Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников путём формирования процесса восприятия свойств предметов и явлений окружающего мира»
консультация (младшая группа) по теме

Селькова Елена Олеговна

Для родителеё детей младшеё группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие речи дошкольников путём формирования процесса восприятия свойств предметов и явлений окружающего мира»

Процесс восприятия развивается на протяжении всего дошкольного детства под влиянием разнообразной деятельности ребёнка: игровой, лепки, конструирования, элементарно-трудовой. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. . Словарный запас, качество речи зависит от способности ребёнка выделять и отличать друг от друга различные особенности и свойства объекта, от умения дифференцировать такие признаки как цвет, форма, величина предмета и его отдельные элементы. Научившись этому, ребёнок овладеет перцептивными действиями, т.е. обследованию объектов, умению вычленять наиболее характерные свойства, усвоит общепринятые образцы чувственных свойств и отношений предметов – сенсорные эталоны (форма, величина, цвет).

Выделяют следующие виды восприятия:

  • Зрительное
  • Слуховое
  • Тактильное-двигательное.

Развитие двигательного восприятия включает в себя: восприятие формы, величины, цвета, пространства и ориентировки в нём, формирования целостного образа предмета.

Для развития у ребёнка восприятия формы необходимо освоить ряд практических действий, которые помогут воспринимать форму независимо от положения фигуры в пространстве, от, цвета, величины. Это такие практические действия, как: наложения фигур, прикладывание, обведение пальцем контура, ощупывание, рисование. После усвоения этих действий ваш ребёнок может найти любую фигуру, выполняя эти действия уже в уме. Можно предложить поиграть в игры, не требующие специального оборудования или затрат: «Найди в комнате круглые предметы», «Найди предметы, похожие на квадрат», нарисовать на песке или снегу треугольник, выложить фигуру из палочек или мозаики.

Восприятие различных параметров величины осуществляется в процессе наложения, прикладывания, ощупывания, группировки по одному признаку, измерения. Каждый параметр величины (длина, ширина, высота, толщина) осваивается ребёнком самостоятельно на основе предыдущего параметра. Сначала предлагайте ребёнку сравнивать реальные предметы, потом геометрические фигуры (плоские фигуры) и только потом, он сможет выполнять действия в уме, опираясь на зрительный образ (рисунок). Собирая пирамидку со своим малышом, предлагайте выбрать кольца, проговаривая «самое большое», «большое», «маленькое», «самое маленькое». Расставляя игрушки, предложите поставить их по возрастанию «от самого маленького к самому большому» или по убыванию «от самого большого к самому маленькому». Можно поиграть в очень любимую младшими дошкольниками игру с ниточками, ленточками или шнурочками – найти одинаковые по длине, проверяя их методом наложения. В ходе этих простых игр развивается не только восприятие, но и мелкая моторика, которая так важна для развития речи вашего ребёнка.

Работа по развитию представлений о цвете производится поэтапно: сначала дети учатся сличению цветов, потом выполняют задания по словесной инструкции, на следующем этапе называют цвет самостоятельно. В игровой деятельности дети знакомятся сначала с наиболее контрастными основными цветами (красный, жёлтый, синий), затем учатся отличать оранжевый, зелёный, чёрный. В возрасте от трёх до пяти лет ребёнок осваивает семь цветов спектра, а также чёрный и белый цвета. Можно предложить детям игру «Подбери по цвету» - разложить в цветные коробочки предметы соответствующих цветов, поиграть в игру «Чего не стало?» или «Что здесь лишнее?», используя одинаковые предметы разных цветов.

Самая главная функция восприятия – восприятие целостного предмета или явления в совокупности всех свойств. Для этого ребёнку необходимо освоить более сложные действия с предметами:

  • конструирование предметов из составных элементов (стульчик из кубика и кирпичика),
  • узнавание предмета по нескольким элементам или его назначению (например, большое, круглое, жёлтое, всех согревает),
  • обнаружение похожего в различных предметах (руль, колесо, тарелка – круглые,
  • словесное описание (играя в магазин, необходимо рассказать о предмете, который хочет купить ваш ребёнок),
  • узнавание предмета по словесному описанию – игра «Угадай-ка».

Игры, в которых вырабатываются эти умения, опираются на манипулирование свойствами и частями предметов сначала в практических действиях, а затем в словесной и умственной форме. Завершающим этапом является соединение действия и слова, которое начинает руководить действиями ребёнка в процессе восприятия предметов и явлений.

Развитие тактильно-двигательного восприятия включает формирование умения определять форму предмета на ощупь без участия зрения. Предложите ребёнку поиграть в игру «Чудесный мешочек» и угадать, что лежит в непрозрачном мешочке на ощупь.

Развитие слухового восприятия развивается как восприятие обычных звуков и восприятие речевых звуков, т.е. развитие фонематического слуха. Оба направления для человека имеют жизненно важное значение и начинают развиваться с младенчества. Формирование фонематического слуха завершается в среднем к пяти годам. К этому возрасту, ребёнок осваивает все звуки родного языка, речь становится чистой, без искажений. Можно поиграть с ребёнком в такие игры, как «Где звучи?», используя колокольчик или погремушку, (проговаривать место звучания с использованием предлогов, наречий), «Угадай, что звучит?», используя предметы быта, музыкальные игрушки, «Кто, как кричит?», проговаривая звукоподражание и название животного.

Уважаемые родители, можно купить в магазине готовые игры для развития восприятия формы, цвета, величины. А можно использовать эти простые игры, предложенные для вашего внимания, не требующие специальной подготовки и материалов, в которые можно поиграть с вашим ребёнком дома, на даче, гуляя в парке, они принесут не только пользу вашему ребёнку, но и радость от общения с самыми близкими и дорогими людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников в играх»

Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в игре, чем на занятиях. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при...

Консультация для родителей "Развитие речи дошкольников в играх"

Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в играх. Приведены словестные речевые игры, игры с картинками, игры для подготовки к чтению....

консультация для родителей "Развитие речи дошкольников"

консультация для родителей "Развитие речи дошкольников"...

Консультация для родителей "Развитие речи дошкольников в играх"

Большой перечень словесных и подвижных игр.Усвоение знаний детьми происходит быстрее в игре,чем на занятиях....

Открытый просмотр ООД "Отражение свойств предметов и явлений окружающего мира в творческих видах деятельности дошкольников"

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе " Путешествие в лабораторию чудес"Цель: развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в проц...

Консультация для родителей: «Развитие речи детей через формирования первичных представлений об окружающем мире»

Консультация для родителей: «Развитие речи детей через формирования первичных представлений об окружающем мире»...