Индивидуализация педагогического опыта в проектной деятельности
методическая разработка по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Семенова Светлана Александровна

Методологическое обоснование проектной деятельности как технологии. Субъект -субъектные отношения педагога и ребенка   в проектной деятельности. Планирование проектной деятельности по возрастам, с учетом индивтдуальных особенностей детей с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуализация педагогического опыта в проектной деятельности

        Для оптимизации учебно – воспитательного процесса педагог реализует образовательные технологии с учетом закономерностей фундаментальной системы:

Педагог – Предметно – развивающая среда – Ребенок

Предметно - развивающая среда

Для себя я считаю это основополагающим моментом, поскольку п.р.с. должна быть ориентирована  на активизацию и обогащение всех сфер жизнедеятельности ребенка за счет создания условий для развития специфически детских видов деятельности детей.

Педагог

          Общеизвестно, что фигура взрослого имеет решающее значение в психическом развитии ребенка. Психическое развитие происходит посредством активной передачи ребенку достижений человеческой культуры. Именно взрослые являются  умными, мудрыми посредниками. Процесс этого посредничества в широком смысле и является процессом обучения.

        Согласно Л.С.Выготскому, обучение должно идти впереди развития, опережать его и вести за собой. Внутреннюю связь обучения и развития и ведущую роль обучения Выготский отразил в понятии ЗБР.

        Величина зоны ближайшего развития – важный показатель обучаемости ребенка, «запаса развития», который он имеет в настоящее время.

        Для меня как педагога, работающего в логопедической группе, это понятие имеет огромное значение при проведении мониторинга уровня развития детей.

        Но это совсем не означает, что ребенка можно учить чему угодно и когда угодно. Далеко не всякое обучение способно вести за собой развитие, поскольку между обучением и развитием предполагается собственная деятельность ребенка. При этом ребенок никогда не является пассивным приемником обучающих воздействий взрослого.

         У него всегда есть свои желания, интересы, отношение к окружающему, что находит отражение в его деятельности. Через хорошо поставленное развивающее обучение можно сформировать более полное и расчлененное восприятие, новые умственные действия, обогатить когнитивную сферу представлениями более высокого уровня.

        Данным критериям, в логике реализации ФГТ, отвечает инновационная технология - проектная деятельность.

        Проектная деятельность в детском саду как образовательная технология используется мною не так давно, в отличии от  др. технологий, такими как наглядное моделирование, ТРИЗ, «Образ и мысль». Очевидно, осмысление такого рода деятельности послужило поводом для обсуждения моих наработок на педсовете, определения стратегической линии на будущее.  Все перечисленные методы личностно        - развивающего обучения концептуально схожи, где основная задача педагога – это организация совместной, самостоятельной деятельности, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, активной жизненной позиции.

        Методология проектной деятельности как технологии учитывает три основных компонента:

- общение

- совместная деятельность

- общие переживания.

        Эмоциональное заражение, вовлечение, создание общего смыслового поля в процессе реализации проекта, да с момента зарождения проблемной ситуации, предполагают не только «активность присвоения» со стороны ребенка, но и мою «активность отдачи». И мне все это интересно, увлекает, потому что на глазах меняются дети. Поскольку, в итоге наблюдается  появление новообразований в психике детей, что является знаковым моментом в развитии личности ребенка на пороге школы.

        Субъективная включенность педагога в общении с ребенком предъявляет к взрослому особые требования.

         Необходимо соблюдать принцип пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности, с учетом зоны ближайшего развития. Совместно - разделенная деятельность помогает ребенку ощутить себя субъектом деятельности. Грамотный педагог чувствует границы меры собственного участия в деятельности детей, умеет отойти в тень и признать полное право детей на творчество и свободный выбор.

Ребенок

        Определив, для себя субъект – субъектные отношения педагога и детей в проектной деятельности, я выстраиваю пооперационную схему:

        Проблемная ситуация – проблемная задача – модель поисков  решений – решение (проект как конечный продукт).

Но самый первый шаг - это анализ результатов мониторинга.

Второй шаг – это рефлексия над ответами трех вопросов:

  • Для чего нужен проект?
  • Какие средства будут использоваться?
  • В какой форме будет презентован продукт?

        На основании этих данных я начинаю планирование проектной деятельности.

        В средней группе я посчитала необходимым формирование компонентов «Я – концепции» (мой пол, возраст, мои интересы, способности и достижения и др.) на уровне азов трудовой деятельности. Роль труда детей средней логопедической группы по самообслуживанию так велика, что его влияние на развитие личности ребенка не может компенсироваться никаким другим видом деятельности. Учитывая возможности наших детей, безусловно, явный перевес участия в реализации проекта был в сторону родителей. Но, тогда, собственно было важно другое. Участие детей конечно носило подражательско – исполнительский характер. На тот момент у них появились первые представления участия в подобном роде деятельности – это презентация поделок «Тайны осеннего леса». Да и родители были вовлечены, вероятно,  в новый для них вид совместной с детьми деятельности. Домашнее задание заключалось в составлении небольшой сказки, истории о героях их лесных композиций. Нам все удалось. Мы почувствовали, что родители стали нашими помощниками и союзниками.

        Безусловно, мы вложили много труда, прошли все этапы координирования проекта «Я тружусь».

        На проблемный вопрос «Что я умею делать? Как я тружусь? Как я могу помочь дома?» мы вместе ответили. У каждого ребенка был свой индивидуальный проект, что имеет определенные преимущества:

- Все дети получили, впервые, именно такой опыт коммуникативной, познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности

-   Приобрели первичные навыки публичного выступления

- Активизировалась ситуативно – деловая форма общения с сверстниками. Постепенно пришло понимание того, что ребенок о чем – то социально значимом для него расскажет сверстнику, т.е. наличие адресата

- Наметилось создание особым образом организованных  условий для самостоятельной речевой деятельности детей (игры – драматизации, фантазийные игры, режиссерские, как в уголке театрализации, так и в уголке природы с природным материалом)

        В старшей группе постепенно менялась форма общения от внеситуативно – познавательной к форме внеситуативно – личностного общения ребенка с взрослым.

        Наши дети подросли, явно обозначился спектр различий в уровне развития, освоения программного материала. Конечно, это сказалось в выборе средств активизации познавательных способностей детей. Но проекты детей носили уже развивающий характер. Проблемная ситуация возникала и реализовалась  в проекте исключительно из индивидуального запроса самого ребенка. Но уже и доля участия родителей была заметно меньше.  По временным характеристикам все проекты носили кратковременный характер. Надо отметить, что я не сторонник длительных проектов, в силу особенностей наших детей и работа ведется в этом направлении по принципу «здесь и сейчас». Учитывая основной логопедический диагноз, наличие интеллектуальной пассивности у некоторых детей, необходимо было адаптировать все возможные формы взаимодействия с детьми.

Целью проектов явилось:

-  Поддержка познавательной инициативы

-  Создание ситуации социального принятия ребенка

-  Приобретение позитивного опыта высказывания

         Одному нашему ребенку было просто необходимо помочь обнаружить проблему, т.е. спровоцировать её возникновение, чтобы он мог испытать чувство гордости за достижения. Каждый ребенок должен найти ту область, где он будет успешен и получит уверенность в своих силах. Наш логопед Елена Николаевна помогла обозначить мальчику интересную и социально значимую для всех проблемную ситуацию «Зачем нужны машины?»

        Другие проекты детей носили творческий характер. Самое ценное, что выбор темы, форма так такого продукта их самостоятельной деятельности носили абсолютно свободный, ни чем не регламентированный характер. Очевидно, что они могли иметь далеко не презентабельный вид. Надо отметить, что мы никогда такой цели и не ставили, чтобы выйти за рамки группы, привлекать других специалистов для реализации детских проектов. Опять остановлюсь на значении результатов мониторинга, качественных изменений детей  и потому структурировали мы образовательный процесс в  целом, отталкиваясь от достижений конкретного ребенка и его индивидуальных возможностей. Поэтому мне представляется, что микрозадачи, сформулированные в упрощенном виде» Что я имею, что хочу иметь и как этого достичь?» мы все вместе, я имею в виду всех педагогов , детей, мы решили.

        Ну, а теперь будет логично  поделиться с коллегами тем опытом проектной деятельности, который мы накопили в подготовительной группе.

        В виду того, что в старшем возрасте преобладает форма внеситуативно – личностного общения ребенка с взрослым, диапазон проблемных вопросов, социально значимых для него достаточно расширился. А значит, ответы на них надо искать, опять же в режиме «здесь и сейчас». Моя роль педагога заключается в поддержке идеи ребенка, общего смыслового поля, а ребенку нужно помочь спроектировать его поисковую деятельность.

Целью проектов явилось:

- Поддержка ребенка в поиске средств, способов для реализации проекта (формирование планирующей функции речи)

- Осмысление задуманного ребенком, а не просто проявление интереса к деятельности

- Создание условий для качественно – нового уровня развития личности дошкольника, раскрытия потенциальных возможностей с учетом интересов, и склонностей самого ребенка

        Иногда познавательно - исследовательская деятельность детей приобретала характер монопроекта. Для этого мы создали журнал под рубрикой «Самый интересный вопрос».

        Вероятно, доказательством того, что проектная деятельность как образовательная технология инновационна и предполагает конкретные результаты, является ее верификационный характер.

        Иными словами,  когда работает принцип обратной связи. От ребенка поступил вопрос «А можно я дома подумаю, сама, ну если, что мама поможет, а потом принесу и расскажу?». Что называется «Без комментариев»…..

        Я слукавлю, да нет, это просто будет ложью, если я скажу, что подобный вид деятельности увлек одинаково всех   наших детей и на лицо масштабность продуктов детской деятельности. Это просто не возможно, учитывая стартовые возможности ребят. Тем не менее в когнитивной сфере детей обозначилась положительная динамика, а это являлось исходной целью.

        Уважаемые коллеги, хочу сделать акцент на том, что это опыт индивидуальный, а значит, носит субъективный характер, и как следствие вызовет у кого - то сомнения, не согласие. Я готова внести конструктивные коррективы, потому что профессиональный педагог готов учиться всегда и перенять передовой опыт коллег.

Семенова С.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы проектная деятельность по социально-нравственному воспитанию

Данный материал содержит план работы по проекту, картотеку игр, картотеку ситуаций для обыгрывания, список литературы, которую можно использовать при работе над проектом....

Описание педагогического опыта работы «Проектно-исследовательская деятельность как средство раскрытия познавательно-речевых способностей детей»

Одно из 4-х направлений развития ребенка, согласно введенным Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (Приказ Министерства обр...

Статья из опыта работы "Проектная деятельность в ДОУ".

Статья раскрывает основные задачи и методы работы по проектной деятельности в детком саду....

Из опыта работы «Проектная деятельность как средство закрепления и расширения знаний детей в экологическом воспитании и образовании»

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце, дождь, страх и радость. Познавательная активность детей дошкольного ...

Из опыта работы «Проектная деятельность, как один из эффективных методов нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинае...

Доклад на педагогическом совете: «Технология проектной деятельности в педагогическом процессе».

Исследовательская деятельность доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека. Только через действ...