Консультация для родителей "Этапы развития речи дошкольника"
консультация по развитию речи по теме

Помощь родителям в развитии речи у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_i_pedagogov.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

Этапы развития речи дошкольника.

   Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

   Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

   Усвоение ребенком родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

   Кроме того, нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка, чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Например, малыш в 1г. 4месяца еще не говорит. Решить, нормальное это явление или нет, педагог может только в том случае, если знает, когда при нормальном развитии должны появиться первые слова.

   Знание закономерностей речевого развития детей необходимо также и для  правильной диагностики нарушений речи. Так, некоторые специалисты порой направляют 3-летних детей к логопеду для устранения недостатков произношения звуков. Правильно ли это. Нет. Потому что даже при нормальном речевом развитии ребенку в данном возрасте «полагается» произносить некоторые звуки неверно. Это явление, называемое физиологическим косноязычием, закономерно и обусловлено еще недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата.

   Рассмотрим 4 этапа становления речи детей.

 1этап - подготовительный (с момента рождения до 1г.)

  В это время происходит подготовка к овладению речью. С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач, которые способствуют развитию тонких и разнообразных движений 3-х отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

   Через 2 недели ребенок начинает реагировать на голос говорящего. Около 2 месяцев появляется гуление и к началу 3-го месяца - лепет. С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги, в дальнейшем перенимает все элементы звучащей речи.

  Во 2-м полугодии ребенок воспринимает отдельные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями. В это время он реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию, слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).
  В возрасте 7-9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.

   С 10-11 месяцев появляются реакции на слова независимо от ситуации и интонации говорящего.

   В это время, особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым).

   К концу 1-го года жизни появляются первые слова.

  2 этап - преддошкольный (от 1г. до 3лет).

  С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

  Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства.

  С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.

  На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. Значения слов становятся все более определенными.

  К 2-м годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.

  К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.

  В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

  3 этап - дошкольный (от 3 до 7 лет).

  На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение.

  На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового  контроль над  собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.

  В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4-6 годам достигает 3000-4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи, дети овладевают связной речью. После 3 лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. К 3 годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.  

  Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями.

  На 5-м году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. К 4-м годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.

  4 этап - школьный (от 7 до 14 лет).

  Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим - это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.

  Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи - письменной речи.

  В школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка - от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.

  Разумеется, эти этапы не могут иметь четких, строгих границ, каждый из них плавно переходит в последующий.

Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Ребенок должен:

  • быть психически и соматически здоровым;
  • иметь нормальные умственные способности;
  • иметь нормальный слух и зрение;
  • обладать достаточной психической активностью;
  • испытывать потребность в речевом общении;
  • иметь полноценное речевое окружение.

  Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.

                  МАДОУ « Детский сад № 23 « Светлячок»

                   Консультация для родителей и педагогов.  

         

         

              Этапы развития речи

дошкольника.

                                                      Подготовила: Ильязова Ф.Ш.

               

                                г. Набережные Челны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников в играх»

Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в игре, чем на занятиях. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при...

Консультация для родителей "Развитие речи дошкольников в играх"

Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в играх. Приведены словестные речевые игры, игры с картинками, игры для подготовки к чтению....

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Консультация. Может использоваться в работе с родителями так и с педагогами....

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников через рассматривание картин».

Рассматривание картин - один из эффективных приемов развития речи детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что у дошкольников преобладает наглядно - действенное мышление....

Консультация для воспитателей "Развитие речи дошкольников посредством игровой деятельности"

Предложены игры с мячом, игры с прищепками для развития всех сторон речи....

консультация для родителей "Развитие речи дошкольников"

консультация для родителей "Развитие речи дошкольников"...