Из опыта работы «Проектная деятельность как средство закрепления и расширения знаний детей в экологическом воспитании и образовании»
материал по окружающему миру на тему

Тузова Елена Александровна

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце, дождь, страх и радость. Познавательная активность детей дошкольного возраста очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы.

Самостоятельно еще дошкольник не может найти ответы на все интересующие вопросы – ему помогают педагоги. Во всех дошкольных учреждениях, наряду с объяснительно - иллюстрированным методом обучения, воспитатели и педагоги используют методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно- исследовательская деятельность, решение кроссвордов, головоломок и т.д.

Для закрепления полученных знаний, умений и навыков широко используют комплексные тематические занятия, на которых на основе эмоционального воздействия на ребенка осуществляется взаимосвязь одного из разделов программы с другими в сочетании разнообразных видов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.odt30.94 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

 «Проектная деятельность как средство закрепления и расширения знаний детей в экологическом воспитании и образовании»

 С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце, дождь, страх и радость.   Познавательная активность детей дошкольного возраста  очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы.

 Самостоятельно еще дошкольник не может найти ответы на все интересующие вопросы – ему помогают педагоги. Во всех дошкольных учреждениях, наряду с объяснительно - иллюстрированным методом обучения, воспитатели и педагоги используют методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно- исследовательская деятельность, решение кроссвордов, головоломок и т.д.

 Для закрепления полученных знаний, умений и навыков широко используют комплексные тематические занятия, на которых на основе эмоционального воздействия на ребенка осуществляется взаимосвязь одного из разделов программы с другими в сочетании разнообразных видов деятельности.

 Однако взаимосвязь между разделами программы не дает такой результативности в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как взаимопроникновение этих разделов друг в друга, или, иначе говоря, их интеграция.

 Интегрированный метод обучения является для дошкольных учреждений инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия таких занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о временах года, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит с разнообразием, красотой каждого времени года, на занятиях художественно - эстетического цикла – с образами природы в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно- прикладном искусстве и творчестве художников – иллюстраторов.

 Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема.

  Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это – метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это – звено в системе воспитания, в цепи развивающей личности программы.

 Спецификой проекта является его комплексный интегрированный характер (например: взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим воспитанием; практическая направленность, включение ребенка в творческую деятельность, организация взаимодействия ребенка с социальной городской средой).

 Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включение детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела).

 Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников (в группе, подгруппе, одновременно в нескольких группах, по всему учреждению, между несколькими учреждениями, с привлечением родителей дошкольников, посещающих ДОУ и т.д.), может быть разделен на несколько возрастных уровней их реализации.

 Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.

Проектная технология предполагает:

  • наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
  • практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельную деятельность воспитанника;
  • структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
  • использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

 Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Преимущества проектного метода:

  • является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
  • повышает качество образовательного процесса;
  • служит развитию критического и творческого мышления.
  • способствует повышению компетентности педагогов.

Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессинального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно-образовательной работы.

 Типы проектов:
 1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
 2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
 3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
 4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
 5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
 6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
 
Виды проектов :
 
Творческие
 
После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.
 
Исследовательские
 Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.
 
Игровые
 Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
 
Информационные
 Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).

 Работа над проектом происходит в несколько этапов:

I этап – организационно-подготовительный:

  • подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
  • изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;
  • пополнение предметно-развивающей среды;
  • подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей.

II этап - рефлексивно-диагностический:

  • анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений, а также заинтересованности коллег темой проекта;
  • выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;
  • формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.

II I этап - практический:

  • коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;
  • определение содержания работы как базового компонента в приоритетном направлении деятельности педагога;
  • реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка;
  • обобщение и распространение опыта работы;

IV этап - заключительный:

  • анализ достижения целей и полученных результатов;
  • определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы.

В экологическом образовании дошкольников метод проектов получил признание раньше, чем  в  других  областях  дошкольного  образования.  Это связано,  в  частности,  с  тем, что большую роль в экологическом образовании играет практическая, исследовательская деятельность в  природных  условиях. К сожалению, современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Но как показали опросы, они неплохо знают растения и животных, объекты неживой природы. Изучение окружающего мира в данное время происходит преимущественно по картинкам и фотографиям, и на данный момент одним из приоритетных направлений в работе детского сада является формирование экологического сознания у детей, воспитание любви к природе родного края. Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.

 Использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников является наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников:

  • Педагог имеет возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем.
  • Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания.
  • Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.

 Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Как показали опросы, они неплохо знают растения и животных других стран – и гораздо хуже те, что обитают рядом с ними. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов...  А этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям.

 Свою проектную деятельность я строила поэтапно. На первом подготовительном этапе происходила постановка цели, задач проекта, определение методов исследования, выбор и подготовка необходимого оборудования и материалов. На втором исследовательском этапе проводила поиск ответов на поставленные вопросы. На третьем исключительном этапе происходила обобщение результатов работы, их анализ.

 Методика работы с детьми в рамках экологических проектов строится на основе интегрированного подхода, что является актуальным в свете реализации федеральных государственных требований к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В ходе работы над темой проекта дети вели наблюдения, экспериментировали, рисовали, лепили, играли, слушали музыку, знакомились с литературными произведениями.   Работая над проектом, дети в беседах с воспитателем закрепляли знания о сезонных изменениях в природе.  Одной из форм работы реализации экологических проектов было проведение дидактических игр, направленных на уточнение знаний и систематизацию тематического материала. С целью расширения представлений детей о зимней природе, накопления двигательного опыта  были организованы с детьми подвижные игры (н-р, «Зайчик беленький сидит», «К названному дереву беги», «Два Мороза» и др.)  Вся работа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста осуществлялась в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитии личности ребёнка. Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.

 Опыт работы показывает, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством применения технологии проектирования актуально на сегодняшний день. Участники проектов приобретают социальный опыт совместной деятельности, научились сочетать собственные интересы и интересы других обогащая свой опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений.

 Таким образом, экологическое воспитание школьников через проектную деятельность способствует формированию экологической культуры личности, актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка. Участие в проектной деятельности позволяет каждому ученику увидеть себя человеком способным и компетентным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы проектная деятельность по социально-нравственному воспитанию

Данный материал содержит план работы по проекту, картотеку игр, картотеку ситуаций для обыгрывания, список литературы, которую можно использовать при работе над проектом....

«Помощь пожарных» Конспект организованной образовательной деятельности по пожарной безопасности и расширению знаний о назначении пожарной машины (для детей младшей группы ДОУ)

Данный конспект поможет воспитателям научить детей избегать возникновения пожаров и предвидеть последствия своих неправильных действий поведения в быту, а так же осознанно действовать в сложившейся об...

Описание педагогического опыта работы «Проектно-исследовательская деятельность как средство раскрытия познавательно-речевых способностей детей»

Одно из 4-х направлений развития ребенка, согласно введенным Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (Приказ Министерства обр...

Из опыта работы «Проектная деятельность, как один из эффективных методов нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинае...

Выступление из опыта работы "Проектная деятельность в художественно -эстетическом развитии детей с ОВЗ"

Изучается эффект комплексного воздействия на дошкольника разных специалистов с применением элементов сказкотерапии...

Сообщение из опыта работы "Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции дошкольников"

Сообщение из опыта работы "Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции дошкольников"...

Презентация опыта работы «Проектная деятельность как средство развития творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста

Общество на современном этапе своего развития предъявляет особые требование к ребенку дошкольного возраста – сформированность целостной картины мира; развитие познавательной мотивации и формиров...