Занятие по автоматизации звука ш с презентацией к занятию
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Желтышева Наталья Николаевна

Индивидуальное занятие по автоматизации звука ш для диагноза ФФНР, с дизартрическим компонентом "Звук Ш. день рождения куклы Маши"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_kukla_masha.rar1.55 МБ
Файл prezentatsiya_kukla_masha.rar1.57 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия  по автоматизации звука Ш

для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, с дизартрическим компонентом.

Тема: Звук «Ш». День рождения куклы Маши.

 Коррекционно-образовательные цели.

Продолжать учить характеризовать звуки по артикуляционным и акустическим признакам

Закреплять  четкое произношение звука Ш,  упражнять в произношении звука Ш в слогах, словах, предложениях.

Совершенствовать грамматический строй речи (образование глаголов приставочным способом, образование относительных прилагательных). Закрепление   в словаре детей противоположных признаков предметов т.е слов – антонимов. Активизация глагольного словаря.   Продолжать формировать фонематическое восприятие, определять позицию звука в слове, развивать навыки звукового анализа.

Коррекционно-развивающие цели.

Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели.

Воспитание  самоконтроля над речью.

1. Организационный момент.

Логопед: -  Здравствуй! Я тебе расскажу историю про куклу Машу.

Дыхательное упражнение.

Чтобы у нас с тобой всегда было хорошее настроение,  давай сделаем глубокий вдох через нос и вдохнем в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните через ротик все обиды, огорчения  (Щечки мы не раздуваем, плечики не поднимаем, положить ручку на животик на вдох животик надувается, на выдох  - сдувается)

 Делаем  вдох и выдох три раза.

А чтобы мы были внимательными, давайте сделаем массаж

Самомассаж лица

Ручки растираем (потирание ладоней)

И разогреваем (хлопки),

И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз).

Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).

Их вперёд сгибаем, тянем за мочки (нагибание ушных раковин спереди и потягивание вниз за мочки),

А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки).

Щёчки разминаем, чтобы надувались(указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями).

Губки разминаем, чтобы улыбались (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу).

Уголками губ мы щечки поднимаем (поднимать щеки в уголках губ  указательными пальчиками)

А потом  от носа к губкам мы стекаем (движения от носа к губам вниз)

Тянем подбородок и к ушам щипаем

А потом по шейке ручками стекаем.

Чтобы красиво и правильно говорить, нужно сделать зарядку для язычка.

Артикуляционная гимнастика.

1. Зубки ровно мы смыкаем и заборчик получаем (одновременно соединять кисти в горизонтальном положении)

2. Плавно губки округлили, бублик мы изобразили (одновременно ладошки округлять и соединять вместе

Чередование 1 и 2 упражнения.

3. Язык лопаткой положи и немного подержи (ладонь держать горизонтально)

1, 2, 3, 4, 5! Язык надо расслаблять  (постукивание ладонью по кулачку другой руки, стоящему на ребре)

4. Орех держу я за щекой, никак не раскусишь – твердый какой (кисть левой руки выпрямлена вертикально, правая кисть сжата в кулак и упирается в левую руку,  затем наоборот)

5. Вверх язык поднимай, вниз потом опускай

Так качаться продолжай…..  (синхронно выполняются движения ладонями вниз и вверх

6. Язык широкий положи, а края приподними, его в чашку преврати.

7. Ты с лошадкой прокатись, звонко цокать поучись. (указательный и большой пальчик выполняют имитирующие бегу лошадки движения на столе)

2. Сообщение темы занятия.

Вносится кукла.  – это кукла Маша.  (Звук Ш произносится акцентировано). Какой звук я выделила  голосом. (Звук Ш)

Вспомните еще имена, в которых есть звук Ш ( Саша, Наташа, Даша, Ксюша, Катюша, Алеша)  Скажите ласково имя Маша. ( Машенька).

Машенька приглашает нас на свой день рождения. Мы побываем у нее на дне рождения и   будем продолжать учиться хорошо произносить звук Ш.

 3.  Характеристика звука Ш по артикуляционным и акустическим признакам.

Расскажем Машеньке, как мы произносим звук Ш.

( перед зеркалом  для зрительного контроля)

Анализ артикуляционных и акустических признаков звука Ш по плану.

-Когда мы произносим звук Ш в каком положении наши губки? (Округлились «бубликом»)

-Зубки в каком положении? («заборчиком»)

-Где находится язычок? Какой он? (Язычок поднят за верхние зубы, он широкий в форме чашечки).

- Какая выдыхаемая воздушная струйка? Подставь ладонь тыльной стороной к ротику и произнесите звук Ш для тактильного контроля ( теплая)

- Как мы произносим звук Ш с голосом или без голоса? Положи тыльной стороной ладонь к горлышку и произнесите звук Ш. Горлышко гудит? ( нет)  Значит голосок не работает. Что мы можем сказать про звук Ш – он звонкий или глухой? (глухой)

Звук Ш гласный или согласный? Как вы определили? ( При произнесении звука Ш воздушная струйка встречает преграду: язычок поднялся за верхние зубки, зубки сблизились, голосок не работает, а гласные звуки произносятся с голосом)

Как звучит звук Ш - твердо или мягко? (Звук Ш всегда твердый)

Каким звуковичком мы обозначим звук Ш? (Синим)

4. Произношение звука Ш в слогах. Слоговой синтез.

Давайте подружим звук Ш с гласными звуками. Назовите гласные звуки.

Использование панно «Солнышко». Ребенку предлагается провести пальчиками по лучикам и соединить звук Ш с гласными звуками (ША, ШО, ШУ, ШИ, ШЕ, АШ, ОШ, УШ, ИШ, ЭШ)

5. Произношение звука Ш в словах. Развитие фонематического восприятия, определение позиции звука в слове.

Хочешь узнать, кого  еще пригласила Машенька на день рождения,  Послушайте загадки и отгадай:

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.  (матрешка)

Он с бубенчиком в руке.

В разноцветном колпаке.

Он – веселая игрушка,

А зовут его ….   (петрушка)

Зверь забавный сшит из плюша.

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу.  (плюшевый мишка)

Повторите, пожалуйста, кого Машенька пригласила в гости?

Логопед открывает игрушки.

Какой одинаковый звук  есть в названии этих игрушек? (В каждом названии есть звук Ш)

Гости принесли много подарков для куклы Маши.

Давайте посмотрим. Логопед демонстрирует картинки.

Интересно кто что принес. Около каждого гостя помещается  схема для определения позиции звука в слове

Мишка принес подарки, в названии  которых звук Ш стоит в начале слова  (шарики, шоколадка)

Матрешка принесла подарки, в названии которых звук Ш стоит в середине слова  (чашка, погремушка)

Петрушка принес подарки, в названии которых звук Ш стоит в конце слова (карандаш, ландыш)

Логопед вместе с ребенком  распределяют картинки по звуковым схемам.

Молодец!  Давай для Маши тоже сделаем подарок. Выложим имя МАША с помощью звуковичков. Какой первый звук в слове МАША, каким звуковичком мы его обозначим, почему, какой второй звук в слове МАША, каким звуковичком обозначим, Какой третий звук, какой последний звук. Сколько гласных звуков в слове МАША. Назови их. Сколько согласных звуков, Назови их. Сколько всего звуков в слове МАША. Всего 4 звука. Подарим Маше нашу схему.

6. Физминутка

Петрушка   хочет  поиграть. Для игры он принес с собой  разные мячики.

Развитие мелкой моторики с шариками су-джок

Этот мячик не простой

Колючий и твердый такой

Я мячом круги катаю

Взад-вперед его гоняю

Им поглажу я ладошки

Будто – бы сметаю крошки

Я сожму его немножко

Как сжимает лапу кошка

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну

А теперь последний трюк

Мяч летает между рук

Гимнастика для глаз

 А чтобы поиграть с таким мячиком, нужно встать около своего стульчика.  (логопед выполняет движения мячиком на палочке, а  дети следят глазами)

Скачет мячик наш повсюду:

Налево, направо .

И даже по кругу,

Вниз и вверх. Вниз и вверх

Поиграть зовет нас всех.

А теперь поиграем с большим мячиком.

Игры  с перебрасыванием мяча.

1. Закрепление в словаре детей противоположных признаков предметов или слов – антонимов.

Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот.

Медвежонок маленький, а медведь ….большой.

Ручеек узкий, а река ….широкая.

Когда на улице дождик плохо, а когда солнышко ….хорошо.

Ствол сосны толще, а ствол рябины  ……тоньше.

Бабочки летают ниже, а самолеты ……выше.

2.. Закрепление в речи употребления относительных прилагательных.

Вот предмет, а из чего люди сделали его?

Носки из шерсти…… шерстяные

Каша из пшена…….пшенная

Варенье из вишни …….вишневое

Конфеты из шоколада ….. шоколадные

Платье из шелка ……шелковое

7. Практическое усвоение приставочных глаголов.

Послушай  рассказ мишутки о том, как он к  шел к Маше на день рождения. А ты помогай рассказывать.

Логопед говорит от имени мишки, а дети договаривают слова.

Я по лесу шел, и  грибочек….(нашел). Дальше по дорожке я…( пошел), и к избушке…. (подошел), вокруг избушки…..(обошел),  в избушку …..(зашел), ничего там не …..(нашел), из избушки ….(вышел) и дальше ….(пошел). К дереву я  ….(подошел), там я сладкий мед ….(нашел). По дорожке я …(пошел) и к вам в гости …..(пришел).

9.Произношение звука Ш в предложениях. Дополнение предложений

Матрешка предлагает поиграть   в игру «Подскажи слово». Она назовет два слова, а ты добавь нужное слово, чтобы получилось предложение.

Маша каша. (Любит. Маша любит кашу.)

 Миша — машина. (Миша катает машину.)

 Кошка мышка. (Кошка поймала мышку.)

 

10. Итог занятия.

Тебе понравилось сегодня на дне рождения у Маши. Что  было интересно? Что- то было  трудным? Чему мы Машу  научили? Что бы ты пожелал(а) Маше в день рождения?   Кукла  Маша хочет угостить тебя конфетами и приглашает в кукольный уголок на чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация логопедического занятия. Тема: "Автоматизация звука (Р)"

Презентация. Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи. Тема: "Автоматизация звука (Р)"...

Занятие по автоматизации звука ш с презентацией к занятию

Индивидуальное занятие по автоматизации звука ш для диагноза ФФНР, с дизартрическим компонентом "Звук Ш. день рождения куклы Маши"...

Презентация к занятию по автоматизации звука "Ль"

игровые упражнения на автоматизацию звука "Ль" для детей 5-7 лет....

Презентация к занятию по автоматизации звука "Ш"

Картинки с анимацией для произнесения звука "Ш" в слогах, словах и предложениях....

Презентация индивидуального занятия по автоматизации звука Ш.

В презентации подобраны игры и игровые задания по автоматизации звука Ш....

Презентация к занятиям по автоматизации звука "ш" : " Маша и Мишка"

Презентацию можно использовать на занятиях частями, в зависимости от этапа автоматизации данного звука. Все задания объединены единым сюжетом. Встреча с любимыми мультипликакционными героями обеспечив...

Презентация к занятиям по автоматизации звука ш

Презентация создана дляиспользования на логопедическиз занятиях по автоматихации звука ш на разных этапах работы....