Художественная литература – эффективный метод развития речи дошкольников.
статья по развитию речи (старшая группа) по теме

Короткова Марина Геннадьевна

Художественная литература –

эффективный метод развития речи дошкольников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Художественная литература –

эффективный метод развития речи дошкольников.

В дошкольном возрасте закладывается

фундамент формирования тех психических

образований, которые будут развиваться

в процессе учебной деятельности. Известно, что

для каждого психического явления существуют

наиболее благоприятные периоды развития: для

младенческого возраста - ощущения, для

дошкольного - речь и восприятие, для младшего

школьного - мышление. Если ребенок

включается в соответствующую его возрасту

деятельность недостаточно, может возникнуть

задержка психических образований, которая

повлечет за собой отставание и других

психических явлений при переходе на

следующий этап. Поэтому чрезвычайно важно

создать благоприятные условия для развития

речи в соответствии с возрастными

                                                                                          особенностями ребенка.

В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию; формирует такие черты личности, как общительность, лояльность, объективность. Если по каким-либо причинам речь у ребенка развита недостаточно, то в дальнейшем это затруднит учебную деятельность. Следовательно, будущему педагогу-воспитателю, а также родителям необходимо овладеть различными методами и приемами, способствующими развитию речи в дошкольном возрасте.

Я хотела бы поделиться опытом о грамотном использовании текстов художественной литературы в развитии речи дошкольников. Знание и умелое использование предложенных педагогических технологий позволят студентам достаточно быстро включиться в образовательный процесс и квалифицированно влиять на речевое развитие детей.

Логика процесса речевого развития требует, чтобы оно, с одной стороны, было целесообразным, а с другой - не допускающим каких бы то ни было шаблонов. Поэтому использование различных педагогических средств, приемов, методов и умелое их сочетание способны не только развивать речь ребенка, но и обеспечивать гармоничное воспитание в соответствии с современными требованиями.

При создании какой-либо речевой ситуации важна установка на развитие ребенка, что предполагает организацию окружающего пространства. Перед прослушиванием текста художественного произведения необходимо, чтобы дошкольник был уже внутренне и психологически подготовлен к последующей деятельности, т.е. к обсуждению прочитанного, хотя такая готовность может и не осознаваться самим ребенком. Из поля его зрения следует убрать все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи - все то, что может помешать ребенку слушать литературное произведение. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольника. В возрасте 3-4 лет предпочтение желательно отдавать русским народным сказкам о животных с многократными повторениями сюжетных ходов, например «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка» и др. Старшему дошкольнику будут интересны русские народные сказки о животных более сложного содержания («Лисичка-сестричка и волк», «Гуси-лебеди» и др.), литературные сказки («Три медведя» Л. Толстого, «Муха-цокотуха», «Федорино горе», «Мойдодыр» К. Чуковского и др.), сюжетные стихотворения («А что у вас?», «Мы едем, едем, едем...» и др. С. Михалкова.)

Знакомство с литературным текстом происходит на слух, поэтому особое внимание следует уделять умению взрослого выразительно читать текст, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать необходимые паузы, а также подбирать красочные иллюстрации, которые помогли бы воспринимать текст. В дошкольном возрасте все воспринимается практически буквально, значит, предлагаемые иллюстрации должны быть как можно более реалистичными: волк не выше зайца, ворона не должна походить на воробья и т.д. Взрослому следует отдавать предпочтение тому материалу, который органически связан с идеей, духом, стилем художественного произведения, т.е. художник должен выступать как толкователь, интерпретатор, помощник в постижении произведения писателя. В качестве примера работы с художественным текстом в младшем дошкольном возрасте рассмотрим русскую народную сказку в обработке К. Ушинского «Репка», иллюстрированную И. Цыганковым.

 (Читаем сказку).

Развитие речи ребенка, а также выявление первичного восприятия и его дальнейшее углубление осуществляются в форме беседы: взрослый задает ребенку вопросы.

1.  Каким словом характеризуется в сказке репка?

2.  Почему один дед не смог вытащить репку из земли?

3.  Как нарисовал репку художник?

4.  Кого позвал дед на помощь?

5.  Кто помог вытащить репку из земли?

6.  Кого позвала на помощь кошка Машка?

7.  Как относятся друг к другу кошка и мышка в жизни (на самом деле)?

8.  Как относятся друг к другу кошка и мышка в сказке «Репка»?

9.   Как художник изобразил  всех героев сказки после того, как они вытащили репку?

Отвечая на такие вопросы, ребенок замечает, что кошка Машка зовет на помощь мышку, хотя в реальной жизни они являются врагами; что деду помогают и бабка с внучкой, и собака с кошкой, и мышка, хотя в реальности человек с мышами не дружит. Таким образом, у дошкольника не только развивается речь, но и формируется представление об образной природе искусства, развивается художественное восприятие.

А вот так мы работаем с русской народной сказкой «Теремок».

(Читаем сказку).

Прочитав сказку, задаем такие вопросы.

1.  Где стоял теремок?

2.  Кто из зверей поселился в теремке?

3.  Почему мышка названа норушкой, лягушка - квакушкой, зайчик - побегайчиком, волчок - серым бочком?

4.  Как в народе называли медведя? Почему?

5.  Каким вы представляете себе медведя?

6.  Почему он не смог залезть в теремок?

7.  Что произошло с теремком, когда на него уселся медведь?

8.  Что случилось с обитателями теремка после того, как его раздавил медведь?

9.  Как звери решили жить дальше? Как вы думаете, почему они так решили?

Учите детей давать полные и подробные ответы, тактично исправляйте неверно употребленный падеж при согласовании, форму слова, просите говорить четко, не искажая слова. При неверном ответе не следует говорить: «Это неправильно. Послушай других». Надо самому ребенку дать возможность увидеть ошибку при ответе. Для этого можно предложить ему еще раз пересказать отрывок из текста или попросить другого ребенка рассказать данный отрывок, или самому еще раз прочитать текст. Учите детей внимательно слушать друг друга, не перекрикивать и не перебивать. Во время занятий атмосфера должна быть непринужденной, доброжелательной. Задача взрослого - разбудить у ребенка желание поговорить о художественном произведении, обсудить прочитанное.

В старшем дошкольном возрасте желательно обратиться к русской народной сказке «Лисичка-сестричка и волк» и литературной сказке Л.Н. Толстого «Три медведя» и на основе этих произведений продолжить развивать речь и формировать образное восприятие.

(Читаем сказку «Лисичка-сестричка и волк»).

А теперь задаем вопросы.

1.  Как лисичка обманула деда, который вез рыбу домой?

2.  Кто попросил лису поделиться с ним рыбой?

3.  Как лиса посоветовала волку ловить рыбу в проруби?

4.   Что сделали люди, увидев сидящего у проруби волка?

5.  Зачем лиса забралась в избу, где бабы пекли блины?

6.  Как ведет себя лиса по отношению к волку?

7.  Какими качествами обладает лиса?

8.  Как ведет себя волк по отношению к лисе в конце сказки?

9.   Как художник нарисовал лису, волка? (Иллюстрации  к сказке  выбирает воспитатель.)

10.   Чем лисичка-сестричка  из  народной сказки отличается от настоящей лисы?

11.  Какими чертами серый волк из сказки отличается от настоящего волка?

12.   Как бы ты нарисовал волка, лису из сказки?

Взрослому не следует направлять ответ ребенка в соответствии с собственными представлениями. Наоборот, следует учить дошкольников объяснять свою точку зрения, выражать свои мысли так, чтобы они были понятны не только ему самому, но и слушающим.

В ходе беседы по тексту дошкольники делятся своим собственным отношением к героям сказки. Например, волк воспринимается детьми как добрый, доверчивый, не сомневающийся в словах лисицы, и их симпатии явно на его стороне.

Задача воспитателя на данном этапе - не только развивать речь, но и учить детей собственному осознанному восприятию художественного текста.

(Читаем сказку Л.Н. Толстого «Три медведя»).

Прочитали? Давайте беседовать.

1.  Куда попала девочка, оставшись одна и заблудившись в лесу?

2.  Как звали медведей, к которым попала девочка?

3.  Как выглядел Михайло Иваныч?

4.  Куда ушли медведи? Зачем?

5.  Какой была чашка с похлебкой у Михаила Иваныча?

6. Какой была чашка с похлебкой у Мишутки?

7.  Каким был стул у Михаила Иваныча?

8.  Каким был стул у Мишутки?

9.   Как закричал большой медведь, когда увидел, что кто-то хлебал из его чашки?

10.  Как закричала Настасья Петровна, когда увидела, что кто-то хлебал из ее чашки?

11.  Что сделал маленький Мишутка, когда увидел девочку на своей постели?

12. Чем медведи из сказки Л.Н. Толстого отличаются от настоящих медведей?

13.  Где живут настоящие медведи в лесу?

14. Где живут медведи в сказке Л.Н.Толстого?

15.  Что общего между настоящими медведями и теми, о которых говорится в сказке?

Дошкольник не может долго заниматься одним и тем же. Исследования последних лет, направленные на изучение устойчивости внимания дошкольника в разных видах деятельности: обучении, игре и других занятиях, выявили следующее. Шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом около 10-15 минут; при этом наивысшая работоспособность детей шестилетнего возраста наблюдается во вторник и среду. Значит, именно в эти дни наиболее целесообразно проводить индивидуальные занятия, уроки повышенной сложности. Если ребенок способен внимательно слушать текст и отвечать на поставленные вопросы, значит, его речь будет развиваться нормально. Поэтому работу с текстом надо проводить в несколько этапов: дети слушают один и тот же текст на протяжении нескольких дней (при этом важно читать его каждый раз полностью, чтобы сохранилась целостность восприятия), а вопросы по тексту надо задавать разные.

Говоря о речевом развитии, следует учитывать по крайней мере два обстоятельства. Первое: обычно память удерживает не все, и каждое повторение дает что-то новое. Второе: для дошкольника важны не только сама информация, но и модель эффективного информационного процесса. Человек, читающий или просто вспоминающий хорошо ему знакомый художественный текст, как бы вновь «проводит» сообщение через все каналы восприятия, вновь моделирует анализ случайного процесса и вновь включает сопутствующие этому системы поощрения.

В дошкольный период память по скорости развития опережает другие способности: ребенок рассматривает картинку, слышит текст, видит какой-либо предмет и начинает рассуждать, говорить, припоминая что-то из своего жизненного опыта. Легкость, с которой дети запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, объясняется бурным развитием их природной памяти. Они запоминают все яркое, красивое, необычное, привлекающее внимание, запоминают непроизвольно. Только к концу дошкольного детства у ребенка появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок сам ставит перед собой цель запомнить и вспомнить, воспроизвести, рассказать, объяснить. Желание ребенка запомнить надо всячески поощрять - это залог успешного развития не только речи, но и других способностей. Ему надо помогать запоминать, учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации к школе, учебной деятельности, постоянным умственным нагрузкам.

Таким образом, речевое развитие не является обособленным процессом. Напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умения внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту - все это способствует формированию и последующему развитию речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия - эффективный метод развития речи дошкольников

СЛАЙД 1 Сказка — это сон, приснившийся нации ( философ Иван Ильин) А знаете ли вы, давно ли появилось название- "сказка"?Сказки на Руси известны с древних временРассказывание сказок – старый...

Синквейн - эффективный метод развития речи дошкольника.

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи. Уже в дошкольном возрасте можно в игровой форме учи...

Статья "Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника"

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им т...

«Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника».

         Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических  процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативно...

Синквейн как эффективный метод развития речи дошкольников

Презентация предназначена для ознакомления педагогов с технологией синквейн. Раскрываются этапы работы с детьм, подготовительная работа....

Выступление на педагогическом совете: "Мнемотехника - эффективный метод развития речи дошкольника"

Мнемотехника - это система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования различных ассоциаций (мнемоника – искусство запоминания).Для улучшения памяти необходим...

Пальчиковый театр - один из эффективных методов развития речи дошкольников

Сегодня все практикующие логопеды применяют на своих занятиях  массаж рук и пальчиковую гимнастику. Мышечные возможности руки ребенка с речевыми проблемами требуют особой тренировки и коррекции. ...