Роль пальчиковых игр в развитии речи детей
консультация по развитию речи по теме

Значение пальчиковых игр для развития мелкой моторики у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл paltsy.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Города Набережные челны

«Детский сад комбинированного вида№23 «Светлячок»

(МАДОУ «Детский сад №23 «Светлячок»)

Выступление на тему

Роль пальчиковых игр в развитие речи детей

Провела:

Гайсина Алия Мансуровна

Г. Набережные челны

2012

                Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Тренировка пальцев рук стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных  элементарных умений, таких как одевание, раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложками, ножницами.

                  Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребенка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элемантами  сюрпризности и предлагают наличие ситуации успеха. Они способствуют развитию речи, творческой и мыслительной деятельности.

            Пальчиковые игры как бы отражают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиков игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном  виде деятельности.

                 Тренировке движения пальцев рук можно уделить 1,5-2 минуты на утренней гимнастике или 2-3 минуты на фронтальных занятиях. Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Не дает эффекта, расслабленное выполнение упражнение. Особое внимание стоит уделять тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук дает видимый и быстрый эффект.

                          Систематическая работа по тренировке движения пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.

Пальчиковые игры

Игра-подражание

«Подними ладошки».

(Руки лежат на коленях.)

Подними ладошки выше

И сложи над головой.

Что же вышло? Вышла крыша,

А под крышей мы с тобой.

(Руки возвратить на колени.)

Подними ладошки выше,

Поскорее помаши.

 Что же вышло? Птички вышли.

Птички очень хороши.

 (Руки возвратить на колени.)

Подними ладошки выше,

Изогни скорей дугой.

Что же вышло? Гуси вышли-

Вот один, а вот другой.  

(Руки возвратить на колени.)

Подними ладошки выше,

Пальчики скорей согни.

Что же вышло? Мышки вышли.

Здесь их два, а в сказке три.

(Руки возвратить на колени.)

В какой сказке три медведя?

Вспомни, громко говори!

***

Пальчики

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальцы погулять.

Первый палец – самый сильный,

Самый толстый и большой.

Второй пальчик - для того

Чтоб показывать его.

Третий палец – самый длинный

И стоит он в  середине.

Этот пальчик - безымянный,

Он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал,

Очень ловок и удал.

***

Как – то шел по джунглям

(Ходьба на месте)

И услышал я:

Начали лягушки квакать для меня

(Квакаем)

Я скакал по джунглям

(Подскоки на месте)

И услышал я:

Маленькая птичка пела для меня.

(Полетели как птички)

***

Игрушки

Я с игрушками играю:

(Руки перед собой, сжимаем - разжимаем пальцы обеих рук)

Мячик я тебе  бросаю,

(Протягиваем руки вперед - бросаем мяч)

Пирамидку собираю

(Прямые кисти ладонями вниз поочередно кладем друг на друга несколько раз)

Грузовик везде катаю.

(Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки -"катаем машину")

***

Жук

На лужайке, по ромашкам

(Полуприседая, вставая, взмахивая кистями рук, согнутых в стороны)

Жук летел в цветной рубашке:

-Жу-жу-жу, жу-у-у.

(Поворот переступанием на носках  вправо, полуприседая, шевеля пальчиками.)

Я с ромашками дружу.

(То же в другую сторону)

Тихо на ветру качаюсь.

(Наклоны туловища вправо- влево)

Низко, низко наклоняюсь.

(Круговые движения туловища вправо, руки на пояс. Повторить еще раз все и выполнить круговое движение в другую сторону)

***

Замок

На дверях висит замок,

 Кто б его открыть мне смог?

(Соединить пальцы рук в замок)

Справа – зайка, слева - мишка

Покрутили за  задвижку.

(волнообразные движения кистями рук.)

Справа - зайка, слева - волк

Потянули за замок.

(Пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в стороны.)

Раз, два, раз, два

 И открылись ворота.

(Пальцы разъединили.)

***

Пальчиковая гимнастика

 Птички

Маленькая птичка

Принесла яичко.

Мы с яичком поиграем

Мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим -

Мы яичко отдадим.

(Детям раздаются грецкие орехи по одному, они катают их между ладошками)

***

Рукавицы

Вяжет бабушка лисица

Всем лисятам рукавицы:

(Поочередно потереть большим пальцем подушечки остальных пальцев)

Для лисенка Саши

Для лисички Маши,

Для лисенка Коли,

Для лисички Оли,

(Поочередно массировать пальцы левой руки, начиная с большого пальца)

А маленькие рукавички

Для Наташеньки - лисички.

В рукавичках - да- да -да !-

Не замерзнем никогда!

(Потереть ладони друг о друга)

- А у нас  есть валенки, -

Отвечали заиньки.-

Что нам вьюга да метель?

Хочешь, Мишенька, примерь.

***

Мебель

Мебель я начну считать:

Кресло, стол, диван, кровать,

(Пальцы обеих рук поочередно зажимать в кулачки)

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвал-

Десять пальчиков зажал!

(Поднимать зажатые кулачки вверх)

***

Гимнастика для пальцев ног

Вот как пляшет наш большак

Вот как пляшет наш большак

И вот эдак и вот так!

(Изо всех сил шевелят большим пальцем ноги)

Дед Егор срубил забор.

Щели и дыры, чтобы виден был вор.

(Разводят пальцы ног как можно шире, а потом с силой поджимают их.)

Пять и пять пошли гулять

Вот их стало – дважды пять.

Пальчиковый игротренинг

Солдаты

Мы солдаты, мы солдаты

Бодрым шагом мы идем.

(Пальцы маршируют по столу.)

В нашу армию, ребята,

Просто так не попадешь.

(Пальцы сжаты в кулак, указательный палец поднят вверх и покачивается вправо – влево.)


Нужно быть умелыми,


 Сильными и смелыми.


(Ладонь вверх, пальцы раздвинуты;  сжимаются и разжимаются).



***


Посмотрите мы  олени


Посмотрите, мы – олени.


(Скрещенные и напряженные руки над головой.)


Рвется ветер нам навстречу.


(Махи кистями рук к лицу.)


Ветер стих, расправим плечи,


(Плавно опускать руки.)


Руки снова на колени.


(Опустить руки на колени.)


***












По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей.

В статье говорится о том, для чего нужно развивать руку ребенка,какие бывают пальчиковые игры, как помочь ребенку в развитии речи с помощью пальчиковых игр....

"РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

Материал предназначен для воспитателей групп раннего возраста....

Консультация для родителей: «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей".

Речь детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....

Презентация на тему "Роль пальчиковой игры в развитии речи детей".

Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, особенно - от движений пальцев рук ( то есть от мелкой моторики).Малыши, которые ежедневно занимаются пальчиковой гимнастикой - ...

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей

Консультация воспитателя Перелетовой Н.А. для родителей«Рука – это вышедший наружу мозг человека». И.Кант...

Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей

Упражнения пальчиковой гимнастики...