образовательная область «Коммуникация»
  • Образовательная область «Чтение художественной  литературы»
  • Образовательная область «Художественное творчество»
  •   Образовательная область «Труд»
  •   Образовательная область «Социализация»
  •   Образовательная область «Физическая культура»
  •   Образовательная деятельность «Музыка»
  •   Образовательная область «Здоровье»  
  •   Образовательная область «Безопасность»

Слайд №7

Содержание образовательной области «Познание» направлено на развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей

через решение следующих задач:

  • сенсорное развитие;
  • развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;
  • Формирование элементарных математических представлений;
  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. (Беседы, наблюдение, просмотр фото – сюжетов, д/игры)

Слайд №8,9 конструирование из бумаги;

Слайд №10 составление геометрической картины;

Слайд №11составление математического букета;

Слайд №12

Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми

через решение следующих задач:

  • развитие свободного общения с взрослыми и детьми (фантазии, рассказы, сказки и мини-сочинения);
  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм, речевые игры) в различных формах и видах детской деятельности;
  • практическое овладение детей нормами речи.

Слайд №13 составление рассказов по картине; речевая игра «где спрятался звук?»

Слайд №14, 15

Весомый вклад в развитие проекта внесли речевые дидактические игры и упражнения: на подборы однокоренных слов, образование слов с помощью приставок, суффиксов, окончаний, определение признаков, качеств, действий предметов, синонимы, антонимы, наречия, слоги, рифмовки.

Слайд №16

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса в чтении книг

через решение следующих задач:

  • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
  • развитие литературной речи;
  •  заучивание стихотворений;
  • чтение и обсуждение произведений;
  • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Слайд №17 заучивание стихотворений по мнемотаблице:

А. Плещеев «Уж тает снег»,

          Т.Белозеров «Плакала Снегурочка» и т. п.

- чтение и обсуждение произведений:

Ф. Тютчев «Зима недаром злится… »,

Н. Сладков «Весенние радости: Апрель»,

В. Сухомлинский «Весенний ветер»,

песенки, заклички, небылицы, загадки о весне, приметы весны.

Слайд №18

 Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности,

удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

  • развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
  • развитие детского творчества;
  • приобщение к изобразительному искусству.

Слайд №19 предметное рисование;

Слайд №20 использование кляксографии;

Слайд №21 на занятиях по рисованию, в самостоятельной деятельности ребята знакомились с творчеством художников-иллюстраторов, рассматривали картины и слушали описание к этим картинам.

Слайд №22 создание предметной композиции;

Слайд №23

Образовательная область «Труд» направлена на приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и формирование положительного отношения к труду, через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственного участия детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.  

  • Воспитывать потребность трудиться, участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным окружающим, радоваться результатам коллективного труда

Слайд №24 посев семян пшеницы;

                        А здесь вы видите – наша пшеница взошла

Слайд №25 внутри группы был объявлен конкурс «Мастерим скворечник»;

Слайд №26

Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений

через решение следующих задач:

  • развитие игровой деятельности детей;
  • взрослыми (в том числе моральным);

Слайд №27 использовались дидактические игры по весенним сюжетам;

Слайд №28

Содержание образовательной области «Здоровье и Физическая культура» направлено на развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость, и координация):

  •  накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  • формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Слайд №29 систематически проводили интересные пальчиковые игры;

Слайд №30 эстафеты с бегом: «Собираем скворечник»,

- подвижные игры: с мячом «Когда это бывает? »,  «Перелет птиц»

Слайд №31

Содержание образовательной области «Музыка» направлено на развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку

через решение следующих задач:

  • развитие  музыкально-художественной деятельности;
  •  приобщение к музыкальному искусству;
  • развитие музыкальности детей;
  • развитие способности эмоционально воспринимать музыку,

Слайд №32 слушание произведений  П.И. Чайковского из цикла «Времена года» – «Апрель». «Подснежник», А. Вивальди «Времена года. Весна» №2.; дети изображали животных, пробудившихся от зимней спячки;

Слайд №33 праздник Масленица «уходи зима – приходи весна»

Слайд №34

Содержание образовательной области « Безопасность» направлено на беседы, объяснения, напоминание, ситуативное обучение. Т.к. наш проект посвящен весне, мы проводили беседы на темы: «Какие опасности таятся на улице весной? » (скользкая дорога, падающие сосульки, дождь, ветер, лужи и т. п.), «Как обезопасить себя от весенних опасностей? ».

Дети посыпают скользкую дорожку песком,

Наблюдают за работой дворника.

Слайд №35 . . .

Каждую  неделю детям с родителями предлагались творческие задания: Составить  мини-сочинения

-  «Почему я люблю весну»,

-  «Почему возвращаются птицы»,

-  «Почему тает снег» ,

- красочное оформление своего сочинения.

- подобрать антонимы, синонимы к заданным словам. 

- оформление фото-коллажа «Все рады весне»

 конкурс «Мастерим скворечник».

Вся эта проделанная работа позволила нам перейти к осуществлению непосредственной цели проекта: У детей изменилось традиционное восприятие образа  Весны, как  обычного времени года. Дети поняли насколько важное это время года для живой и неживой природы создали условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта «Весна идет». Вызвали желание знакомиться с репродукциями великих художников. Сформировали чувство гордости за природу.  Стимулировали интерес к исследовательской деятельности. Привлекли  родителей к работе над реализацией проекта. Сейчас дети без лишних размышлений могут назвать месяцы весны, признаки весны, перелетных птиц, откуда течет ручей, есть ли домик у листочки, почему не всегда можно гулять на участке весной.

Слайд №36 …

 В процессе составления использовались рассказы-образцы, опорные схемы, мнемотаблицы, дети были очень заинтересованы в результате своей работы, т.к. итогом было «Чудо-дерево» украшенное продуктами детской деятельности, полученными в ходе реализации проекта (мини-сочинения о весне, рисунки о весенних цветах, поделки и т.д.)

  В планах на будущее хотелось бы продолжать речевую творческую работу с детьми в старшей и подготовительной группе.

МАГИЯ ВЕСНЫ  Лариса Кузьминская

В жемчужных облаках гуляет нынче солнце,

И рассыпает нам лучей червонцы.

И ароматов свежих в воздухе букет.

И пируэты капель как балет -

Все признаки весны, ее прихода.

Так оживает сонная природа,

Теплеет кровь, блестят глаза и мы

Освобождаемся от зимней, долгой тьмы.

Бодры, легки и ускоряем шаг!

Да, здравствует Весна! Великий Маг!

Спасибо за внимание!

..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для комплексно- тематического планирования "Весна красна идет"

В данном проекте представлен перспективный план на две недели,цели и задачи проекта....

Комплексно-тематический план. Ситуация (тема) «Сказка в гости к нам идет, чудеса с собой несет»

Комплексно-тематический план. Ситуация (тема) «Сказка в гости к нам идет, чудеса с собой несет»Средний дошкольный возраст с 11 по 15января.Цель:  Приобщение детей к истокам русского народного фол...

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При ра

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с до...

Комплексно-тематический план. Ситуация (тема): «Идет зима, аукает».

Комплексно-тематическое планирование по теме:  «Идет зима, аукает»....

Комплексно-тематический план образовательной работы в старшей группе «Теремок». Тема: «Дед Мороз к нам идет» (по инициативе Дели Р.) (20.12 - 30.12.21г.).

Комплексно-тематический план образовательной работы в старшей группе №7. Тема: «Дед Мороз к нам идет» (по инициативе Дели Р.) (20.12 - 30.12.21г.)....