«Использование мнемотехники в развитии памяти детей с ОНР»
учебно-методический материал по развитию речи по теме

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_-_rmo.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39

муниципального образования Усть – Лабинский район

ДОКЛАД

«Использование мнемотехники в развитии памяти детей с ОНР»

х. Братский,

март, 2012г.

                                                                   Память – это основа психической                                                                                            

                                          жизни, основа нашего сознания. Это волшебная

                                              шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для

                                         нашего будущего. Человек без памяти не был бы

                                                  человеком.

                                                                                                Л.В. Черемошкина

        Проблема изучения памяти детей дошкольного возраста в последнее время стала очень популярной среди исследователей, педагогов и психологов. В отечественной психологии этим вопросом занимались П.И.Зинченко, Т.В. Болыпева, И.А.Барташникова, Е. Синицина, Л.В.Черемошкина. Проанализировав труды данных психологов, мы поняли, как важно научить детей  управлять процессом запоминания.

        «Давай выучим стишок к празднику!» - вряд ли взрослые, адресуя подобные реплики ребенку, понимают, какой сложный психический процесс они при этом запускают. Память, как способность запечатлевать и сохранять впечатления, дарована человеку с самого  рождения, но владеть и управлять ею, мы учимся всю жизнь.

        На протяжении детства ребенок начинает последовательно вступать в права владения собственной памятью. С точки зрения известного психолога П.П.Блонского, раньше всего дети сохраняют в памяти, выполненные ими движения, тем самым запоминаются пережитые ими чувства и эмоциональные состояния. Далее доступными сохранению становятся
образы вещей, и лишь на самом высоком, последнем уровне ребенок может запомнить и воспроизвести смысловое содержание воспринятого, выраженное в словах.

Виды памяти

  • двигательная;
  • эмоциональная;
  • образная (зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная);
  • эйдетическая;
  • словесная;
  • произвольная;
  • непроизвольная


               Двигательная память обнаруживает себя уже в младенчестве, когда малыш начинает схватывать руками предметы, учится ползать, ходить. В раннем возрасте ребенок учится бегать, прыгать, умываться, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки. В дошкольном возрасте работа двигательной памяти становится все более сложной. Занятия физической культурой, музыкально – ритмическими  движениями, игрой на музыкальных инструментах предполагают умения ребенка запоминать, сохранять и воспроизводить в определенном порядке все более сложные движения. Это, конечно же, требует специальной тренировки под руководством взрослого, который сначала показывает детям последовательность движений, а затем следит за правильностью их выполнения.

        Для развития двигательной памяти можно предложить ребенку выполнить такое упражнение:  

Взрослый просит ребенка повторить за ним определенную последовательность движений, например, дотронуться левой рукой правого уха, улыбнуться, присесть и т.д. Или скопировать определенное положение пальцев.

Важно отметить, что потому, насколько развита у ребенка тонкая моторика рук, можно судить о степени развития у него речи. Это связано с тем, что центры, отвечающие за речь и мелкую моторику расположены рядом в мозгу. Развивая пальцы рук ребенка (рисование, вырезание ножницами, лепка, нанизывание бусинок на нитку и т.д.), вы также развиваете его речь.

       
Эмоциональная память хранит впечатления об отношениях и контактах с окружающим, предостерегает от возможных опасностей или же, наоборот, подталкивает к действиям.

Например, если вдруг ребенок обжегся о горячий утюг или был исцарапан кошкой, то полученные впечатления могут ограничивать его любопытство в будущем лучше всяких запретных слов взрослых. Или же,  ребенок просит родителей о просмотре определенного фильма, который он уже много раз смотрел. Рассказать его содержание малыш не может, но зато помнит, что этот фильм очень смешной. Так действует память чувств.

      Особенно богата детская память образами отдельных конкретных объектов, когда-то воспринятых ребенком: вкус напитка и торта, запах мандаринов и цветов, звуки музыки, мягкая на ощупь шерстка кошки и т. п. Это
образная память - память на то, что воспринимается при помощи органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния. Поэтому образную память подразделяют на зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, осязательную. В связи с тем, что у человека наиболее важное значение имеют зрение и слух, лучше всего обычно развиты зрительная и слуховая память.

Упражнение на развитие слуховой памяти: Взрослый называет 10 цифр. Ребенок должен постараться запомнить их в том порядке, в каком они назывались. Например: 9, 3, 7, 10, 4, 1, 6, 8, 2, 5. 


      У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти -
эйдетическая память. Ее называют иногда фотографической памятью: ребенок, словно фотографируя, очень быстро, ярко, четко запечатлевает в памяти определенные объекты и потом легко может их вспомнить до мелочей, он как бы снова видит их и может описать во всех подробностях. Эйдетическая память - возрастная особенность дошкольников, при переходе в младший школьный возраст дети обычно утрачивают эту способность.

Д. Б. Эльконин: "Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Уже при простом наблюдении за дошкольниками обнаруживается бурное развитие их памяти. Ребенок относительно легко запоминает большое количество стихотворений, сказок и т. д. Запоминание часто происходит без заметных усилий, а объем запоминаемого увеличивается настолько, что некоторые исследователи считают, будто именно в дошкольном возрасте память достигает кульминационного пункта своего развития и в дальнейшем лишь деградирует".

        Словесная память - память на информацию, представленную в словесной форме, - развивается у дошкольника параллельно с развитием речи.  Дошкольники лучше запоминают стихи с помощью активных игровых или мысленных действий. Например, Бахрам А. после троекратного чтения стихотворения «Кошкин дом»  запомнил всего 3 строчки; после участия в драматизированной игре по этому стихотворению - 17 строчки; после повторной игры и показа картинок - 28 строчек. Таким образом, активное действие - игровое или мысленное - значительно повышает словесное запоминание.

Например, Упражнение на развитие словесной памяти:

Взрослый не торопясь читает ребенку с интервалом в 5 секунд 10 приведенных ниже слов. Ребенок должен их запомнить и воспроизвести в той же последовательности. Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.

            Для старших дошкольников становятся доступны и элементы
логического запоминания, которое основывается не на дословном, механическом воспроизведении материала, а на определенных схваченных ребенком нормах изложения. Этот вид памяти проявляется обычно при запоминании понятного детям содержания. Например, пересказывая сказку, дети могут, не нарушая последовательности изложения материала, упускать какие-то подробности или добавлять свои. Так, если обучать старших дошкольников тому, как осуществлять выбор картинок к слову, чтобы потом по картинкам припомнить слова, то дети постепенно усваивают такие приемы логического запоминания, как смысловое соотнесение и смысловая группировка.

Например, показываем детям иллюстрации с нарисованными предметами: дерево, листик, вишня, мишень, банка с вареньем, яблоко, пирожок, стрела и предлагаем их запомнить. При этом  объясняем ребенку, что нарисованные предметы легко можно запомнить, если найти между ними связь. Так, листик связан с деревом. С каким предметом  связана стрела? Другие рисунки?
      Детская память удивительно пластична. Стишки, песенки, реплики героев фильмов и мультфильмов, незнакомые иностранные слова, кажется, словно "прилипают" к ребенку. Ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Он запоминает то, на что обращено его внимание, что произвело на него впечатление, что было интересно. Это
непроизвольная память. Психолог П. И. Зинченко, исследовавший непроизвольное запоминание, выявил, что его продуктивность увеличивается в том случае, если задание, которое предлагается ребенку, предполагает не просто пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале, выполнение мыслительных операций (придумывание слов, установление конкретных связей). Так, при простом рассматривании картинок ребенок запоминает гораздо хуже, чем в тех случаях, когда ему предлагают придумать какое-то слово к картинке или же разложить отдельно изображения предметов для сада, кухни, детской комнаты, двора и т. п.


          В старшем дошкольном возрасте начинается складываться
произвольная память, которая предполагает, что ребенок заставляет себя запомнить что-то с помощью воли. Самый простой пример проявления произвольной памяти - ситуация, когда ребенок старательно заучивает стихотворение перед утренником. Рассмотрим, как действует произвольная память.

 Сначала ребенок лишь выделяет задачу: "Надо запомнить стихотворение". Необходимыми приемами для запоминания он при этом еще не владеет. Их дает взрослый, организуя повторение отдельных строчек, затем строф, а также направляет припоминание вопросами "А что было потом?", "А дальше?". Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания и в конце концов осознает необходимость этих специальных действий запоминания (повторения, прослеживания смысловой последовательности и т. п.).

           Существуют особенности развития памяти, связанные с полом ребенка. У мальчиков и девочек скорость созревания различных образований мозга не совпадает, различен и темп развития левого и правого полушарий, которые существенно отличаются по своим функциям. Установлено, что у девочек значительно быстрее идет развитие функций левого полушария по сравнению с мальчиками, а у мальчиков по сравнению с девочками - правого. Какое это имеет отношение к памяти? Учеными выявлено, что левое полушарие в большей степени, чем правое, ответственно за осознаваемые произвольные акты, словесно-логическую память, рациональное мышление, положительные эмоции. Правому же полушарию принадлежит лидирующая роль в реализации непроизвольных, интуитивных реакций, иррациональной мыслительной деятельности, образной памяти, отрицательных эмоций.

В нашей группе 10 мальчиков и 2 девочки.  Готовясь к развлечениям , утренникам, и другим   мероприятиям, мы заметили, что именно  девочки быстрее  запоминали стихи, тексы песен, танцевальные движения, последовательность развития действий по сценариям , ответственнее относились к поставленным задачам.


Важным моментом в развитии памяти в дошкольном возрасте становится то, что она начинает занимать существенное место в развитии личности ребенка. Ребенок начинает помнить самого себя.

Психолог А. Н. Раевский установил процентное соотношение наиболее ранних воспоминаний взрослых

10,8 %  воспоминаний относятся к 2 годам

74,9 %  -  к 3 – 4 годам

 11,3 %  приходится на 5 год жизни

2,8 % - на шестой

         К сожаленью, на сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей  все больше и больше встречается речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Работая с такими детьми, я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей – логопатов - они без радости включаются в учебную деятельность, не справляются с учебной нагрузкой и трудно адаптируются к школьной жизни.  Как правило, у таких детей снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. Результаты проведенной диагностики памяти дошкольников показали, что основная масса детей имеет средний и низкий уровень развития природной памяти.

Как все педагоги – дошкольники мы  знаем, как много в нашей работе различных проблем, но один вопрос мне не давал покоя: «Почему я провожу большую работу с детьми на занятиях и вне занятий, стараюсь дать детям много интересной информации, а результаты оставляют желать лучшего?»

        Анализ интеллектуальной готовности детей к школе за последние годы показал, что одной из важнейших составляющих данной проблемы является неспособность детей к запоминанию.  А ведь, память обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую, но и умственную деятельность. Развивать память – значит обеспечить развитие всей умственной деятельности ребенка дошкольника.

Дошкольное детство, как уже говорилось выше – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти.  Это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое). Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом? Люди с древних времён старались изобретать приёмы, помогающие запоминать нужную информацию, передавая их из поколения в поколения под общим названием «мнемотехника» (от греческого слова «мнемо»- память).

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями , Глухов В. П. – блоками-квадратами , Большева Т. В. – коллажем , Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

ЧТО ТАКОЕ МНЕМОТЕХНИКА?

Мемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Слово «мнемотехника» происходит от греческого «мнемоникон» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

Искусство запоминания названо словом «мнемоникон» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.

Первые, сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86 -82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтипиана.

Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей.

Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается незапоминаемой.

Цели и задачи работы с мнемотехникой

Цель: развивать разные виды памяти у детей дошкольного возраста.

Задачи: научить детей управлять своей памятью, увеличивать ее объем, используя приемы мнемотехники.

Подходы в работе с технологией мнемотехника

  • Системный – технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания.
  • Личностный – с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка.
  • Деятельностный – развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои.
  • Диалогический – процесс обучения происходит в форме диалога.
  • Культурологический – ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить.
  • Информационный – ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире.
  • Аксиологический – образовательная деятельность основана на идеях гуманистической педагогики, субъект – субъектное взаимодействие с детьми.

         Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Таким образом, приём символизации это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в стихах. Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.  Именно эти наблюдения в практике коррекционной работы с детьми логопатами подсказали необходимость выбора системы мнемотехники, позволяющей развивать память через приёмы опосредованного запоминания.

Существует много приемов мнемотехники, но приемлемыми для дошкольников являются следующие:

Приемы мнемотехники

  • группировка;
  • классификация;
  • ассоциации;
  • поиск опорного пункта;
  • схематизация.

Эти приемы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей или классов разделен необходимый для запоминания материал.

Психика человека так устроена, что любая новая информация помимо нашей воли цепляет, как- то затрагивает струю, уже известную. Эти процессы, присущие абсолютно всем людям, называют ассоциациями, способ – ассоциативным. Для того чтобы использовать эту способность для запоминания, достаточно задать ребенку вопрос: что напоминает тебе это слово, этот рисунок? Например, работая над мнемосхемой по р.н. сказке «Зимовье зверей», я показываю рисунок, где изображен баран и спрашиваю ребенка: «Как можно изобразить на схеме барана?». Ответы детей: «Кружочек с рожками, кружочек со спиралькой, мохнатый коврик…» Ответы детей  зависят от их опыта, уровня развития, пола ребенка, актуального состояния и т.д. Поэтому мы никогда не отвергаем то, что предлагает ребенок

Любая информация всегда содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. Такой прием называется поиском опорного пункта. Например, для составления рассказа по лексической теме «Обувь»  используем несколько опорных пунктов:  

- контур обуви и знак вопроса (из какого материала она сделана?);

- детали предмета (назови части обуви); 

- мужчина, женщина, ребенок (кто носит эту обувь?;

- солнышко, дождь, снег (для какой погоды эта обувь?);

- рука (как ухаживать за обувью?). Это своего рода план для припоминания, или мнемический план.                                                    

Предлагаем ребенку образец рассказа:  «Сапоги — это обувь. Они сделаны из кожи, они кожаные. У сапог есть голенища, молнии, носки, подошвы, каблуки. Сапоги носят зимой, весной и осенью». У меня есть сапоги. Они зеленого цвета с белыми полосками. Это резиновые сапоги. У сапог длинные голенища, подошва, каблуки, а внутри — специальные теплые стельки. Они маленького размера, детские. Резиновые сапоги носят в дождливую погоду, а еще их можно обуть на рыбалку или когда идешь в лес за грибами. Резиновую обувь нужно хорошо просушить после носки.

Опорные пункты, расположенные в определенной последовательности являются схематизацией.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Структура мнемотехники

мнемоквадраты   -------  мнемодорожки   -------     мнемотаблицы

Особое место в работе с детьми старшего возраста занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц – схем, в которые заложена определенная информация.   Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета сказки или  рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная, лиса – рыжая, цыплята – желтые и т.д. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста  можно использовать как цветные схемы, так и нарисованные в одном цвете.

        Что можно изображать в таблице? Схематически изображаем все то, что считаем  нужным отразить в данной таблице.

Например, при заучивании стихотворения С.Маршака «Радуга»:

В небе гром, гроза,

Закрывай глаза!

Дождь прошел – трава блестит,

В небе радуга стоит.

Дети используют картинки – символы: облако с молнией, прикрытые ресницами глаза, косые черточки, изображающие дождь, трава и сама радуга.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и  одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

В своей работе мнемотаблицы-схемы  мы используем в качестве дидактического материала для:

  • обогащения словарного запаса,
  • при обучении составлению рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,
  • при отгадывании и загадывании загадок,
  • при заучивании стихов.

Нами разработаны  мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

В работе с мнемотаблицами устанавливаем следующие условные обозначения, характерные для каждого времени года: дождь - капельки, ветер –наклоненное дерево, снег - снежинки, тепло - солнышко, тает снег - ручеек, прилетают/улетают птицы – галочки , солнце светит мало- половина солнца, деревья без листьев и т.д. Названия времен года обозначаем заглавными буквами определенного цвета: осень – желтая О, зима – синяя З и т.д.

Поставив перед собой цель – ознакомить детей с характерными особенностями времен года, учим детей рассказывать о временах года с использованием мнемодорожки и мнемотаблицы.   Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М. , Воробьевой В. К. , Ткаченко Т. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому мы вместе с детьми дополняем и уточняем схемы. Совместно с детьми составили мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".

Размер мнемотаблиц делаем различным – в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Для младшего возраста – таблицы на 4 (2х2), на 9 клеток (3х3).  Для среднего возраста – таблицы на 9 (3х3), на 16 клеток (4х4). Для детей старшего возраста – таблицы на 16 (4х4), на 25 клеток (5х5).

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

  • строение рассказа,
  • последовательность рассказа,
  • лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения или составления описательного рассказа.

Педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.

Рассмотрим мнемотаблицы используемые при работе  по теме «Ознакомление детей с профессиями взрослых». В настоящее время появилось много новых профессий, совершенствуются уже известные, появляются новые орудия труда. И в своих мнемотаблицах мы стараемся показать детям роль современной техники в трудовой деятельности человека и расширить представления об эволюции предметов. Работа над мнемотаблицами  позволяет активизировать в речи слова, родовые понятия и обобщения, позволяет интересно и непринужденно обучать составлению описательного рассказа о профессии.

        Опорой мнемотаблицы становится  буква, с которой начинается рассматриваемая профессия, а также орудия труда, трудовые действия и результат. В таблице можно изобразить  схематически всю ту  информацию, которую воспитатель посчитает нужным дать детям в пределах изучаемой профессии.

   Перед использованием  мнемотаблицы проводится  предварительная работа (совместная  педагога и детей):

- подготовка дополнительного познавательного, иллюстративного материала, расширяющего  кругозор детей.

 - наблюдение за трудом взрослых, беседы с родителями об их профессии.

 - чтение и обсуждение художественных произведений, посвященных профессиям, орудиям труда.

Например, рассказ о профессии «Спасатель»: Спасатель- буква  С - Спасатель – нужная и мужественная профессия, в любое время дня и ночи он  должен отправиться туда, где нужна его помощь. Раньше, чтобы вызвать спасателя нужно было звонить по телефонам  01,02,03,04, а теперь установили единый номер- 112. У спасателей есть специальная техника, которая помогает быстро придти на помощь людям, это вертолеты, самолеты, специальные  инструменты, которые помогут быстро вызволить человека из  поврежденной машины. Когда я вырасту, я тоже хочу стать спасателем. ( Миша Ш., 6 лет)

   Рассказ о профессии  «Налоговый инспектор»:

Буквы  Н и И – налоговый инспектор. Люди платят налоги  без особой радости. Наверно потому, что они не знают, как это важно для страны. Каждый работающий человек отдает часть своей  зарплаты в виде налога, из этих денег выплачивают зарплату  пожарным, полицейским, учителям, армии, которая нас охраняет. Налоговый инспектор следит, чтобы налоги платились вовремя и раз в году все заполняют налоговую декларацию, а тот, кто не платит налоги, тот не сможет поехать в путешествие за границу. ( Ксения Р., 6 лет 9 мес.)

   Таким образом, мы при помощи мнемотаблиц знакомим детей с профессиями взрослых, закладываем интерес к своей будущей профессии, расширяем круг знаний об окружающем мире, активизируем словарь детей,  учим преодолевать робость, застенчивость, учим составлять  и рассказывать  рассказы.

Мнемосхемы активно  используем и при составлении других рассказов. Например, составление рассказа – описания на тему «Игрушки».

  1. «Это — кукла Маша. Ее купили в магазине. Она сделана из резины.

 У куклы есть головка, шейка, ручки, туловище, ножки. Кукла нарядная. На ней красное платьице и белые туфельки. Кукла Маша — игрушка. С ней играют. С куклой нужно обращаться аккуратно».

  1. «Моя самая любимая игрушка - это машинка.

Она ярко-красного цвета, прямоугольной формы. Мой грузовик небольшого размера. У него есть кузов, кабина, колеса, фары. В кабине имеются руль и сиденья. Кабина у грузовика - металлическая, колеса резиновые, окна стеклянные, а кресла - кожаные.

Я очень люблю представлять себя шофером, водить свой грузовик, мыть его, ремонтировать, если он сломается»

На тему «Семья»:

«Меня зовут Полина. Моя мама — Анастасия Викторовна, а папа — Николай Анатольевич. У меня есть старший брат Арсений.

Мама и папа у меня инженеры, они работают на заводе — делают автомобили. Моя бабушка Светлана Ивановна умеет печь вкусные пироги и плести ажурные салфетки. Дедушка Виктор Васильевич подстригает деревья и косит траву в саду. Дедушка и бабушка проводят со мной много времени – мы играем в мяч, катаемся на велосипедах, ходим в парк и лес. Они помогают мне выполнять домашние задания.

Я очень люблю мою семью.

На тему «Перелетные птицы»

Грач — птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов — грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в жаркие страны до следующей весны. Грачи помогают человеку — они уничтожают насекомых и гусениц — вредителей полей и огородов.

Широко используем мнемотаблицы и при пересказах художественных произведений. Например, сказка Х.К. Андерсена «Дюймовочка»

На первом  этапе  идет прослушивание выразительного чтения произведения, ответы  на вопросы, разыгрывание  сюжета   в настольном театре или по ролям, рассматривание иллюстраций к произведению.

Далее при рассказывании сказки, её обыгрывании заменяем  какой - нибудь сюжет, или героя сказки  на предмет -  заместитель.  

Например,   жаба-  заменяем  на  геометрическую форму – зеленый овал,  крота - на черный круг   и т.д.

Следующий этап работы  - это  отслеживание ребенком последовательности готовой модели к данному произведению, т.е  предлагаем детям прослушать сказку . Беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и предлагаю в помощь готовую модельную схему.  Показываем,  как можно последовательно составить рассказ.

Третий  этап  работы по использованию  мнемотаблиц это- самостоятельный  выбор ребенком тех моделей , которые необходимы для пересказа литературного произведения.

И заключительным этапом работы педагога и ребёнка  является самостоятельное изображение модели на бумаге данного произведения. Например, я  читаю литературный текст, а ребенок самостоятельно создаёт (рисует) элементы модельной схемы к данному произведению. Таким образом, постепенно осуществляется переход от совместного творчества ребенка с взрослым к его собственному творчеству.  


Нет лучшей тренировки для детского ума и  памяти, чем разгадывание загадок!
          Мы, загадывая детям загадки, часто не задумываемся над тем, сможет ли ребенок их отгадывать, не анализируем ход его мыслей при отгадывании, торопим , забывая о том, что главное - не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ как результат правильного процесса мышления.

Вы, наверное, как и мы  не раз наблюдали  за детьми, и вы замечали, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайта или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если мы через некоторое время зададим ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

Работа над загадками  проходит  в следующей последовательности:  читаем, кодируем и составляем мнемосхему, воспроизводим, запоминаем, отгадываем и самостоятельно изображаем.


И еще важно, чтобы загадки были на какую-нибудь одну определенную тему: сегодня –  про животных, завтра – про природу, потом – про кухонную утварь и так далее. Такое сужение  помогает малышу быстрее достичь результата, делает его уверенным в своих силах.

Хотелось бы рассказать ещё о применении модельных схем при заучивании стихотворений.  Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.

После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе  предлагаем готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном  графическом  воспроизведении текста. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.  Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения мы  разрабатываем и составляем свою мнемотаблицу, подбираем рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку).

И так, шаг за шагом создается мнемотаблица. Следующий этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Затем проводим словарную работу по произведению, беседуем  по смыслу прочитанного, и предоставляем  возможность  воспроизвести текст  детьми с опорой на рисунки.

Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы. Практика показала, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом “рисуют” его.  Февраль месяц и начало марта всегда   насыщены мероприятиями, в этом году на этот период еще выпал месячник «Дни воинской славы».  Времени на подготовку к утреннику, посвященному международному женскому дню,  было очень мало. Наш утренник назывался «Если был бы я  девчонкой», стихи были сложные,  и тут на помощь нам  снова пришла мнемотехника, «нарисованные» стихи были выучены очень быстро.  

А само разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.

Ведь одно из правил развития памяти и речи гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, черти графики».

Основной целью коррекционной работы при нарушении произношения звуков является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке. Нам, логопедам необходимо найти экономный и эффективный способ обучения ребенка правильному произношению звуков. Одним из таких способов является метод мнемотехники.

 Использование мнемотехники в логопедической работе по автоматизации звуков дает значительную положительную динамику, даже несмотря на то, что автоматизация звуков считается одним из рутинных и утомительных по срокам этапам коррекционного процесса. И в этот период в арсенале логопеда и воспитателя должно быть достаточное количество наглядно – игровых дидактических приемов для того, чтобы занятие  по автоматизации звуков превратилось для ребенка в увлекательную игру. А использование мнемодорожек и мнемотаблиц как раз и позволяет разнообразить коррекционную работу и не только разнообразить, но и повысить ее результативность.

Отсюда следует, что мнемотехнику  можно использовать на всех этапах коррекционной работы, так как мнемотехника многофункциональна. На этапе вызывания и постановки изолированного звука это может быть рисованный либо схематично-графический образ звука, помогающий ребенку припомнить правильный артикуляционный уклад и акустическое звучание звука. По мере усложнения работы (автоматизация звука) усложняется образ звука, это уже определенная схема (набор) знаков-символов. Количество символов зависит от индивидуальных способностей ребенка и от этапа работы.

Работа по формированию правильного произношения звуков с помощью мнемотехники включает в себя следующее:

1 блок (этап вызывания и постановки звука) – придумывание образа звука его соотнесение с графо-картинной моделью;

2 блок (автоматизация звука) – правильное произнесение звука и использованием нескольких графо-картинных моделей звуков и слов;

3 блок (введение звука в речь) – создание графо-картинных моделей рассказов, стихов.

Использование моделирования значительно облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью.

  На основе мнемотехники нами  созданы разнообразные дидактические игры например, «Узнай по голосу», «Волшебный барабан», «Полет скворца»  и «Сочинялочка».  Для дидактических игр также используются мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы. На одной из них хочется остановиться подробнее. Дидактическая игра «Сочинялочка», разделена на две части :1-составление творческих рассказов , 2- составление творческих рассказов со сказочной тематикой. В каждой части  6 опорных пункта:

1.) Ктоя? ( картинки -девочка, мальчик, бабушка, дедушка и т.д.)

2.) На чем? (картинки -теплоход, самолет ,машина, и т.д.ракета)

3.) Место и время. (картинки – зоопарк, осенний лес, времена года и т.д.)        

4.) Что случилось? Кого встретили?

5.) Кто помог?

6.) Чем закончилось?

Даем ребенку пустую таблицу из трех столбиков.

Он достает по одной картинки с изображением девочки, самолета, цветущего луга и накладывает на таблицу в определенной последовательности, получается мнемодорожка, по этой мнемодорожке   ребенок начинает сочинять рассказ:  «Это девочка Катя, ей так надоела длинная, холодная зима, что однажды она села на самолет и прилетела в теплые края, там она гуляла по цветущему лугу, собирала полевые цветы, ловила бабочек, наслаждалась красотой природы».

Когда дети научились сочинять рассказ по трем  опорным картинкам ,мы добавили еще  три:                                                                                                                                                                                                                                             4.) Что случилось? Кого встретили? (молния, сверкающая сквозь темную тучу).

5.) Кто помог? (доктор).

6.) Чем закончилось? (улыбающееся лицо).

Получилось вот такое продолжение рассказа: « Вдруг неожиданно начался дождь с громом,  Катя промокла и заболела. Но ей на помощь пришел доктор, он сделал ей укол, дал таблеток, и она быстро выздоровела и потом долго – долго вспоминала о своем путешествии».

По аналогии учим детей составлять рассказы со сказочной тематикой.

Цели дидактических игр

  • активизация словаря;
  • коррекция грамматического строя речи;
  • развитие связной речи;
  • составление простых и распространенных предложений;
  • согласование числительных с существительными;
  • развитие внимания и др.

Мнемотаблицы используем и на других занятиях, и в других видах деятельности:в математическом развитии, художественно – творческой деятельности, в социально – нравственном воспитании, в совместной деятельности, в свободной деятельности детей, во время режимных моментов, физминуток и т.д.

С помощью мнемотаблиц закрепляем знания детей, полученные на музыкальных занятиях.

 По мнемотаблице «Что такое музыка?» рассказываем о том, что есть удивительный мир звуков. Но в него можно попасть только с помощью самого главного и самого музыкального ключа – это скрипичный ключ. Музыку можно записать специальными значками, они называются нотами и живут на специальных пяти линеечках – домиках. Это нотный стан. Все звуки по нотам исполняет специальный человек. Это музыкант. Музыканту для исполнения музыки нужны специальные музыкальные инструменты. Музыку можно исполнять и другим важным инструментов, который всегда есть у нас – это наш голос. Голосом можно исполнять хоровую песню. Это песня так называется, потому что ее поют много людей. Есть и другая музыка. Ее исполняют голосом, когда засыпают или укладывают детей спать. Это колыбельная песня. Под музыку можно и шагать. Это – марш. Такая музыка звучит на параде, на любом торжественном празднике. А еще под музыку можно просто весело танцевать. Это – пляска. Такая музыка звучит на праздниках и разных веселых мероприятиях для радости и хорошего настроения. Вот что такое музыка!!!
Мнемотаблица «Как звучит музыка?» расскажет  детям о том, что музыка,
 как художник, тоже умеет рисовать, только не красками и карандашами, а своими музыкальными звуками. Она может звучать отрывисто и монотонно как часы, шумно и дробно как дождик за окном, ласково и нежно, колыбельная песенка, бодро, отрывисто и быстро, как топот лошадки, громко и крикливо как бой кукушки, весело и по – озорному, как зайчик на лужайке. 

Безусловно, мы, педагоги понимаем, что для полноценного и всестороннего развития ребенка необходимо тесное взаимодействие с семьей. Гармоничное развитие ребенка без активного участия его родителей в воспитательно – образовательном процессе невозможно!  Поставили задачи:

  • помочь родителям овладеть мнемотехникой;
  • способствовать развитию творческого потенциала родителей;
  • обогатить опыт сотрудничества  родителей с детьми.

Именно совместная деятельность родителей и педагогов с использованием мнемотехники  способствует более благоприятному речевому развитию, раскрывает эмоциональное состояние ребенка, развивает мышление, память, внимание…

        Вначале провели  анкетирование родителей по проблеме «Развитие речи детей через игровую деятельность». После анализа анкет составили план работы с детьми и родителями по данной проблеме. Проведение игры – практикума  родители – дети – педагоги по теме «Учим с нами, учим,  играя!», как показала  практика, повлияло  на улучшение детско-родительских отношений, пониманию родителями  возрастных особенностей детей и возникновению доверительных, партнерских отношений с сотрудниками детского сада, что очень важно для развития детей в период дошкольного возраста. Привлечь внимание родителей к проблеме развития речи, мышления, памяти, внимании у детей данной возрастной группы помогла консультация  на тему «Мнемотехника, как один из приемов развития речи дошкольников».

Родители привлекались к поиску стихотворений на различные темы,  активно принимали   участие в практических индивидуальных занятиях по составлению мнемотаблиц, в работе «Домашней мастерской» по изготовлению карточек – схем (загадки, физминутки, пальчиковая гимнастика и др.), в информационном уголке периодически меняется консультативно – просветительский материал (рекомендации, памятки, буклеты: «Развиваемся играя», «Читаем и обыгрываем стихи», «Развиваем речь ребенка в домашних условиях», «Что такое мнемотехника?» и т.п.).

      На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании и развитии детей. Они  стали  понимать, что процесс развития ребенка будет проходить более динамично и результативно, малыш будет принимать в нем активное участие, только при условии наличия заинтересованности со стороны взрослых и самого ребенка, а интерес и поможет создать и удержать на протяжении длительного времени мнемотехника.

Существует стойкое заблуждение, что, занимаясь мнемотехникой можно легко перегрузить свой мозг информацией. Распространению такого мнения способствовала книга А.Р. Лурия «Маленькая книжка о большой памяти», где тогда еще молодой психолог описывал возможности памяти мнемониста Шерешевского. Тот, якобы, жаловался на постоянные головные боли. Сейчас трудно судить от чего болела голова у Шерешевского. Зато совершенно определенно можно сказать, что мозг практически невозможно перегрузить информацией, так как информация появляется в нашем мозге только в момент ее припоминания. До этого момента информации в мозге нет.

Доказано, что усталость, возникающая у человека в процессе умственных занятий, связана не с перегрузкой памяти, а с общим утомлением организма. Так как поддержание внимания на выполнении любого действия требует определенного напряжения и затрат энергии.

Таким образом, используемые нами методы мнемотехники помогли решить следующие задачи:

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • облегчился процесс запоминания детьми  стихотворных произведений;
  • улучшились психические процессы:   память (различные виды), внимание, внимание, мышление;
  • развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;
  •  появился интерес к ознакомлению с новыми художественными произведениями, составлению рифмовок, опираясь на схемы или рисунок;
  • развивается выразительность речи, звукопроизношение;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать ее объем, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника, его творческое познание.

Мы считаем, что чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса на тему «Использование мнемотехники для развития памяти дошкольников»

Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание информации дошкольниками.Задачи:- популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога;- пов...

Использование приемов мнемотехники для развития памяти детей дошкольного возраста.

С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям.Во-первых, механическая постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со вре...

«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...

«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

                  В дошльном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошед...

Консультация «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...

Мастер класс для родителей "Использование мнемотехники для развития у детей памяти, внимания и мышления"

Даный материал представлен в виде конспекта проведения мастер класса для родителей детей старшего дошкольного возраста. В мастер классе используется презентация "Мнемотехника для детей", кот...

Использование мнемотехники в развитии памяти детей дошкольного возраста

Проблема развития памяти детей дошкольного возраста является одним из основных направлений моей работы. На протяжении нескольких лет я провожу исследовательскую работу по теме: «Использование мн...